Инвестиционный паспорт региона - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный паспорт региона

Инвестиционный паспорт региона


Проект «Инвестиционный паспорт города/региона»

В настоящее время в России нарастает конкуренция между отдельными регионами за привлечение внешних инвестиций. Субъекты РФ значительно различаются между собой по уровню развития инфраструктуры, бизнес — потенциалу, условиям, созданным для деятельности инвесторов, рискам. В конкурентной борьбе выигрывают те субъекты, которые создают наилучшие условия для деятельности инвесторов и ведут активную PR — кампанию по информированию потенциальных деловых партнеров об условиях ведения бизнеса в регионе.

При принятии решения о начале работы в России или в конкретном регионе отечественные и иностранные инвесторы рассматривают две группы факторов:

  • Инвестиционный потенциал и степень его реализации (общий уровень инвестиционной активности);
  • Уровень и характер региональных инвестиционных рисков.

При оценке инвестиционного потенциала используется широкий круг показателей, основными из которых являются:

  • Ресурсно-сырьевой потенциал регионов;
  • Трудовой потенциал;
  • Производственный потенциал;
  • Рыночный потенциал;
  • Финансовый потенциал;
  • Научный и инновационный потенциал;
  • Инфраструктурный потенциал;
  • Институциональный потенциал.

Однако, помимо инвестиционного потенциала принимаются во внимание и риски, сопутствующие осуществлению предпринимательской деятельности, среди которых обычно выделяют: экономический, политический, законодательный, финансовый, социальный, криминальный и экологический риски.

Оптимальное соотношение инвестиционного потенциала и риска в конкретном регионе — необходимое условие для принятия решения о реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, информация, необходимая инвестору, носит комплексный характер. Отсутствие даже части требуемых данных заставляет потенциального инвестора затрачивать дополнительные временные и финансовые ресурсы на поиск информации, а в ряде случаев ведет и к отказу от работы в данном городе или субъекте федерации.

Задача обеспечения информационной прозрачности решается разными традиционными методами, такими как участие в различных инвестиционных выставках, конференциях регионального, федерального и международного уровня, издание проспектов и СD-дисков.

Эти методы имеют свои преимущества, но и недостатки, такие как быстрое устаревание представленной информации, ограниченная аудитория пользователей, дороговизна, невозможность отразить необходимую информацию в полном объеме, что не позволяет им стать универсальным инструментом для решения вышеобозначенных задач.

Наиболее оптимальным средством, демонстрирующим инвестиционный потенциал города и содержащим комплексную информацию по всем вопросам, интересующим инвестора, является «Инвестиционный паспорт города» .

Основная идея Инвестиционного паспорта состоит в том, чтобы предоставить инвестору весь набор информации о региональном инвестиционном климате, требуемый для принятия решения о начале работы с регионом.

Инвестиционный паспорт реализуется как сайт в сети интернет и включает следующие основные информационные компоненты:

  • региональная политика;
  • экономическая и социальная статистика;
  • административная инфраструктура в сфере инвестиций;
  • законодательство в сфере инвестиций, включая систему гарантий и защиты прав инвесторов, а также порядок процедур при реализации инвестиционных проектов;
  • бизнес-инфраструктура (финансово-банковская система, инфраструктура рынка ценных бумаг и др.);
  • имеющиеся ресурсы (полезные ископаемые, научный потенциал, трудовые ресурсы и др.);
  • хозяйственный комплекс, включающий описание основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса, потребительского рынка;
  • инфраструктура (инженерная и транспортная инфраструктура, уровень развития связи и телекоммуникаций);
  • имеющиеся инвестиционные проекты;
  • предложения о продаже земельных участков, объектов незавершенного строительства, готового бизнеса, информация о свободных производственных площадях.

Макет информационного содержания Инвестиционного паспорта основывается на проведенном анализе многочисленных проектов аналогичной целевой направленности — инвестиционных сайтов городов и регионов РФ, сайтов стран Европы и развивающихся стран, буклетов и пр.

Проект тесно интегрирован с системой «Инвестиционные возможности России» (https://www.ivr.ru), используются те же форматы представления проектов и средства сбора исходной информации (Электронная анкета проекта, Автоматизированное рабочее место Администратора). Отметим, что предлагаемые форматы представления инвестиционных проектов базируются на разработанных фондом «Институт прямых инвестиций» «Методических рекомендациях по подготовке инвестиционных проектов для потенциальных инвесторов», которые официально одобрены Министерством экономического развития и торговли, ФКЦБ, используются в практике работы Управления делами Президента и Российского агентства по содействию инвестициям и торговле.

База данных проектов физически хранится на сервере ИВР, реализован механизм зеркального отображения информации из единой базы. Такой механизм позволяет информации о потенциальных объектах инвестиций, вносимых в Инвестиционный паспорт города, становиться автоматически доступной пользователям общероссийской системы «Инвестиционные возможности России».

Одна из особенностей проекта — широкое использование геоинформационных систем. Большая часть информации доступна для просмотра с помощью интерактивной карты города (проекты, свободные площадки и пр.). Визуализация данных — важный принцип доведения информации до инвестора (преодоление «инстинкта недоверия»).

Пилотная версия проекта выполнена на примере сайта «Инвестиционные возможности города Петрозаводска». На аналогичных принципах построен также проект «Инвестиционные возможности в Республике Беларусь».

Отличительными особенностями проекта «Инвестиционный паспорт города», выделяющими его из ряда других информационно-имиджевых проектов регионов и городов России, являются:

  • четкая структуризация информационного содержания, соответствующая информационным потребностям потенциальных инвесторов и системе критериев оценки инвестиционной привлекательности;
  • глубина раскрытия информации о конкретных объектах инвестиций, достаточная для оценки коммерческой эффективности и рисков проектов;
  • наглядность представления информации, использование современных геоинформационных и интернет технологий.

С технической точки зрения «Инвестиционный паспорт города» представляет многокомпонентную информационную систему, в которой функционально взаимодействуют различные модули по сбору и отображению отдельных информационных составляющих. Архитектура системы приведена на схеме.

Мы надеемся, что «Инвестиционный паспорт города» станет рабочим инструментом для повышения инвестиционной привлекательности города, роста инвестиционной активности.

По вопросам сотрудничества в разработке системы «Инвестиционного паспорта города/региона» для Вашего города обращайтесь в Фонд «Институт прямых инвестиций».

Подготовка инвестиционного паспорта объекта

Инвестиционная деятельность считается довольно сложной и многогранной. Объект инвестирования, имущественный комплекс, здание, земельный участок, должен давать представление потенциальному инвестору о сроках и объемах возврата инвестиций.

Инвестиционный паспорт создаётся как для отдельного объекта инвестирования, так и для имущественного комплекса.

Зачем нужен инвестиционный паспорт объекта

Инвестиционный паспорт Объекта в широком понимании означает источник необходимой информации для инвестора, заинтересовавшегося конкретным имущественным комплексом, зданием, действующим бизнесом или земельным участком.

В узком понимании инвестиционный паспорт представляет собой аналитическую базу для формирования у потенциального инвестора правильного представления об инвестиционной привлекательности Объекта, в который он намерен вкладывать денежный капитал.

Качество и корректность составления данного документа напрямую влияет на формирование окончательного решения инвестора о целесообразности осуществления операции.

Составление этого документа требует высокого уровня компетентности специалистов, ведь необходимо зафиксировать все сильные и слабые стороны Объекта. Показатели развития анализируются в динамике. Такой подход позволит сформировать объективную оценку.

Читать еще:  Инвестиционный бюджет организации

Качественный инвестиционный паспорт является не только источником информации об инвестиционной привлекательности Объекта, но и своеобразным маркетинговым, рекламным материалом.

Составление инвестиционного паспорта

Привлекательный с точки зрения инвестора Инвестиционный паспорт Объекта формируется следующим образом:

  1. Аналитики ООО «АКЦ «Департамент профессиональной оценки» собирают, обрабатывают и анализируют данные об объекте инвестирования.
  2. Даётся оценка долгосрочной инвестиционной политики.
  3. Собирается информация о сильных сторонах инвестиционного потенциала.
  4. Определяются привлекательные с точки зрения инвесторов стороны актива.
  5. Даётся оценка рыночной стоимости Объекта для сделки купли-продажи.
  6. Разрабатывается бизнес-план приобретения актива и его дальнейшей эксплуатации, с учетом различных вариантов финансирования и различных сценарных прогнозов.
  7. Даётся оценка кадастровой стоимости Объекта, для правильного планирования налоговых платежей.
  8. Определяется терминальная стоимость объекта в варианте его продажи через десять лет.

Среди задач, которые решает результат создания инвестиционного паспорта, выделяют:

  • Ознакомление потенциальных инвесторов с особенностями объекта.
  • Способствование быстрому принятию окончательного решения со стороны инвестора, касающегося целесообразности инвестирования.
  • Способствование распространению информации о привлекательности инвестиции.

Структура инвестиционного паспорта

Презентация объекта инвестирования

  1. Презентация объекта
  2. Ключевые параметры инвестирования
  3. Рыночная, кадастровая и терминальная стоимость объекта
  4. Сроки возврата инвестиций
  5. Варианты финансирования.

Общие сведения об объекте инвестирования

Первый раздел документа представляет собой общую информацию об объекте, в следующих разделах:

  1. Градостроительная информация
  2. Технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
  3. Оценка возможности использования земельного участка для целей строительства капитальных объектов
  4. Размеры кадастровых платежей (на основе Отчета об оценке кадастровой стоимости объекта, приведенного в Приложении).
  5. Кадастровый паспорт объекта.

Инвестиционный потенциал объекта

Второй разделпаспорта посвящён экономическому потенциалу Объекта и базируется на разработанном аналитиками ООО «АКЦ «Департамент профессиональной оценки» бизнес-плане.

Данный раздел сопровождается статистическими и аналитическими таблицами, финансовой моделью, схемами и рисунками, которые дают чёткое представление инвесторам об инвестиционном потенциале Объекта.

Качественный инвестиционный паспорт Объекта позволяет стать фактором, который способствует привлечению внимания со стороны потенциальных инвесторов.

Благодаря данному документу формируется объективный взгляд на перспективы развития Объекта и его преимущества.

Методология разработки региональной инвестиционной политики

Татевосян Г.М., Седова С.В.

4. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА (ДЛЯ УСЛОВИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)

В странах с переходной экономикой требуется гораздо больший, чем в стабильных системах (как рыночных, так и административных), объем информации для принятия решения об инвестировании. Помимо обычной информации об инвестиционных проектах, необходима подробная информация о предприятиях — объектах инвестиций и об инвестиционном регионе.

Инвестиционный регион пока не является общепринятым понятием, но используется в практике исследований, связанных с предпроектным обоснованием инвестиций. Как правило, инвестиционный регион привязан к административной единице или группе административных единиц (области, республики, районы), но может включать в себя части других административных единиц.

Инвестиционные регионы могут формироваться исходя из разных соображений, но всегда с учетом целей, поставленных инвестором перед исследователем. Приведем примеры.

а) Американская фирма решила купить в России небольшое предприятие или цех, используя производственные мощности которого можно наладить металлообрабатывающее производство исходя из следующих требований: наличие квалифицированной дешевой рабочей силы, отсутствие политической и этнической напряженности, приемлемая экологическая обстановка. Исходя из сформулированной задачи был выбран центр европейской части России, из которого исключены Москва, как город с дорогой рабочей силой, и Брянская область, как территория, подвергшая радиационному загрязнению. С другой стороны, в инвестиционный регион было включено объединение, занимающееся ремонтом лесной техники, расположенное в Архангельской области, как предприятие, отвечающее основным требованиям.

Классификация региональных приоритетов в условиях отсутствия общенациональной структурной политики

Группы направлений развития

Характеристики направлений развития

1)Развитие комплекса замыкается в пределах региона.

2) Будет развиваться в качестве приоритетного направления при любой общенациональной концепции.

Может быть включен в число общенациональных приоритетов, либо гарантированно признание в качестве региональных.

1)Алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии; 2) нефтяной комплекс Тюмени; 3) нефтегазовый комплекс Ямало-Немецкого АО; 4) высокие технологии архангельской области; 5) черная металлургия вологодской обл.; 6) молочный комплекс вологодской обл.

Большая вероятность включения в приоритеты общероссийской структурной политики.

Высокая эффективность без включения в общероссийские приоритеты сомнительна

Под сомнением признание в качестве регионального приоритета.

1) Авиационный транспорт регионов Сибири и Дальнего Востока с обширной территорией (Красноярский край. Якутия); 2) Северный морской путь на участках Якутии Ямало-немецкого и Чукотского АО; 3) льняной комплекс регионов российского Севера и Северо-Запада; 4) ряд отраслей, связанных с высокими технологиями в регионах с традиционной оборонной промышленностью.

Для включение в число региональных приоритетов необходимо соответствующее решение на общенациональном уровне.

Под сомнением принятие конкретного решения.

1) нефтегазовый комплекс Якутии; 2) добыча алмазов в Якутии; 3) авиа- и автостроение в ряде регионов Европейской части России; 4) отдельные отрасли оборонного комплекса во многих регионах России.

б) Российско-Казахстанская фирма, занимающаяся привлечением инвестиций в республики СНГ, отрыла свои филиалы на большей части территории России, в Казахстане и Закавказье. Каждый филиал базируется в какой либо области или республике, но, как правило, «залезает» в другие субъекты государства: один филиал собирает информацию на Алтае и частично в Восточно-Казахстанской области, другой — в Кемеровской области и частично в Хакасии, третий – в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и частично Калмыкии, четвертый — в Армении и частично в Грузии.

в) Российско-Американская консультационная фирма, занимающаяся подготовкой потенциальных информационных проектов в ряде регионов, один из которых охватывает Саратовскую и частично Пензенскую область.

Инвестиционный регион — территория, рассматриваемая как объект инвестиций. Инвестиционный регион, как правило, базируется в определенной административной единице: республике, крае, области, районе. Может включать сопредельные территории или их часть по следующему признаку: (1) расположение на соответствующей территории предприятий, связанных с экономическим комплексом базовой территории административно (если предприятия входят в одно и тоже производственное объединение, холдинговую или акционерную компанию) или (2) единой технологической цепочкой, (3) единый природный комплекс (например, единое месторождение полезных ископаемых, одна сельскохозяйственная зона и т.д.), (4) общая система снабжения, (5) один район сбыта, (6) сопоставимый уровень экономических и технических параметров (например, низкая зарплата при достаточно высокой квалификации рабочей силы, высокая техническая оснащенность).

Читать еще:  Показатели экономической эффективности инвестиций

Схема инвестиционного паспорта

1). Общие сведения о регионе, краткая историческая справка, биографические сведения о руководителях

Представляются самые общие данные: численность населения, размер территории, основные населенные пункты; представляются сведения об экономической специализации региона, уровню развития по отношению к другим регионам, о природных богатствах, геополитическом положении.

2). Административная структура региона, основные государственные органы, административная карта.

Как правило, речь идет о базовом регионе.

3. Географическое положение и описание территории.

4. Климатические условия и экологическая ситуация.

Для регионов с суровыми климатическими условиями важно разрушить сложившиеся стереотипы (например, для Архангельской области важно отметить, что климат ее южной части не имеет резких отличий от Нечерноземной зоны Европейской России, для Якутии -что основная ее часть не относится к Крайнему Северу).

Для экологически неблагоприятных регионов необходимы сведения о мерах по смягчению обстановки.

5. Политическая ситуация, национальный состав населения, уровень социальной напряженности, основные религиозные конфессии и их местные особенности.

Политическая ситуация имеет особенно важное значение для инвесторов как фактор, определяющий стабильность. В любом случае необходимо подробное описание ситуации, даже если она оценивается как неблагоприятная, т. к. отсутствие достоверной информации отпугивает инвесторов.

Национальный состав населения тоже является фактором, влияющим на стабильность. Мононациональность воспринимается как фактор стабильности (например, в Архангельской области). Для многонациональных регионов необходимо приводить сведения о национальной структуре и межнациональных взаимоотношениях.

То же относится и к религиозным конфессиям.

Другой стороной наличия различных национальностей и религиозных конфессий является интерес, проявляемый отдельными государствами к близким по языку, культуре и религии народам. В пределах СНГ этот фактор проявился в инвестиционной политике ряда государств по отношению к Калмыкии, ряду тюркоязычных и мусульманских республик. Есть основания считать, что интерес может быть проявлен и к местам компактного проживания отдельных национальностей и религиозных конфессий в некоторых регионов России.

6. Природные ресурсы и сырьевая база, карта месторождений полезных ископаемых.

Это один из главных объектов интереса, проявляемого иностранными инвесторами. Здесь желательно сказать о возможностях комплексного использования сырья на месте.

7. Население региона, трудовые ресурсы, квалификация рабочей силы, производительность труда, уровень заработной платы, занятость, структура доходов и расходов населения, система подготовки кадров.

Важнейшим показателем не только этого раздела, но и всего инвестиционного паспорта является наличие квалифицированной рабочей силы в соотношении с оплатой труда. При благоприятной ситуации целесообразно представить показатель в развернутом виде (с разбивкой по отраслям и регионам) и с соответствующими комментариями. В противном случае следует представить информацию о возможности оперативной подготовки работников необходимой квалификации (наличие учебных заведений и научных организаций, программ подготовки и переподготовки рабочих и специалистов).

8. Экономика региона.

8.1. Общая характеристика.

8.2. Цифровые данные по отраслям материального производства. Представляются в виде таблиц с выделением информации по предприятиям и сводных данных по объединениям, административным единицам, инвестиционным регионам.

8.3. Подробные данные о ведущих предприятиях, совместных предприятиях, предприятиях — потенциальных объектах инвестиций.

Представляется информация как по предприятию в целом, так и по основным видам продукции (объем выпуска, цены, себестоимость с подразделением по калькуляционным статьям затрат, трудоемкости и т. д.). Для предприятий, находящихся в простое, целесообразно привести данные за прошлые периоды. Целесообразно привести данные о финансовом состоянии предприятий.

8.4. Данные о внешнеторговых операциях (основные статьи и масштабы экспорта и импорта).

8.5. Состояние технической базы отраслей и предприятий (оценка применяемых технологий, оценка качества и физического износа основных фондов, степень удовлетворения потребностей предприятий в технике).

9. Производственная инфраструктура.

Транспорт, связь, энергоснабжение, газоснабжение с приложением карты.

10. Социальная инфраструктура.

Показатели развития, состояние коммунального хозяйства городов, основные статьи расходов на социальные нужды.

11. Инвестиционная инфраструктура.

Сведения о банках, биржах, страховых компаниях.

12. Состояние инвестиционного законодательства.

13. Сводный финансовый баланс.

Здесь представляется баланс по базовой административной единице. Баланс может быть дополнен данными по предприятиям из смежных административных единиц, входящих в один инвестиционный регион.

  • Потенциальные инвестиционные проекты.
  • Аальтернативные варианты проектов, предварительная оценка эффективности капитальных вложений.

    Поскольку потенциальные проекты могут не иметь бизнес — планов и оценок эффективности по принятым методикам, следует воспользоваться методами предпроектного обоснования инвестиций с указанием используемых методик и методов.

    15. Перспективы развития региона.

    Общая характеристика, концепция модернизации экономики, программа социально — экономического развития, оценки перспектив региона ведущими экспертами и т.п.

    4.6. Инвестиционный паспорт региона

    Потребность в улучшении инвестиционного климата страны и ее регионов является вполне объективной. Однако, несмотря на значительное количество публикаций по данной проблематике, расширение спектра презентационных мероприятий на уровне региональной власти, существенного положительного сдвига в инвестиционной деятельности в стране не наблюдается. Основной причиной этого остается несистемность как обоснование предлагаемых мероприятий, так и практических действий по их реализации.

    В Украине наблюдается усиление инвестиционных рисков. Существенные ограничения инвестиционной активности в стране закладываются именно на уровне общегосударственной экономической политики. Наиболее весомыми для инвесторами стали: мораторий на действие льготных условий экономической деятельности в СЭЗ и ТПР, методологическая неопределенность и неясность осуществления реприватизации, введение налога на добавленную стоимость на прямые инвестиции в уставный капитал и т.д.

    Анализ инвестиционно-привлекательных отраслей, которые благодаря своей экспортной ориентации значительной степени обеспечили рост украинской экономики в предыдущие периоды, удостоверяет следующие приоритеты — металлургическая, горнодобывающая промышленность, машиностроение. Так, в структуре экспорта украинских товаров в 2004 г. 77,2% приходится на минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, недрагоценные металлы и изделия из них, транспортные средства и дорожное оборудование, механическое оборудование, машины и механизмы, электрооборудование и т. п . [14, с. 143].

    Относительно мировых тенденций, такая экспортная и производственная ориентация украинской экономики не является перспективной, она консервирует технологическую отсталость и усиливает ресурсоемкость валового внутреннего продукта. Результаты традиционного рейтинга 500 крупнейших компаний, проводимого британской Financial Times, определили мировых лидеров, которые демонстрируют высокую инвестиционную привлекательность — банковский бизнес, добыча нефти и газа, услуги связи, фармацевтика и биотехнологии, компьютеры, IT-технологии [4].

    Эти факты требуют пересмотра, а вернее, — однозначности общегосударственной стратегии экономического развития Украины и региональных стратегий на основе ограниченного количества конкурентоспособных технологий. Мировой опыт подтверждает результативность государственной политики экономического роста при сосредоточении на двух-трех приоритетных направлениях для концентрации ресурсов при наличии конкурентных преимуществ для их развития.

    Читать еще:  Привлечение иностранных инвестиций в рф

    Инвестиционный паспорт — документ с информацией о регионе, способной заинтересовать потенциального инвестора. Практика составления инвестиционных паспортов в Украине далека от совершенства, поскольку часто ограничивается компиляцией имеющейся на определенный период времени информации о город или регион, подобранной различными структурными подразделениями горисполкома или облгосадминистрации. На наш взгляд, инвестиционный паспорт территории — логическая составляющая и инструмент инвестиционной политики на местном и региональном уровне, а поэтому логика и структура его наполнения должны быть увязаны с целями и задачами, а также ресурсными предпосылками регионального экономического развития (рис. 4.2).

    Степень реализации стратегии развития территории в инвестиционных проектах, направленных на удовлетворение потребностей населения в значительной степени определяется местными институциональными условиями, а значит, находится в прямой зависимости от эффективности регионального управления.

    Рисунок 4.2. Инвестиционная политика на региональном уровне

    Составление инвестиционных паспортов городов и регионов Украины в подавляющем большинстве происходит по схеме, предложенной Кабинетом Министров Украины и размещенном на правительственном сайте [17], которая отражена в таблице 4.5.

    Структура инвестиционного паспорта области

    1. Официальный раздел.

    2. Характеристика области.

    2.1. География и природный потенциал.

    2.3. Агропромышленный комплекс.

    2.4. Малое предпринимательство.

    2.5. Внешнеэкономическая деятельность.

    2.7. Региональная инвестиционная и промышленная политика.

    5. Справочные данные для расчетов и обоснований.

    5.1. Земельный фонд области.

    5.2. Ставка земельного налога.

    5.3. Цены на электроэнергию.

    5.4. Водоснабжение и канализация.

    3. Инфраструктура региона.

    3.1. Рынок земли и недвижимости.

    3.2. Транспортные коммуникации.

    3.3. Телекоммуникационные системы.

    3.4. Финансово-кредитная система.

    3.5. Культура и досуг.

    6. Социальные вопросы.

    6.2. Среднее образование.

    6.3. Детские сады.

    6.4. Профессиональное образование.

    6.5. Медицинские учреждения.

    6.6. Физическая культура и спорт.

    4. Основные показатели экономического и социального развития.

    4.1. Количество занятых по отраслям экономики.

    4.2. Консолидированный бюджет области.

    4.3. Среднемесячная заработная плата.

    7. Крупнейшие предприятия области.

    8. Другая полезная информация.

    Анализ предложенных согласно вышеприведенной схемы инвестиционных паспортов областей и городов Украины позволяет сделать следующие общие выводы. Данная структура инвестиционного паспорта не совсем соответствует целевому назначению — быть полезной для потенциального инвестора. Так, в общей характеристике областей, как правило, подается подробная информация об истории, культуре населения области, что не имеет непосредственного отношения к инвестиционных потребностей территории. Все разделы относительно наполнения достаточно детализированы, однако при этом полезная информация для инвестора, должна быть конкретной и лаконичным. Поскольку, последние научные, социологические исследования доказывают усиление значимости потребительского фактора для экономического развития и, в частности, для осуществления зарубежных инвестиций, — важнейшим аспектом в инвестиционном паспорте (в частности в разделах 2.2 — 2.7) является маркетинговый анализ потенциального потребительского (внутри — и межрегиональной) рынка и определение его количественных показателей.

    Наибольший эффект имеет сравнения территориальных показателей со средними по стране и обязательно — в динамике за несколько последних лет (например, начиная с 2000 г. — начала экономического роста в Украине). Совершенно излишним есть информация, например “Основные показатели работы канализаций (отдельных канализационных сетей) в городах и районах Днепропетровской области в 2002 году”. Приведенные в инвестиционном паспорте данные лучше всего воспринимаются в графической форме. Очевидно нецелесообразным является детализация раздела “Социальные вопросы”, поскольку показательной для инвестора может быть разве что ситуация на рынке жилья.

    Особенно негативно воспринимается констатация в инвестиционных паспортах наличии проблем, что свидетельствует о некомпетентности авторов документа и непонимание истинной мотивации инвестора в получении прибыли, а не решении отдельных социальных, экологических и других проблем территории (например, о состоянии заболеваемости СПИДОМ и сахарный диабет в г. Киеве и мероприятия по выполнению Программы Президента с их преодоления). Если есть потребность в решении определенной проблемы территории, в инвестиционном паспорте она должна быть сформулирована в виде инвестиционного предложения и быть подкреплена конкретными мерами местной власти, заинтересованной в ее решении.

    Желаемым для эффективного продвижения инвестиционного паспорта территории есть по крайней мере двуязычный его формат, содержащий профессиональный, а не любительский перевод информации. Одним из наиболее существенных недостатков существующих инвестиционных паспортов регионов и городов Украины является нерегулярность возобновления их информации. Так, значительное количество паспортов были составлены в 2002 г., даже по данным 9 месяцев, и с тех пор не менялась. Такой подход свидетельствует о незаинтересованности и непрофессионализм соответствующих властных структур в осуществлении системной инвестиционной политики.

    Инвестиционные паспорта регионов и городов как инструмент осуществления системной инвестиционной политики требуют постоянного совершенствования. Учет замечаний относительно их содержательного наполнения позволит повысить эффективность этого средства управления развитием территории.

    Успешная местная инвестиционная политика начинается с анализа инвестиционных возможностей общины — потенциала бюджетного финансирования потребностей в привлечении частных инвесторов. Эти и многие другие вопросы являются предметом Стратегического плана города.

    Стратегическое планирование развития города — это деятельность представителей всех основных слоев общества, нацелена на определение стратегических и оперативных целей развития и логической последовательности действий по их достижению. Оно служит основой для утверждения годового бюджета города и ежегодного плана социально-экономического развития.

    Бюджетные инвестиции на местном уровне осуществляются в следующих формах: капитальные расходы (расходы развития) местного бюджета, бюджетное финансирование государственных целевых программ, инвестиционные расходы бюджетов развития.

    Бюджет развития является составной местного бюджета, то есть это доходы и расходы местного бюджета, которые образуются и используются для реализации программ социально-экономического развития соответствующей территории. Бюджет развития является фактором ускорения экономического и социального роста, однако в современных украинских реалиях его возможности используются недостаточно.

    Для эффективного привлечения частных инвесторов к работе в территориальной общине, местными властями устанавливаются инвестиционные приоритеты, которые соответствуют конкурентным преимуществам территории и согласованы со Стратегическим планом общества. Инвестиционная карта является дополнительным инструментом реализации прозрачной и взвешенной инвестиционной политики. Для реализации в территориальной общине инвестиционные проекты должны пройти процедуру отбора в соответствии с утвержденными критериями.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]