Уставной капитал мфо
Новые правила ЦБ о регистрации микрокредитной компании
Сегодня мы рассмотрим основные изменения, которые внес Федеральный закон от 2 августа 2019 г. №271-ФЗ в Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее Федеральный закон №151-ФЗ) на примере микрокредитных компаний.
Новые правила регистрации микрокредитной компании
С 1 октября 2019 года сокращается перечень документов, предъявляемых в Банк России для внесения сведений о микрокредитной компании (далее МКК) в реестр Банка России. Так из списка обязательной документации вычеркнуты три документа:
- копия решения о создании юридического лица;
- оригинал справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, учредителей (участников, акционеров), имеющих право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций
Согласно изменениям, в Федеральном законе №151-ФЗ, вступающим в силу с 1 октября 2019 года, в составе пакета документов в ЦБ о включении в реестр МФО не будет требоваться представление справки об отсутствии судимости. Между тем, это не освобождает учредителей МКК заказывать справку об отсутствии судимости в органах полиции. Так как справка об отсутствии судимости должна сохранится в МКК (в личном деле сотрудника или учредителя) для исполнения требований, следующих двух указаний ЦБ РФ:
- Указание Банка России от 21 декабря 2017 г. N 4658-У «О порядке и сроке направления уведомления лицом, которое прямо или косвенно получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг, микрокредитной компании, ломбарда, а также о порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг, микрокредитной компании, ломбарда»;
- Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях».
Вам также может быт интересно:
Но, буквально через полгода с 1 июля 2020 года в рассматриваемый перечень будут добавлены два новых документа:
- расчет собственных средств (капитала) юридического лица, составленного в соответствии с методиками определения собственных средств (капитала) микрокредитной компании и представляемого по форме, которая устанавливается нормативным актом Банка России (за исключением юридических лиц, учредителем (акционером, участником) которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование);
- документы, подтверждающие наличие собственных средств (капитала) в размере, установленном Федеральным законом №151-ФЗ, и представляемых по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России (за исключением юридических лиц, учредителем (акционером, участником) которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).
Уставный капитал микрокредитной компании
Осенние изменения в Федеральном законе №151-ФЗ предъявляют новые требования к уставному капиталу МКК. Так минимальный размер собственных средств (капитала) МКК (за исключением микрофинансовой организации предпринимательского финансирования и организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) устанавливается в следующем размере:
с 1 июля 2020 года — один миллион рублей;
с 1 июля 2021 года — два миллиона рублей;
с 1 июля 2022 года — три миллиона рублей;
с 1 июля 2023 года — четыре миллиона рублей;
с 1 июля 2024 года — пять миллионов рублей.
Неоднократное в течение года снижение собственных средств (капитала) микрокредитной компании ниже указанных значений или в случае, если размер собственных средств (капитала) ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных дней влечет исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра МФО.
В связи с новыми требованиями к собственным средствам МКК с 1 июля 2020 года меняется нормативное определение термина «Микрокредитная компания» — «это вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц».
Идентификация заемщиков – физических лиц кредитными организациями по поручению МКК
Микрокредитные компании получили право поручать кредитным организациям на основании договора проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица.
До октября 2019 года МКК не имело право поручать идентификацию своих клиентов банкирам.
Новые требования к органам управления и учредителям МКК
С июля 2020 года руководитель микрокредитной компани должен соответствовать требованиям к деловой репутации и квалификационным требованиям, предусмотренным ст. 4.1-1 Федерального закона №151-ФЗ. Кроме этого, МКК обязана в письменной форме уведомить Банк России о назначении (избрании) на должность и об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Порядок направления в Банк России соответствующего уведомления, его форма и перечень прилагаемых к нему документов и сведений будут дополнительно установлены нормативным актом Банка России.
Учредителем микрокредитной компании, не могут быть следующие лица:
- юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, либо которое находится под прямым или косвенным контролем такого лица;
- юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;
- юридическое лицо в случае, если у его основного общества была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке за нарушение федеральных законов либо если сведения о его основном обществе были исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, при условии, что со дня принятия указанных решений прошло менее трех лет;
- лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным Федеральным законом №151-ФЗ;
- юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным Федеральным законом №151-ФЗ.
МКК, за исключением микрокредитной компании, являющейся некоммерческой организацией, обязана с июля 2020 года раскрывать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о структуре и составе своих акционеров (участников), в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится микрокредитная компания, в сроки, установленные Банком России (п. 5.1 ст. 4.3 Федерального закона №151-ФЗ).
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: [email protected]
Как зарегистрировать микрофинансовую организацию (МФО) в 2018 году
Что такое МФО
Микрофинансовая организация – это юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность и сведения, о котором внесены в государственный реестр ЦБ РФ. По сути МФО — это обычное юридическое лицо (ООО, АО, ПАО), но с определенным статусом, полученным от Центробанка России.
МФО ведет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. В отличие от банков, осуществляющих кредитование населения, для получения займа в МФО не требуется огромного количества документов, а также справок о подтверждении доходов.
Также существенным отличием потребительских займов в МФО от обычных кредитов, является условие о процентах и срок выдачи займа. Проценты по договорам микрозайма начисляются ежедневно, а срок заключения таких договоров редко превышает один год. При этом МФО могут выдавать микрозаймы только в рублях.
Федеральный закон об МФО
Деятельность микрофинансовых организаций регулируется законом ФЗ № 151 от 02.07.2010 года.
Виды МФО в 2018 году
На практике существует 9 форм ведения бизнеса в виде микрофинансовой организации: клиринговая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, акционерный инвестиционный фонд, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, кредитная организация.
В зависимости от направления деятельности и объема оказываемых услуг МФО бывают двух видов:
1. Микрокредитная компания (МКК) — это организация осуществляющая деятельность по выдаче микрозаймов. В названии организации обязательно должно быть указано словосочетание «Микрокредитная организация» и ее правовая форма.
Для оказания услуг микрозайма, МКК не вправе привлекать денежные средства физических лиц и ИП, за исключением собственных средств учредителей МКК. Также МКК не может выпускать облигации, выдавать физ. лицам микрозаймы на сумму свыше 500 000 рублей, выдавать займы по системе онлайн. По закону возможно открытие ООО с минимальным размером капитала в 10 000 рублей.
2. Микрофинансовая компания (МФК) — это организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность с учетом ограничений установленных федеральным законодательством и нормативными актами Банка России. Для осуществления деятельности в качестве МФК необходим уставной капитал в размере не менее 70 миллионов рублей. В наименовании обязательно должно указываться что это микрофинансовая организация и ее правовая форма.
МФК для осуществления своей деятельности может привлекать средства физлиц и предпринимателей в размере не менее 1,5 млн. руб. Также есть возможность выдавать микрозаймы онлайн. Микрозаймы для физ. лиц и ИП не должны превышать суммы в 3 миллиона рублей.
МФК может выпускать облигации номиналом менее 1,5 млн. руб. для приобретения инвесторами и номиналом более 1,5 млн. рублей для всех граждан. При этом Банк России контролирует соблюдение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФК, выпускающей облигации.
Может ли ИП получить статус МФО?
Индивидуальным предпринимателям нельзя заниматься микрофинансовой деятельностью и регистрировать МФО.
Как открыть МФО: пошаговая инструкция
Прежде чем получить статус МФО в Центробанке вам необходимо открыть юридическое лицо. Наиболее распространенной формой для создания МФО является общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Регистрируем юридическое лицо (ООО)
Процедура регистрации ООО для деятельности микрофинансовой организации ничем не отличается от оформления обычного общества. Единственное на что стоит обратить внимание:
- в заявлении на регистрацию в качестве основного вида деятельности указывается код ОКВЭД 64.92.7;
- в наименовании организации должно быть словосочетание: «Микрофинансовая компания» или «Микрокредитная компания».
Примечание: словосочетание «Микрофинансовая компания» или «Микрокредитная компания» можно использовать в наименовании ООО без статуса МФО только в течение первых 90 календарных дней со дня регистрации ООО.
Необходимые документы для регистрации ООО в 2018 году
Для регистрации ООО нужно подготовить следующие документы:
Куда подавать документы для регистрации ООО?
Подготовленные документы нужно подать в регистрирующую ИФНС по юридическому адресу ООО.
Срок регистрации ООО в 2018 году
В случае успешного прохождения процедуры регистрации через 3 рабочих дня вам должны выдать учредительные документы ООО. После этого можно переходить к подготовке документов для Центробанка.
Необходимые документы для регистрации МФО в Центробанке
Для получения статуса МФО в Центральный банк нужно подать следующие документы:
- Заявление от руководителя о внесении ООО в реестр микрофинансовых организаций.
- Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию МФО в размере 1 500 рублей.
- Копия устава и решения о регистрации МФО.
- Копия приказа о назначении директора.
- Данные об учредителях ООО.
- Справка об отсутствии судимости руководителя и учредителей.
- Сведения о юридическом адресе ООО.
- Правила внутреннего контроля.
- Выписка из ЕГРЮЛ об ООО с подписью руководителя и печатью (в большинстве случае Центробанк ее запрашивает из налоговой самостоятельно).
Куда подавать документы для регистрации МФО
Сформированные документы нужно подать в соответствующее территориальное учреждение Центрального банка.
Срок регистрации МФО в 2018 году
МФО регистрируют в течение 30 рабочих дней с момента подачи документов. В течение 14 рабочих дней осуществляется проверка документов и сведений, содержащихся в них, по результатам которой документы могут быть возвращены для доработки.
Сведения о новых МФО вносятся в государственный реестр в течении 30 рабочих дней с момента подачи документов. В течении 14 рабочих дней осуществляется проверка документов и сведений, содержащихся в них, по результатам которой документы могут быть возвращены для доработки.
Государственный реестр МФО ЦБ РФ 2018
Сведения обо всех успешно зарегистрированных МФО вносятся в государственный реестр, который находится в общем доступе на официальном сайте Центрального банка РФ.
Изменения в работе микрофинансовых организаций и в выдаче потребительских кредитов для 2019 года
ФЗ №271 от 02.08.2019 за исключением отдельных положений вступает в силу 01.10.2019.
Новый закон регулирует кредитование и работу микрофинансовых компаний, которые теперь, согласно нововведениям, следует называть «микрофинансовые организации» (МФО), и вносит изменения в целый ряд нормативно-правовых актов.
Изменения в работе МФО
ФЗ №271 от 02.08.2019 внес изменения в ФЗ №151 от 02.07.2010, которые вступают в силу 01.07.2020. Согласно нововведениям:
- Главный бухгалтер МФО должен иметь профильное высшее образование, а также как минимум три года стажа в бухгалтерии за последние пять рабочих лет. При отсутствии профильного образования требуется иметь пять лет стажа по специальности за последние семь лет.
- МФО обязана уведомить ЦБ РФ о назначении (и снятии) на должность руководителя в течение трех рабочих дней со дня подписания приказа. Порядок обращения, форма и список необходимых документов назначается ЦБ РФ.
- Теперь уведомлять ЦБ РФ о профессиональном несоответствии МФО должна не только относительно ответственного за правила внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, но и относительно руководителя организации. То же правило распространяется и на снятие сотрудников с этих должностей.
- МФО обязаны публиковать на своих сайтах сведения о своей структуре и составе акционеров организации в сроки, которые устанавливает ЦБ РФ. Это правило не касается некоммерческих МФО.
- Были добавлены необходимые бумаги в список документов, которые организация должна предоставить для регистрации в реестре МФО (не касается бюджетных организаций):
- расчет собственных средств по форме ЦБ РФ;
- бумаги, которые являются подтверждением наличия собственных средств в установленном размере;
- для вновь открывающихся МФО теперь необходимо предоставить информацию, доказывающую источники происхождения средств, которые были внесены учредителями в уставный капитал. Сведения предоставляются по форме ЦБ РФ вместе с подтверждающими документами, перечень которых также назначается ЦБ РФ.
- Установлен минимальный размер собственных средств МФО (исключая МФО предпринимательского финансирования и бюджетные организации), который к 01.07.2020 должен составлять один миллион рублей. После чего ежегодно к 1 июля минимальный размер собственных средств будет увеличиваться на миллион рублей и к 2024 году должен достичь пяти миллионов рублей.
- В своей работе МФО не имеет права:
- вносить в уставный капитал заемные средства и заложенное имущество;
- оплачивать уставный капитал зачетом требований к МФО (исключая выплату дивидендов);
- допускать, что стоимость неденежного имущества, которое направляется на оплату акций или долей уставного капитала, превышает 20% цены размещения акций или долей.
- Добавлена возможность для ЦБ РФ исключать сведения об организации из реестра МФО в следующих случаях:
- неоднократное снижение собственных средств МФО ниже положенного минимума в течение финансового года, либо если значение средств ниже минимума в течение 180 дней подряд;
- несоответствие членов совета директоров и учредителей требованиям, указанным в статьях 4.1-1 и 4.3 ФЗ №151 от 02.07.2010.
- МФО теперь не имеет права выдавать займы гражданам в целях, не связанных с коммерческой деятельностью, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (исключая бюджетные организации):
- жилых помещений;
- долей в праве на общее имущество;
- прав требования участников долевого строительства.
- ЦБ РФ имеет право:
- устанавливать в экономических нормативах для МФО дополнительные коэффициенты риска по отдельным видам активов и, кроме того, методики расчета коэффициентов;
- запрашивать сведения о лицах, которые любым способом имеют право быть распорядителями более 10% акций или долей МФО, составляющих уставный капитал, а также о руководителях МФО.
Потребительские займы
ФЗ №271 от 02.08.2019 внес нововведения и в ФЗ №353 от 21.12.2013, регулирующий процесс выдачи потребительских кредитов:
- Выдача кредитов гражданам в некоммерческих целях и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, могут производиться такими организациями, как:
- кредитными компаниями;
- кредитными потребительскими кооперативами (в том числе, сельскохозяйственными);
- ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»;
- АО «ДОМ.РФ»;
- организациями, которые включены в перечень уполномоченных АО «ДОМ.РФ».
- Перечень организаций, уполномоченных АО «ДОМ.РФ» на выдачу ипотечных займов, должен публиковаться АО «ДОМ.РФ», а порядок его формирования и требования для вступления в него устанавливаются Правительством РФ.
- МФО имеют право выдавать займы гражданам в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, учитывая ограничения, указанные в ФЗ №151 от 02.07.2010.
- КПК имеют право выдавать займы гражданам в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, учитывая ограничения, указанные в ФЗ №190 от 18.07.2009.
- Сельскохозяйственные КПК имеют право выдавать займы гражданам в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, учитывая ограничения, указанные в ФЗ №193 от 08.12.1995.
- Кредитный договор по займу в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которому обеспечены ипотекой, должен содержать полную стоимость кредита на первой его странице (не распространяется на целевой заем для военнослужащих, согласно ФЗ №171 от 20.08.2004).
- Условия займа должны быть прописаны в виде таблицы на первой странице кредитного договора хорошо читаемым шрифтом.
Иные изменения
В соответствии с ФЗ №271 от 02.08.2019 в статью 18 ФЗ №86 от 10.07.2002 внесены дополнительные функции для совета директоров ЦБ РФ.
Процентные ставки по займам, выдаваемым гражданам (членам КПК) кредитными кооперативами, и средства которых не предназначены для коммерческого использования, а также обязательства заемщиков, обеспеченные ипотечным договором, не должны превышать максимальный размер, установленный Советом директоров ЦБ РФ.
Новые требования к капиталу компаний могут сократить рынок
Законодатели предложили увеличить минимальный размер капитала микрокредитных компаний (МКК) с текущих 10 тыс. руб. до 5 млн руб. По их мнению, это поможет пресечь доступ в сегмент недобросовестных игроков. Но участники рынка и правозащитники указывают, что такая инициатива способна спровоцировать массовый уход в тень вполне добросовестно работающих компаний и лишить заемщиков возможности решать спорные моменты в правовом поле.
Группа депутатов и сенаторов во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным и председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко внесла в Госдуму поправки в закон «О микрофинансовой деятельности» (151-ФЗ) и антиотмывочный закон (115-ФЗ). В частности, ими предлагается увеличить минимальный размер собственных средств (капитала) микрокредитной компании (МКК) с нынешних 10 тыс. руб. до 5 млн руб. Проект разработан в рамках поручения президента Владимира Путина в целях предотвращения неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовой деятельности.
Все МФО делятся на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК) компании с 29 марта 2017 года. Последние не имеют жестких требований к капиталу (он должен был быть не менее 10 тыс. руб., как у всех юрлиц), но при этом у них есть ряд ограничений. Капитал МФК должен быть не менее 70 млн руб. На 5 апреля в реестре ЦБ числились 51 МФК и 1949 МКК.
На прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила запретить МФО выдавать займы под залог жилья (см. “Ъ” от 3 апреля), а также ряд других мер. «Для ограничения доступа на рынок микрофинансовых организаций недобросовестных участников также считаем важным… повысить требование к капиталу микрокредитной компании до 1 млн руб.»,— отметила глава ЦБ. Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко обратилась к профильным комитетам с просьбой безотлагательно приступить к выработке соответствующего законопроекта.
Однако законодатели решили повысить уровень капитала МКК до 5 млн руб. Как пояснил “Ъ” глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, такое решение было принято, поскольку 1 млн руб. для компании, работающей с населением на финансовом рынке, недостаточно.
« Займы гражданам должны выдавать организации, которым есть что терять,— пояснил он.— В принципе 5 млн руб. для бизнеса, занимающегося выдачей займов населению, это вполне подъемная цифра и в то же время позволяющая повысить ответственность игроков и отсечь криминалитет».
Однако участники рынка опасаются, что такие нововведения приведут к уходу трети МКК. «Увеличение требований к капиталу до 5 млн руб. может привести к существенному снижению числа участников рынка, их закрытию или переходу в «теневую» зону,— говорит директор СРО «МиР» Елена Стратьева.— Особенно сильно такая мера, по нашему мнению, должна сказаться на небольших региональных игроках».
По мнению гендиректора МФК «Займер» Романа Макарова, создать новый бизнес или продолжить его развитие смогут только учредители, имеющие значительный объем средств и, вероятно, большой опыт работы на финансовом рынке. «Однако необходимо понимать, что такая мера может одномоментно уменьшить реестр ЦБ примерно на 30%»,— отмечает он. «Увеличение требований к капиталу говорит о стабилизации рынка, росте его устойчивости, поскольку 5 млн руб. на текущий момент является приемлемым уровнем собственных средств для МКК»,— считает гендиректор МКК SimpleFinance Алексей Басенко. «Средний портфель на одну МКК — 33,3 млн руб., поэтому требование в 5 млн руб. можно считать адекватным»,— соглашается гендиректор МФК «Мани Фанни» Александр Шустов.
Кредиторы укрупнились вне закона
Правозащитники полагают, что вместо улучшения ситуации эта инициатива может породить проблему еще большего масштаба. «Повышение требований к размеру собственных средств МКК до 5 млн руб. может спровоцировать уход в тень более 1,5 тыс. компаний,— говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.— То есть потенциально это ставит под удар примерно 5 млн человек — нынешних заемщиков МКК, которые не смогут рассчитывать на защиту регулятора».
Инвесторам МФК удвоят порог
Контекст
Поправки к закону «О микрофинансовой деятельности» и антиотмывочному законодательству, внесенные во вторник в Госдуму, предполагают также увеличение вдвое порога инвестиций физлиц в микрофинансовые компании (МФК). «В целях защиты неквалифицированных инвесторов — граждан законопроектом предлагается установить, что минимальная сумма займа, которую микрофинансовая компания вправе получить от физического лица, увеличивается в два раза, до 3 млн руб.»,— указывается в пояснительной записке к проекту закона. Как пояснила директор СРО «МиР» Елена Стратьева, изначальный запрет на привлечение средств физлиц микрокредитными компаниями и введение минимального порога вложений в МФК в размере 1,5 млн руб. были призваны отсечь непрофессиональных инвесторов от сравнительно рискованного инструмента. «Количество инвесторов (физлиц и ИП) на микрофинансовом рынке в настоящее время составляет около 10 тыс., благодаря этой мере на сегодняшний день привлекать средства физлиц может лишь 51 компания из 2 тыс. МФО»,— пояснила она. Однако данное ограничение может снизить и так невысокий уровень доступности фондирования на микрофинансовом рынке. «Увеличение минимальной суммы привлекаемых инвестиций сразу в два раза спровоцирует рост стоимости привлечения таких инвестиций»,— говорит госпожа Стратьева. По словам гендиректора МФК «Займер» Романа Макарова, типичные суммы инвестиций физлиц в бизнес МФК — 1,5–2,5 млн руб. «Пострадают от этого и инвесторы: при существующих условиях они могут диверсифицировать вложения, распределив свои сбережения между несколькими крупными МФК,— пояснил он.— В новых условиях риски для них существенно возрастут».