Государственная и муниципальная форма собственности
Государственная и муниципальная собственность
Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца – народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности.
Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.
Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования. Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:
1. Государственная федеральная собственность (собственность Федерации);
2. Государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);
3. Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.
В настоящее время государство представляет собой одновременно т политическую систему, и субъект экономической деятельности – суперпредпринимателя. В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.
Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.
По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.
Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.
Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу:
1. Отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства.
2. Отношения между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;
3. Отношения между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.
Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников. Следовательно, государственная собственность не может иметь общенародный характер.
Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности как общенародная на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство. Правильнее – общенародное достояние, т.к. они находятся за пределами экономики.
Государственная собственность во всех странах противопоставляется частной.
Всегда следует учитывать, что развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа (быстрая ликвидация частной собственности в 30-х годах – привело к кризису; 90-х искусственное расширение масштабов приватизации – финансово-экономический кризис).
Установление рационального соотношения всех форм собственности – важнейшая часть социально-экономической политики государства.
Государственная и муниципальная собственность;
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъектов РФ, муниципальных образований.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Таким образом, имеет место многообразие форм собственности.
Государственной собственностью в РФявляется:
1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;
2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, — собственность субъектов РФ;
3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.
По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ,
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, то есть приватизировано.
Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определения таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.
Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия в определенных пределах. Собственник такого имущества решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью имущества. Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.
Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномоченный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации унитарного предприятия. Предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов становится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, а также возмещения убытков.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.
Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприятием, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства РФ.
Руководитель казенного предприятия распоряжается имуществом только с согласия собственника. Собственник может выделять финансовые ресурсы для приобретения казенным предприятием имущества, которое также не может быть впоследствии отчуждено без согласия собственника. Собственник определяет порядок распределения доходов. Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связанные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.
Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия.
Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Минфином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.
Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — по государственным ценам.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюджета, и средства внебюджетных фондов.
Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг. При их недостаточности предприятию выделяются средства из федерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Минэкономики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.
Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Казенное предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях.
Казенное предприятие может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоятельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Директор казенного предприятия распоряжается имуществом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользование, только с согласия Мингосимущества РФ.
Предпринимательские риски казенного предприятия минимизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.
2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.
Государственная и муниципальная собственность
Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца — народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.
Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен. Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:
— государственная федеральная собственность (собственность
Федерации);
— государственная собственность субъектов федерации (субфе
деральная собственность);
— муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных
органов управления.
Исторически формы государственной собственности были порождены самой необходимостью государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя. Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д. Это была государственная собственность в ее простом и чистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.
Сегодня государство располагает не только денежными средствами и имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного рода предприятия, производящие те или иные товары и услуги. Следовательно, государство представляет собой одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности – супер предпринимателя.
В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.
Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.
По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.
Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система. По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.
С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой — эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения.
Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.
Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;
во-вторых — между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;
в-третьих — между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.
Глобальное представление об общенародной собственности весьма абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно неясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем видам совместной собственности, как формулируется механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.
Конкуренцию можно определить как соперничество между отдельными лицами, фирмами, предприятиями на каком-либо поле деятельности.
Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция играет значительную роль в экономике. В первую очередь она выявляет общественную и экономическую стоимость товаров.
Конкуренция– это самый дешёвый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат.
Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Функции конкуренции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
— технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
— предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
— само существование конкуренции;
— цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
— предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
— защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах
Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщённая характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение.
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из 3 групп элементов:
Конкурентоспособность товара влияет на конкурентоспособность самого предприятия. Однако между этими понятиями имеются важные для предпринимателя отличия.
1. Конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих предприятий, применима к довольно длительному периоду. Конкурентоспособность товара определяется в любой небольшой, с точки зрения экономики, промежуток времени.
2. Оценку конкурентоспособности товара даёт потребитель, а предприятию – не только потребитель, но и сам предприниматель.
Именно предприниматель определяет, выгодно ему при данных условиях создавать товар или нет.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая отражает различия в развитии данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику её приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов:
— лёгкость доступа на рынок;
— вид производимого товара;
— конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
— возможность технических новшеств в отрасли
Вопросы к семинару:
1. Виды конкуренции
2. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции
3. Монополия. Монополистическая конкуренция
5. Антимонопольная политика государства
№1 Два магазина: как они конкурируют?
Проанализируйте два магазина непродовольственных товаров: Стандарт и Рубль Бум. Как они между собой конкурируют? Изучите их товар. И напишите какой товар у них наиболее конкурентный и почему?
№2 Анализ одной из отраслей
Возьмите в качестве примера одну из следующих отраслей: автомобильную, производство фотоаппаратов или персональных компьютеров. Изучите каталог (обычно их продают в газетных киосках, в книжных магазинах, или почтальоны). Определите отличительные черты соответствующего товара, включая характеристики, стиль, имидж и цену.
Выявите компании выбранной отрасли, которые, по вашему мнению, являются конкурентами с точки зрения рынка.
Какую из конкурентных стратегий, по вашим наблюдениям, используют рыночный лидеры, компании последователи, компании-претенденты и компании, обслуживающие рыночные ниши?
Государственная и муниципальная собственность
Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:
1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;
2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);
3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.
Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.
Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.
Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.
Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.