Как продать муниципальное имущество
Аренда и продажа муниципального имущества
Муниципальным имуществом в России считается такое имущество, которое на основании права собственности принадлежит государству (так называемая федеральная собственность), а также имущество, на основании права собственности принадлежащее субъектам государства. От имени государства и его субъектов органы, осуществляющие государственную власть, имеют право приобретать это имущество, осуществлять в его отношении свои имущественные права и обязанности.
Муниципальным имуществом является также то, которое содержится в собственности городских или сельских поселений, либо иных муниципальных образований. Приобретать и использовать его имеют право органы местного самоуправления, а также в рамках компетенции муниципальных образований, которая устанавливается специальными нормативными актами, выступать в суде. Рассмотрим для начала, что такое продажа и аренда муниципального имущества
Общие положения аренды муниципального (государственного) имущества
Аренда муниципального имущества имеет свои особенности, которые касаются заключения договора, а также установления всех соответствующих арендных платежей. В соответствии с некоторыми положениями Конституции РФ, управление муниципальной (государственной) собственностью осуществляет Правительство государства.
Отношения, которые возникают в процессе заключения договора аренды муниципальной собственности, а также исполнения арендного договора, регламентированы главой 34 Гражданского кодекса РФ. Договор аренды, иначе называющийся имущественным наймом, заключается в том, что арендодатель должен предоставить нанимателю определенное федеральное имущество во временное пользование за соответствующую плату.
Важность заявления
Все вопросы о получении в аренду любого федерального имущества решаются только на основании заявления от определенного законом круга физических или юридических лиц, российских либо иностранных. Также сюда относятся международные организации, имеющие резолюцию о том, что они являются балансодержателями.
Что еще необходимо?
Помимо заявки (заявления) на аренду, заявитель должен предоставить в специальный Комитет по управлению муниципальным (федеральным) имуществом следующие документы:
- Подлинники учредительных документов предприятия, которое получает в аренду имущество, либо их копии, заверенные в нотариальном порядке, если речь идет о юридических лицах. Если договор аренды намерено заключить физическое лицо как индивидуальный предприниматель, то от него потребуется свидетельство о регистрации частного предпринимательства.
- Баланс предприятия, которое в договоре аренды имущества будет выступать как арендатор.
- Справка о наличии задолженности по оплате коммунальных платежей либо арендной платы.
- Справка, заверенная налоговым органом, о наличии или отсутствии задолженностей по всем видам обязательных платежей.
Во время рассмотрения заявок на предоставление аренды особенно учитываются наличие либо отсутствие задолженностей по налоговым обязательствам и своевременность осуществления платежей по арендным обязательствам. Для того чтобы ограничить максимальные сроки оформления арендных договоров, такой срок четко регламентирован и составляет 1 месяц со дня предоставления нанимателем полного пакета соответствующих документов.
Формат арендного имущества
Аренда федерального и муниципального имущества может осуществляться в нескольких формах:
- при условии реализации нанимателем преимущественного права на арендный договор – в прядке продления такого договора;
- в общем порядке рассмотрения заявлений, в том числе на основе коммерческого конкурса или посредством аукциона.
Аукцион – это конкурсный способ определения того, кто станет нанимателем государственного или муниципального имущества. Аукцион производится путем осуществления публичных торгов, где арендатором становится тот соискатель, который предложил максимальную цену за право заключить арендный договор. Коммерческий конкурс – это такой способ определения нанимателя имущества, где победителем могут признать того соискателя, который представит наиболее выгодное предложение.
Что делать, если был получен отказ?
Отказ в заявке на заключение договора аренды предоставляется Комитетом по управлению государственным или муниципальным имуществом и должен быть вручен соискателю в письменной форме. Обязательным условием здесь является указание причин такого отказа, который, в свою очередь, может быть обжалован в судебном порядке с соблюдением регламентации специальных нормативных законодательных актов.
Передача имущества по договору аренды
Договор аренды любого нежилого помещения должен заключаться письменно одним документом с подписью обеих сторон. Согласно этому договору арендодатель должен передать во временное использование конкретное здание, сооружение или помещение. В арендном договоре обязательно должно быть указано это имущество, его техническое состояние, местонахождение, площадь и другие характеристики. Передача в аренду таких объектов имущества осуществляется согласно передаточному акту или же другому документу, свидетельствующему о том, что объект передан в пользование арендатора. Акт должен быть составлен в двух экземплярах – для обеих сторон этого договора. Через 5 дней после заключения соглашения арендодатель должен предоставить нанимателю имущество, являющееся предметом данного арендного договора.
Продажа муниципального (государственного) имущества
Процесс продажи муниципального имущества контролируется законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация – это отчуждение имущества, которое находится в праве собственности муниципальных образований, в право собственности юридических либо физических лиц. Этот процесс носит возмездный характер.
Приобрести находящееся в процессе продажи муниципальное имущество имеют право любые юридические, а также физические лица. Этот список исключает унитарные предприятия, муниципальные либо государственные учреждения. Это касается также тех юридических лиц, у которых в уставном капитале содержится более 25 % средств, принадлежащих государству или его субъектам. Существует специальный сайт по продаже муниципального имущества, официально предоставляющий информацию по этому вопросу. Порядок приватизации имущества, которое содержится в муниципальной собственности, согласуется с нормативными актами государства, а также его субъектов.
Как определяется стоимость?
Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, является минимальной стоимостью, по которой можно отчуждать такое имущество. Определяется она в порядке, который устанавливается правительством государства. Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, должна приравниваться к рыночной, которая определяется независимым оценщиком. Начальная цена муниципального имущества, подлежащего приватизации, устанавливается в предусмотренных законодательством случаях на основании заключения независимого оценщика, который также должен осуществлять свою деятельность в рамках закона.
Условия о приватизации имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, согласно нормативно-правовым актам, регулирующим этот процесс, самостоятельно определяются органами местного самоуправления. Информация о начале приватизации муниципального (государственного) имущества в обязательном порядке должна быть опубликована в различных источниках СМИ, которые также определяются органами местного самоуправления. Это должно произойти не менее чем за 1 месяц до назначенного дня, если иное не предусмотрено в законодательстве. Продажа муниципального имущества осуществляется после приватизации.
Что подлежит огласке через СМИ?
Перечень сведений, которые подлежат обязательному опубликованию в источниках массовой информации:
- Наименование того органа местного самоуправления, который принял решение о начале приватизации муниципального имущества, а также все существующие реквизиты такого решения.
- Наименование муниципального имущества, а также все его индивидуальные характеристики.
- Способ, согласно которому будет осуществляться приватизация муниципального имущества.
- Начальная цена.
- Условия платежа, сроки его осуществления, а также все необходимые реквизиты расчетных счетов.
- Место подачи заявления на приватизацию муниципального имущества, порядок ее осуществления, даты начала и окончания.
- Требования по оформлению документов и их исчерпывающий перечень.
- Срок, установленный для заключения договора купли-продажи муниципального имущества.
- Возможность ознакомления потенциальных покупателей с иной информацией об объекте, подлежащем приватизации, а также с условиями договора и актом инвентаризации.
- Условия ограничения для определенных категорий юридических или физических лиц.
- Иные важные сведения.
Продажа муниципального имущества путем проведения аукционов
Муниципальное имущество может продаваться также посредством аукциона. Это происходит в том случае, если покупатели такого имущества не должны выполнить никаких условий в его отношении. Право приобретения находящегося в процессе продажи муниципального имущества осуществляется в порядке аукциона и принадлежит тому покупателю, который готов предложить за него наиболее высокую цену. Если в аукционе принимало участие всего одно юридическое или физическое лицо, такой аукцион по закону признается недействительным.
Перед проведением аукциона в СМИ должны быть указаны:
- место и время проведения такого аукциона;
- порядок, согласно которому будут определяться победители;
- условия внесения задатка, его размер, все необходимые банковские реквизиты и порядок его внесения.
Информация о результатах аукционов подлежит обязательному опубликованию в источниках средств массовой информации, где срок такой публикации не должен превышать тридцати дней со дня совершения подобных сделок. Аукцион по продаже муниципального имущества и тематические конкурсы могут проводиться также в электронной форме. Как уже было отмечено, есть специальный сайт для всех интересующихся данным вопросом. Торги по продаже муниципального имущества такого формата обеспечат их информационную прозрачность и упрощение данной процедуры. Электронный вид сведет к минимуму возможность сговора между участниками таких аукционов и их организаторами. Приватизация объектов осуществляется путем оформления договора купли-продажи муниципального имущества, в который в обязательном порядке должны быть включены все условия данной сделки.
Торги государственного или муниципального имущества
«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».
Торги по продаже государственного и муниципального имущества
Продажа государственного и муниципального имущества (приватизация) — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Продажа имущества осуществляется только на конкурентной основе. Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Способов приватизации достаточно много и по этой причине разнообразны торги по продаже государственного и муниципального имущества. Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в электронной форме на основании Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» Электронные торги по продаже государственного и муниципального имущества могут реализовываться на шести электронных торговых площадках.
Отдельно регулируются торги по продаже имущества ФГУПов и движимое имущество, в том числе конфискат. Торги государственного и муниципального имущества размещаются на официальном сайте: torgi.gov.ru. Торги государственного и муниципального имущества ответственная процедура и совершенно обоснованно поручить ее специалистам.
- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» № 549 от 22.07.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» № 585 от 12.08.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества» № 584 от 12.08.2002.
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» №333 от 06.06.2003.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» №432 от 05.06.2008.
- Приказ ФАС России «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» №67 от 10.02.2010.
- Приказ Минэкономразвития России «Об определении официального сайта в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества» №438 от 15.09.2010.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» №860 от 27.08.2012.
- Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» №137-ФЗ от 27.05.2014.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 909 от от 10.09.2012.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации №2488-р от 04.12.2015.
Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут услуги по сопровождению торгов по купле-продаже государственного или муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 и частью 5 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ, приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только следующими способами:
- Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
- Преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
- Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
- Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.
- Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли.
- Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
- Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
- Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
- Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Продажа государственного или муниципального имущества может осуществляться в электронной форме.
- Наименование органа, принявшего решение об условиях приватизации, реквизиты решения.
- Наименование имущества и его характеристику.
- Способ приватизации такого имущества.
- Начальная цена продажи такого имущества.
- Форма подачи предложений о цене такого имущества.
- Условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов.
- Размер задатка, срок и порядок его внесения, назначение платежа, необходимые реквизиты счетов, порядок возвращения задатка.
- Указание на то, что сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ.
- Порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений.
- Исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов.
- Срок заключения договора купли-продажи имущества.
- Порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества.
- Ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации имущества.
- Порядок определения победителей либо лиц, имеющих право приобретения имущества.
- Место и срок подведения итогов продажи имущества.
Информационное сообщение подлежит:
- Опубликованию в официальном печатном издании.
- Размещению на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет».
- На официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.
Государственное или муниципальное имущество продается на аукционе в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Право приобретения имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене имущества определяется решением об условиях приватизации.
Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже имущества должно содержать следующие сведения:
- Наименование органа, принявшего решение об условиях приватизации имущества, реквизиты решения.
- Наименование имущества и иные характеристики имущества.
- Способ приватизации имущества.
- Начальная цена продажи имущества.
- Форма подачи предложений о цене имущества.
- Условия и сроки платежа, назначение платежа, необходимые реквизиты счетов, порядке возвращения задатка.
- Указание на то, что сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ.
- Размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
- Порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений.
- Исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов.
- Срок заключения договора купли-продажи имущества.
- Порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества.
- Ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации имущества.
- Порядок определения победителей либо лиц, имеющих право приобретения имущества.
- Место и срок подведения итогов продажи имущества.
Не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества.
Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем 25 дней и должна заканчиваться не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.
Аукцион проводится не ранее чем через 10 рабочих дней с даты признания претендентов участниками аукциона.
В течение 15 рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
Муниципальное имущество: продажа без проведения торгов, без объявления цены — стоит ли заниматься
Актуальная ситуация в экономической сфере создаёт такой расклад отношений между инстанциями разного уровня, что муниципальный сектор занимает в них сравнительно малое место. Если на долю государственного хозяйствования приходится 70-80% имущества (в том числе частно-государственные владения), на долю частных предпринимателей порядка 18%, то на муниципалитет остаётся 1-2%. Важно понимать, что, несмотря на такое распределение, именно органы муниципального уровня играют наиболее существенную роль для организации быта и повседневной жизни среднестатистического гражданина; именно они в большей степени отвечают за регуляцию региональной экономики и местного бюджета.
Современное распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнем провоцирует незавидное положение последних в распределении бюджетных доходов (отчисляемых из собираемых налогов разной направленности). Муниципальные образования получают лишь малую часть.
Всё это создаёт необходимость искать дополнительные источники дохода в собственный бюджет для муниципальных образований. Существующее законодательство предусматривает такой вариант, как эффективное управление имуществом, что подразумевает в том числе и его продажу, отчуждение прав собственности (приватизацию), сдачу в аренду или в безвозмездное пользование, как через торги, так и без проведения соответствующего мероприятия.
Все нормативно-правовые акты обязывают реализовывать почти любое муниципальное имущество на конкурсной основе. Это может быть вполне выгодно — таким образом вполне реально реализовать непрофильное имущество (неиспользуемые земельные участки или старый объект недвижимости) выгодно; однако конкурсное мероприятие ещё должно быть признано состоявшимся, то есть подать заявление на участие должно более одного лица. Что делать в случае, если таких участников не находится? Предусмотрено отчуждение муниципального имущества без торгов различными способами.
Условия реализации муниципального имущества без торгов
Опираясь на актуальную правовую базу (ФЗ 131), продажа муниципального имущества без проведения торгов может быть осуществлена в следующих случаях:
- покупателем выступает товарищество собственников жилья
- покупателем выступает лицо, единственно подавшее заявку на участие в торгах/аукционе или лицо, которое было единственно допущено к участию в торгах/аукционе
- приобретателем выступает образовательное учреждение любой организационно-правовой формы, в том числе это может быть государственное или муниципальное образовательное учреждение
- приобретателем является муниципальная компания/предприятие
- имущество продаётся частному медицинскому учреждению
Кроме того, объекты, находившиеся в муниципальном ведении, могут быть проданы любому лицу или переданы в аренду (без срока) при соблюдении следующих условий:
- Если срок на передачу составляет не более одного месяца (30 дней) в течение 6 следующих друг за другом календарных месяцев;
- Если объект является частью недвижимости, а общая площадь составляет не более 10% от площади всего недвижимого объекта и при этом не превышает значения 20 метров квадратных.
Кроме того, законодательством предусмотрена возможность передачи имущества в долгосрочный лизинг. По факту данная процедура выступает продажей в рассрочку.
Кто является уполномоченным распоряжаться имуществом?
Разные уровни собственности, равно как и разные уровни организаций (имеется в виду вертикальная иерархия уровней) предполагают, соответственно, свои органиченные уровни полномочий по распоряжению соответствующим имуществом.
Продавать федеральное имущество имеют право:
- Росимущество — это орган исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет функции распоряжения и управления землёй, недвижимостью и прочим федеральным имуществом;
- Министерство Обороны — если речь идёт об имуществе, находящемся в ведении Вооружённых сил Российской Федерации
- лица, которые определены к данной деятельности и уполномочены в рамках действующего законодательства о приватизации; это могут быть, например, специализированные организации, которые привлекло Росимущество в качестве своего представителя и продавца имущества (с соответствующими подтверждающими роль документами).
Распоряжаться муниципальным имуществом может уполномоченный к данной деятельности орган в рамках действующего законодательства, будь то Федеральные Законы, региональные нормативно-правовые акты или акты органов местного самоуправления.
Преимущества и недостатки эффективного управления имуществом
Приватизация имущества предполагает выплату крупной суммы денег в относительно небольшой период, так что через неё могут решаться срочные проблемы. Однако в современной экономической ситуации найти вовремя желающих на приобретение муниципальной недвижимости бывает чрезвычайно сложно.
Аренда гарантирует стабильное пополнение бюджета в течение длительного периода, но в таком случае исчезает статья дохода от налогов на собственность (которая актуальна для первого варианта), а возможные инфляции и вовсе могут понизить прибыль.
Для приобретателя возможные трудности обратны положительным сторонам для муниципалитета. Для приватизации и оформления в собственность недвижимости необходимо единовременно иметь при себе крупную сумму денег, для аренды же предполагать выплаты в долгосрочной перспективе. В данном случае важно правильно расценить, какой объект приобретается, и оправдывают ли данные вложения итоговый результат. Как только Вы определили, какой вариант для Вас оптимален — приступайте к изучению соответствующей информации и подготовке.
Как выкупить муниципальное имущество?
Приватизировать муниципальное имущество можно, воспользовавшись приоритетным правом. Данное право работает как для выкупа и переоформления в собственность, так и для оформления объекта в аренду. Оно подразумевает под собой возможность приобрести имущество внеочерёдно, однако приобретатель должен соответствовать целому ряду условий одновременно.
- До дня вступления в силу Федерального Закона №159 (от 22 июля 2008 года) потенциальный собственник должен был снимать объект в аренду сроком 2 года и более, без перерывов. Если договор аренды был срочным, то его срок должен составлять не менее года, и только при подтверждении факта государственной регистрации договора может быть осуществлено право на выкуп.
Если лицо желает воспользоваться приоритетным правом, для оценки имущества привлекается независимый специалист для того, чтобы она была объективной (то есть не было коммерческих связей ни с одной из сторон ).
Процедура выкупа всё по тому же ФЗ может происходить в двух версиях: до официального выставления на продажу или по инициативному выкупу арендатора.
1) Если собственник планирует приватизировать объект, который сдаётся в аренду, то арендатор может подать заявление о выкупе недвижимости до её отчуждения. В таком случае собственник обязан заключить договор купли-продажи и предотвратить запланированную приватизацию.
2) Арендатор решает, что хочет выкупить недвижимость в собственность. Он оформляет заявку, которую отправляет публичному собственнику.
Порядок приватизации имущества
Приватизация как форма отчуждения государственного и муниципального имущества была повсеместно популярна и актуальна в определённый исторический период. Однако и на настоящий момент муниципалитеты широко используют именно данную технологию пополнения бюджета.
Терминологически приватизация выступает как отчуждение имущества государственной, региональной или муниципальной собственности за определённую плату в пользу физического или юридического лица. Она становится возможной при соблюдении следующих принципов:
- добровольный характер покупки гражданами жилой площади в собственности
- жильё, которое на данный момент занимают граждане, может быть передано им в собственность бесплатно (но гражданин может воспользоваться таким правом только один раз).
В процессе приватизации можно выделить следующие этапы:
- принятие решения о приватизации и подача соответствующего заявления
- уполномоченные органы (могут быть как федеральные, так и органы местного самоуправления) принимают решение о согласии на приватизацию указанного объекта
- разрабатывается и утверждается план предстоящей процедуры
- заключается договор между покупателем и муниципальным органом о приобретении имущественного объекта вне конкурсной основы
Имущество в лизинг
Очень много предприятий переданы местной власти на хозяйственное ведение или оперативное управление — в каждом муниципальном образовании такие находятся. Соответственно иногда намного выгоднее реализовать объект, используя систему лизинговых контрактов, а не через прямые продажи. Это позволит муниципалитету не просто единовременно получить стоимость имущества, определённого независимым оценщиком, но получать определённые контрактом отчисления в течение некоторого периода времени, которые представляют собой процент с имущества.
Данная форма используется намного реже, чем продажа на конкурсной основе или приватизация. Дело в том, что конкуренция между современными лизинговыми компаниями в принципе сама по себе очень высокая, вписаться в эту сферу муниципалитету и соревноваться с опытными соперниками на уровне довольно сложно, по итогу для бюджета это приводит к лишним статьям расходов. Однако иногда для малых муниципалитетов или местных властей лизинг — единственный возможный вариант получения денег в местный бюджет.
Другие варианты
Отметим, что помимо приведённых выше вариантов остаются многие другие возможности реализации имущественных объектов в муниципальном ведении, минуя торги или аукционы. Таковой выступает, например, продажа части пакета акций, держателем которой являлся муниципальный орган власти. Однако такие формы выступают ещё менее популярными ввиду того, что связаны с большим количеством рисков, неудобств и имеют более низкие гарантии дохода.
Заключение
Итак, каков же ответ на вопрос «стоит ли заниматься покупкой/продажей муниципального имущества не в форме торгов/аукционов»? Ответ неоднозначен.
Определённо приобрести/продать объект с аукциона проще, поскольку данная практика используется достаточно давно, соответственно прецедентов с нарушениями и ошибками, сложностями и недочётами было много, чтобы исключить их из последующих процедур. Но поскольку речь идёт не о частной, а о муниципальной (или государственной собственности), которая пользуется несколько меньшим спросом у частных представителей или юридических лиц, то в некоторых случаях проведение аукциона становится невозможным из-за отсутствия потенциальных участников или единственного лица, подавшего заявку. В таких случаях продажа имущества минуя торги неизбежна и необходима.
Важно осознавать разницу между различными видами покупки имущества/приобретения в аренду без конкурсной основы. Это позволит определить, возможно ли для Вас участие в ней (если Вы, например, снимаете квартиру в аренду и хотите приватизировать жильё), насколько оно выгодно, какие документы стоит собрать и многое другое. Исходите из собственных потребностей и запросов, в таком случае ответ на выше обозначенный вопрос будет для Вас очевиден.
Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ статья 23 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ пункт 1 статьи 23 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее — продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.
2. Информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, должно содержать следующие сведения:
1) дата, время и место проведения продажи посредством публичного предложения;
2) величина снижения цены первоначального предложения («шаг понижения»), величина повышения цены в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом («шаг аукциона»);
3) минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).
3. Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены такого аукциона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ пункт 4 статьи 23 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4. Продолжительность приема заявок должна быть не менее чем двадцать пять дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками продажи посредством публичного предложения осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Продажа посредством публичного предложения проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ пункт 4.1 статьи 23 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4.1. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.
5. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.
При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.
абзац утратил силу с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ
Информация об изменениях:
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.
В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения».
В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.
6. Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся.
7. Претендент не допускается к участию в продаже посредством публичного предложения по следующим основаниям:
1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, либо оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
3) заявка на участие в продаже посредством публичного предложения подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ пункт 7 статьи 23 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 4
4) поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении, не подтверждено.
8. Перечень указанных в пункте 7 настоящей статьи оснований отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является исчерпывающим.
9. Претендент имеет право отозвать поданную заявку на участие в продаже посредством публичного предложения до момента признания его участником такой продажи.
Информация об изменениях:
Пункт 10 изменен с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ
10. Уведомление о признании участника продажи посредством публичного предложения победителем направляется победителю в день подведения итогов продажи посредством публичного предложения.
11. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.
12. Суммы задатков возвращаются участникам продажи посредством публичного предложения, за исключением победителя такой продажи, в течение пяти дней с даты подведения ее итогов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ пункт 13 статьи 23 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
13. Не позднее чем через пять рабочих дней с даты проведения продажи посредством публичного предложения с победителем заключается договор купли-продажи.
14. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
15. Порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в части, не урегулированной настоящей статьей, устанавливается Правительством Российской Федерации.