Платные услуги в муниципальных учреждениях
Энциклопедия решений. Платные услуги государственных и муниципальных учреждений
Платные услуги государственных и муниципальных учреждений
Смотрите в этом материале:
Деятельность государственных (муниципальных) учреждений (далее — учреждения) по оказанию услуг (выполнению работ) за плату признается приносящей доход деятельностью (см. п. 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Учреждения могут оказывать (выполнять) платные услуги (работы) (далее — оказывать платные услуги) при следующих условиях :
— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен содержаться исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, отраженным в их уставах (см. п. 2 ст. 24, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закона N 7-ФЗ), п. 3 ст. 161 БК РФ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
В случае несоответствия приносящих доход видов деятельности целям создания учреждения органами финансового контроля может быть вынесено представление о приведении устава в соответствие с распоряжением о создании учреждения (см., например, п.п. 3 и 8 представления Счетной палаты РФ от 05.06.2015 N ПР 10-116/10-01).
Закрепления правовым актом перечня платных услуг, которые вправе оказывать учреждения, не требуется.
Оказывать платные услуги вправе учреждения всех типов.
Порядок предоставления платных услуг
Платные услуги оказываются, как правило, в основное рабочее время за счет повышения интенсивности труда либо в дополнительное время сверх нормы рабочего времени. В случае большого объема платных услуг могут вводиться штатные единицы за счет средств от приносящей доход деятельности. Услуги выполняются на основном рабочем месте, на площадях и оборудовании, свободных от выполнения госзадания.
Порядок и условия предоставления платных услуг зависят от сферы деятельности учреждения, его специфики. Регулируются нормами ГК РФ, отраслевыми нормативными правовыми актами (далее — НПА).
На отношения с участием граждан-потребителей распространяются также положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 2300-1).
Учреждение, предоставляющее платные услуги, обязано размещать информацию о них в порядке, предусмотренном законодательством РФ, постановлениями Правительства РФ*(1).
Так, например, 1) Образовательные организации обязаны разместить на официальном сайте организации в сети «Интернет» документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, в дошкольных учреждениях и т. п. (п.п. 4 — 4.1 ч. 2, ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон об образовании). Кроме того, вся информация должна размещаться в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.п. 9 — 11 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706, далее — Постановление N 706).
2) Разделом III Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006) также предусмотрено размещение информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах на сайте в сети «Интернет» и на информационных стендах (стойках) медицинской организации.
За отсутствие информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, учреждение и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Кто устанавливает порядок определения платы и (или) размер платы?
В казенных учреждениях порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги устанавливается государственным (муниципальным) органом , в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, НПА Правительства РФ, законами субъекта РФ, НПА высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами (п. 3.1 ст. 161 БК РФ).
Бюджетное учреждение. Платные услуги бюджетных учреждений можно разделить на два вида:
— услуги, относящиеся к основным видам деятельности, выполняемые учреждением сверх государственного (муниципального) задания (далее — госзадание), а в случаях предусмотренных федеральными законами эти услуги могут включаются в госзадание (далее — основные платные услуги)*(2). Такие услуги для граждан и юрлиц должны осуществляться на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях ;
— кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не отнесенные уставом к основным видам деятельности (далее — неосновные платные услуги), при удовлетворении выше названных условий (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Например, для федеральных образовательных учреждений методика расчета цены утверждена приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898.
Плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетным учреждением устанавливается самостоятельно .
Автономные учреждения . Платные услуги автономных учреждений также как и у бюджетных делятся на два вида (основные и неосновные).
Однако в отличие от бюджетных учреждений Закон N 174-ФЗ положение, аналогичное п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ об установлении учредителем порядка определения платы за основные услуги, не содержит. Частями 6-7 ст. 4 указанного закона установлено, что основные платные услуги автономные учреждения оказывают в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, если федеральными законами не предусмотрен конкретный субъект, который может устанавливать порядок определения платы за основные платные услуги, то автономное учреждение самостоятельно в решении данного вопроса.
Плату за неосновные платные услуги автономное учреждение (также как и бюджетное) устанавливает самостоятельно.
Внимание
В отношении муниципальных учреждений Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) предусмотрены исключения. Так, например, определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 6 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ). Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения*(3) обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (см., например, п.п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ).
В таблице приводятся субъекты, устанавливающие порядок определения платы и (или) ее размер
Отправить по почте
Государственные (муниципальные) услуги (работы)
Государственная (муниципальная) услуга (работа) — услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.
Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.
Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.
Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с базовыми перечнями и с ссылками на ведомственные перечни, размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.
Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.
Как оптимизировать деятельность бюджетного учреждения?
Как наиболее эффективно и в соответствии с законодательством перевести государственное (муниципальное) учреждение на коммерческие рельсы?
Процессы, происходящие в стране, свидетельствуют о том, что государство постепенно уменьшает свою долю финансирования бюджетных организаций. Соответственно, возможность оказания платных услуг населению становится все более действенным инструментом для получения дополнительных доходов, чтобы поддерживать достойный уровень материальной базы и заработной платы сотрудников государственного учреждения.
Все это приводит к тому, что для директоров бюджетных организаций система платных услуг становится своего рода бизнесом, которым нужно управлять, как и любым другим.
Платные услуги в образовании
Организации бюджетной сферы вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные государственным или муниципальным заданием, либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат.
Согласно Закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении: образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Правила организации платных услуг регламентируются постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» вступило в силу с 1 сентября 2013 г. В случае приема на обучение по образовательным программам за счет средств физических лиц необходимо заключение договора об образовании.
Попробуйте демо-версию бесплатно!
Особенно активно платные услуги развиваются в образовательных учреждениях. Практика показывает, что родители готовы платить за дополнительные услуги, способствующие развитию детей. Больше всего пользуются популярностью:
- специальные курсы и циклы дисциплин;
- углубленное изучение школьных предметов;
- репетиторство;
- подготовительные курсы;
- развивающие кружки и спортивные секции.
Родители позитивно относятся и к тому, что ребенок получает дополнительное образование в стенах того учреждения, где учится.
Организация платных услуг в образовательном учреждении за 5 шагов
1) В устав школы внести «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных».
2) Разработать локальный нормативный правовой акт — положение о платных образовательных услугах.
3) Получить лицензию на осуществление образовательной услуги.
4) Заключить договора с получателями платных услуг или их законными представителями.
5) Дополнительно необходимо провести еще ряд действий:
— выделить ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг;
— утвердить смету затрат на проведение платных дополнительных услуг;
— составить учебные планы;
— подготовить программы обучения.
Автоматизация, контроль и управление платными услугами
Очень часто даже в тех учреждениях, где оказываются платные услуги, не все руководители видят в этом реальную возможность для дальнейшего развития материально-технической базы организации и коллектива. В таких учреждениях доходы от оказания платных услуг в лучшем случае покрывают только непосредственные расходы на ее оказание: зарплата, начисления, коммунальные платежи, затраты на учебно-наглядные пособия и канцтовары.
Однако доходы от платных услуг могут быть значительно выше. И одна из базовых задач руководителя учреждения — контроль и управление ключевыми показателями деятельности по оказанию платных услуг, анализ взаиморасчетов по платным услугам, а также поиск путей повышения эффективности данной деятельности. Именно эту задачу помогает решить программа «Расчеты по платным услугам». Она подходит как обычным, так и централизованным бухгалтериям детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, колледжей и многих других учреждении образования, культуры и спорта.
10 возможностей, которые получают пользователи программы «Расчеты по платным услугам»:
— учет контингента воспитанников/учащихся/студентов
— ведение договоров с плательщиками по оказанию платных услуг;
— настройка любого используемого механизма начислений за услуги с учетом табеля посещений, льгот и др.;
— быстрое начисление согласно сделанным настройкам;
— автоматический прием оплаты из банковских систем;
— формирование необходимых проводок по всем учетным операциям;
— печать нескольких квитанций со штрих-кодом на каждого учащегося с разным перечнем услуг;
— быстрый доступ к полному объему информации по учащемуся/студенту/получателю услуг;
— анализ доходов от оказания платных услуг;
— передача начислений по платным услугам в ГИС ГМП (Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах) и прием из нее информации об оплате.
Благодаря программе «Расчеты по платным услугам» руководитель государственного (муниципального) учреждения, оказывающего платные услуги, сможет оперативно получать всевозможные отчеты, в том числе:
— список должников по платным услугам;
— акт сверки с плательщиками по платным услугам;
— ведомости и справки по компенсациям;
— реестр заключенных договоров;
— оборотные ведомости по начислениям и оплате услуг;
— отчет о доходах по платным услугам.
Вся эта важная информация позволит руководителю оперативно принимать решения в части оказания учреждением платных услуг, анализировать экономическую деятельность и выстраивать эффективное бизнес-планирование.
Нужно своевременно проводить анализ деятельности организации по ключевым показателям? Оцените возможности автоматизированного учета расчетов по платным услугам.
Наталья Марченко, ведущий специалист ЗАО «ПФ «СКБ Контур»
Платная деятельность казенного учреждения
Казенное учреждение — централизованная бухгалтерия осуществляет безвозмездное ведение бухгалтерского учета бюджетных учебных учреждений. Правомерно ли взимание платы за ведение бухгалтерского учета операций, по оказанию платных услуг оказываемых данными бюджетными учреждениями (кружки, секции) ?
Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность только при условии, что это будет служить достижению целей, ради которых она создана. Поскольку целью создания централизованной бухгалтерии является ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности бюджетных учебных учреждений на безвозмездной основе, то следовательно само оказание данных услуг не может осуществляться за плату.
Полагаем, что централизованная бухгалтерия вправе оказывать платные услуги по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности юридическим лицам любой организационно-правовой формы, за исключением бюджетных учреждений которым данные услуги должны быть оказаны безвозмездно. Кроме того централизованная бухгалтерия вправе платно оказывать бюджетным учебным заведениям дополнительные услуги связанные с ее основной деятельностью, но не входящие в состав услуг по ведению бухгалтерского учета. К таким услугам может относится восстановление бухгалтерского учета, представление интересов в налоговой инспекции (ПФР, ФСС), проведение сверки расчетов и иные аналогичные услуги.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)).
Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст.298 ГК РФ).
Основной вид деятельности бюджетного учреждения ведется им в рамках государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается учредителем. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством РФ, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией соответственно.
Бюджетные учреждения, в сфере образования ведут свою деятельность на основании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном учредителем учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Согласно п. 3 Требований №81н план составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Из этого следует, что все расходные операции бюджетного учреждения осуществляются в период действия плана на соответствующий финансовый год.
В силу установленных требований к плану финансово-хозяйственной деятельности плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе различных видов поступлений. В том числе указываются поступления от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступления от иной приносящей доход деятельности (п. 10 Требований N 81н).
В Письме Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 указано, что в соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, как указано в Письме Минфина России от 01.06.2011 N 03-03-06/4/60, решение о составе затрат, связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями платных услуг, принимает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
При определении стоимости платных услуг могут учитываться как затраты на общехозяйственные нужды, включая затраты на приобретение материальных запасов, так и затраты на приобретение основных средств (за исключением основных средств, относимых к основным фондам), в случае, если при оказании платных услуг существует необходимость в их приобретении (например, лабораторного оборудования, приборов, инвентаря и т.д.).
Таким образом прибыль, полученная бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом учреждения должны расходовать данные поступления в соответствии со своим планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемым на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 5 Инструкции N 157н установлено, что руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.
Таким образом законодательство РФ позволяет субъекту РФ, муниципалитету принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирование отчетности созданных субъектом РФ, муниципалитетом учреждений. При этом между КУ «Централизованная бухгалтерия» и учреждением, передавшим ей ведение бухгалтерского учета, должен быть заключен договор (соглашение о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии).
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) — это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 120 ГК РФ казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Таким образом, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях (Письмо Минфина России N 12-08-25/4392):
— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания казенного учреждение, а именно безвозмездное осуществление ведения бухгалтерского учета и формирование отчетности.
Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право