Привлечение иностранных инвестиций в рф
Проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику РФ
экономические науки
- Кулешова Валентина Павловна , кандидат наук, доцент, доцент
- Резида Ринатовна Яппарова ,
- Башкирский государственный аграрный университет
- ИНВЕСТИЦИИ
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
- ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ
- КАПИТАЛ
Похожие материалы
Иностранные инвестиции -в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права.
К иностранным инвестициям относятся:
- денежные средства;
- недвижимое и движимое имущество;
- вклады;
- право на результаты интеллектуальной деятельности;
- соответствующие имущественные права, включая право залога;
- финансовые инструменты (акции, облигации, паи);
- право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;
- право требования по услугам, имеющим экономическую ценность и др.
Иностранные инвестиции в Россию подразделяются на прямые, портфельные и прочие — по объектам вложения, а в зависимости от субъекта вывоза — на государственные и частные
Причины привлечения в страну иностранных инвестиций связано с тем, что в нашей стране практически полностью прекратилось финансирование из госбюджета, у предприятий нет средств. Вместе с инвестициями в нашу страну поступает и опыт от мировых лидеров -компаний-инвесторов. Иностранные инвестиции конечно временно облегчают положение в стране, в экономике, но путем внешнего долга приводит в зависимость нашу страну от мировых держав. Рост иностранных инвестиций должен способствовать интеграции страны в мировое хозяйство.
К проблемам по привлечению инвестиций в Россию можно отнести следующие:
- недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам;
- частые изменения инвестиционного законодательства;
- отсутствие практически действенного законодательства;
- неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг;
- отсутствие международного доверия к России как к заемщику;
- экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности;
- нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность;
- отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате;
- неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов;
- неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей;
- неэффективную систему страхования.
В настоящее время российский рынок остается малопривлекательным для иностранных инвесторов. По расчетам экспертов, примерная ежегодная потребность России в прямых иностранных капиталовложениях составляет около 10-12 млрд.долл., реальные поступления на порядок меньше. Следует признать, что сейчас Россия проигрывает конкуренцию за иностранные капиталы с другими государствами и прежде всего с динамично развивающимися новыми индустриальными странами, особенно азиатскими и латиноамериканскими, рынки которых оказываются более привлекательными для западных инвесторов. Существующая в России система стимулирования и привлечения иностранных инвесторов исходит из тезиса о том, что для инвесторов определяющим является доступ к сырью, материально-техническим ресурсам и обеспечение рынка сбыта готовой продукции (в связи с наличием торговых и иных барьеров). В таком направлении развивается подавляющая часть созданных в России совместных предприятий.
Согласно официальным данным денежного регулятора, в первом квартале 2014г. в России начался масштабный инвестиционный кризис — иностранные капиталы практически полностью перестали притекать в отечественную низкопередельную, сырьевую и деиндустриализированную экономику. Более того, удушающая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика вкупе с спровоцированной ЦБ РФ паникой на валютном рынке и геополитической обстановкой вокруг Крыма привели к тому, что начало и к концу 2014г., с точки зрения инвестиционных потоков, оказалось худшим с 2009г.
Так, по итогам первого и второго квартала текущего года объём прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики (точнее сказать, в то, что от него осталось) не просто сократился на несколько процентов, а обвалился без малого в 3,5 раза — с 37,1 до 11,9 млрд. долл. Это наглядно демонстрирует паралич инвестиционной активности — в российскую экономику не хотят вкладывать капиталы не только иностранные инвесторы, но и российские же олигархи, на долю которых приходится от 60 до 70% суммарного притока иностранного капитала, притекающего в Россию из оффшорных юрисдикций (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Британские-Виргинские острова и т.д.). Не менее масштабным оказалось привлечение иностранных кредитов и займов — приток прочих инвестиций, подавляющая часть которых приходится на торговые кредиты и займы, упал с 35,8 до 9,2 млрд. долл. В принципе, эту тенденцию можно лишь приветствовать — отечественная экономика избыточно погрязла во внешних долгах и займах, что обостряет проблему оффшоризации экономики, многократно повышает валютные и процентные риски, обеспечивает масштабный отток капитала из страны на обслуживание внешних займов и обостряет утрату контроля за экономикой со стороны государства.[ https://www.gks.ru]
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.
Для улучшения инвестиционного климата страны, эксперты выделяют меры устойчивого экономического роста России:
- снижение операционных барьеров;
- объединение усилий в направлении инновационного развития;
- повышение привлекательности регионов;
- совершенствование бизнес-образования.
Реализация этих задач позволит привлечь в страну новый потоки иностранных инвестиций, также необходимо устранить такую острую проблему как коррупция. В скором времени ожидается, что инвестиционный климат России станет более благоприятным, что в последствии повлечет за собой увеличение объемов привлечения иностранного капитала в экономику страны.[ https://rdif.ru/ ]
Таким образом , возникает необходимость в создании эффективной интеграции и привлечения иностранных инвестиций для более эффективного развития.
В данной ситуации одной из важных задач становится формирование благоприятного инвестиционного климата не только для иностранных инвесторов , но и для внутренних. Рекомендациями по урегулированию и контроля за формированием положительного инвестиционного фона в регион может быть кластеризация регионов и выявление в них наиболее сложных отраслей , а так же формирование и кластера сопутствующие производство.
Список литературы
- Федеральный режим государственной статистики [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.gks.ru/ / — 15.12.2014.
- Российский фонд прямых инвестиции [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://rdif.ru/ / — 17.12.2014.
- Кулешова В.П. Регулирование инвестиционной привлекательностью регионов [Текст]/ В.П. Кулешова ,А.В. Рыцева // Перспективы инновационного развития АПК : материалы международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс -2014»,Часть III –Уфа : Башкирский ГАУ,2014-С.175-180
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 13.05.2019 2019-05-13
Статья просмотрена: 782 раза
Библиографическое описание:
Ступакова, В. Е. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации / В. Е. Ступакова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58852/ (дата обращения: 11.04.2020).
В данной статье рассматриваются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Всем известно, что инвестиции являются очень важным фактором в успешном экономическом развитии страны. Поэтому разобраться в этой проблемы и найти пути ее решения является одной из первостепенных задач.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, привлечение инвестиций, проблемы инвестирования.
This article discusses the problems of attracting foreign investment in the economy of the Russian Federation. Everyone knows that investment is a very important factor in the successful economic development of the country. Therefore, to understand this problem and find ways to solve it is one of the primary tasks.
Keywords: foreign investment, foreign direct investment, attracting investment, investment problems.
Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Важность привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации на сегодняшний день очевидна. Желание завоевать доверие на мировом рынке, добиться того, чтобы отечественное производство повысило свою конкурентоспособность, рвение к открытости экономики и к нежеланию оставаться безучастным в международном финансовом обмене — все это говорит о том, что есть необходимость в создании благоприятной среды для привлечения иностранных капиталовложений.
Отойдя немного в прошлое и рассмотрев развитие социалистических стран, следует заметить, что именно появление иностранных инвесторов, желающих и имеющих возможность мобилизовать ресурсы для реструктуризации организаций, было одним из важных моментов для экономического роста в этих странах. В бывших социалистических странах, в связи с пониженным реальным спросом или вовсе с его отсутствием, активы казались не оцененными по достоинству — их стоимость на рынке, как правило, ниже стоимости по балансу. И вот тогда нужен приток иностранных капиталовложений так, как именно он в силах повлиять на ситуацию и поспособствовать значительному спросу на активы.
Основной проблемой является то, что в РФ у организаций нет средств из-за практически отсутствия финансирования из государственного бюджета, поэтому возникает потребность привлечения в страну иностранного капитала под видом инвестиций. Естественно, это только лишь на время облегчит положение, но не станет кардинальным решением проблемы и может в итоге привести к тому, что наша страна станет зависима от мировых держав.
Основной проблемой иностранных компаний является перенасыщение национальных рынков, и чтобы решить ее, им выгодно сотрудничать с Россией. Огромные возможности открываются при развитии взаимоотношений, к примеру, можно расширить масштабы своей деятельности и поддержать конкурентоспособность. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).
Объединение с компаниями, которые являются лучшими на западном рынке, должно привести к развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством, ориентации на потребителя.
Можно выделить ряд проблем по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации:
1) недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам [2];
2) частые изменения инвестиционного законодательства [2];
3) отсутствие практически действенного законодательства [2];
4) неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг [2];
5) отсутствие международного доверия к России как к заемщику [2];
6) экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности [2];
7) нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность [2];
8) отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате [2];
9) неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов [2];
10) неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей [2];
11) неэффективную систему страхования [2].
Чтобы решить эти проблемы и добиться существенного качественного и количественного увеличения ПИИ (прямых иностранных инвестиций) стоит начать с того, что создать программу на государственном уровне в поддержку иностранных инвесторов, которая поспособствует привлечению иностранного капитала в страну.
Анализируя опыт прошлых лет, а также опыт зарубежных стран, ясно то, что одной такой программы будет мало. К необходимым мерам, помимо государственной программы, следует отнести такие, как:
1) создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон) [3];
2) четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами [3];
3) создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства [3];
4) снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов [3];
5) введение частной собственности на землю [3];
6) создание механизмов страхования иностранных инвестиций [3].
За последние несколько лет России стало очень сложно, конечно на это повлияла позиция нашей страны в конфликте Украины. На «нас» были возложены санкции, как в политическом, так и в экономическом аспекте и, неудивительно, что это также отрицательно повлияло на инвестиционный климат. Сильный спад вложений произошёл в отрасли металлургического производства, в отрасли машиностроения. Это отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, в млрд долл.
Важность привлечения иностранного капитала для Российской Федерации заключается не только в возможности увеличения спроса на реальные активы, скорее всего, для нас инвесторы как-бы привносят новую, другую культуру бизнеса, они являются некими «пришельцами из завтрашнего дня». В сравнении с отечественными инвесторами, которые ограниченны правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам.
Иностранные инвестиции в России: их виды, формы и роль
Вне зависимости от уровня экономического развития любая страна нуждается в привлечении иностранных инвестиций. Это обусловлено участием стран в международном разделении труда и перемещением капитала в открытые для предпринимательства отрасли. Российская Федерация не является исключением. Иностранные инвестиции в России также необходимы, как капитал для решения местных стратегических задач и экономического роста. Одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России является обеспечение притока иностранных инвестиций в страну.
Иностранные инвестиции
Инвестиции – вложение определенных активов с перспективой извлечения финансовой выгоды. Если присутствуют финансы другого государства, то определение немного меняется.
Иностранные инвестиции – долгосрочные вложения капитала, вывезенного из одной страны, в предпринимательскую и иного вида деятельность другой страны с целью получения прибыли. Под иностранными инвестициями в России понимаются все виды вложений имущественных (деньги, ценные бумаги) прав и интеллектуальных ценностей, а также услуг и информации иностранными инвесторами.
Виды иностранных инвестиций
В зависимости от активов иностранные инвестиции подразделяются на:
- Реальные. Под реальными инвестициями понимаются вложения в реально существующие проекты. Например, в строительство, а также образование и здравоохранение.
- Нематериальные инвестиции – приобретение нематериальных активов. Это патенты, торговые марки, лицензии.
- Финансовые. К финансовым активам относятся приобретение ценных бумаг и иных денежных активов.
По форме собственности выделяют:
Частные инвестиции представляют собой вложение личного капитала инвесторов в предпринимательскую и иную деятельность на зарубежной территории. Государственные инвестиции осуществляются за счет государственного бюджета, который распределяется по официальному решению правительства. Если взаимодействуют частные и государственные инвесторы, то такое сотрудничество называется смешанными инвестициями.
В зависимости от объекта вложений иностранные инвестиции подразделяются на:
Прямые и портфельные инвестиции – вложения в ценные бумаги. Прямые инвесторы принимают непосредственное участие в управлении предприятием и приобретают капитал более 10% от общей стоимости ценных бумаг. Во втором случае активного участия в управлении компанией инвестором не требуется. В таком случае прибыль варьируется в пределах до 10% от стоимости ценных бумаг.
По сроку получения прибыли инвесторами выделяют:
- Долгосрочные (более 3-х лет)
- Среднесрочные (от 1-го года до 3-х лет)
- Краткосрочные (от 1-го дня до 1-го года)
По характеру использования иностранные инвестиции делятся на:
Оба вида инвестиций подразумевают вложения в предпринимательскую деятельность. В случае ссудных инвестиций прибыль получается в форме ссудных процентов. Тогда как в случае предпринимательских – в виде дивидендов.
Формы иностранных инвестиций
К основным формам иностранных инвестиций относятся:
- Предприятия, полностью находящиеся во владении иностранных инвесторов
- Доля в капитале предприятия. Для этого может быть выкуплен как контрольный, так и обычный пакет акций.
- Имущественные комплексы, здания, сооружения
- Акции, облигации, паи и прочие ценные бумаги
- Государственные займы
- Права пользования земельными ресурсами
Роль иностранных инвестиций
Наиболее значимую роль для экономики любой страны играют прямые иностранные инвестиции. Их значение заключается в:
- Обеспечении социально-экономической стабильности
- Активизации инвестиционных процессов
- Взаимовыгодном обмене практическими навыками и менеджментом для выхода на международную арену
- Стимулировании развития отраслей и регионов
- Развитии экспортного производства с высокой долей добавленной стоимости и инноваций
- Стимулировании роста занятости населения и дальнейшего расширения налоговой базы
Привлечение иностранных инвестиций
Политика страны должна учитывать целый ряд факторов для повышения ее инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов. В их число входят такие факторы, как:
- Собственность на землю
- Экономическая стабильность
- Транспарентность и либеральность законов и норм
- Качество рабочей силы
- Развитость инфраструктуры
- Ставки по кредитам
- Спрос
Несмотря на положительное влияние рабочей силы, высокая заработная плата отрицательно сказывается на привлечении иностранных инвестиций. Также иностранные инвестиции очень чувствительны к налоговым стимулам. Согласно исследованиям, если повысить налоги на 1%, то это сокращает иностранные инвестиции на 0 – 5%. Точное значение зависит от страны и отрасли. В России этот показатель равен 3,7%.
Способы привлечения иностранных инвестиций:
- Инвесторы покупают местные организации, а также создают филиалы и смешанные предприятия.
- Вкладываются в уже развитые организации, которым требуется дополнительное финансирование.
- Покупают активы предприятий-экспортеров.
Компания, использующая иностранный капитал в своей деятельности, получает ряд привилегий. Таких как возможность стать международной, создать холдинг иили расширить географию. А также возможность получить дополнительные средства для развития и гарантии в отношении кредиторов.
Регулирование иностранных инвестиций
Законодательной основой регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации является ФЗ от 9.07.1999г №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Кроме того, они регулируются международными договорами и нормами международного права. К ним относятся: Сеульская конвенция 11.10.1985г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора от 28.03.1997г.
Сеульская конвенция предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций от:
- рисков с переводом и обменом валюты
- нарушений договоров и отказ от них
- рисков войны и беспорядков.
Иностранные инвестиции в России
Согласно закону об иностранных инвестициях в России иностранными инвесторами считаются:
- Иностранные юридические лица. А также организации, ими не являющиеся, внесенные в корпоративный реестр.
- Иностранные физические лица, которые обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью на территории своего государства.
- Другие государства в соответствии с федеральными законами этих государств.
Привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию
Наиболее предпочтительным способом использования иностранного капитала для России является привлечение прямых иностранных инвестиций. Их преимущество в том, что они не требуют возврата. Если объект вложения не гарантирует прибыли, то растет заинтересованность инвестора в развитии компании.
Основные направления развития привлекательности России для иностранных инвесторов:
- Снижение уровня инфляции.
- Укрепление финансового положения российских предприятий.
- Развитие системы гарантий и защиты собственности инвесторов.
- Контроль за использованием амортизационных отчислений.
- Формирование системы налогового стимулирования, для чего снижается налоговое бремя инвестора.
- Разработка механизмов господдержки инвестиционных проектов.
Инвестиции в России в 2018-2019 году
На протяжении десятилетий правительство РФ говорит о привлечении инвестиций. Считается, что иностранный капитал — это драйвер, способный содействовать модернизации, обогащению опыта и повышению занятости населения. Так ли это? В статье постараемся разобраться в пользе иностранных инвестиций для российской экономики, оценим достижения и преграды на пути улучшения инвестиционного имиджа страны.
Суть понятия «инвестиции»
Под инвестициями принято понимать долгосрочные вложения капитала в различные отрасли внутри страны и за ее пределами с целью извлечь прибыль. При этом приравнять инвестиции к простому финансовому инструменту нельзя — их значимость гораздо выше. В зависимости от источника средств, выделяют инвестиции:
- Государственные — выделенные из бюджета;
- Частные — поступают от частного фонда или отдельного инвестора;
- Производственные — направленные на развитие индустрии;
- Интеллектуальные — вкладываются в человеческий капитал;
- Иностранные — поступают из-за рубежа.
С точки зрения государства, наиболее важными являются иностранные инвестиции — они привносят максимум ресурса внутрь страны. Так, масштабные вливания в любую отрасль означают ее развитие: строятся и модернизируются предприятия, воплощаются социально значимые программы, растет производительность и эффективность труда.
Значение иностранного капитала настолько велико, что страны готовы гарантировать инвесторам определенные преференции — экономические и законодательные. Это тем более важно, что инвестиции стимулируют внешние связи, а в страну с ними приходит новый опыт управления и менеджмента.
В какой форме инвестиции могут поступать в экономику государства?
- Портфельные. Средства вкладываются сразу по нескольким направлениям, формирующим общий пакет. Это минимизирует риски инвестора. Примером служит приобретение акций ряда компаний, занятых в разных областях бизнеса.
- Реальные (прямые). Это непосредственное вливание финансовых средств в конкретную компанию или проект. Как правило, речь идет о покупке активов предприятия и контроле за ним.
Очевидно, что роль прямых инвестиций особенно велика: вложение капитала как приток свежей крови действует на экономику. Теперь обратимся к российскому опыту — какие виды инвестиций превалируют и какова их роль в развитии страны.
Статистика инвестиций в России в 2020 году
Для РФ особо значим вопрос обновления производственных мощностей. Большинство из них досталось в наследство от советской эпохи, и спустя десятилетия предприятиям необходима модернизация. У текущих собственников собственных средств на перезапуск производства не хватает. Кроме того, ряд компаний находятся в плачевном состоянии после кризисов последних лет. Потому российскую сторону интересуют все уровни финансовых вложений, включая:
- Начальные инвестиции — венчурные проекты, запуск новых компаний и предприятий;
- Реинвестиции — повторное вложение в бизнес полученной из него прибыли;
- Инвестиции на расширение бизнеса — освоение новых и смежных областей в дополнение к достигнутым рубежам;
- Инвестиции на частичное изменение бизнеса — модернизацию, реорганизацию и диверсификацию имеющихся компаний.
В таблице ниже представлена статистика инвестиций в России 2018 году.
Инвестиции в основной капитал-всего
жилые здания и помещения
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты
объекты интеллектуальной собственности
в процентах к итогу
Инвестиции в основной капитал-всего
жилые здания и помещения
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты
объекты интеллектуальной собственности
Для сравнения даны показатели за минувшие годы:
*Объем инвестиций в основной капитал РФ указан в триллионах российских рублей.
Как показывает статистика, приток капитала в российскую экономику увеличивается, несмотря на негативный эффект от санкций. Аномальный всплеск на несколько процентных пунктов был отмечен в 2017 году — тогда рост инвестиций превысил ожидания экспертов. Улучшение связали с реализацией крупных проектов (строительства Крымского моста и чемпионата мира по футболу). В минувшем году быстрее всего росли инвестиции в:
- Пищевую промышленность
- Индустрию и производство химических продуктов;
- Добычу полезных ископаемых;
- Сельское хозяйство, охоту и рыболовство.
Улучшение инвестиционного климата зафиксировали и в EY (Ernst & Young) — крупнейшей консалтинго-аудиторской компании. В рейтинге самых привлекательных для инвесторов стран Россия впервые заняла высокую строчку — седьмое место в топе, оставив позади Бельгию. Авторы рейтинга учитывали количество проектов с участием иностранного капитала, а также число рабочих мест, появившихся благодаря инвестициям. Впрочем, успехи РФ в последние годы не отменяет ряда системных проблем. О них пойдет речь ниже.
Что необходимо для роста инвестиций в России
Ключевую роль в привлечении средств из-за рубежа играет инвестиционная привлекательность — то, как страну оценивают потенциальные инвесторы. Что влияет на их выбор?
- Потенциал территории;
- Развитость законодательной базы;
- Уровень коррупции;
- Экономическая ситуация;
- Кадровый потенциал.
И если с человеческим ресурсом и природным богатством у РФ проблем нет, то нестабильность законодательства и кризисные тенденции в экономике отталкивают иностранный капитал. По мнению экспертов, инвесторы в России защищены лишь де-юре. Де-факто всегда сохраняется риск, что власти откажут им в протекции — сменят акцизы, проведут пересчет формул или отменяет действующие преференции.
Смежная к законодательству проблема — налогообложение в РФ. Так, из года в год в стране повышается налоговая нагрузка на заграничный капитал. Это особенно касается тех инвесторов, которые ведут деятельность в российских регионах: они не получают хоть сколько-нибудь значимых послаблений вроде налоговых каникул.
Еще более тревожный тренд для инвесторов — общая нестабильность законодательства (в том числе и налогового). Обращает на себя внимание небольшой интервал между внесением новых поправок в Налоговый Кодекс и их реализацией. Столь же быстро от принятых мер отказываются. Вектор реформ очевиден: если инвестор в одном режиме запустил проект, то он хотел бы в этих же условиях его реализовать. Таким образом, изменения законодательства вкупе со снижением налога на прибыль — эти меры чаще всего предлагают рассмотреть правительству.
И последний момент, важный для реалий РФ, — инвестиции оправдывают себя лишь при грамотном вложении. Нерациональное привлечение средств и их использование на устаревших производствах ведет к обратному результату: эффективность снижается, средства труда вроде зданий и оборудования разваливаются, конкурентоспособность падает. Печальный итог такого менеджмента — банкротство предприятия. Чтобы этого не произошло, привлечение инвестиций должно начинаться со стратегии: обоснования их целесообразности, анализа сочетания с собственным ресурсом.