Продажа муниципального имущества без проведения торгов
Муниципальное имущество: продажа без проведения торгов, без объявления цены — стоит ли заниматься
Актуальная ситуация в экономической сфере создаёт такой расклад отношений между инстанциями разного уровня, что муниципальный сектор занимает в них сравнительно малое место. Если на долю государственного хозяйствования приходится 70-80% имущества (в том числе частно-государственные владения), на долю частных предпринимателей порядка 18%, то на муниципалитет остаётся 1-2%. Важно понимать, что, несмотря на такое распределение, именно органы муниципального уровня играют наиболее существенную роль для организации быта и повседневной жизни среднестатистического гражданина; именно они в большей степени отвечают за регуляцию региональной экономики и местного бюджета.
Современное распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнем провоцирует незавидное положение последних в распределении бюджетных доходов (отчисляемых из собираемых налогов разной направленности). Муниципальные образования получают лишь малую часть.
Всё это создаёт необходимость искать дополнительные источники дохода в собственный бюджет для муниципальных образований. Существующее законодательство предусматривает такой вариант, как эффективное управление имуществом, что подразумевает в том числе и его продажу, отчуждение прав собственности (приватизацию), сдачу в аренду или в безвозмездное пользование, как через торги, так и без проведения соответствующего мероприятия.
Все нормативно-правовые акты обязывают реализовывать почти любое муниципальное имущество на конкурсной основе. Это может быть вполне выгодно — таким образом вполне реально реализовать непрофильное имущество (неиспользуемые земельные участки или старый объект недвижимости) выгодно; однако конкурсное мероприятие ещё должно быть признано состоявшимся, то есть подать заявление на участие должно более одного лица. Что делать в случае, если таких участников не находится? Предусмотрено отчуждение муниципального имущества без торгов различными способами.
Условия реализации муниципального имущества без торгов
Опираясь на актуальную правовую базу (ФЗ 131), продажа муниципального имущества без проведения торгов может быть осуществлена в следующих случаях:
- покупателем выступает товарищество собственников жилья
- покупателем выступает лицо, единственно подавшее заявку на участие в торгах/аукционе или лицо, которое было единственно допущено к участию в торгах/аукционе
- приобретателем выступает образовательное учреждение любой организационно-правовой формы, в том числе это может быть государственное или муниципальное образовательное учреждение
- приобретателем является муниципальная компания/предприятие
- имущество продаётся частному медицинскому учреждению
Кроме того, объекты, находившиеся в муниципальном ведении, могут быть проданы любому лицу или переданы в аренду (без срока) при соблюдении следующих условий:
- Если срок на передачу составляет не более одного месяца (30 дней) в течение 6 следующих друг за другом календарных месяцев;
- Если объект является частью недвижимости, а общая площадь составляет не более 10% от площади всего недвижимого объекта и при этом не превышает значения 20 метров квадратных.
Кроме того, законодательством предусмотрена возможность передачи имущества в долгосрочный лизинг. По факту данная процедура выступает продажей в рассрочку.
Кто является уполномоченным распоряжаться имуществом?
Разные уровни собственности, равно как и разные уровни организаций (имеется в виду вертикальная иерархия уровней) предполагают, соответственно, свои органиченные уровни полномочий по распоряжению соответствующим имуществом.
Продавать федеральное имущество имеют право:
- Росимущество — это орган исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет функции распоряжения и управления землёй, недвижимостью и прочим федеральным имуществом;
- Министерство Обороны — если речь идёт об имуществе, находящемся в ведении Вооружённых сил Российской Федерации
- лица, которые определены к данной деятельности и уполномочены в рамках действующего законодательства о приватизации; это могут быть, например, специализированные организации, которые привлекло Росимущество в качестве своего представителя и продавца имущества (с соответствующими подтверждающими роль документами).
Распоряжаться муниципальным имуществом может уполномоченный к данной деятельности орган в рамках действующего законодательства, будь то Федеральные Законы, региональные нормативно-правовые акты или акты органов местного самоуправления.
Преимущества и недостатки эффективного управления имуществом
Приватизация имущества предполагает выплату крупной суммы денег в относительно небольшой период, так что через неё могут решаться срочные проблемы. Однако в современной экономической ситуации найти вовремя желающих на приобретение муниципальной недвижимости бывает чрезвычайно сложно.
Аренда гарантирует стабильное пополнение бюджета в течение длительного периода, но в таком случае исчезает статья дохода от налогов на собственность (которая актуальна для первого варианта), а возможные инфляции и вовсе могут понизить прибыль.
Для приобретателя возможные трудности обратны положительным сторонам для муниципалитета. Для приватизации и оформления в собственность недвижимости необходимо единовременно иметь при себе крупную сумму денег, для аренды же предполагать выплаты в долгосрочной перспективе. В данном случае важно правильно расценить, какой объект приобретается, и оправдывают ли данные вложения итоговый результат. Как только Вы определили, какой вариант для Вас оптимален — приступайте к изучению соответствующей информации и подготовке.
Как выкупить муниципальное имущество?
Приватизировать муниципальное имущество можно, воспользовавшись приоритетным правом. Данное право работает как для выкупа и переоформления в собственность, так и для оформления объекта в аренду. Оно подразумевает под собой возможность приобрести имущество внеочерёдно, однако приобретатель должен соответствовать целому ряду условий одновременно.
- До дня вступления в силу Федерального Закона №159 (от 22 июля 2008 года) потенциальный собственник должен был снимать объект в аренду сроком 2 года и более, без перерывов. Если договор аренды был срочным, то его срок должен составлять не менее года, и только при подтверждении факта государственной регистрации договора может быть осуществлено право на выкуп.
Если лицо желает воспользоваться приоритетным правом, для оценки имущества привлекается независимый специалист для того, чтобы она была объективной (то есть не было коммерческих связей ни с одной из сторон ).
Процедура выкупа всё по тому же ФЗ может происходить в двух версиях: до официального выставления на продажу или по инициативному выкупу арендатора.
1) Если собственник планирует приватизировать объект, который сдаётся в аренду, то арендатор может подать заявление о выкупе недвижимости до её отчуждения. В таком случае собственник обязан заключить договор купли-продажи и предотвратить запланированную приватизацию.
2) Арендатор решает, что хочет выкупить недвижимость в собственность. Он оформляет заявку, которую отправляет публичному собственнику.
Порядок приватизации имущества
Приватизация как форма отчуждения государственного и муниципального имущества была повсеместно популярна и актуальна в определённый исторический период. Однако и на настоящий момент муниципалитеты широко используют именно данную технологию пополнения бюджета.
Терминологически приватизация выступает как отчуждение имущества государственной, региональной или муниципальной собственности за определённую плату в пользу физического или юридического лица. Она становится возможной при соблюдении следующих принципов:
- добровольный характер покупки гражданами жилой площади в собственности
- жильё, которое на данный момент занимают граждане, может быть передано им в собственность бесплатно (но гражданин может воспользоваться таким правом только один раз).
В процессе приватизации можно выделить следующие этапы:
- принятие решения о приватизации и подача соответствующего заявления
- уполномоченные органы (могут быть как федеральные, так и органы местного самоуправления) принимают решение о согласии на приватизацию указанного объекта
- разрабатывается и утверждается план предстоящей процедуры
- заключается договор между покупателем и муниципальным органом о приобретении имущественного объекта вне конкурсной основы
Имущество в лизинг
Очень много предприятий переданы местной власти на хозяйственное ведение или оперативное управление — в каждом муниципальном образовании такие находятся. Соответственно иногда намного выгоднее реализовать объект, используя систему лизинговых контрактов, а не через прямые продажи. Это позволит муниципалитету не просто единовременно получить стоимость имущества, определённого независимым оценщиком, но получать определённые контрактом отчисления в течение некоторого периода времени, которые представляют собой процент с имущества.
Данная форма используется намного реже, чем продажа на конкурсной основе или приватизация. Дело в том, что конкуренция между современными лизинговыми компаниями в принципе сама по себе очень высокая, вписаться в эту сферу муниципалитету и соревноваться с опытными соперниками на уровне довольно сложно, по итогу для бюджета это приводит к лишним статьям расходов. Однако иногда для малых муниципалитетов или местных властей лизинг — единственный возможный вариант получения денег в местный бюджет.
Другие варианты
Отметим, что помимо приведённых выше вариантов остаются многие другие возможности реализации имущественных объектов в муниципальном ведении, минуя торги или аукционы. Таковой выступает, например, продажа части пакета акций, держателем которой являлся муниципальный орган власти. Однако такие формы выступают ещё менее популярными ввиду того, что связаны с большим количеством рисков, неудобств и имеют более низкие гарантии дохода.
Заключение
Итак, каков же ответ на вопрос «стоит ли заниматься покупкой/продажей муниципального имущества не в форме торгов/аукционов»? Ответ неоднозначен.
Определённо приобрести/продать объект с аукциона проще, поскольку данная практика используется достаточно давно, соответственно прецедентов с нарушениями и ошибками, сложностями и недочётами было много, чтобы исключить их из последующих процедур. Но поскольку речь идёт не о частной, а о муниципальной (или государственной собственности), которая пользуется несколько меньшим спросом у частных представителей или юридических лиц, то в некоторых случаях проведение аукциона становится невозможным из-за отсутствия потенциальных участников или единственного лица, подавшего заявку. В таких случаях продажа имущества минуя торги неизбежна и необходима.
Важно осознавать разницу между различными видами покупки имущества/приобретения в аренду без конкурсной основы. Это позволит определить, возможно ли для Вас участие в ней (если Вы, например, снимаете квартиру в аренду и хотите приватизировать жильё), насколько оно выгодно, какие документы стоит собрать и многое другое. Исходите из собственных потребностей и запросов, в таком случае ответ на выше обозначенный вопрос будет для Вас очевиден.
Торги государственного или муниципального имущества
«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».
Торги по продаже государственного и муниципального имущества
Продажа государственного и муниципального имущества (приватизация) — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Продажа имущества осуществляется только на конкурентной основе. Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Способов приватизации достаточно много и по этой причине разнообразны торги по продаже государственного и муниципального имущества. Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в электронной форме на основании Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» Электронные торги по продаже государственного и муниципального имущества могут реализовываться на шести электронных торговых площадках.
Отдельно регулируются торги по продаже имущества ФГУПов и движимое имущество, в том числе конфискат. Торги государственного и муниципального имущества размещаются на официальном сайте: torgi.gov.ru. Торги государственного и муниципального имущества ответственная процедура и совершенно обоснованно поручить ее специалистам.
- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» № 549 от 22.07.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» № 585 от 12.08.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества» № 584 от 12.08.2002.
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» №333 от 06.06.2003.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» №432 от 05.06.2008.
- Приказ ФАС России «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» №67 от 10.02.2010.
- Приказ Минэкономразвития России «Об определении официального сайта в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества» №438 от 15.09.2010.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» №860 от 27.08.2012.
- Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» №137-ФЗ от 27.05.2014.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 909 от от 10.09.2012.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации №2488-р от 04.12.2015.
Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут услуги по сопровождению торгов по купле-продаже государственного или муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 и частью 5 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ, приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только следующими способами:
- Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
- Преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
- Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
- Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.
- Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли.
- Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
- Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
- Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
- Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Продажа государственного или муниципального имущества может осуществляться в электронной форме.
- Наименование органа, принявшего решение об условиях приватизации, реквизиты решения.
- Наименование имущества и его характеристику.
- Способ приватизации такого имущества.
- Начальная цена продажи такого имущества.
- Форма подачи предложений о цене такого имущества.
- Условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов.
- Размер задатка, срок и порядок его внесения, назначение платежа, необходимые реквизиты счетов, порядок возвращения задатка.
- Указание на то, что сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ.
- Порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений.
- Исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов.
- Срок заключения договора купли-продажи имущества.
- Порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества.
- Ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации имущества.
- Порядок определения победителей либо лиц, имеющих право приобретения имущества.
- Место и срок подведения итогов продажи имущества.
Информационное сообщение подлежит:
- Опубликованию в официальном печатном издании.
- Размещению на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет».
- На официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.
Государственное или муниципальное имущество продается на аукционе в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Право приобретения имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене имущества определяется решением об условиях приватизации.
Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже имущества должно содержать следующие сведения:
- Наименование органа, принявшего решение об условиях приватизации имущества, реквизиты решения.
- Наименование имущества и иные характеристики имущества.
- Способ приватизации имущества.
- Начальная цена продажи имущества.
- Форма подачи предложений о цене имущества.
- Условия и сроки платежа, назначение платежа, необходимые реквизиты счетов, порядке возвращения задатка.
- Указание на то, что сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ.
- Размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
- Порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений.
- Исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов.
- Срок заключения договора купли-продажи имущества.
- Порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества.
- Ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации имущества.
- Порядок определения победителей либо лиц, имеющих право приобретения имущества.
- Место и срок подведения итогов продажи имущества.
Не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества.
Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем 25 дней и должна заканчиваться не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.
Аукцион проводится не ранее чем через 10 рабочих дней с даты признания претендентов участниками аукциона.
В течение 15 рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 5 августа 2013 г. N АГ/30312/13
ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ
УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ
ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.
При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее по тексту — ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту — МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации).
Продажа Федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». В порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
При этом в отношении имущества субъекта, закрепленного за ГУПами, и муниципального имущества, закрепленного за МУПами, законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.
При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.
Таким образом, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.
Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов — торгов (конкурсов, аукционов).
Собственник имущества, осуществляя согласование продажи ГУПом или МУПом имущества без проведения торгов, нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.
Судебная практика и законодательство — ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»
ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с поручением N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.
Повышая открытость и усиливая конкуренцию: электронные торги как основной способ продажи имущества
Ведущий консультант ДМАиК
• Время чтения: 7 минут
Понравилась статья? Поделитесь!
В целях повышения эффективности и прозрачности проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества, а также совершенствования механизма проведения продажи принят Федеральный закон от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Изменения касаются непосредственно способов продажи публичного имущества.
Указанным законом вводится обязательная норма по проведению электронных торгов по продаже государственного имущества субъектов Российской Федерации и имущества муниципальных образований. С 1 июня 2019 года изменения вступают в силу и торги по продаже государственного и муниципального имущества станут проводиться только в электронной форме.
В настоящее время механизм проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме установлен статьей 32.1 Закона о приватизации и Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». Однако в действующем регулировании такая форма проведения продажи государственного и муниципального имущества в ходе приватизации не является обязательной.
Теперь электронная форма станет единственно возможной для следующих способов продажи государственного и муниципального имущества:
- аукцион;
- специализированный аукцион (для акций АО);
- конкурс (для продажи акций АО, долей в уставном капитале ООО, объектов культурного наследия);
- торги посредством публичного предложения;
- торги без объявления цены.
Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме будет осуществляться на электронных площадках, оператором электронной площадки, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Для продажи публичного имущества используются те же электронные площадки, что для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Порядок их функционирования соответствует единым требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для участия в продаже в электронной форме претенденты, т.е. потенциальные покупатели имущества, должны будут зарегистрироваться на электронной площадке, указанной в информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, в установленном порядке и, конечно, для покупателей это нововведение потребует дополнительных затрат для регистрации.
Органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления, могут, как и прежде, организовывать торги по продаже самостоятельно или же поручать осуществлять реализацию приватизируемого имущества независимым продавцам. В связи с этим возникает необходимость в привлечении квалифицированных профессиональных продавцов, обладающих высокой компетенцией и опытом в области приватизации имущества. Соответствующий перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и осуществляющий функции продавца утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010г. № 1874-р. Таким образом, изменения, внесенные в Закон о приватизации, устанавливают возможность субъектов Российской Федерации привлекать юридических лиц из вышеуказанного перечня. Это позволит распространить практику использования электронных торгов по приватизации имущества на всей территории Российской Федерации с учетом имеющегося опыта на федеральном уровне. А также каждый субъект РФ может дополнительно утвердить на основании своих нормативно-правовых актов перечень юридических лиц для организации от их имени продажи приватизируемого имущества.
ИСКЛЮЧЕНА ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ЦЕНЕ
Федеральным законом от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» из закона о приватизации исключается возможность подавать предложения о цене приватизируемого имущества в закрытой форме. При подаче заявки на торги законом о приватизации сейчас предусматривается два способа подачи предложения о цене:
- закрытая (в запечатанных конвертах);
- открытая (предложение заявляется открыто в ходе проведения торгов).
При этом при равенстве двух предложений о цене поданных в запечатанных конвертах победителем признается участник, чья заявка была подана раньше других, что обычно регистрировалось в журнале подачи заявок.
Теперь в соответствии с принятым законом применение закрытой формы подачи предложений о цене приватизируемого имущества в ходе проведения открытых торгов будет исключено, и торги, в рамках которых претенденты подают предложения о цене имущества в запечатанных конвертах, проводиться перестанут.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ УЧАСТНИКА ПОБЕДИТЕЛЕМ
Внесено уточнение в п.11 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» о том, что уведомление о признании участника аукциона победителем будет направляться в день подведения итогов аукциона только самому победителю, а не его полномочному представителю, как это было ранее.
Вышеуказанный закон разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 г. № ИШ-П13-8319, по предложению, внесенному Минэкономразвития России в целях исполнения перечней поручений Президента Российской Федерации от 25 января 2015 г. № Пр-117 и от 28 декабря 2016 г. № Пр-2563 о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, и обеспечения перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации имущества.
Со вступлением в силу Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» потребуется признание утратившими силу следующих нормативно-правовых документов, ранее регулирующих процесс продажи государственного и муниципального имущества:
- Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585;
- Положения об организации продажи государственного имущества посредством публичного предложения и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549.
Данные нововведения в Закон о приватизации направлены, прежде всего, на установление единого порядка проведения продажи приватизируемого имущества как федерального, так государственного и муниципального уровня, а так же на повышение прозрачности проведения таких торгов.
Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере имущественных отношений вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ.