Составляющими муниципальной казны являются - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Составляющими муниципальной казны являются

Глава 3. Муниципальная казна

Глава 3. Муниципальная казна

Статья 10. Имущество, составляющее муниципальную казну

Средства бюджета муниципального образования и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну.

В казну могут включаться:

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— объекты недвижимости, включая: нежилые здания, помещения, сооружения, не завершенные строительством объекты, муниципальный жилищный фонд;

— ценные бумаги, доли (пан) в уставном капитале юридических лиц;

— имущественные комплексы ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений;

— иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за ее пределами. Настоящее Положение не регулирует порядок формирования, учета и распоряжения средствами бюджета муниципального образования, входящими в состав имущества казны.

Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования

1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления Администрации.

2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:

— отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

— изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;

— отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;

— имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

— создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;

— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременении, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

4. Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:

— предоставление в аренду, субаренду;

— передача в безвозмездное пользование;

— передача в доверительное управление;

— иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:

— при приватизации муниципального имущества;

— при предоставлении в аренду;

— при передаче в доверительное управление;

— при использовании имущества в качестве предмета залога;

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

— при использовании имущества в качестве предмета залога;

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алексинский район.

Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Комитет путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.

Статья 12. Прием имущества в муниципальную собственность

1. Прием имущества из собственности Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, распоряжения федерального агентства по управлению государственным имуществом, постановления Администрации и акта приема-передачи.

2. Прием имущества из собственности субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, решения департамента субъекта РФ, постановления Администрации и акта приема-передачи.

3. Прием имущества из собственности физических и юридических лиц осуществляется на основании постановления Администрации и договора о безвозмездной передаче.

4. Решение о приобретении имущества на возмездной основе принимается Собранием представителей МО Алексинский район.

Статья 13. Исключение имущества из казны

Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется в следующих случаях:

— при закреплении этого имущества за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— при списании этого имущества;

— при приватизации имущества, которая осуществляется в соответствии с настоящим положением и действующим законодательством;

— при передаче имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований на основании решения Собрания представителей МО Алексинский район в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Третья проблема формулируется следующим образом: муниципальная казна, учет имущества казны

Что такое казна?

Лучшего определения, чем дает Гражданский кодекс РФ, нам не найти.

Статья 215 ГК РФ «Право муниципальной собственности» дает четкое понятие казны муниципальных образований:

«Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.»

Для понимания сути казны необходимо знать статью 216 ГК РФ: «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»:

«… Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).»

Таким образом поселение может закрепить (передать на баланс) муниципальное имущество только своим юридическим лицам: МУПам, МУ, а также муниципальным казенным предприятиям. Слово «своим» в последней фразе означает следующее:

— поселение само учредило муниципальное предприятие или учреждение;

— юридическое лицо передано поселению в порядке разграничения собственности, т.е. от района, от края или от Российской Федерации.

В силу имеющегося практического опыта я сделала несколько любопытных наблюдений.

Первое наблюдение

Многие сотрудники администраций районов (поселений) говорят так:

«Этот объект находится в собственности администрации района (поселения)».

Я должна вас разочаровать: такая собственность в природе(и в гражданском законодательстве)отсутствует.

Если мы говорим о муниципальной собственности, то имеем в виду следующие формы собственности:

— муниципальная собственность поселения,

— муниципальная собственность городского округа,

— муниципальная собственность района.

Собственности администраций этих муниципальных образований нет и не может быть.

Администрации района (поселения) имущество принадлежит на вещном праве – праве оперативного управления (ст. 216 ГК РФ). То есть – это: столы, стулья, компьютеры, здания и другое имущество, используемое в процессе своей работы сотрудниками администрации района (поселения).

Некоторые муниципальные служащие не понимают сути муниципальной собственности, вещных прав и самой казны.

Объекты (имущество), включенные в реестр муниципальной собственности, принадлежат народу всего муниципального образования, а не администрации этого муниципального образования, т.е. собственник муниципальных предприятий, организаций и имущества казны – муниципальное образование.

Чтобы лучше понять данное утверждение, нужно обратиться к статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статьям 124, 125, 126 ГК РФ.

Перечисленные нормы законодательства говорят о том, что администрация поселения лишь выступает от имени муниципального образования, т.е. от жителей поселения.

Второе наблюдение

Сотрудники некоторых органов (финансовых, контролирующих и т.д.) смешивают понятие: «имущество закреплено за организацией на праве оперативного управления» с понятием: «органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом».

Разница двух этих понятий в том, что создаются названные организации и органы для выполнения разных целей и полномочий.

Муниципальное образование в лице органов, наделенных полномочиями по управлению имуществом, может создать только три вида юридических лиц и закрепить за ними имущество на вещном праве:

— учреждение (право оперативного управления);

Читать еще:  Государственные муниципальные услуги работы это

— казенное предприятие (право оперативного управления);

— муниципальное унитарное предприятие (право хозяйственного ведения).

Фраза «оперативное управление имуществом» означает следующее: учреждение (школа, больница, ДК и т.д.) и казенное предприятие управляют только имуществом, находящимся на балансе этого учреждения (т.е. тем имуществом, которое за ним закреплено решениями главы поселения, района).

Тогда как органы, наделенные полномочиями от имени поселения по управлению имуществом (администрация поселения, отдел, комитет и т.д.), управляют всем
имуществом муниципального образования, в т.ч. МУПами, МУ, казенными предприятиями, объектами казны.

На основании ст.209,215,216,294,296 ГК РФ органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом, закрепляют муниципальное имущество за юридическими лицами, созданными данным поселением.

Говоря бухгалтерским языком: «закрепленное имущество – это имущество, переданное юридическому лицу на баланс на основании решения учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения».

Учитывая тот факт, что создать собственные предприятия и учреждения для решения абсолютно всех вопросов местного значения не представляется возможным, так как в экономике района и края уже представлены различные хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), то у поселения остается имущество, которое невозможно закрепить за какой-либо муниципальной организацией.

Как раз это имущество и будет учитываться как казенное.

Учет такого имущества осуществляется администрацией поселения, а сохранность обеспечивается тем хозяйствующим субъектом, который эксплуатирует данное имущество.

Казна – это имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, т.е. имущество, которое не состоит ни у какого юридического лица на балансе. При этом понятно, что термин «баланс» мы можем применять только к юридическим лицам.

Задача поселения не только в том, чтобы отчетливо увидеть в реестре муниципальной собственности то имущество, которое не закреплено за созданными администрацией поселения юридическими лицами (МУПами, МУ и казенными предприятиями), но и правильно учесть это имущество.

В процессе решения задач по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны у органов местного самоуправления возникают вопросы по порядку учета этого имущества.

Как отмечено в п.1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В свою очередь, Федеральный закон № 129-ФЗ распространяется только
на организации. Исходя из требований названной инструкции, бюджетный учет устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в органах государственной власти, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Понятие бухгалтерского учета казны здесь отсутствует. Указание на учет
имущества казны есть только в п.10 названной инструкции. Подчеркиваю, речь идет об учете имущества казны, а не о балансе казны, т.к. казна – это не организация, не юридическое лицо.

Необходимо отметить, что учет имущества казны в реестрах муниципальной собственности городов и районов ведется с 1992 года. Именно с этого времени в казне учитывается имущество, переданное от федеральных и государственных организаций, полученное муниципальными организациями от юридических и физических лиц на безвозмездной основе, полученное в порядке наследования, а также имущество, построенное или приобретенное за счет местного бюджета.

Если мы будем учитывать имущество казны на чьем-либо балансе, мы нарушим Гражданский кодекс РФ (ст.215).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 209, 212, 215, 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, то, соответственно, после передачи на баланс органа местного самоуправления (на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом) имущества муниципальной казны, указанное имущество потеряет свой статус казенного.

Потери такого статуса нельзя допустить по ряду причин:

— органы местного самоуправления будут лишены возможности использования банковских кредитов, так как в залог оформляется именно казенное имущество. Закрепленное за МУПами и МУ имущество для этих целей использоваться не может;

— органы местного самоуправления (в условиях недостаточности средств местного бюджета) будут лишены возможности погашения кредитов банков за счет реализации имущества казны;

— органы местного самоуправления (при невозможности исполнения решения суда за счет средств местного бюджета) будут лишены возможности оплаты исков о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также исков, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности к публично – правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, за счет реализации судебными приставами имущества казны.

Правильность этих выводов подтверждается Бюджетным кодексом РФ (статьи 100, 102) и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года № 23.

Кроме того, органы местного самоуправления станут плательщиками налогов и сборов, которые они платить не должны в силу своей властной природы и существующих в Российской Федерации межбюджетных отношений.

Так, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов являются российские или иностранные организации. Вместе с тем казна — не организация. Казна- это информация (база данных) об имуществе, собственником которого является муниципальное образование (район, городской округ, поселение).

Казна – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, также не являются организациями. По данному вопросу есть многочисленная судебная практика: Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2006 г. № А65-7565/2006-СА2-22, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29, Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 12358/03.

Кроме того определение предпринимательской деятельности (п.1 статьи 2 ГК РФ) и положения статей 1-23 Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что казна муниципального образования не является плательщиком налогов и сборов.

Требования об обязательном учете имущества казны на балансе администраций (органов по управлению имуществом) финансовые органы обосновывают письмами Департамента налоговой и таможенно — тарифной политики Минфина РФ от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 и от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56.

Между тем, в специальном информационном письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, подписанном заместителем Минфина РФ С.Д.Шаталовым, подчеркивается, что Минфин РФ издает нормативные акты в виде приказов; письма Минфина РФ, в которых разъясняется применение отдельных норм, нельзя считать нормативными актами, обязательными к исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами.

На балансе органа местного самоуправления учитывается только то имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется им для осуществления властных управленческих функций некоммерческого характера. Имеется в виду то имущество, которое поименовано в решениях глав поселений «О закреплении имущества на праве оперативного управления за администрацией поселения». Надеюсь такие решения есть во всех поселениях. Если их нет, необходимо, не откладывая, подготовить такие документы.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что на балансе юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу, должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего. Эту норму можно применить и для учета имущества казны.

Считаю, что было бы целесообразным применение следующих возможных способов учета имущества казны:

— отдельный учет имущества казны путем включения в реестр муниципальной собственности раздела «Казна» (учет можно поручить бухгалтерии или отделу по управлению имуществом);

-учет имущества казны на забалансовом учете администраций поселений или комитетов (отделов) по управлению имуществом муниципальных образований.

Муниципальная казна муниципального образования. Учет имущества казны муниципального образования

Понятие «казна» не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.

Главное определение

Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные средства или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству по праву собственности.

Типы казны в РФ

В Российской Федерации на сегодня действуют три вида казны:

  • Федеральная (собственно, казна РФ).
  • Казна каждого из субъектов.
  • Муниципальная казна муниципальных образований.

Понятие муницапального образования

Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:

  • Сельское поселение. Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут быть села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. Здесь МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо через выборные (или иные) средства управления. Такие органы власти полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
  • Городское поселение. Под названием скрывается или небольшой город, или крупный поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет непосредственно или через избираемые органы власти.
  • Муниципальный район. Название нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное самоуправление воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Население дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут осуществлять определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
  • Городской округ. Это отдельное городское поселение, которое не будет входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления здесь осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
  • Внутригородская территория федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ будет осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.
Читать еще:  Таблица соответствия классных чинов муниципальной службы

Значение термина

Имущество казны муниципального образования — это главная составляющая собственности муниципалитета. Соответственно, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое имущество, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.

Имущество казны муниципального образования — собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, это муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести сюда казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное имущество, а не муниципальный, государственный орган.

Недостатки законодательства

Само понятие «средства казны муниципального образования» пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него законодательство оперирует термином «муниципальная собственность» (более широкий по своему значению) или «бюджет муниципалитета» (напротив, более узкий). Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.

Состав казны

Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:

  • Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
  • Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
  • Имущественные предприятия и комплексы.
  • Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
  • Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
  • Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
  • Имущество, что находится в долевой собственности.
  • Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
  • Имущество непосредственно органов МСУ.
  • Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
  • Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
  • Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
  • Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
  • Программное обеспечение, а также базы данных.
  • Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
  • Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
  • Иное имущество.

Законодательное определение

Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.

Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно — п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.

Составляющие по законодательству

Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.

Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.

Категории объектов в составе казны

При учете казны муниципального образования важно понимать, что она неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:

  • Имущество, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ «Общие принципы МСУ в РФ» (а именно — части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
  • Имущество, предназначение которого — финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных как ФЗ, так и законами субъектов РФ.
  • Имущество, чье предназначение — обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.

Формирование казны

Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Сегодня все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Более конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.

А вот формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может осуществляться в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его состав, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.

При этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется на достижение определенных целей.

Цели формирования казны

Взыскание с казны муниципального образования здесь — весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:

  • Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
  • Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
  • Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
  • Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
  • Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.

Источники пополнения

Как мы уже говорили, взыскания за счет казны муниципального образования — не путь ее развития. Государству важно, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:

  • Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
  • Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
  • Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
  • Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
  • Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
  • Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
  • Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества — движимого и недвижимого.
  • Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.

Муниципальная казна — это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете теперь ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие все вышеобозначенные федеральные законы.

1.2 Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования

Для современного периода, когда одной из векторных задач органов местного самоуправления становится удовлетворение социально-экономических потребностей населения, связанных с проживанием на территории муниципального образования, актуальным становится то, чтобы деятельность местного самоуправления и осуществление его политики были обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами.

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики.

Необходимость изучения гражданско-правового статуса муниципальной казны связана с формированием всей системы муниципальной собственности в стране в силу происходящих процессов перераспределения публичной и частной собственности.

В настоящее время возрастает роль и значение местного законодательства в повышении эффективности правового регулирования порядка формирования и учета объектов муниципальной казны.

Читать еще:  Изменение муниципального маршрута регулярных перевозок

Казна муниципального образования является главной составляющей муниципальной собственности и включает в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Институт казны в современном гражданском законодательстве Российской Федерации определен содержанием п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами, средства соответствующего государственного (местного) бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, казна муниципального образования — это имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное муниципальное имущество). Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство).

Необходимо отметить, что понятие «казна муниципального образования» в федеральном законодательстве содержится только в Гражданском кодексе РФ, который лишь рамочно обозначает данное определение. В иных федеральных законах оно не упоминается, законодательство оперирует лишь понятием «муниципальная собственность», которое является более широким по содержанию, или понятием «бюджет муниципального образования», напротив, более узким. По нашему мнению, отсутствие указаний на наличие казны у муниципальных образований, порядка ее формирования в текущем федеральном законодательстве является серьезным недостатком законодательства о муниципальных образованиях, нуждающееся в дополнениях.

Сформулировать и четко определить роль и значение казны муниципального образования в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, так как казна является довольно многогранным институтом. Входящие в ее состав объекты имеют подчас собственный комплекс источников правового регулирования (например, недвижимое имущество и средства бюджета).

В состав имущества казны муниципального образования может входить любое имущество из числа перечисленного в ст. 50 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», при этом законодатель выделяет различные виды объектов, которые могут принадлежать разным категориям муниципальных образований — городским округам, муниципальным районам, сельским поселениям.

Кроме того, исходя из положений ч.1 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в составе имущества казны муниципального образования можно выделить следующие категории объектов:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (оно перечислено в ч.ч.2-4 ст. 50 указанного закона);

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Конкретный перечень объектов, на основании ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» входящих в казну муниципального образования, определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Общий подход к формированию состава объектов муниципальной казны может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством.

В настоящее время все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. Более детально состав муниципальной собственности определяется в уставах муниципальных образований и подзаконных нормативных актах муниципальных образований (с учетом указанных ограничений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 года). Его изучение необходимо для выявления и уяснения специфики объектного состава имущества, входящего в казну муниципального образования, и его отграничения от имущества казны субъектов РФ и РФ в целом.

Формирование и использование муниципальной казны не может осуществляться в форме стихийного саморазвития и саморегулирования. Учет имущества, входящего в состав муниципальной казны, состоит в органическом сочетании механизмов государственного и локального регулирования.

Развитие местного самоуправления и рыночных отношений, усиление экономической самостоятельности муниципальных образований предопределяют необходимость занятия активной позиции органами местного самоуправления в обеспечении надлежащей правовой основы формирования и учета объектов муниципальной казны.

Представляется, что муниципальная политика в сфере формирования имущества муниципальной казны должна быть направлена на достижение следующих целей:

— увеличение доходов бюджета муниципального образования на основе эффективного управления и распоряжения казенным имуществом;

— оптимизация структуры муниципальной нефинансовой казны в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического развития города;

— вовлечение максимального количества объектов муниципальной казны в оборот;

— использование муниципального казенного имущества в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования;

— обеспечение функционирования муниципальных предприятий и учреждений, содействие повышению их конкурентоспособности.

Источники формирования муниципальной казны:

— переданное в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную (например, при разграничении собственности на землю, а для иных правоотношений порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК), соответственно оставшаяся после разграничения публичная собственность должна перейти в собственность муниципальных образований;

— вновь созданное или приобретенное непосредственно в муниципальную собственность за счет пополнения на законных основаниях средств бюджета муниципального образования (например, за счет поступления средств от деятельности муниципальных унитарных предприятий, размещения муниципальных ценных бумаг, за счет поступления арендных платежей по заключенным договорам, местных налогов и сборов);

— за счет передачи объектов государственного имущества (РФ или субъектов РФ) в собственность муниципальных образований (определение пообъектного состава имущества, передаваемого из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, устанавливается законами субъектов РФ и осуществляется на безвозмездной основе);

— переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

— исключенное из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и из оперативного управления муниципальных учреждений (на основании ч.2 ст.20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

— оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;

— при купле-продаже объектов движимого или недвижимого имущества за счет средств муниципального бюджета и по иным основаниям, установленным законодательством;

— поступившее в муниципальную собственность по другим, не противоречащим законодательству основаниям (за счет изъятия земельных участков для муниципальных нужд, реквизиции, конфискации).

Решением представительного органа местного самоуправления может быть утвержден также Реестр особо важных объектов муниципальной собственности и Перечень категорий особо важных объектов муниципальной собственности. Подобный Перечень может устанавливать особый правовой режим для наиболее ценных или значимых для муниципального образования объектов муниципальной собственности, запрещая их отчуждение физическим и юридическим лицам, например, приватизацию конкретных жилых помещений. Возможно включение в указанное Решение и исключений, например, разрешая отчуждение в виде передачи объектов в государственную собственность Российской Федерации, в государственную собственность субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность других муниципальных образований, то есть субъектов гражданского права, по своей правовой природе способных обеспечить публичные интересы в отношении наиболее важных объектов муниципальной казны.

Органы местного самоуправления имеют право регулировать все вопросы бюджетного процесса, распределения доходов и разграничения полномочий по осуществлению расходов между различными местными бюджетами, определения условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов и определения порядка осуществления муниципальных заимствований. Деятельность по изъятию имущества из хозяйственного ведения или оперативного управления унитарного предприятия можно разделить на несколько последовательных этапов.

Первый — анализ деятельности указанного муниципального унитарного предприятия, выявление фактов использования переданного ему имущества не по назначению или наличия излишнего имущества уполномоченным органом местного самоуправления (например, Комитетом по управлению муниципальным имуществом), определение перечня имущества, изъятие которого возможно (например, без ущерба для последующей деятельности МУП).

Второй — подготовка проекта Постановления об изъятии имущества с бухгалтерского учета муниципального унитарного предприятия с конкретным перечнем объектов изъятия.

Третий — принятие Решения (Постановления) главой муниципального образования в соответствии с его компетенцией о передаче основных средств с бухгалтерского учета муниципального унитарного предприятия в муниципальную казну с указанием конкретного перечня объектов (например, в приложении к данному Решению) и вступление его в законную силу.

Четвертый — списание с баланса муниципального унитарного предприятия указанного в Решении перечня имущества и зачисление его в казну муниципального образования, оформленное актом о приеме-передаче каждого объекта, которые перечислены в приложении к Решению.

Пятый — внесение соответствующих изменений в реестр имущества казны муниципального образования.

Таким образом, имущество муниципальной казны — единственный инструмент прямого участия муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях, единственный источник получения прямых неналоговых доходов местных бюджетов. Имущество, относящееся к категории казенного, включает в себя практически все движимые и недвижимые вещи, имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]