Права заявителей при получении муниципальных услуг
Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг
Комментарий к статье 5 ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”
- Комментируемая статья содержит перечень прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.
Под заявителем комментируемый Закон понимает физическое или юридическое лицо либо их уполномоченных представителей, обратившихся в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, либо в соответствующие организации с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (более подробно см. комментарий к ст. 2).
Права (англ. rights) – совокупность правомочий, образующих статус заявителя . Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг возникают из оснований, предусмотренных комментируемым Законом, другими законами и правовыми актами, а также из действий участников отношений, возникающих в процессе организации предоставления публичных услуг, которые хотя и не предусмотрены данными актами, но в силу общих начал могут порождать новые права заявителей. Права при получении государственных и муниципальных услуг, принадлежащие заявителям, осуществляются ими по собственному усмотрению. Отказ заявителей от осуществления принадлежащих им прав при получении государственных и муниципальных услуг, как правило, не влечет прекращения данных прав.
Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг корреспондируют с обязанностями органов, предоставляющих данные публичные услуги (более подробно об обязанностях органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, см. комментарий к ст. 6).
- К правам заявителей при получении государственных и муниципальных услуг относятся следующие:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Стандарт предоставления публичной услуги содержится в административном регламенте, который определяется комментируемым Законом как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (более подробно об административных регламентах см. комментарий к ст. ст. 2 и 12).
Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен содержать наименование услуги и наименование органа, предоставляющего услугу; правовые основания, сроки, размер платы и результаты предоставления услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов и в предоставлении услуги, а также показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг. Стандарт также может содержать иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме (более подробно о требованиях, предъявляемых к стандартам государственных и муниципальных услуг, см. комментарий к ст. 14);
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина.
Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – сведения о чем-либо независимо от формы их представления. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством .
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
На всех этапах процесса организации предоставления государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение объективной информации: о видах и объеме предоставляемых публичных услуг; о способах и формах подачи заявителем запроса и иных необходимых документов; о ходе выполнения запроса и результатах предоставления услуги и т.п. (см. комментарий к ст. 10).
В соответствии с комментируемым Законом предусматривается создание единого портала государственных и муниципальных услуг, который обеспечивает доступ заявителей к информации о публичных услугах (более подробно о порталах государственных и муниципальных услуг см. комментарий к ст. 21). Портал государственных и муниципальных услуг – это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (см. комментарий к ст. 2);
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.
Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме закреплена в комментируемом Законе в качестве одного из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг (см. комментарий к ст. 4). В соответствии с комментируемым Законом предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями (см. комментарий к ст. 2).
Согласно комментируемому Закону при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются следующие действия: предоставление информации заявителям о публичных услугах; подача заявителем запроса и иных необходимых документов; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса и результатах предоставления услуги и т.п. (более подробно о требованиях к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме см. комментарий к ст. 10);
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Жалоба гражданина – обращение гражданина в органы государственного управления, органы местного самоуправления, судебные органы по поводу восстановления его прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, государственными должностными лицами и должностными лицами местного самоуправления .
Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов, 2009. С. 14.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В Концепции административной реформы 2006 – 2008 годов впервые в Российской Федерации был сделан акцент на право граждан на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц государственного и муниципального управления. Процедура досудебного обжалования направлена на урегулирование возникающих споров и конфликтов граждан и их объединений с органами государственной и муниципальной власти без участия суда. При этом граждане не лишаются права защищать свои законные права и интересы в судебном порядке.
В соответствии с комментируемым Законом раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в обязательном порядке должен содержаться в административных регламентах (см. комментарий к ст. 12).
Внедрение стандартов публичных услуг и административных регламентов предполагает совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц.
Для обеспечения полноценной реализации механизмов досудебного обжалования в законодательстве субъектов РФ должны быть предусмотрены:
– порядок досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и должностных лиц в связи с нарушениями стандартов публичных услуг и административных регламентов;
– административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение установленного порядка и сроков предоставления услуг, а также порядка рассмотрения жалоб на некачественные услуги;
– условия и порядок возмещения гражданам и организациям ущерба, нанесенного в результате действий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и должностных лиц;
– механизмы стимулирования государственных и муниципальных служащих за качественное предоставление государственных и муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
В рамках проводимой административной реформы в целях повышения качества предоставления публичных услуг при взаимодействии граждан и организаций с органами государственного управления и органами местного самоуправления создаются многофункциональные центры (см. комментарий к ст. 2).
Многофункциональные центры обеспечивают предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в режиме “одного окна”.
Принцип “одного окна” – исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессах сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной или муниципальной услуги, а также прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления публичных услуг .
В соответствии с комментируемым Законом многофункциональные центры осуществляют следующие функции: прием запросов и представление интересов заявителей; информирование заявителей о порядке предоставления публичных услуг; взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями по вопросам предоставления публичных услуг; прием и обработка информации из информационных систем; выдача заявителям документов и т.п. (более подробно о функциях, правах и обязанностях многофункционального центра см. комментарий к ст. 16).
В настоящее время действуют Правила организации многофункциональных центров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376.
Вместе с тем следует отметить, что некоторые права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг в комментируемом Законе отсутствуют. Например, право подтверждения факта подачи гражданином запроса на получение какой-либо публичной услуги. В ряде ситуаций (например, для обжалования в судебном порядке бездействия государственных и муниципальных органов, подведомственных им организаций и многофункциональных центров, затягивания ими сроков, иных нарушений, возникающих при организации предоставления государственных и муниципальных услуг) граждане могут нуждаться в получении подтверждения совершения ими действий по направлению запроса на получение определенных публичных услуг. Комментируемый Закон четко не указывает, какой именно орган может выдать письменное (принимаемое в суде) подтверждение действий заявителя, направленных для получения государственной или муниципальной услуги.
Правила оказания государственных услуг
Правила оказания государственных и муниципальных услуг.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — государственная услуга), — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее — муниципальная услуга), — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее — орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее — соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Возможно предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Производство по предоставлению государственных услуг
Одной из задач государства является создание условий для обеспечения удовлетворения материальных и нематериальных потребностей граждан и организаций, в том числе посредством оказания государственных услуг.
Как указано в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Государственной услугой является деятельность органов власти и подведомственных учреждений, осуществляемая в целях реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей. Услуги предоставляются безвозмездно или по регулируемым ценам в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, специальных административных режимов и др.
Примерами государственных услуг являются:
· оформление и выдача паспортов;
· оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию;
· предоставление физическим и юридическим лицам персональных данных граждан;
· прием заявок (запись) на прием к врачу;
· выдача удостоверения частного охранника;
· выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему;
· предоставление в пользование геологической информации о недрах;
· выдача заключений об отсутствии полезных ископаемых под участком предстоящей застройки;
· осуществление государственной экологической экспертизы;
· проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
Государственные услуги могут предоставляться органами власти как непосредственно, так и через подведомственные им учреждения либо иные организации.
Законодательно определены основные принципы предоставления государственных услуг:
· правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг;
· заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
· правомерность взимания с заявителей государственной пошлины или платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;
· открытость деятельности органов и организаций, предоставляющих государственные или муниципальные услуги;
· доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РРФ, по выбору заявителя.
Субъектами административных процедур в сфере предоставления государственных услуг являются, с одной стороны, заявители — получатели государственных услуг, а с другой — органы, предоставляющие государственную услугу, а также субъекты, уполномоченные на организацию предоставления государственных услуг (рис. 2.13).
Получателями государственных услуг могут быть как физические, так и юридические лица.
К органам, предоставляющим государственные услуги, относятся:
· федеральные органы исполнительной власти;
· органы государственных внебюджетных фондов;
· исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;
· органы местного самоуправления, осуществляющие переданные им федеральными законами и законами субъектов РФ государственные полномочия.
Функции органов, предоставляющих государственные услуги, могут также выполнять государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные соответственно государственным органом РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Организациями, уполномоченными на организацию предоставления государственных услуг, в настоящее время являются многофункциональные центры.
Рис. 2.13. Субъекты производства по предоставлению государственных услуг
Производство по предоставлению государственных услуг включает следующие стадии:
1) прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
2) обработка запросов, сбор необходимых сведений, подготовка итоговых документов;
3) выдача итоговых документов заявителям (рис. 2.14).
Прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг. Обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляются посредством запросов на бумажном носителе, подписанных собственноручной подписью, или электронных запросов, подписанных электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги, как правило, является направление запроса заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.
Соответствующие запросы подаются в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в многофункциональный центр.
Обработка запросов, сбор необходимых сведений, подготовка итоговых документов.
После приема запросов от заявителей субъекты, оказывающие государственные услуги, либо многофункциональные центры:
· собирают необходимые документы;
· направляют соответствующие запросы в иные органы власти, государственные и муниципальные учреждения, получают документы и информацию;
· принимают, обрабатывают информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;
· обеспечивают защиту информации, доступ к которой ограничен, а также соблюдают режим обработки и использования персональных данных;
· информируют заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
· представляют интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
· подготавливают итоговые документы;
· ведут реестры субъектов, объектов, прав и выданных документов;
· осуществляют иные функции в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами и соглашениями о межведомственном взаимодействии.
Порядок обработки запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг зависит от того, кем был принят соответствующий запрос. Если запрос принимается субъектом, предоставляющим государственную услугу, то такой субъект самостоятельно осуществляет необходимые действия, связанные с оказанием услуги. Если запрос принимается многофункциональным центром, то такой центр осуществляет все необходимые действия за исключением подготовки итоговых документов и ведения соответствующих реестров.
Выдача итоговых документов заявителям осуществляется в сроки, установленные нормативными правовыми актами для каждого вида государственной или муниципальной услуги.
Рис. 2.14. Стадии производства по предоставлению государственных услуг
Права заявителей при получении муниципальных услуг
Минэкономразвития России разработало законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.
Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа. В законопроекте содержатся нормы про приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах (так называемая «реестровая» модель) над бумажными документами, исключительно электронное взаимодействие органов при предоставлении услуги, открытость в плане доступа к информации и др.
Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг: облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий. При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.
Еще один принцип предоставления государственных услуг, закрепленных законопроектом – это проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например, в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять ещё и права, и заграничный паспорт).
Одной из важнейших новаций законопроекта является отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен Правительством). Кроме того, граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.
Дополнительным нововведением станет возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.
Меняется и роль самих многофункциональных центров: помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг, они становятся гарантом защиты прав заявителей – «омбудсменом» по государственным услугам. При нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.) МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.
Кроме того, в соответствии с законопроектом, МФЦ придадут статус «цифрового нотариуса» — МФЦ может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ — при получении других его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное – получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги заявитель может обратиться в МФЦ и получить бумажный экземпляр такого документа, заверенный печатью.
«Законопроект не просто совершенствует отдельные аспекты предоставления государственных услуг, а закладывает новую философию взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды», — подчеркнул заместитель министра Савва Шипов.