Проверка объектов капитального строительства
Государственный строительный надзор
Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, — в нашей статье.
Какие объекты подлежат проверке
Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
— для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
— для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
— для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.
Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.
В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.
Контролирующие органы
В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.
Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Порядок проведения проверок
Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.
Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).
Форма контроля — проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.
КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ
Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
— при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
— при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ
Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
— наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
— предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
— ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
— иные сведения, необходимые для проведения проверок.
Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй — направляется (вручается) застройщику или заказчику.
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ
Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.
При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
При реконструкции — соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.
При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.
КАК ПРОВЕРЯЮТ
Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.
Основные права — это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.
Так, в ходе проверки должностное лицо:
— рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
— проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
— оформляет результаты проведенной проверки;
— осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Оформление результатов проверок
Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.
В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.
В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.
Порядок устранения нарушений
Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.
Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов — дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.
По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.
Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.
По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.
Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.
Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.
При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.
Итоговые проверки
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).
При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
— визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ
Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
Государственный строительный надзор
Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осущест вляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .
Порядок осуществления государственного строительного надзора.
Получение копии разрешения на строительство (ч.15 ст. 51 ГрК)
Обращения физических, юридических лиц
Сведения о выполнении строительно — монтажных работ, полученные из других источников (п. 3 РД 11-04-2006 )
Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора
Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.
Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:
— акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;
— акт сдачи-приемки законченного строительством объекта ( Приложение Г СП 68.13330 )
Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.
В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно — либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.
Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.
Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
— индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
— пробные пуски;
— приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.
При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.
В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.
- Отчетная информация об осуществлении федерального государственного строительного надзораСкачать
- О соблюдение требований энергетической эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятийСкачать
- Заявление о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства Скачать
- Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного строительного надзора Скачать
- Экологический контроль в строительствеСкачать
- Дорожная карта по вводу объекта в эксплуатацию Скачать
- Перечень обязательных стандартов и СП Скачать
- Изменения в статье 48 и 48.1 Градостроительного кодекса РФ Скачать
- Постановление правительства РФ от 22.12.2018 г. № 1636 «Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры» Скачать
Споры по строительному надзору
Когда речь заходит о государственном строительном надзоре все понимают, что это надзор, связанный с деятельностью по строительству. В чем заключается данный надзор?
Прежде всего, строительный надзор является государственным и осуществляется только соответствующими госорганами: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ — например, в Свердловской области таким органом является Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Строительный надзор связан с выявлением, предупреждением и пресечением действий, нарушающих законодательство, регулирующее градостроительную деятельность.
Содержание статьи
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по строительным делам разъяснит Вам процедуру строительного надзора, поможет обжаловать принятые решения со стороны контролирующего органа: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Пишите вопрос в комментариях ролика с советами адвоката:
Что проверяется при строительном надзоре?
При осуществлении строительного надзора, что и кого проверяет?
Госстройнадзор осуществляется не всегда. Соответствующий надзор проводится в обязательном порядке при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства (читайте также по вопросу реконструкция дома с увеличением площади по ссылке), в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и др. характеристики надежности и безопасности указанных объектов, проектная документация которых должна пройти экспертизу согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ.
При обращении граждан, юрлиц, органов госвласти, органов местного самоуправления, информации в СМИ о том, что произошла авария или допущены нарушения нормативных правовых актов (далее – НПА), проектной документации и т.д., и соответствующие нарушения в ходе строительства создают угрозу для жизни людей и их здоровья, безопасности государства, причинение вреда окружающей среде, имуществу лиц, организаций, органов или такой вред уже причинен, проводится выездная проверка органами, осуществляющими стройнадзор.
При проведении стройнадзора проверяют застройщиков, заказчиков, подрядчиков (далее – надзорные лица). При выявлении нарушений не стоит надеяться, что к ответственности привлекут только подрядчика или только заказчика, поскольку могут привлечь обоих.
При госстройнадзоре в отношении объектов капстроительства проверяют:
- Соответствуют ли выполняемые работы, применяемые материалы, результат работ проектной документации, которая прошла экспертизу, техническим регламентам, иным НПА, строительным нормам и правилам и т.д.
- Имеется ли разрешение на строительство.
- Выполнены ли требования, касающиеся членства в СРО.
- Иные вопросы соблюдения градостроительного законодательства.
Госстройнадзор начинает осуществляться соответствующими органами с даты получения извещения о начале работ, и продолжается до момента выдачи заключения о том, что построенный или реконструируемый объект капстроительства соответствует требованиям техрегламентов и иным НПА и документам, т.е. заключения о соответствии.
Осуществляя госстройнадзор, уполномоченный орган формирует дело, в которое включаются все составленные и полученные документы в ходе надзора.
Проверка Госстройнадзора
На что обращают внимание при проведении строительного надзора
С учетом того, что проверяют органы госстройнадзора, соответствующие надзорные органы обращают внимание:
- на выполнение требований технических регламентов, норм и правил, а также требований иных НПА и проектной документации;
- на то, как проводится строительный контроль, как ведутся соответствующие журналы, исполнительная документация, как составляются акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения и др.;
- устранены ли нарушения, которые были выявлены при стройконтроле и госстройнадзоре;
- соблюдаются ли иные требования при выполнении работ.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора
Проверки проводятся уполномоченными распоряжением или приказом должностными лицами соответствующего органа. Для проведения проверок разрабатывается программа проверок с учетом особенностей объекта капстроительства и категории риска, в соответствии с которой и производится соответствующий надзор, за исключением отдельных случаев, в том числе связанных с обращением тех или иных лиц и органов.
Например, если строящийся объект отнесен к категории высокого риска, то региональный госстройнадзор осуществляется с проведением не более 12 проверок. В определенных случаях количество проверок может быть увеличено.
Проверка может быть связана с проведением соответствующим органом экспертизы, обследований, испытаний выполненных работ и примененных строительных материалов.
Основания для проведения проверки Госстройнадзора
►поступившее извещение от надзорного лица о начале работ или об устранении нарушений, а также об окончании строительства;
►если в соответствующий орган обратились физлица или юрлица, органы госвласти или местного самоуправления, или из СМИ стала известной информация о том, что произошла авария, нарушены техрегламенты, иные НПА и проектная документация в ходе строительства или реконструкции соответствующего объекта капстроительства, если нарушения угрожают причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу тех или иных лиц или органов, или же вред уже причинен;
►если информация получена от лиц и источников, указанных в предыдущем пункте, о том, что деньги граждан для долевого строительства привлекаются с нарушением законодательства, регулирующего участие в долевом строительстве;
►программа проверок, которая разработана органом госстройнадзора;
►если ИП или юрлицу было выдано предписание об устранении нарушений и срок его исполнения истек;
►если руководителем органа стройнадзора издан приказ, в связи с поручением Президента РФ или Правительства РФ или требования прокурора, о том, чтобы провести проверку.
В ходе проверки должностное лицо органа госстройнадзора:
- Изучает представленные документы, касающиеся выполнения работ;
- Визуально осматривает выполненные работы и строительные материалы, которые применяются;
- Оформляет результаты проверки;
- Если в ходе проверки выявлены нарушения, производит действия по привлечению к административной ответственности лиц, которые совершили правонарушение.
ПОЛЕЗНО: наши адвокаты ни только активно участвуют в защите прав застройщиков или лиц, чьи права нарушаются в сфере строительства, но готовы решать строительный спор между участниками строительной отрасли, например в части исполнения сроков застройки, оплаты услуг и материалов, а также качества строительства.
Как подготовиться к государственному строительному надзору?
Можно ли подготовиться к госстройнадзору заранее? В данном случае ответить на данный вопрос нельзя, поскольку, наверное, он не совсем корректный, так как рассматриваемый надзор, как правило, осуществляется не в виде какой-то разовой проверки, а он проводится на протяжении всего строительства или реконструкции объекта капстроительства. Таким образом, надо быть всегда готовым к проверке со стороны органов госстройнадзора, если соответствующий объект попадает под такой надзор.
Более того, разработанная программа проверок вручается застройщику или техническому заказчику, в которой указан предмет каждой проверки и примерная дата соответствующей проверки и иные сведения. Информацию о проверках застройщик (техзаказчик) обязан довести до подрядчика. НО! не следует забывать о проверках по иным основаниям.
Перед началом проверки должностное лицо уведомляет застройщика или техзаказчика, направляя приказ о проведении проверки, за исключением случаев проведения выездных проверок по обращениям лиц или информации СМИ о нарушениях, создающих угрозу причинения вреда или уже повлекших вред.
Для того, чтобы быть всегда готовым в проверке, необходимо выполнять работы в соответствии с проектной документацией, требованиями соответствующих НПА, устранять недостатки, выявленные в ходе надзора, правильно заполнять и составлять различные документы в ходе строительства, и тогда надзорные органы, осуществляя свои функции, смогут убедиться, что той или иной организацией (ИП) выполняются все требования, какие-либо нарушения не допускаются. В результате будет выдано заключение о соответствии в отношении объекта капстроительства.
Обжалование результатов строительного надзора
Можно ли обжаловать результаты государственного строительного надзора?
В ходе проверок должностным лицом могут быть установлены те или иные нарушения в ходе строительства и составлен соответствующий акт проверки с выдачей предписания, чтобы выявленные нарушения были устранены, или направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.
Если же надзорное лицо не согласно с результатами проверки, предписанием, то оно вправе обжаловать данные документы в судебном порядке.
Также на акт и предписание надзорные лица вправе направить свои возражения в уполномоченный орган.
ВНИМАНИЕ: когда при проверке присутствуют представители надзорных лиц, при ознакомлении с актом и не согласии с чем-то, зафиксируйте это непосредственно в самом акте, что не согласны с выводами должностного лица, укажите замечания и объяснения.
НО! в любом случае, если лицо не согласно с предписанием, следует его обжаловать в судебном порядке, иначе предписание будет обязательным к исполнению, а в случае неисполнения предписания лицо может быть привлечено за это к административной ответственности, при условии, что предписание является исполнимым.
Имеется судебная практика, согласно которой, если предписание неисполнимо, то и событие административного правонарушение такое неисполнение не образует, однако, судебная практика изменчива. Довольно часто суды, привлекая к административной ответственности за неисполнение предписания, указывают на то, что предписание не было обжаловано и соответственно нарушения должны были быть устранены в установленные сроки.
Помощь строительного адвоката
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок и составлении актов могут не учитывать какие-то обстоятельства и пояснения представителей надзорных лиц, могут выдавать предписания, которые являются неисполнимыми и т.д., то есть не всегда надзорные органы являются правыми, и для того, чтобы доказать это требуется пройти через суды. Наши адвокаты, являющиеся высококвалифицированными специалистами, всегда готовы помочь лицам, которые оказались в зоне внимания каких-либо госорганов, в том числе органов госстройнадзора.
Если Вам понадобилась юридическая помощь, обратившись к нам, Вы можете быть уверены:
- в получении юридической консультации по сложившейся ситуации;
- в подготовке плана действий по защите Ваших прав;
- в представлении Ваших интересов с органами госвласти, при рассмотрении административных материалов;
- в подготовке различных процессуальных документов в соответствии с требованиями норм права.
- оказании иной юридической помощи по заявке Доверителя.
Наши адвокаты по сложным ситуациям работают одной командой, что позволяет рассматривать спорные моменты с различных точек зрения, формируя наиболее выгодную для доверителя тактику действий, и прилагая максимум усилий при защите интересов, обратившегося к нам лица.
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
Мосгосстройнадзор. Доверяет, но проверяет. Насколько можно уклониться от проверок на стройке
Чтобы жить в комфортабельных безопасных домах, надо их такими и строить. Как этого добиться? Разумеется, в первую очередь должен быть налажен качественный строительный процесс. Но у этого явления есть и вторая составляющая – это эффективный профессиональный надзор за сооружением объектов. Но об этой стороне говорится крайне редко. Мы решили закрыть этот пробел и поговорить с человеком, который профессионально занимается такой деятельностью. Наш собеседник, начальник Управления по надзору за соответствием строительных материалов требованиям технической документации Комитета государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) Александр Итенберг.
– Для того чтобы представить вашу организацию (а, наверное, не все читатели знают, чем вы занимаетесь), расскажите, какие основные задачи и функции у Мосгосстройнадзора?
– Комитет государственного строительного надзора города Москвы оказывает госуслуги в виде выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также осуществляет текущий надзор за объектами капитального строительства, среди которых многоквартирные жилые дома, административные здания, объекты соцкультбыта, стадионы, дороги, сооружения метрополитена и прочие. После получения разрешения на строительство застройщик присылает в Комитет извещение о начале строительно-монтажных работ (СМР). С этого момента в соответствии с программой проверок мы начинаем осуществлять строительный надзор, но только при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Надзор за капитальным ремонтом мы не ведем.
Надзор осуществляется на всех этапах строительства. По завершению строительства застройщик направляет в Комитет извещение об окончании СМР, по факту получения которого проводится итоговая проверка. По ее результатам застройщику выдается либо заключение о соответствии (ЗОС) построенного объекта требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергоэффективности, либо отказ в выдаче ЗОС в случае отклонений от проекта или неполного завершения работ. Если принято положительное решение о выдаче ЗОС, застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
– Вы сказали, что у вас на каждый объект есть программа проверок. Условно говоря, строится обычный 16-этажный жилой дом. Сколько раз примерно вы проверяете объект и что проверяете?
– В соответствии с законодательством мы планируем не более 12 проверок. Но тут надо иметь в виду, что их может быть больше. Если мы проводим проверки выполнения ранее выданных предписаний, они не входят в эти 12. Проверки планируются с разбивкой по этапам строительства, включая подготовительные работы: размещение бытового городка, ограждение строительной площадки. Затем мы выходим на стройку на стадии разработки котлована, сооружения фундамента. Обязательны проверки при возведении надземной части здания. Кроме того, проверяется качество фасадных и кровельных работ, а также монтаж инженерных коммуникаций.
Конкретно наше управление проверяет примененные строительные материалы, начиная от металлоконструкций шпунтованного ограждения котлована, заканчивая поставками товарного бетона, который затем превращается в монолитную конструкцию, а также качество кирпича, утеплителей, дверных и оконных блоков, отделочных материалов. Все стройматериалы проверяются на наличие документов об их качестве (паспортов), а также сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
Большое значение мы придаем приспособлению объектов для маломобильных групп населения. Эти работы должны быть выполнены в строгом соответствии с проектом. Внимание уделяется соответствию новостроек требованиям энергетической эффективности, оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. По многоквартирным домам Комитет подтверждает в ЗОСе класс энергоэффективности жилого здания.
В случае выявления нарушений выдаются предписания с конкретными сроками устранения нарушений, оформляются административные штрафы. Только в прошлом году Комитет наложил более 600 млн рублей штрафов за административные правонарушения в области строительства.
– Насколько строительные компании открыты при проверке, не пытаются ли они скрывать недостатки?
– Уклониться от проведения проверки Мосгосстройнадзора участники строительства не могут – будь то застройщик, технический заказчик, генеральный подрядчик или субподрядная организация. Мы направляем уведомление о проверке за три дня до ее начала. Отказать нам юридическое лицо, получившее уведомление, не имеет права. За отказ есть соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ.
– В каких случаях применяются штрафные санкции?
– В случаях грубых или повторных нарушений. К грубым относится несоответствие примененных материалов и выполненных работ требованиям проектной документации. Например, когда строители пытаются применять более дешевые, не энергоэффективные материалы. Так, при фасадных работах применяют более дешевый и менее плотный минерально-ватный утеплитель, что недопустимо, поскольку это приводит со временем к сползанию утеплителя по фасадной системе, появлению незащищенных от проникновения холода участков. Все стройматериалы должны соответствовать проектной документации. Если поставляются оконные блоки, они должны иметь определенный коэффициент сопротивления теплопередачи.
Наше управление занимается проверками этих изделий и соответствующих сертификатов, деклараций и паспортов качества на них. В случае несоответствия выписываются штрафы: от 100 до 300 тысяч рублей на юридическое лицо и от 10 до 30 тысяч рублей на должностное. За нарушение требований по энергоэффективности размер штрафов в отношении юридических лиц составляет от 500 до 600 тысяч рублей. И, конечно, застройщик должен устранить все выявленные нарушения, в том числе, если требуется и переделать работы.
– Что вы можете сказать о качестве строительства на столичных стройках: оно улучшается или ухудшается?
За шесть месяцев 2019 года сотрудниками нашего Управления на строительных объектах проведено 689 проверок и выявлено 2213 нарушений. Из них по качеству работ 696 нарушений. Для сравнения: в 2018 году за такой же период было выявлено 881 нарушение по качеству работ. Снижение на 21% говорит об улучшении качества ведения работ подрядчиками.
Наибольшее количество нарушений по качеству выявляется по устройству монолитных и сборных железобетонных конструкций; монтажу внутренних, наружных сетей и технологического оборудования; земляным работам; благоустройству и прокладке дорог; отделочным работам.
– Вы работаете с обращениями граждан? На что чаще всего жалуются люди?
Только в 2018 году в Комитет поступило 7437 обращений граждан, в 2017 году их было 8086. Анализ обращений ведется по направлениям. Так, в прошлом году поступило 1338 обращений о влиянии строительства на окружающую застройку и быт граждан: это шумы, ночные работы, вибрация. В 1267 случаях жители жаловались на нарушениях при организации работ: отсутствие мойки колёс и ограждений, выход строительной площадки за территорию строительства. 932 обращения – это возражения против строительства, еще 921 – о строительных недоделках и дефектах, 694 – о незаконном строительстве, 485 – нарушения проекта при строительстве.
Еще 1535 обращений – вопросы справочно-информационного характера, в том числе по качеству строящегося жилья по программе реновации жилого фонда.
По каждому обращению гражданам направляется ответ с указанием принятых мер или запрашиваемой информацией.
– А что если недоделки обнаружились после ввода дома в эксплуатацию?
– В соответствии с Гражданским кодексом РФ существует гарантийное обязательство застройщика, в период действия которого он может предъявить требования к подрядчику по устранению нарушений. Если подрядчик получил такую жалобу от застройщика, и она аргументирована, он устраняет недоделки. Мы со своей стороны после ввода здания в эксплуатацию надзорные действия предпринимать не можем. Но можем обратиться к застройщику, чтобы он исполнил свои гарантийные обязательства по обращению гражданина. Чаще всего застройщики идут навстречу, и проблема решается.
– Что можете сказать о качестве жилья по реновации? Насколько оно соответствует заявленным критериям?
– По информации Московского Фонда реновации жилой застройки, в строительстве находится 117 домов под переселение из старых пятиэтажек. Надзор за их строительством проходит с особым вниманием, в проверках участвуют специализированные управления Комитета, а также подведомственный Мосгосстройнадзору Центр экспертиз (ГБУ «ЦЭИИС»).
В ГБУ «ЦЭИИС» в прошлом году была создана рабочая группа по контролю качества работ и применяемых стройматериалов по программе реновации.
По заявкам Комитета на всех этапах, начиная от фундаментной плиты и до завершения работ, ГБУ «ЦЭИИС» ведет постоянный контроль за качеством бетона, проводятся работы по оценке соответствия класса бетона по прочности, марки бетона по водонепроницаемости требованиям технических регламентов и проектной документации, контроль за армированием и толщиной защитного слоя бетона. Также ведется постоянный геодезический контроль за элементами монолитных конструкций, оконными проемами.
На всех этапах строительства ведется отбор применяемых материалов для испытаний в лабораторных условиях: гидроизоляции, кладочного раствора, минераловатного утеплителя, плитки керамической, арматурной стали, сухой смеси, лакокрасочных материалов и пр. При необходимости стройматериалы испытываются на соответствие классу пожарной опасности.
Особый контроль ведется за внутренними отделочными работами, проводится оценка готовых покрытий пола, малярных и обойных работ, оценка соответствия выполненных облицовочных работ, проводится оценка соответствия толщины и прочности раствора стяжки пола, материала сплошных покрытий и плит покрытия пола, монтажа оконных блоков.
Ведется постоянный контроль концентраций вредных веществ в воздухе помещений и на прилегающей территории, контроль качества почв, радиационный контроль. Также перед вводом в эксплуатацию проводится оценка соответствия показателей энергоэффективности построенного здания.
ГБУ «ЦЭИИС» привлекалось на объекты реновации 123 раза. По результатам экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых материалов выдано 734 заключения.
– В связи с новыми веяниями, цифровизацией строительного процесса, как-то меняется практика стройнадзора или она остается традиционной?
– Абсолютно четко можно сказать, что меняется, мы идем в ногу со временем. В Комитете существует единая информационная база, в которую заносятся все акты проверок, предписания, протоколы о правонарушениях, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. У каждого инспектора имеется так называемый «мобильный инспектор» – переносной планшет, с которого он в любой момент может зайти в базу Комитета и получить необходимую информацию.
– Для того, чтобы работать в вашей организации, нужен, наверное, большой строительный опыт?
– Да, вы правы. У подавляющего большинства сотрудников высшее строительное образование, у многих за плечами большой строительный опыт. Мы четко осознаем свою ответственность за нашу столицу, за каждый строящийся в Москве дом, и эта ответственность остается главным «контролером» нашей работы.