Начальная цена в валюте контракта
Как провести закупку в иностранной валюте
Можно ли установить цену контракта в иностранной валюте
Положения действующего законодательства о контрактной системе, то есть 44 ФЗ, не устанавливают конкретизированный регламент для проведения закупочных процедур в иностранной валюте. Согласно п. 2, 3 ч. 1 ст. 50, п. 6, 7 ст. 64 44-ФЗ, организация-заказчик может организовать закупку, НМЦК которой будет определена в иностранной валюте, однако необходимо изначально отрегулировать и закрепить порядок перерасчета цены в рубли для дальнейшей возможности совершения оплаты по заключенному контракту (письмо Минэкономразвития № Д28и-717 от 17.03.2015).
Нормы ГК РФ также утверждают для заказчика возможность заключения контракта в иностранной валюте. При заключении необходимо отметить курс, по которому будет производиться перерасчет цены договора в рубли для выполнения условий по взаиморасчетам (п. 2 ст. 317 ГК РФ).
Как установить цену в валюте
Для того чтобы корректно подготовить закупочную документацию и прописать инвалюту, организация-заказчик может использовать классификатор ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000. Также в документацию в обязательном порядке нужно внести информацию об инвалюте и ее официальный курс к рублю (Письмо Минэкономразвития № Д28и-3643 от 07.12.2015). Данная норма применима как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ.
Согласно нормам 223 ФЗ, организация-заказчик имеет право установить в документах заказа расчеты в инвалюте, не фиксируя при этом порядок применения ее курса по отношению к рублевому курсу, в том случае, если взаиморасчеты с исполнителем будут осуществляться за счет денежных средств, имеющихся на валютном счете заказчика (п. 7 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ).
Примеры формулировок условий расчетов в инвалюте могут быть следующими:
- Цена оказываемых по настоящему контракту услуг составляет_____ евро. Оплата производится в рублях по курсу евро к рублю РФ, установленному Банком России на дату оказания услуги.
- Цена поставляемого товара составляет ____ долларов США. Стоимость контракта зафиксирована в долларах США и остается неизменной в течение всего срока действия договора.
Как проводить расчеты с поставщиками
Если закупка осуществляется в валюте в соответствии с 44 ФЗ, то неважно является ли поставщик иностранным или отечественным агентом. В ЗД прописывается порядок перерасчета используемой иностранной валюты в рубли для осуществления платежей по контракту. Если в проекте или в самом контракте регламент применения официального курса инвалюты к рублю для осуществления взаиморасчетов не определен, то ответственное должностное лицо организации-заказчика, утвердившее конкурсную документацию, может быть привлечено к административной ответственности за нарушение п. 3 ч. 1 ст. 50, п. 7 ч. 1 ст. 64, п. 8 ч. 1 ст. 87 44-ФЗ (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Согласно п. 2 и 3 ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, в закупочную документацию обязательно должны быть внесены сведения об используемой инвалюте.
Если же закупка осуществляется по нормам 223 ФЗ, то расчеты с поставщиками выглядят иначе.
При проведении валютных операций расчеты осуществляются юридическими лицами с помощью банковских счетов, открытых в уполномоченных банковских учреждениях. Регламент открытия и сопровождения счетов определяется ЦБ РФ.
Органы валютного регулирования в Российской Федерации — это Правительство РФ и Банк России (п. 1 ст. 5 173-ФЗ).
Юридические лица — резиденты РФ имеют неограниченное право открывать счета, необходимые для проведения соответствующих денежных операций (письмо Минфина РФ № 02-06-007/54200 от 10.12.2013). На основании п. 9 ч. 1 ст. 9 173-ФЗ, разрешается осуществление валютных операций, связанных с взаиморасчетами с поставщиками, подрядчиками, исполнителями контрактов.
В денежном обязательстве договора может быть установлено, что его необходимо оплатить по цене, эквивалентной определенной сумме в инвалюте или в условных денежных единицах (п. 2 ст. 317 ГК РФ). В таких случаях сумма, подлежащая оплате в рублевом эквиваленте, рассчитывается в соответствии с официальным курсом либо стоимостью условных единиц на момент осуществления платежа, если иное не предусмотрено контрактом.
Примеры закупок в иностранной валюте
Большинство закупок осуществляют заказчики федерального уровня — министерства, ведомства, госкорпорации, исследовательские центры. Например, Министерство обороны закупает услуги по экспедированию перевозок, многие корпорации государственного уровня приобретают программное обеспечение, оборудование либо специализированные станки. Министерство иностранных дел публикует заказы в инвалюте на обеспечение деятельности посольств на территории других стран.
Цену контракта можно установить в иностранной валюте
В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сфере обеспечения закупок товаров, работ, услуг заказчиками, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 44-ФЗ, Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, изданных во исполнение указанных законов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ сферой применения Закона N 44-ФЗ являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, иностранные организации имеют право принимать участие в определении поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ и выполнять работы, оказывать услуги, поставлять товар в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии с частью 2 статьи 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 50, пунктами 6, 7 части 1 статьи 64, пунктами 7, 8 части 1 статьи 87 Закона N 44-ФЗ в документации о торгах должна быть указана информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Таким образом, цена контракта, заключаемого по итогам торгов, может быть определена в иностранной валюте. В этом случае заказчик должен указать в документации о закупке сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3643
Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?
На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.
Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.
Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.
Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.
Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.
От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.
От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.
Методы определения начальной максимальной цены
Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
- затратный метод;
- проектно-сметный метод;
- тарифный метод;
- нормативный метод.
Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.
Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.
Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.
В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:
- страна происхождения товара;
- производитель товара;
- характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
- качество товара;
- взаимозаменяемость товаров;
- вид и объем товаров.
При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:
- коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
- общедоступные сведения о рыночных расценках;
- информация от размещения запросов в ЕИС.
В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
- Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
- Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
- Разместить запрос цен в ЕИС.
- Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
- Проанализировать полученную ценовую информацию.
- Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
- Удостовериться в однородности ценовых сведений.
Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.
При использовании проектно-сметного метода используют:
- проектную документацию;
- сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
- положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
- информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.
Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.
Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.
Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.
Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК
Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.
Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:
- Определение потребности в определенном товаре или услуге.
- Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
- Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
- Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
- Определить метод расчета НМЦК.
- Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
- Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.
Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе. Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке. Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.
В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:
- выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
- изменились регулируемые тарифы;
- уменьшился размер бюджетного финансирования;
- изменился перечень услуг для заказчика.
Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.
Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту. Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ. Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.
Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.
При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.
Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки. При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком. При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.
Договор в у. е. с фиксированным курсом: учет у продавца
Порядок отражения дохода в бухгалтерском и налоговом учете
Сегодня в связи с ростом курса валюты валютные договоры создают некоторые проблемы для участников сделки. Для одних курсовые разницы образуют внереализационный доход, а для других — внереализационный расход. Чтобы избежать убытков, возникающих при отражении отрицательных курсовых разниц в расчетах по договору, стороны устанавливают фиксированный курс валюты.
О том, что стороны договора вправе устанавливать собственный курс пересчета и порядок его определения, в 2002 г. высказался Президиум Высшего арбитражного суда пп. 1— 3 Информационного письма Президиума ВАС от 04.11.2002 № 70 . При этом он разграничил понятия «валюта долга» и «валюта платежа».
В этой статье мы расскажем об особенностях бухгалтерского и налогового учета доходов по сделкам, заключенным в условных денежных единицах, курс которых зафиксирован сразу на дату подписания договора.
Рассмотрим такой пример: цена товара в договоре указана в евро, оплата предусмотрена в российских рублях. Расчеты по договору производятся по фиксированному курсу: 1 евро = 65 руб.
Основные правила учета операций по договорам, в которых цена выражена в валюте, мы разбирали в статье «Как быть с курсовыми разницами» (, 2016, № 6, с. 61). В этой статье мы не будем повторяться и сконцентрируемся лишь на особенностях учета, вытекающих из условий рассматриваемой ситуации.
Учет сделок с фиксированным курсом
По общему правилу стоимость объектов, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату совершения операци и ч. 2, 3 ст. 12 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ; пп. 4— 7, 20 ПБУ 3/2006 ; пп. 1, 3, 8 ст. 271 НК РФ .
Пересчет может быть сделан не только по официальному курсу иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, но и по иному курсу, если он установлен соглашением сторо н п. 5 ПБУ 3/2006 ; п. 8 ст. 271 НК РФ . Таким образом, в рассматриваемом случае выручка и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет пересчитываться в рубли по установленному соглашением фиксированному курсу: 65 руб. И неважно, была ли предоплата или нет. Никаких курсовых разниц в бухучете и для целей налогообложения прибыли не возникает.
Курсовые НДС-сложности
В отличие от положений ПБУ 3/2006 и гл. 25 НК РФ в гл. 21 НК РФ не содержится особых указаний о возможности применения курса условной единицы, согласованного сторонами, для пересчета в рубли базы по НДС. Если буквально читать НК, то получается, что для целей пересчета надо всегда брать только официальный курс ЦБ. И специалисты Минфина этот вывод подтверждаю т Письмо Минфина от 21.02.2012 № 03-07-11/51 . Значит, если по условиям договора покупатель оплачивает товар авансом, продавец должен исчислить с него НДС по расчетной ставке. Рублевая величина базы по НДС определяется по официальному курсу, установленному ЦБ РФ для принятой сторонами условной денежной единицы на день получения платеж а подп. 2 п. 1 ст. 167, абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ .
На день отгрузки товаров также возникает момент определения налоговой базы п. 14 ст. 167 НК РФ . Причем на дату отгрузки товаров база определяется как договорная стоимость этих товаров — опять же исходя из официального курса ЦБ РФ п. 4 ст. 153 НК РФ , действующего на дату:
- предоплаты — в той части, в которой товар оплачен авансом;
- отгрузки — в оставшейся части.
Одновременно при отгрузке возникает право на налоговый вычет суммы НДС, исчисленной при получении предоплат ы п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ; Письмо ФНС от 10.03.2011 № КЕ-4-3/3790 .
Это означает, что в рассмотренной ситуации не исключено предъявление претензий со стороны налоговых органов, если при определении рублевого эквивалента базы по НДС пересчет делать исходя из фиксированного курса иностранной валюты, установленного соглашением сторон, а не исходя из официального курса ЦБ РФ.
Если вы опасаетесь претензий проверяющих, то в счете-фактуре, выставляемом покупателю, придется указать рублевую цену и сумму НДС, рассчитанные по официальному курсу ЦБ РФ. А в накладной надо указать:
- общую стоимость товаров — исходя из фиксированного курса, установленного соглашением сторон;
- сумму НДС — по данным отгрузочного счета-фактуры.
Получается, что рублевые суммы выручки в счете-фактуре и в накладной не будут совпадать между собой.
Есть, правда, разъяснение Минфина, позволяющее при отгрузке полностью предоплаченных товаров в графе 5 счета-фактуры указывать стоимость (без учета НДС) таких отгруженных товаров в рублях «исходя из полученной полной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузк и» Письмо Минфина от 06.07.2012 № 03-07-15/70 (доведено Письмом ФНС от 12.09.2012 № АС-4-3/15209@) . Но оно помогает решить вопрос только в случае стопроцентной предоплаты.
Отстаивая возможность применения договорного курса условной единицы, можно сослаться и на Правила заполнения счета-фактуры: в графе 4 счета-фактуры указывается цена товара за единицу измерения по договору (контракту) без учета НДС подп. «г» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 . Однако насколько это будет весомым аргументом в споре с налоговиками, предугадать сложно.
Возможно, избежать налоговых рисков по НДС поможет следующее: установите в договоре цену в рублях, а ниже расшифруйте порядок ее расчета, то есть укажите сумму в евро, долларах США или иной иностранной валюте и ее фиксированный курс. И тогда считайте НДС так, как будто цена товара изначально установлена в рублях.