Платежи за нвос
Плата за НВОС: путеводитель по формулам расчета
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) — одна из самых непростых процедур в работе эколога, поэтому подход к ней должен быть максимально ответственным. Автор статьи проанализировала свежую редакцию Правил исчисления и взимания платы за НВОС и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать для выбора формулы расчета платы.
Основные положения, регулирующие расчет платы за НВОС, установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
С 01.01.2020, конечно же, появились новшества, но основные моменты не затронуты:
• авансовые платежи вносятся лицами, обязанными вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);
• срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);
• плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).
Обратите внимание
Невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа (ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):
• на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.;
• на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
Помимо административного штрафа несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).
Корректность исчисления платы за НВОС во многом зависит от внимательности:
• к фактическим показателям по видам НВОС за отчетный период (масса/объем выбросов/сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов);
• к нормативно-правовой базе с методическими указаниями по расчету платы за НВОС.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 и с 01.01.2020 действуют в новой редакции — от 27.12.2019.
Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета, однако замудренное изложение текста Правил в новой редакции может ввести в заблуждение. Некоторые вещи так и приходится додумывать, а на некоторые вопросы и вовсе нет ответа.
Автор статьи проанализировала Правила со всеми изменениями и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать при расчете платы за НВОС.
На заметку
Интерактивную таблицу можно скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм». Код доступа опубликован в журнале.
В таблице используются следующие сокращения:
• ЗВ — загрязняющие вещества;
• ВРВ — временно разрешенные выбросы;
• ВРС — временно разрешенные сбросы;
• Декларация ОВОС — декларация о воздействии на окружающую среду;
• Документ об утверждении НООЛР — документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
• КЭР — комплексное экологическое разрешение;
• НДВ — нормативы допустимых выбросов;
• НДС — нормативы допустимых сбросов;
• Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
• Отчетность по отходам — отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов;
• отходы ТКО — твердые коммунальные отходы;
• отходы неТКО — отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Для упрощенного ориентирования по формулам можно дать условные наименования следующим пунктам по аналогии с пунктами Правил:
• 17 — выбросы/сбросы;
• 18 — отходы неТКО;
• 18(1) — ТКО;
• 18(2) — ТКО;
• 19 — выбросы/сбросы;
• 20 — отходы неТКО;
• 21 — выбросы/сбросы;
• 21(1) — выбросы/сбросы.
Как пользоваться интерактивной таблицей
Для простоты пользования таблицей в ней настроен фильтр (рис. 1), с помощью которого природопользователь может выбрать необходимую формулу исходя из:
• практического случая (наличия/отсутствия разрешительной документации, превышения/непревышения нормативов и др.).
При нажатии кнопки фильтра в каждой из граф будет выпадать список с возможными вариантами выбора.
Рекомендации по пользованию таблицей:
1. Поставьте фильтр по категории вашего объекта в соответствии с полученным свидетельством о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС: I, II, III.
2. Поставьте фильтр по виду НВОС, по которому вам необходимо рассчитать плату: выбросы, сбросы, отходы неТКО, отходы ТКО.
3. Внимательно изучите описанные случаи и выберите тот, условия которого подходят вам больше всего.
4. После определения конкретно вашего случая используйте формулу, указанную в графе «Номер пункта Правил с формулой».
Рассмотрим выбор формулы расчета на примере абстрактного предприятия.
Например, нам необходимо рассчитать плату за отходы неТКО для объекта II категории. Декларация ОВОС представлена (предположим, с 01.01.2019), при этом масса/объем размещенных отходов в отчетном периоде не превысили массы/объема, указанных в Декларации ОВОС (рис. 2).
Результат: для описанного случая будет использована формула, указанная в п. 18 Правил.
Текст, выделенный красным цветом, — это положения, напрямую не прописанные в Правилах, но вытекающие из логики документа и законодательства в целом.
А.И. Эндеко, эксперт-эколог
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2020.
Авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2020 году
Принцип формирования и внесения платежей за НВОС, который действует в настоящее время, является несовершенным, ведь зачастую субъекты вынуждены переплачивать. В связи с этим власти приняли решение об изменении ситуации и предоставлении плательщикам права выбора.
Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду
В конце сентября 2018 года Комиссия, осуществляющая работы в сфере создания законопроектов, одобрила норму, созданную Министерством природы, связанную с изменениями порядка выявления суммы авансов за НВОС. Согласно ФЗ №7 от 10.01.2002 года предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе осуществления коммерческой деятельности негативно влияют на ОС, компенсируют это финансами. Физические лица, использующие природные ресурсы в личных целях, подобные выплаты не осуществляют.
В 2018 году внесение авансовые платежи за НВОС осуществлялось по следующей схеме: предприятия, применявшие природные ресурсы, вносили авансы по кварталам в сумме 25% от величины платы за НВОС. Не распространяется данное требование на субъекты малого и среднего бизнеса.
Однако в итоге практика показала, что такой подход неверный, так как влечет за собой переплату. Это оказывает негативное влияние на финансовые показатели фирмы, а также влечет повышение трудовых затрат работников Росприроднадзора. Поэтому целью нового законопроекта стала минимизация переплаты в процессе внесения авансовых сумм.
Изменения способа уплаты
В рамках нового законопроекта предусмотрена возможность выбора оптимального способа расчета между налогоплательщиком и государством. Чтобы сумма платы была максимально предсказуемой, в ст. 16.4 ФЗ №7 будут внесены изменения. В рамках этих перемен появится возможность совершения авансовых платежей и определения их сумм тремя способами:
- в сумме 25% от выплаты за НВОС за предыдущий отрезок времени, как и ранее;
- в величине ¼ платы НВОС, в процессе исчисления которой платежной базой является объем (масса) совершенных выбросов;
- в размерном показателе какой-то фиксированной части суммы платы за НВОС.
Порядок расчета величины
В качестве базового регламента, в рамках которого определяются ключевые аспекты расчета сумм платежей, выступает ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Именно в нем предусматривается обязательство для юридических лиц, не имеющих отношения к субъектам малого и среднего бизнеса, вносить плату авансов за НВОС на протяжении текущего года. По завершении этого отрезка времени произойдет уменьшение общей величины выплаты.
Начисление и уплата авансовых платежей осуществляется трижды в год, когда завершается 1, 2, 3 квартал. Происходит это до 20 числа следующего месяца, что прописано в рамках п. 3 ст. 16.4 ФЗ №7. Определить окончательную величину авансовых платежей достаточно просто. Каждый из них будет составлять ¼ от общего объема выплат. В данном случае было бы нерационально говорить о платежах, внесенных в рамках прошлого периода.
Ведь в качестве суммы, от которой определяется выплата, выступает суммарный объем начисленных к уплате величин. Ведь на практике нередко возникают ситуации, в которых величина авансов окажется больше, чем интегрированный платеж. Именно о вопросах такой переплаты речь ведется в Письмах Росприроднадзора от 15 марта 2017 года №АС-06-02-36/5195 или №АА-06-02-36/6198.
17 октября 2018 года в государственную думу произошло внесение законопроекта №568200-7. В соответствии с ним к нынешнему порядку выявления суммы добавится еще два алгоритма:
- 25% от величины платежа, определенного в соответствии с объемом/массой выбросов;
- часть суммы платы, определенной в соответствии с данными экологического контроля.
Составление декларации
Определение суммы выплат, которые устанавливаются по году, происходит в декларации. В ее составе присутствуют следующие элементы:
- титульный лист;
- раздел, включающий сводные итоги расчетов, в котором начисленные величины подлежат сокращению за счет затрат, способствующих снижению негативного влияния, а также авансов, внесенных на протяжении года;
- три раздела специального назначения в соответствии с количеством основных видов источников загрязнения.
Расчетные действия осуществляются в соответствии с правилами, перечень которых детально прописан в Приказе Минприроды России №3 от 9 января 2017 года. Также речь об этом аспекте ведется в Постановлении Правительства РФ №255 от 3 марта 2017 года. Оба этих регламента включают в себя информацию о требуемых значениях, используемых в расчетах коэффициентов.
Формула, в соответствии с которой определяется размер авансового платежа, выглядит так:
Дополнительная инструкция по составлению декларации за НВОС в «Модуле природопользователя» представлена ниже на видео.
Сроки для платежей
Оплата авансов юридическими лицами, за которыми закрепляется обязательство по внесению подобных платежей, осуществляется трижды в год. Завершение расчетов по году происходит еще одним платежом – итоговой суммой, которая была получена в разделе, где указываются сводные данные. В связи с этим для предприятий установлено два основных направлениях сроков.
- Для авансовых платежей. Истечение их в 2020 году произошло соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября. Однако во всех новых месяцах этот срок передвигается на более ранний период времени. В связи с этим платежи нужно было совершить до 19 апреля, 19 июля и 18 октября. Происходит это по той причине, что 20-е числа – выходные дни.
- Для окончательного итога по годовому периоду. В данном случае речь ведется о предельной дате данного срока. Она имеет соответствие 1 марта года, который наступает за отчетным периодом. То есть, если вести речь о платеже за 2019 год, по нему нужно было рассчитаться до 1 марта 2020 года. Если говорить о выплате за 2020 год – до 28 февраля 2021 года.
Организации, за которыми не установлено обязательство по выплате авансов, вносят платежи за НВОС разово по итогам года. То есть в их отношении устанавливается исключительно один срок, то есть 1 марта. Общим для всех юридических лиц, исходя из масштабов их предпринимательской деятельности, является период, действующий для предоставления декларации. Он завершается 10 марта следующего года.
Как и куда платить
Место, в которое вносится та или иная выплата, зависит от типа выбросов. В п. 1 ст. 16.4 указаны следующие аспекты:
- за выбросы плата осуществляется в бюджет по месту нахождения источника, негативно влияющего на окружающую среду;
- за размещение отходов она вносятся в месте, где оно фактически производится.
Отличия платежей за НВОС от платежей по экологии
Наряду с выплатами по НВОС на практике применяются иные экологические платежи. Их официальное наименование, фигурирующее в документации – «экологические сборы». Регулирование таких сумм производится посредством прочих нормативных актов.
В частности, речь идет о Федеральном законе №89 «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года. В отличие от «загрязняющих» платежей суммы по НВОС имеют следующие особенности:
- круг налогоплательщиков включает в себя лиц, которые производят или импортируют изделия, подразумевающие последующую утилизацию;
- значение налоговой базы представляет собой объем товара, который утилизируется, важную роль играет его корректирование в соответствии с нормой утилизации;
- показатель ставки пребывает в зависимости от разновидности изделия;
- крайний срок, который действует для внесения сбора и является единственным, совпадает с моментом подачи отчетности, это дата 15 апреля следующего года.
- Различия заключаются, во-первых, в налоговой базе. Для НВОС она представляет собой объем вещества загрязняющего типа. Для экологического сбора – объем утилизируемого товара, включая его упаковочный материал.
- Во-вторых, во внимание принимаются основания для уплаты. В первом случае в качестве их выступают сбросы или отходы производства. Во второй ситуации учитывается утилизация позиций, утративших потребительские качества.
- В-третьих, авансовые платежи для НВОС уплачиваются по окончании 1, 2, 3 квартала, для ЭС они просто-напросто не предусмотрены.
- В-четвертых, срок уплаты для первого случая – до 1 марта 2020 года, для второй ситуации — до 15 апреля 2020 года.
Данные для расчета и КБК
В процессе определения окончательной суммы платы во внимание принимаются следующие сведения:
- нормативы максимально допустимых уровней загрязнений;
- лимиты на отходы (утверждены силами Росприроднадзора);
- порядки временно согласованных выбросов и сбросов;
- лимиты платы за загрязнение окружающей среды (Постановление Правительства РФ №344);
- инфляционный коэффициент;
- фактическое массовое значение сбросов и выбросов;
- показатель повышающего коэффициента.
Внесение платежей производится в бюджет по месту расположения источника или на территории выброса отходов, что прописано в п. 1 ст. 16.4 ФЗ №7.
Коды бюджетной классификации прописаны в Приказе Минфина №65н от 01 июля 2013 года. За размещение производственных отходов используется значение 048 1 12 01041 01 6000 120. За ТКО последние цифры – 01042 01 6000 120, за загрязнение атмосферы — 01010, за загрязнение воды – 01030.
Начисляемые штрафные санкции
Если опоздать с внесением платы за НВОС, последует начисление штрафных санкций и пеней в размере 1/300 от ставки Центробанка, которая действует на момент уплаты пени. Задолженность может быть взыскана в судебном порядке. Для физических лиц штраф равен 3000 — 6000 руб., для предприятий – 50 000 — 100 000 руб.
Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду? Ответ — ниже на видео.
Кто Платит За НВОС? Разъяснения!
Добрый день, уважаемые подписчики! К нам поступают многочисленные вопросы о том, кто же должен вносить плату за НВОС. Давайте разбираться.
На сегодняшний день самым актуальным документом является письмо Минприроды России от 14.12.2017 г. № 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС». Я процитирую его основные положения и остановлюсь на наиболее важных:
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Положениями пунктов 1, 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено:
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Соответственно, кто поставил свои объекты на учёт на 4-ю категорию и имеет соответствующее свидетельство о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории, тот не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Тут работает принцип — образователь платит!
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Если региональный оператор не выбран, есть и этому факту разъяснение.
На основании Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон — Об отходах производства и потребления — и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — ПНВОС) при размещении твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО) за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
В соответствии со ст. 16 Закона № 7-ФЗ необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Ярославской области декларацию о ПНВОС, в которой обязательно показывать движение отходов (ТКО), образованных в отчётном периоде.
При заполнении указанной декларации в разделе 3 «Расчёт суммы платы за размещение отходов производства и потребления» заполняется графа 11 «Передано оператору/региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» в соответствии с документами, подтверждающими передачу твёрдых коммунальных отходов.
Это личный опыт, в вашем регионе может быть всё по-другому!
Учёт лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
О постановке на учёт смотрите заметку.
В случае если хозяйствующий субъект получил отказ в постановке на учёт, он может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении платы за размещение отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам. Если у такого лица не образуются отходы, относящихся к твёрдым коммунальным отходам, оно не является лицом, обязанным вносить плату, так как плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов вносится операторами (региональными операторами) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Короткий ликбез:
Коэффициенты, применяемые к ставкам платы, установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон — Об охране окружающей среды — и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктами 3, 5, 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ. Применение либо неприменение указанных коэффициентов при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду не увязано с обязанностью постановки объектов на государственный учёт.
На этом у меня всё, подписывайтесь на Блог-Инженера.РФ.
У кого остались вопросы, прошу в комментарии.
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.