Муниципальная казна и муниципальное имущество
Глава 3. Муниципальная казна
Глава 3. Муниципальная казна
Статья 10. Имущество, составляющее муниципальную казну
Средства бюджета муниципального образования и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну.
В казну могут включаться:
— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
— объекты недвижимости, включая: нежилые здания, помещения, сооружения, не завершенные строительством объекты, муниципальный жилищный фонд;
— ценные бумаги, доли (пан) в уставном капитале юридических лиц;
— имущественные комплексы ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений;
— иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за ее пределами. Настоящее Положение не регулирует порядок формирования, учета и распоряжения средствами бюджета муниципального образования, входящими в состав имущества казны.
Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования
1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления Администрации.
2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:
— отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;
— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;
— изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;
— отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;
— имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
— создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;
— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременении, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
4. Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:
— предоставление в аренду, субаренду;
— передача в безвозмездное пользование;
— передача в доверительное управление;
— иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.
5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:
— при приватизации муниципального имущества;
— при предоставлении в аренду;
— при передаче в доверительное управление;
— при использовании имущества в качестве предмета залога;
— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;
— при использовании имущества в качестве предмета залога;
— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;
— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алексинский район.
Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Комитет путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.
Статья 12. Прием имущества в муниципальную собственность
1. Прием имущества из собственности Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, распоряжения федерального агентства по управлению государственным имуществом, постановления Администрации и акта приема-передачи.
2. Прием имущества из собственности субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, решения департамента субъекта РФ, постановления Администрации и акта приема-передачи.
3. Прием имущества из собственности физических и юридических лиц осуществляется на основании постановления Администрации и договора о безвозмездной передаче.
4. Решение о приобретении имущества на возмездной основе принимается Собранием представителей МО Алексинский район.
Статья 13. Исключение имущества из казны
Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется в следующих случаях:
— при закреплении этого имущества за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— при списании этого имущества;
— при приватизации имущества, которая осуществляется в соответствии с настоящим положением и действующим законодательством;
— при передаче имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований на основании решения Собрания представителей МО Алексинский район в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Третья проблема формулируется следующим образом: муниципальная казна, учет имущества казны
Что такое казна?
Лучшего определения, чем дает Гражданский кодекс РФ, нам не найти.
Статья 215 ГК РФ «Право муниципальной собственности» дает четкое понятие казны муниципальных образований:
«Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.»
Для понимания сути казны необходимо знать статью 216 ГК РФ: «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»:
«… Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:
право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).»
Таким образом поселение может закрепить (передать на баланс) муниципальное имущество только своим юридическим лицам: МУПам, МУ, а также муниципальным казенным предприятиям. Слово «своим» в последней фразе означает следующее:
— поселение само учредило муниципальное предприятие или учреждение;
— юридическое лицо передано поселению в порядке разграничения собственности, т.е. от района, от края или от Российской Федерации.
В силу имеющегося практического опыта я сделала несколько любопытных наблюдений.
Первое наблюдение
Многие сотрудники администраций районов (поселений) говорят так:
«Этот объект находится в собственности администрации района (поселения)».
Я должна вас разочаровать: такая собственность в природе(и в гражданском законодательстве)отсутствует.
Если мы говорим о муниципальной собственности, то имеем в виду следующие формы собственности:
— муниципальная собственность поселения,
— муниципальная собственность городского округа,
— муниципальная собственность района.
Собственности администраций этих муниципальных образований нет и не может быть.
Администрации района (поселения) имущество принадлежит на вещном праве – праве оперативного управления (ст. 216 ГК РФ). То есть – это: столы, стулья, компьютеры, здания и другое имущество, используемое в процессе своей работы сотрудниками администрации района (поселения).
Некоторые муниципальные служащие не понимают сути муниципальной собственности, вещных прав и самой казны.
Объекты (имущество), включенные в реестр муниципальной собственности, принадлежат народу всего муниципального образования, а не администрации этого муниципального образования, т.е. собственник муниципальных предприятий, организаций и имущества казны – муниципальное образование.
Чтобы лучше понять данное утверждение, нужно обратиться к статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статьям 124, 125, 126 ГК РФ.
Перечисленные нормы законодательства говорят о том, что администрация поселения лишь выступает от имени муниципального образования, т.е. от жителей поселения.
Второе наблюдение
Сотрудники некоторых органов (финансовых, контролирующих и т.д.) смешивают понятие: «имущество закреплено за организацией на праве оперативного управления» с понятием: «органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом».
Разница двух этих понятий в том, что создаются названные организации и органы для выполнения разных целей и полномочий.
Муниципальное образование в лице органов, наделенных полномочиями по управлению имуществом, может создать только три вида юридических лиц и закрепить за ними имущество на вещном праве:
— учреждение (право оперативного управления);
— казенное предприятие (право оперативного управления);
— муниципальное унитарное предприятие (право хозяйственного ведения).
Фраза «оперативное управление имуществом» означает следующее: учреждение (школа, больница, ДК и т.д.) и казенное предприятие управляют только имуществом, находящимся на балансе этого учреждения (т.е. тем имуществом, которое за ним закреплено решениями главы поселения, района).
Тогда как органы, наделенные полномочиями от имени поселения по управлению имуществом (администрация поселения, отдел, комитет и т.д.), управляют всем
имуществом муниципального образования, в т.ч. МУПами, МУ, казенными предприятиями, объектами казны.
На основании ст.209,215,216,294,296 ГК РФ органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом, закрепляют муниципальное имущество за юридическими лицами, созданными данным поселением.
Говоря бухгалтерским языком: «закрепленное имущество – это имущество, переданное юридическому лицу на баланс на основании решения учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения».
Учитывая тот факт, что создать собственные предприятия и учреждения для решения абсолютно всех вопросов местного значения не представляется возможным, так как в экономике района и края уже представлены различные хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), то у поселения остается имущество, которое невозможно закрепить за какой-либо муниципальной организацией.
Как раз это имущество и будет учитываться как казенное.
Учет такого имущества осуществляется администрацией поселения, а сохранность обеспечивается тем хозяйствующим субъектом, который эксплуатирует данное имущество.
Казна – это имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, т.е. имущество, которое не состоит ни у какого юридического лица на балансе. При этом понятно, что термин «баланс» мы можем применять только к юридическим лицам.
Задача поселения не только в том, чтобы отчетливо увидеть в реестре муниципальной собственности то имущество, которое не закреплено за созданными администрацией поселения юридическими лицами (МУПами, МУ и казенными предприятиями), но и правильно учесть это имущество.
В процессе решения задач по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны у органов местного самоуправления возникают вопросы по порядку учета этого имущества.
Как отмечено в п.1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В свою очередь, Федеральный закон № 129-ФЗ распространяется только
на организации. Исходя из требований названной инструкции, бюджетный учет устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в органах государственной власти, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Понятие бухгалтерского учета казны здесь отсутствует. Указание на учет
имущества казны есть только в п.10 названной инструкции. Подчеркиваю, речь идет об учете имущества казны, а не о балансе казны, т.к. казна – это не организация, не юридическое лицо.
Необходимо отметить, что учет имущества казны в реестрах муниципальной собственности городов и районов ведется с 1992 года. Именно с этого времени в казне учитывается имущество, переданное от федеральных и государственных организаций, полученное муниципальными организациями от юридических и физических лиц на безвозмездной основе, полученное в порядке наследования, а также имущество, построенное или приобретенное за счет местного бюджета.
Если мы будем учитывать имущество казны на чьем-либо балансе, мы нарушим Гражданский кодекс РФ (ст.215).
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 209, 212, 215, 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, то, соответственно, после передачи на баланс органа местного самоуправления (на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом) имущества муниципальной казны, указанное имущество потеряет свой статус казенного.
Потери такого статуса нельзя допустить по ряду причин:
— органы местного самоуправления будут лишены возможности использования банковских кредитов, так как в залог оформляется именно казенное имущество. Закрепленное за МУПами и МУ имущество для этих целей использоваться не может;
— органы местного самоуправления (в условиях недостаточности средств местного бюджета) будут лишены возможности погашения кредитов банков за счет реализации имущества казны;
— органы местного самоуправления (при невозможности исполнения решения суда за счет средств местного бюджета) будут лишены возможности оплаты исков о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также исков, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности к публично – правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, за счет реализации судебными приставами имущества казны.
Правильность этих выводов подтверждается Бюджетным кодексом РФ (статьи 100, 102) и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года № 23.
Кроме того, органы местного самоуправления станут плательщиками налогов и сборов, которые они платить не должны в силу своей властной природы и существующих в Российской Федерации межбюджетных отношений.
Так, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов являются российские или иностранные организации. Вместе с тем казна — не организация. Казна- это информация (база данных) об имуществе, собственником которого является муниципальное образование (район, городской округ, поселение).
Казна – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, также не являются организациями. По данному вопросу есть многочисленная судебная практика: Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2006 г. № А65-7565/2006-СА2-22, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29, Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 12358/03.
Кроме того определение предпринимательской деятельности (п.1 статьи 2 ГК РФ) и положения статей 1-23 Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что казна муниципального образования не является плательщиком налогов и сборов.
Требования об обязательном учете имущества казны на балансе администраций (органов по управлению имуществом) финансовые органы обосновывают письмами Департамента налоговой и таможенно — тарифной политики Минфина РФ от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 и от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56.
Между тем, в специальном информационном письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, подписанном заместителем Минфина РФ С.Д.Шаталовым, подчеркивается, что Минфин РФ издает нормативные акты в виде приказов; письма Минфина РФ, в которых разъясняется применение отдельных норм, нельзя считать нормативными актами, обязательными к исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами.
На балансе органа местного самоуправления учитывается только то имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется им для осуществления властных управленческих функций некоммерческого характера. Имеется в виду то имущество, которое поименовано в решениях глав поселений «О закреплении имущества на праве оперативного управления за администрацией поселения». Надеюсь такие решения есть во всех поселениях. Если их нет, необходимо, не откладывая, подготовить такие документы.
Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что на балансе юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу, должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего. Эту норму можно применить и для учета имущества казны.
Считаю, что было бы целесообразным применение следующих возможных способов учета имущества казны:
— отдельный учет имущества казны путем включения в реестр муниципальной собственности раздела «Казна» (учет можно поручить бухгалтерии или отделу по управлению имуществом);
-учет имущества казны на забалансовом учете администраций поселений или комитетов (отделов) по управлению имуществом муниципальных образований.
Муниципальная казна муниципального образования. Учет имущества казны муниципального образования | ZdavNews.ru
Главное определение
Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные фонды или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству точно по праву собственности.
Типы казны в РФ
В Российской Федерации сверху сегодня действуют три вида казны:
- Федеральная (практически, казна РФ).
- Казна каждого из субъектов.
- Муниципальная эрарий муниципальных образований.
Понятие муницапального образования
Как же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная накопления муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Приём разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:
- Сельское сселение. Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут водиться села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. После этого МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо сверх выборные (или иные) средства управления. Такие органы власть предержащие полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
- Городское крааль. Под названием скрывается или небольшой город, или большой поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет раскрепощенно или через избираемые органы власти.
- Муниципальный район. Слово нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное автономия воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Райя дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут совершать определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
- Градской округ. Это отдельное городское поселение, которое не короче входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления после этого осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
- Внутригородская местность федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ пора и совесть знать осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.
Разум термина
Имущество казны муниципального образования — это главная составляющая собственности муниципалитета. По, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое манатки, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.
Капитал казны муниципального образования — собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, сие муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести семо казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное благосостояние, а не муниципальный, государственный орган.
Недостатки законодательства
Само взгляд «средства казны муниципального образования» пока что закреплено всего только в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вишь в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него право оперирует термином «муниципальная собственность» (более широкий по своему значению) аль «бюджет муниципалитета» (напротив, более узкий). Сегодня это беспр серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.
Круг казны
Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может вливаться следующее:
- Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
- Безлюдный муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые самочки не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а в свой черед инженерные, транспортные и иные сооружения.
- Имущественные предприятия и комплексы.
- Земельные наделы и природные объекты, резерв.
- Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
- Имущественные компетенция. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная большая часть муниципалитета.
- Имущество, что находится в долевой собственности.
- Архивные и библиотечные акционерный капитал муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
- Имущество непосредственно органов МСУ.
- Багаж, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а опять же доверительного управления.
- Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (задел, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а равным образом иные активы финансово-кредитной сферы, что могут относиться к разряду муниципалитету.
- Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
- Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а вот и все права на них.
- Программное обеспечение, а также базы данных.
- Иное скарб, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования после основанию, не противоречащему действующему законодательству.
- Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
- Иное состояние.
Законодательное определение
Мы разобрали, отчего составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.
Заведение казны определяет гражданское законодательство. А именно — п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Распоряжение утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а и иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (не то — не то же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а в свою очередь муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений бери территории РФ.
Составляющие по законодательству
Какие же составляющие казны муниципального образования? В структура ее имущества может входить любая собственность из числа пирушка, что перечислена в ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Да и то при этом выделяются различные группы объектов, что могут (пре)бывать собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как так: сельским поселениям, городским округам, районам.
Первая часть ст. 50 данного ФЗ в свой черед определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.
Категории объектов в составе казны
Присутствие учете казны муниципального образования важно понимать, что возлюбленная неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:
- Капитал, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ «Общие правила МСУ в РФ» (а именно — части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
- Сбережение, предназначение которого — финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных чисто ФЗ, так и законами субъектов РФ.
- Имущество, чье роль — обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления точно по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.
Соединение казны
Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Об эту пору все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Больше конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.
А чисто формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может во в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его ансамбль, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.
Присутствие этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется в достижение определенных целей.
Цели формирования казны
Выколачивание с казны муниципального образования здесь — весьма негативный момент. Стопор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету не фунт изюма достигнуть следующие цели:
- Увеличить средства бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
- Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций про результативного экономического развития объекта.
- Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в переплет.
- Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
- Покрыть функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.
Литература пополнения
Как мы уже говорили, взыскания за конто казны муниципального образования — не путь ее развития. Государству имеет большое значение, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:
- Состояние, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности получай федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на имущество муниципальных образований.
- Имущество, что было вновь создано возможно ли приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
- Государственное достаток, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
- Собственность, оставшаяся следом ликвидации муниципальных учреждений.
- Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
- Достояние, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
- Перешедшая в городские власти на основании договор о купле-продаже имущества — движимого и недвижимого.
- Добро, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.
Муниципальная фиск — это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете в данное время ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие тутти вышеобозначенные федеральные законы.
Учет имущества казны в «1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8»
Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.
Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).
Предписания нормативных актов
Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.
Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).
Имущество, полученное в оперативное управление
В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:
- имущества федеральных государственных учреждений РФ;
- федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
- иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.
Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.
Счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»
Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы». Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 «Основные средства»;
010200000 «Нематериальные активы»;
010300000 «Непроизведенные активы»;
010400000 «Амортизация»;
010500000 «Материальные запасы»;
010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;
010700000 «Нефинансовые активы в пути»;
010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».
В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), — ОС, НМА, НПА, МЗ — на остальных счетах счета 010000000 «Нефинансовые активы».
Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании».
Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.