Тип налогового платежа
Тип налогового платежа
Тип налогового платежа
Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.
Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:
- Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
- Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
- Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.
В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).
Классификация фискальных обязательств
Основные виды налоговых платежей в РФ определяются по многочисленным признакам. Так, действующую классификацию можно представить в виде следующей схемы:
Разобраться в том, к какому виду относится конкретный налог или сбор, поможет подробная статья «Действующая классификация налогов с примерами».
Иные фискальные изъятия
Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:
- сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
- торговый и курортный сборы;
- платежи за добычу полезных ископаемых;
- взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
- иные формы изъятия.
Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.
Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».
Платёжное поручение. Пошаговая инструкция заполнения
Платежное поручение – это документ, с помощью которого владелец расчетного счета дает распоряжение банку совершить перевод денежных средств на другой указанный счет. Таким способом можно рассчитаться за товары или услуги, выплатить аванс, вернуть заем, совершить госплатежи и взносы, то есть, фактически обеспечить любое разрешенное законом движение финансов.
Платежные поручения должны составляться в соответствии с установленным Министерством финансов порядком, так как они обрабатываются автоматизировано. При этом не имеет значение, в бумажной ли форме подана платежка в банк или отправлена по интернету.
Сложный бланк, разработанный Центробанком РФ и утвержденный федеральным законодательством, должен быть заполнен грамотно, так как цена ошибки может оказаться слишком высокой, особенно если это распоряжение на налоговые выплаты.
Чтобы избежать проблем, связанных с неправильным заполнением полей платежного поручения, разберемся с особенностями каждой ячейки.
Код заполнения платежки
Реквизиты будущего платежа и информация о нем располагаются в специально отведенных для этого полях бланка платежки. Многие сведения отмечаются в закодированном виде. Код един для всех участников процесса:
Это дает возможность автоматизировано учитывать платежи в электронном документообороте.
Пошаговая инструкция по заполнению платежного поручения
На образце бланка каждой ячейке присвоены условные номера, чтобы легче было разъяснить ее значение и уточнить, как именно необходимо ее заполнять.
Проверьте, используете ли вы актуальный бланк платежного поручения, обновленный в 2012 г. Новая форма утверждена Приложением 2 к Положению Банка России от 19.06.2912 г. № 383-П.
Сверьте номер, указанный вверху справа. Кому бы ни предназначались деньги, отправляемые посредством платежного поручения, будут указаны одинаковые цифры – 0401060. Это номер формы унифицированного бланка, действительного на сегодняшний день.
Начинаем заполнять поля документа по очереди.
Поле 3 – номер. Плательщик указывает номер платежки в соответствии со своим внутренним порядком нумерации. Физлицам проставить номер может банк. В этом поле не может быть более 6 знаков.
Поле 4 – дата. Формат даты: две цифры числа, две цифры месяца, 4 цифры года. В электронной форме дата форматируется автоматически.
Поле 5 – вид платежа. Нужно выбрать, как будет произведен платеж: «срочно», «телеграфом», «почтой». При отправлении платежки через банк-клиент нужно указать закодированное значение, принятое банком.
Поле 6 – сумма прописью. С заглавной буквы словами пишется количество рублей (это слово не сокращается), копейки пишутся цифрами (слово «копейка» тоже без сокращений). Допустимо не указывать копейки, если сумма целая.
Поле 7 – сумма. Перечисляемые деньги цифрами. Рубли надо отделить от копеек знаком – . Если копеек нет, после рублей ставится =. Никаких других знаков в этом поле быть не должно. Цифра должна совпадать с прописью в поле 6, иначе платежка принята не будет.
Поле 8 – плательщик. Юрлицам надо указать сокращенное наименование и адрес, физлицам – ФИО полностью и адрес регистрации, занимающимся частной практикой, помимо этих данных, в скобках надо отметить вид деятельности, ИП – ФИО, правовой статус и адрес. Имя (название) от адреса отделяется символом //.
Поле 9 – номер счета. Имеется в виду номер р/с плательщика (20-значная комбинация).
Поле 10 – банк плательщика. Полное или сокращенное название банка и город его расположения.
Поле 11 – БИК. Идентификационный код, принадлежащий банку плательщика (по Справочнику участников расчетов через ЦБ России).
Поле 12 – номер корреспондентского счета. Если плательщика обслуживает Банк России или его подразделение, это поле не заполняется. В других случаях нужно указать номер субсчета.
Поле 13 – банк получателя. Название и город банка, куда направляются средства.
Поле 14 – БИК банка получателя. Заполняется аналогично п.11.
Поле 15 – номер субсчета получателя. Если деньги отправляются клиенту Банка России, ячейку заполнять не надо.
Поле 16 – получатель. Юрлицо обозначают полным или сокращенным наименованием (можно оба сразу), ИП – статусом и полным ФИО, частно практикующим ИП нужно дополнительно указать вид деятельности, а физлицо достаточно полностью именовать (не склоняя). Если средства перечисляются банку, то дублируется информация из поля 13.
Поле 17 – № счета получателя. 20-значный номер р/с адресата средств.
Поле 18 – вид операции. Шифр, установленный ЦБ РФ: для платежного поручения он всегда будет 01.
Поле 19 – срок платежа. Поле остается пустым.
Поле 20 – назначение платежа. См. п. 19, пока ЦБ РФ не указал другого.
Поле 21 – очередь платежа. Указывается цифра от 1 до 6: очередь в соответствии со ст.855 ГК РФ. Чаще всего используется цифра 3 (налоги, взносы, зарплата) и 6 (оплата закупок и поставок).
Поле 22 – код УИН. Уникальный идентификатор начисления введен в 2014 году: 20 цифр для юрлица и 25 – для физлица. Если УИН нет, ставится 0.
Поле 23 – резерв. Оставьте его пустым.
Поле 24 – назначение платежа. Напишите, за что перечисляются средства: название товара, вид услуги, номер и дату договора и т.п. НДС указывать не обязательно, но лучше перестраховаться.
Поле 43 – печать плательщика. Ставится только на бумажном варианте документа.
Поле 44 – подписи. На бумажном носителе плательщик ставит подпись, совпадающую с образцом на карточке, поданной при регистрации счета.
Поле 45 – отметки банка. На бумажном бланке банки отправителя и получателя средств ставят штампы и подписи уполномоченных лиц, а в электронном варианте – дату исполнения поручения.
Поле 60 – ИНН плательщика. 12 знаков для физического, 10 – для юридического лица. Если ИНН отсутствует (такое возможно для физлиц), пишем 0.
Поле 61 – ИНН получателя. Аналогично п.28.
Поле 62 – дата поступления в банк. Заполняет сам банк.
Поле 71 – дата списания. Проставляет банк.
ВАЖНО! Ячейки 101-110 надо заполнять, только если платеж предназначается для налоговой или таможни.
Поле 101 – статус плательщика. Код от 01 до 20, уточняющий лицо или организацию, перечисляющих средства. Если код находится в промежутке от 09 до 14, то поле 22 или поле 60 должно быть заполнено в обязательном порядке.
Поле 102 – КПП плательщика. Код причины постановки на учет (при наличии) – 9 цифр.
Поле 103 – КПП получателя. 9-значный код, если он присвоен. Первыми двумя цифрами не могут быть нули.
Поле 104 – КБК. Новшество 2016 года. Код бюджетной классификации отражает вид дохода бюджета России: пошлина, налог, страховой взнос, торговый сбор и т.п. 20 или 25 знаков, все цифры не могут быть нулями.
Поле 105 – код ОКТМО. Указывается с 2014 года вместо ОКАТО. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, нужно написать в этом поле 8 или 11 цифр, присвоенных вашему населенному пункту.
Поле 106 – основание платежа. Код состоит из 2 букв и обозначает различные основания уплаты, например, ОТ – погашение отсроченной задолженности, ДЕ – таможенная декларация. В 2016 г. введены несколько новых буквенных кодов для оснований платежа. Если в списке кодов не указан тот платеж, который производится в бюджет, в ячейке ставится 0.
Поле 107 – показатель налогового периода. Отмечается, как часто производится уплата налога: МС – ежемесячно, КВ – раз в квартал, ПЛ – каждое полугодие, ГД – ежегодно. После буквенного обозначения пишется дата. Если платеж не налоговый, а таможенный, в этой ячейке пишется код соответствующего органа.
Поле 108 – номер основания платежа. С 28 марта 2016 г. в этом поле нужно написать номер документа, на основании которого производится платеж. Документ выбирается в зависимости от кода, указанного в поле 107. Если в ячейке 107 стоит ТП или ЗД, то в поле 108 надо проставить 0.
Поле 109 – дата документа-основания платежа. Зависит от поля 108. При 0 в поле 108 в данной ячейке также пишется 0.
Поле 110 – тип платежа. Правила заполнения этого поля сменились в 2015 году. Эту ячейку не нужно заполнять, так как в поле 104 указан КБК (14-17 его разряды как раз отражают подвиды бюджетных доходов).
Дополнительные нюансы
Обычно платежку нужно составлять в 4 экземплярах:
- 1-й используется при списании в банке плательщика и попадает в банковские дневные документы;
- 2-й служит для зачисления средств на счет получателя в его банке, хранится в документах дня банка получателя;
- 3-й подтверждает банковскую проводку, прилагаясь к выписке из счета получателя (в его банке);
- 4-й со штампом банка возвращается плательщику как подтверждение приема платежки к исполнению.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Банк примет платежку, даже если на р/с плательщика недостаточно денег. Но поручение будет исполнено, только если средств для этого хватит.
Если плательщик обратится в банк за информацией о том, как исполняется его платежное поручение, ему должны ответить на следующий рабочий день.
Поле 110 в платежном поручении
Поле 110 в платежном поручении
Похожие публикации
Сегодня одним из доминирующих видов безналичных расчетов в РФ является оформление платежного поручения. Но, невзирая на их распространенное применение, при формировании платежек нередко возникают вопросы по правильному заполнению полей документа. Особенно часто законодателями изменяются требования к предоставлению сведений, позиционирующих статус получателя платежа и фактор направленности выплаты. Это – реквизит 110 в платежном поручении. Поговорим об особенностях его заполнения в 2018 году.
Общие положения о документе
Форма платежного поручения, как и все остальные формы документов, по которым осуществляются расчеты, подготовлена и утверждена Центробанком РФ в Положении № 383-П от 19.06.2012. В нем же представлена и методика, придерживаясь которой заполняется документ, а в приложении № 3 – его утвержденная форма с указанием пронумерованных полей для удобства заполнения. Мы не будем перечислять все реквизиты платежки, поскольку для нашей публикации особый интерес представляет лишь 110 поле. В платежном поручении 2018 года, а точнее в требованиях ЦБ по его заполнению, пока не произошло никаких изменений, поскольку последние корректировки были утверждены совсем недавно – в августе 2017. Разберемся в перипетиях оформления этого реквизита.
Платежное поручение: вид оплаты в поле 110
Код 110 в платежном поручении обозначает вид платежа и размещается в блоке сведений о получателе. Заметим, что требования ЦБ РФ к оформлению этого поля изменяются довольно часто. Думается, что связано не только это с межведомственными разногласиями и несовершенством законодательных норм, но и с развитием технологий.
Так, Минфин РФ приказом № 126н от 30.10.2014 отменил заполнение строки 110 платежного поручения с 2015 года, но практически в, то же время ЦБ РФ отмечает необходимость заполнения этого поля и в письме № 234-Т от 30.12.2014 устанавливает обязательность проставления в отметки «0».
Далее ЦБ РФ указанием № 3844-У от 06.11.2015 изменил предыдущее распоряжение, отменив заполнение поля 110 в платежном поручении для всех без исключения. Эти изменения действовали с 28.03.2016.
Положение дел изменилось в прошлом году. Указанием ЦБ РФ от 05.07.2017 № 4449-У внесены новые изменения в положение № 383-П, касающиеся правил перевода денег. Действовать они начали с 08.08.2017. Объясним причины очередной корректировки и расскажем, каких платежей они коснутся.
Обновить требования к заполнению этого поля Банку России пришлось из-за принятия новой редакции закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011. В сущности, рассматриваемые изменения стали следствием развертывания государственной программы по внедрению отечественных платежных систем, преимуществом которых являются независимость от иностранных инструментов и санкций.
Платежное поручение: поле 110 в 2018 году
Заполнение реквизита 110 сегодня предусматривается только в тех случаях, когда выплата адресована физическому лицу, а средства он получает из бюджета страны. Подобными выплатами считаются:
- Денежное содержание/довольствие/вознаграждение/ служащих госучреждений;
- Оплата труда персонала госучреждений, муниципальных организаций, а также государственных внебюджетных фондов;
- Стипендии, выделенные государством;
- Пенсии, компенсационные и другие социальные выплаты из Пенсионного фонда;
- Пожизненное содержание судей.
Если выплата подпадает под какую-либо категорию из означенных в списке, то вид платежа в платежном поручении 2018 в поле 110 отмечается цифрой «1». Вполне возможно, что со временем этот перечень расширится, поскольку законом № 161-ФЗ такая возможность не исключается.
При совершении иных выплат по-прежнему действует правило – поле 110 в платежке не заполняется. Это актуально даже для:
- Перечислений обязательного характера в казну;
- Расчетов, совершаемых компаниями, предпринимателями и частными лицами.
Итак, заполнение строки 110 в платежном поручении в 2018 году стало обязательным пока лишь при операциях по переводу денег физическим лицам из бюджетных средств.