Инвентаризация по капитальным вложениям проводится
Инвентаризация вложений в нефинансовые активы в государственных (муниципальных) учреждениях
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2012, N 22
Бухгалтерский учет в государственных учреждениях представляет собой сплошной, непрерывный и документальный учет всех операций с активами и обязательствами, обеспечивающий формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности для внутренних и внешних пользователей. Инвентаризация финансовых и нефинансовых активов, обязательств бюджетных учреждений является одним из важных элементов такого учета.
Нередко в годовом балансе государственного учреждения остаются суммы активов по счету 0.106.00.000 «Вложения в нефинансовые активы». Причем вложения могут быть в различные объекты учета — основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, в частности встречаются вложения в капитальное строительство, а это значит, что перед годовым балансом должна быть проведена инвентаризация таких активов.
Инвентаризация проводится согласно Методике, утвержденной Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в ред. Приказа Минфина России от 08.11.2010 N 142н «О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации по бухгалтерскому учету») (далее — Приказ N 49), а также на основании учетной политики учреждения, в которой могут быть определены даты, порядок и количество инвентаризаций за отчетный период, группы имущества, подлежащие проверке, состав постоянно действующей комиссии.
В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние и оценку. Как правило, полную инвентаризацию проводят ежегодно перед составлением годовой отчетности (не ранее 1 октября текущего года). Инвентаризация также обязательна:
- когда происходит передача имущества (аренда, выкуп, продажа);
- при преобразовании государственного (муниципального) учреждения;
- при смене материально ответственных лиц;
- когда выявлены хищения, порча имущества или злоупотребления;
- в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, пожар, потоп и др.);
- при проведении реорганизации или ликвидации учреждений;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Одним из элементов инвентаризации являются вложения в нефинансовые активы, и такая проверка имеет свои особенности.
Обозначим кратко объект проверки. Нефинансовые активы — это такие объекты, которые находятся в пользовании и приносят реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода времени вследствие их использования по назначению или хранения, это основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, иные виды материальных ценностей, а также операции, связанные с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнение работ, оказания услуг.
Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, счет 0.106.00.000 предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов. Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов.
Согласно Приказу N 49 инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, в частности в п. п. 3.27 — 3.35 разд. 3 «Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств» в описывается инвентаризация незавершенного производства и незавершенного капитального строительства.
Как провести инвентаризацию остатков счета 0.106.00.000? Инвентаризация вложений в нефинансовые активы должна проводиться по разным направлениям:
- строительство объектов основных средств;
- приобретение объектов основных средств;
- приобретение нематериальных активов;
- приобретение материальных запасов;
- изготовление материальных запасов.
Например, инвентаризация капитального строительства проводится путем составления инвентаризационных описей с указанием наименования объекта, объема выполненных работ и по каждому отдельному виду работ. Инвентаризация капитального строительства и незавершенного капитального строительства проводится путем составления инвентаризационных описей по общей стоимости объекта и структуре капитальных вложений. Проверяют, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, который фактически не начат, а также состояние законсервированных объектов, строительство которых временно прекращено, причины консервации.
Методика проверки незавершенного капитального строительства имеет много общего с инвентаризацией объектов основных средств. Согласно ст. 740 Гражданского кодекса РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
При этом в общем случае предполагается, что договор строительного подряда действует на весь срок выполнения строительно-монтажных работ на объекте — от проектно-изыскательских работ (или нулевого цикла, если проектно-изыскательские работы являются предметом иного договора) до отделочных работ. Однако в силу ряда причин строительство не всегда может быть завершено. Именно суммы незавершенного строительства и проверяются в процессе инвентаризации путем, например, контрольных обмеров.
Чтобы получить достоверные данные, необходимо провести как натуральную проверку всех возводимых объектов и выполненных работ, так и документальную проверку затрат на строительство. При проведении инвентаризации целесообразно участие представителей генерального подрядчика, субподрядных строительных организаций, а также генеральной проектной организации.
Основной целью контрольных обмеров является проверка объемов и стоимости:
- оплаченных или предъявленных к оплате работ за полностью завершенные и сданные в эксплуатацию объекты, подготовленные к выпуску продукции очереди и пусковые комплексы;
- затрат по незавершенному производству строительно-монтажных работ;
- затрат на оборудование, находящееся в монтаже и числящееся на балансе заказчика или подрядчика.
Если в учреждении остатки по счету 0.106.00.000 в балансе остаются регулярно по каким-либо группам объектов учета вложений в нефинансовые активы, рекомендуется методику их инвентаризации описать непосредственно в учетной политике учреждения, так будет легче организовать и провести инвентаризацию этих активов.
Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами, материально ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости) и акты передаются в бухгалтерию для сверки данных наличия имущественно-материальных и других ценностей с фактическими данными бухгалтерского учета. Выявленные при этом расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092) и составляется Акт о результатах инвентаризации (форма 0504835).
Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем учреждения. После завершения инвентаризации выявленные расхождения (излишки, недостача) должны быть отражены в бухгалтерском учете. В случае выявления недостачи при необходимости материалы направляют в судебные органы для предъявления виновным гражданского иска.
Инвентаризация капитальных вложений во внеоборотные активы
При инвентаризации капитальных вложений комиссия проверяет средства, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете обобщают информацию о затратах организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы. пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
Инвентаризация капитальных вложений проводится не только с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Она также является одним из способов определения расходов при осуществлении капитальных вложений. При этом расходы на монтаж оборудования фиксируются в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке (п. 3.1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.93 № 160).
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных по нему работ по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, если их приемка и ввод в действие не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
Если при проведении инвентаризации комиссией установлено, что Работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Например, в ходе инвентаризации выявлено, что произведена модернизация станка, в результате чего изменились его технические характеристики. В бухгалтерских документах эта операция не отражена, нет акта ввода в эксплуатацию данного объекта. Действия по исправлению допущенных нарушений в данном случае должны быть следующими:
Действие 1. Затребовать у ответственных лиц письменные объяснения о причинах допущенных нарушений.
Действие 2. Составить акт о вводе в эксплуатацию модернизированного основного средства.
Действие 3. По имеющимся документам определить сумму произведенных затрат и внести необходимые исправления в данные бухгалтерского учета. Содержание конкретных записей на счетах зависит от характера допущенных нарушений. Приведем некоторые из них, наиболее типичные:
• заработная плama работников, осуществлявших в текущем годумодернизацию станка, отнесена на себестоимость выпускаемой продукции
В этом случае должны быть сторнированы все ранее сделанные записи по начислению этой части заработной платы и налогов, исчисляемых от фонда оплаты труда, и сделаны правильные записи. Отметим, что сумма совокупного дохода работников в данном случае не изменится, следовательно, никаких дополнительных расчетов или проводок по счету 68 производить не потребуется;
Дебет счета 20 Кредит счета 70 (68, 69) — сторно — отражена заработная плата, начисленная работникам за модернизацию станка, а также отчисления от этой суммы в государственные внебюджетные социальные фонды;
Дебет счета 08 Кредит счета 70 (68, 69) — отнесена на счет капитальных вложений заработная плата, начисленная работникам за модернизацию станка, а также отчисления от этой суммы в государственные внебюджетные социальные фонды.
Обращаем внимание читателей, что в результате произведенных изменений (сторнирования части затрат со счетов учета себестоимости продукции и отнесения их на счет учета капитальных вложений) может увеличиться налогооблагаемая прибыль;
• заработная шита работникам не начислялась
В этом случае необходимо доначислить заработную плату и все связанные с этим налоги и другие платежи:
Дебет счета 08 Кредит счета 70 (68, 69) — отнесена на счет капитальных вложений заработная плата, начисленная работникам за модернизацию станка, а также отчисления от этой суммы в государственные внебюджетные социальные фонды;
Дебет счета 70 Кредит счета 68 (69 и др.)— отражены удержания из начисленной заработной платы (подоходный налог, добровольные взносы в пенсионный фонд, алименты и т.д.);
• получение со склада материалов, использованных при модернизации станка, не оформлено соответствующими документами
В этом случае оформляются необходимые документы (накладные, требования, акты и т.п.) и на их основании в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет счета 08 Кредит счета 10 — отнесены на счет капитальных вложений полученные со склада и использованные при модернизации станка материалы.
Действие 4. На основании акта о вводе в эксплуатацию модернизированного основного средства прежняя балансовая стоимость модернизированного станка должна быть увеличена на сумму произведенных затрат:
Дебет счета 01 Кредит счета 08 — списана на увеличение балансовой стоимости основного средства сумма произведенных при модернизации затрат.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого следует использовать соответствующую техническую документацию (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов журналы учета выполненных работ на объектах строительства и др.
Для отражения результатов инвентаризации капитальных вложений никаких актов и описей постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» не предусмотрено. В форме, рекомендованной автором, объединены показатели инвентаризационной описи и сличительной ведомости , поэтому отдельно сличительную ведомость составлять не придется.
Пример 2.4.1. Составление инвентаризационной описи капитальных вложений (см. примечание)
ООО «Звук» по данным бухгалтерского учета осуществляет капитальные вложения — строит тон-студию. Строительство ведется подрядным способом согласно договору № 12 от П.06.2012. К началу инвентаризации на строительство по бухгалтерской отчетности затрачено 123 456 руб.
Ответственным за сохранность объекта капитальных вложений является заместитель директора Клавикордов П К. При проведении инвентаризации данный объект капитальных вложений обнаружен не был.
До начала проведения инвентаризации руководитель организации должен издать приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сроки ее поведения и состав инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация капитальных вложений проводилась 1 октября 2012 г. на основании приказа генерального директора ООО «Звук» г-на Диезова Г.П. от 27 сентября 2012 г. № 16.
Действие второе. Проведение инвентаризации.
Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации.
В шапке инвентаризационной описи необходимо указать:
— полное наименование организации;
— наименование и код структурного подразделения;
— код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;
— наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;
— дату начала и дату окончания инвентаризации;
— номер и дату самой описи.
До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы. Расписка заверяется подписями лиц, ответственных за сохранность объектов капитальных вложений. Подпись каждого лица включает наименование должности, личную подпись и ее расшифровку.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 59 | Нарушение авторских прав
Инвентаризация незавершенного строительства (образец акта)
Образец акта инвентаризации незавершенного строительства
Каждое отечественное предприятие обязано проводить инвентаризации. Данное предписание прямо следует из содержания Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяется на все организации и не зависит от их форм собственности. Указанной проверке подлежат активы, ценности, отдельные структурные элементы компании или же незавершенное производство. Бланк акта инвентаризации нормативно не разработан.
Общие положения об инвентаризации
На территории Российской Федерации основным документом, определяющим порядок проведения сверки фактического состояния активов с данными бухгалтерского учета, являются Методические указания. Поименованный документ утвержден Министерством Финансов России 13 июня 1995 года путем издания Приказа № 49.
Общими основаниями для инициирования проверки являются:
- случаи, прямо перечисленные Минфином РФ в Указаниях;
- собственная воля предприятия.
Каждая сверка начинается с издания руководством компании распоряжения, в котором назначаются:
- срок инвентаризации;
- объект ревизии;
- поименный состав комиссии, наделенной правом проведения проверки.
Следует подчеркнуть, что в силу пункта 2.1 Указаний Министерства финансов России генеральный директор компании самостоятельно определяет количество сверок в году, их сроки, а также объекты. Какого-либо запрета на инвентаризацию незавершенного строительства, равно как и иного имущества, названный орган исполнительной власти Российской Федерации не предусмотрел.
Минфин РФ этим же Приказом утвердил примерные формы документов, используемых предприятием при инвентаризации. Однако бланков формуляров, применяемых для ревизии «незавершенки», министерство не опубликовало.
Другой орган — Госкомстат Российской Федерации — своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 разработал и утвердил официальные формуляры и описи, используемые при сверке активов и обязательств организации. Однако форму бланка инвентаризации незавершенного производства указанный выше акт нормотворчества также не содержит.
Надо помнить, что на территории России в настоящее время нет строго обязательных к применению актов и описей инвентаризации. Каждое отечественное юридическое лицо вправе как использовать документы, утвержденные Госкомстатом, так и разработать собственные формуляры.
Инвентаризация объектов незавершенного строительства
Министерство финансов Российской Федерации в пункте 3.27 Методических указаний, утвержденных Приказом от 13.06.1995 № 49, разработало порядок инвентаризации неоконченного производства и будущих расходов.
В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном положении, для надлежащего и правильного оформления инвентаризации НЗП предприятию следует:
- определить фактическое количество изделий, производство которых не завершено;
- выявить текущую комплектность такой продукции;
- рассчитать остаток «незавершенки» по аннулированным и приостановленным заказам.
Для правильного оформления указанной ревизии в качестве бланка инвентаризационной описи незавершенного производства можно воспользоваться разработанным Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 N 88 актом за № ИНВ-3 с видоизменением некоторых столбцов.
Соответствующие формуляры составляются отдельно по каждому производственному участку. Обязательным условием является сдача полуфабрикатов на период проведения инвентаризации на склад. Все имущество, не задействованное в изготовлении товара, в ревизии неоконченного производства не участвует.
Министерство финансов Российской Федерации в своих Методических указаниях отметило, что инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка как возведенных, но не оформленных надлежащим образом объектов недвижимости, так и зданий или строений, возведение которых не окончено или не начиналось.
В силу пункта 3.32 Методических указаний при инвентаризации незавершенного строительства обязательно проверяются:
- состояние таких объектов;
- включение в состав зданий оборудования, монтаж которого не начинался.
Следует помнить, что официальная форма соответствующего документа органами власти России не утверждена и не разработана, а потому каждая организация имеет право самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике соответствующий формуляр.
Важно отметить, что данные о приостановленном строительстве должны учитывать сведения, содержащиеся в соответствующих унифицированных формах КС-17 и КС-18 , а также в иных документах.
Если же объект достроен, но не введен в эксплуатацию, то на него составляется отдельный акт инвентаризации незавершенного строительства.
В качестве заключения следует отметить, что при самостоятельной разработке формуляра для ревизии «незавершенки» можно воспользоваться официальной формой № ИНВ-3, утвержденной Госкомстатом России.
Общие разделы можно оставить без значимых изменений, адаптировав под собственные нужды лишь табличную часть бланка. При этом образец акта инвентаризации незавершенного производства не будет существенно отличаться от оформления «незавершенки».
Скачать образец акта инвентаризации незавершенного строительства
Бухгалтерское дело (17 стр.)
Инвентаризация капитальных вложений
Особенность инвентаризации данного вида имущества связана с тем, что на счете 08 «Капитальные вложения» учитывают затраты на создание (приобретение) разнородных объектов бухгалтерского учета – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг. Поэтому инвентаризацию такого имущества нужно проводить по направлениям:
• строительство объектов основных средств;
• приобретение объектов основных средств;
• приобретение нематериальных активов;
• приобретение ценных бумаг.
Чтобы получить достоверные данные, необходимо провести как натуральную проверку возводимых объектов, так и документальную проверку затрат на строительство.
В акте отражается наличие каждого строящегося объекта и фактически выполненный объем строительно-монтажных работ, который, как правило, определяется с использованием контрольного обмера. Результат контрольного обмера сопоставляют с данными проектно-сметной документации, справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3), а также общего журнала учета работ (ф. № КС-6), который ведет производитель строительных работ.
В качестве первичного документа для оформления результатов инвентаризации незавершенного строительства может быть использован акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ-10) с незначительными текстовыми изменениями.
Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации. Если объект фактически принят в эксплуатацию, но продолжает числиться на субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств», у организации, с одной стороны, возникает неучтенный объект обложения налогом на имущество с момента реального ввода его в эксплуатацию, с другой – занижается себестоимость из-за отсутствия амортизационных отчислений по данному объекту.
В то же время, поскольку единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который может представлять собой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, возможно наличие в составе капитальных вложений объектов, способных к самостоятельному выполнению определенных функций, но предназначенных для включения в создаваемый комплекс. Потенциальная готовность к эксплуатации таких объектов не является причиной для их зачисления в состав основных средств.
При выявлении объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна вносить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Указанные выше особенности должны быть отражены в акте инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств (табл. 8).
Таблица 8. Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств
Наличие у организации остатка по субсчету 08-5 «Приобретение нематериальных активов» обычно связано с неоконченным процессом оформления имущественных прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Например, организация разработала (самостоятельно или с привлечением исполнителя) товарный знак. Затраты на его разработку учитывают на субсчете 08-5 до получении свидетельства о регистрации товарного знака в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Причина невозможности отразить фактические затраты на приобретение объектов нематериальных активов непосредственно на счете 04 «Нематериальные активы» должна быть указана в акте инвентаризации (табл. 9).
Таблица 9. Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение нематериальных активов
При инвентаризации затрат на приобретение ценных бумаг нужно убедиться в правильности и полноте их формирования, выявить расхождения между данными бухгалтерского учета и документами, подтверждающими эти затраты. Расхождения возможны как из-за несовпадения стоимостных оценок (количественных данных) по операциям с ценными бумагами, так и ошибочного отнесения затрат на другие объекты. Для оформления результатов инвентаризации этих затрат нецелесообразно использовать форму акта, применяемую при инвентаризации финансовых вложений, дополнив ее сведениями о продавцах ценных бумаг и реквизитами соответствующих договоров.
Инвентаризация оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей
При инвентаризации этого вида обязательств необходимо проверять операции как по начислению, так и по использованию резервов. При этом проводится бухгалтерская проверка использования резервов.
Примерные формы рабочей таблицы к акту инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей приведены в табл. 10.
Таблица 10. Рабочая таблица к акту инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей
Расчет резервов по сомнительной дебиторской задолженности сочетается с инвентаризацией расчетов с дебиторами. Поскольку резерв сомнительных долгов создается на основе инвентаризации дебиторской задолженности, то целесообразно в акте инвентаризации расчетов с дебиторами фиксировать сомнительную задолженность непосредственно в ходе проверки (табл. 11).
Инвентаризация призвана обеспечить отражение в бухгалтерском балансе только действительно имеющихся в наличии объектов, а не учтенных на счетах, но отсутствующих при проверке. Однако при списании отсутствующего и оприходовании ранее не учтенного имущества следует проявлять осторожность, поскольку выявление объекта, по которому в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные, не может служить достаточным основанием для постановки его на баланс. В данном случае организации нужно руководствоваться порядком приобретения права собственности на бесхозяйные вещи. И наоборот, сам по себе факт отсутствия какого-либо объекта (например, в результате хищения) не ведет к утрате организацией права собственности на этот объект.
Таблица 11. Рабочая таблица к акту инвентаризации расчетов с дебиторами
Если по результатам инвентаризации выявлен излишек имущества, учитываемого на счетах, у организации возникает дополнительный объект обложения налогом на имущество. Несмотря на то что результаты обязательной ежегодной инвентаризации отражаются в балансе на первое января, по мнению налоговых органов, базу для расчета налога на имущество необходимо увеличить с даты, когда указанное имущество должно было быть учтено в регистрах бухгалтерского учета и отражено в активе баланса. Если эта дата может быть установлена по данным первичных документов, то при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде проводится перерасчет налоговых обязательств за время с момента совершения ошибки. И только если конкретный период, в котором должно было быть оприходовано имущество, определить невозможно, обязательства по уплате налога возникают у организации в текущем отчетном периоде.
Стоимость основных средств, материалов, пришедших в негодность, не уменьшает налоговую базу по налогу на имущество до периода, в котором будет документально оформлено их списание, т. е. указание в описях на невозможность дальнейшего использования имущества по назначению не может служить основанием для исключения этого имущества из состава объекта налогообложения.
3.8. Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов
Прежде чем сдать документы на хранение и в архив предприятия, их необходимо соответствующим образом подготовить.
Однородные первичные документы должны формироваться в дела. При этом в дело должны помещаться документы, которые своей содержательной частью соответствуют заголовку дела.
При формировании дел необходимо соблюдение следующих требований:
1) документы постоянного и временного сроков хранения необходимо группировать в дела раздельно;
2) подлинники должны быть отделены от копий;
3) годовые планы и отчеты – от квартальных и месячных;
4) в дело должно быть включено по одному экземпляру каждого документа.
Каждый документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных актов.
В дело группируются документы одного периода – месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за несколько месяцев они помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.
Дело должно содержать не более 250 листов при толщине не более 4 см.
Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, к которым они относятся.