Инвестиционная привлекательность страны
Инвестиционная привлекательность стран на примере России
Если верить классической экономической теории, то ни одна страна в мире не может рассчитывать на стабильное и поступательное развитие национальной экономики без постоянного притока внутренних и иностранных инвестиций.
При этом следует понимать, любой инвестор, прежде чем вкладывать денежные средства в тот или иной инвестиционный актив, задается вопросом о целесообразности этого действия и, следовательно, о прибыльности подобных вложений. Когда в качестве объекта инвестирования выступает государство, имеет смысл говорить о его инвестиционной привлекательности.
Сущность явления
Инвестиционная привлекательность страны является показателем, характеризующим текущую политическую и экономическую ситуацию в ней в целом, а также ее отдельные составные части. Среди них можно выделить:
- инвестиционный климат;
- стабильность политической системы;
- существующую систему налогообложения;
- нормативно-правовую базу;
- существующие риски;
- структуру и объем внутреннего рынка;
- степень финансового суверенитета;
- динамику стоимости национальной валюты;
- развитость элементов инфраструктуры;
- наличие собственной сырьевой базы;
- прочие факторы.
Рассматривая инвестиционную привлекательность страны, также обязательно следует учитывать основные макроэкономические показатели.
Российская специфика
Инвестиционная привлекательность России является достаточно изменчивым показателем. Это стало особенно заметным на фоне обострения внешнеполитической ситуации, произошедшего в 2015-2016 годах. Тем не менее нельзя не отметить, что снижение объема иностранных инвестиций прежде всего обусловлено политической конъюнктурой, нежели объективными экономическими причинами.
Тем не менее международный рейтинг инвестиционной привлекательности Российской Федерации остается на довольно высоком уровне. Серьезную роль в этом играет благоприятная деловая среда и отсутствие серьезных политических, экономических и социальных потрясений в стране на протяжении длительного времени.
В то же самое время потенциальным инвесторам прежде чем делать капиталовложения в ту или иную отрасль или территорию РФ необходимо познакомиться со спецификой государства. Прежде всего нужно учитывать существенные различия в развитости отдельных субъектов федерации и территорий. Подробный анализ данной темы вы найдете в статье «Инвестиционная привлекательность регионов».
Положительные факторы
В настоящее время основой инвестиционной привлекательности России по-прежнему остается колоссальная сырьевая и ресурсная база. Кроме того, в стране хорошо развита добывающая отрасль. На сегодняшний день большинство зарубежных инвесторов вкладывают собственные капиталы именно в предприятия, которые заняты добычей и частично переработкой нефти, газа, металлов и прочих природных ресурсов.
Не стоит забывать и о серьезном человеческом потенциале, которым обладает Российская Федерация. Несмотря на глобальный развал системы образования, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, еще с советских времен осталось большое количество квалифицированных рабочих, ученых, управленцев и сотрудников других специальностей. В последние годы к ним стали примыкать новые кадры, выпускаемые высшими и средними образовательными учреждениями. Последних отличает принципиально новый уровень компетенций и готовность работать на современном инновационном оборудовании.
Уровень развития транспортной и производственной инфраструктуры России сложно назвать удовлетворительным. Сохранившиеся с советских времен объекты нуждаются в серьезной модернизации. Тем не менее даже существующего уровня транспортной и производственной инфраструктуры достаточно для того, чтобы Российская Федерация оставалась привлекательной для инвесторов.
Нельзя не отметить и серьезного развития современных телекоммуникационных и интернет-технологий. В настоящее время глобальная паутина стала обыденной частью жизни большинства россиян. Бизнес также активно использует все возможности, которые открывает перед ним интернет.
Отрицательные факторы
Инвестиционную привлекательность РФ до сих пор трудно назвать образцово-показательной. Это связано с рядом серьезных проблем, существующих в государстве на протяжении длительного времени.
Прежде всего следует сказать, про странную экономическую политику, проводимую соответствующими министерствами Правительства России. Ее корни следует искать в 90-х годах, когда государство было отдано на откуп либералам. Их вера в то, что свободный рынок способен себя полностью регулировать полностью провалилась. После прихода к власти В.В. Путина Российская Федерация в целом изменила свой курс. В то же самое время экономический блок Правительства России по-прежнему сформирован старыми либеральными кадрами.
Серьезной проблемой, непосредственно отражающейся на инвестиционной привлекательности Российской Федерации, является высокий уровень коррупции и бюрократии. 2016 год проходит под знаком серьезной и бескомпромиссной борьбы со взяточниками и коррупционерами. Тем не менее на этом фронте страна находится только в начале длительного пути.
Дополнительно следует сказать про существенные несовершенства, которые присутствуют в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения.
Нельзя также не сказать о недостаточном уровне деловой бизнес-культуры и низкой производительности труда. По этим показателям Российская Федерация серьезно уступает своим западным иностранным партнерам.
Вывод
В России есть все ресурсы, которые необходимы для быстрого экономического развития. Тем не менее для того чтобы повысить рейтинг инвестиционной привлекательности в стране, необходимо провести серьезные преобразования в области:
- борьбы с бюрократией и коррупцией;
- корпоративной культуры и производительности труда;
- усовершенствования инвестиционного законодательства.
Развитие нашей страны на протяжении последних лет в целом имеет положительную динамику. У нас есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. По существующим экспертным оценкам все описанные выше положительные процессы получат свое развитие в 2017 году.
Инвестиционная привлекательность стран мира
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА)
Инвестиционная привлекательность стран мира
Инвестиционная стратегия государства— это стратегия и программа стимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в отрасли, сектора экономики, предприятия, в повышение уровня икачества жизни населения, в развитие и рост человеческого капитала, в развитие инфраструктуры, в институциональное развитие страны.
Инвестиционная стратегия государства включает и определение приоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочного финансирования и развития.
Основные цели инвестиционной стратегии государства— создание привлекательного инвестиционного климата и привлекательного предпринимательского климата (оба термина, по существу, синонимы); создание конкурентоспособной экономики; повышение эффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных и геополитических задач государства.
Инвестиционная стратегия тесно связана с общей стратегией государства, с инновационной стратегией и другими частными стратегиями.
На международном уровне результаты реализации инвестиционных стратегий стран и экономического развития субъекта, инвестиционная привлекательность стран, регионов и предприятий оцениваются тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами (Moody’s, Standard & Poor’s (S&P) и Fitch). Рейтинги этих компаний существенно влияют на величину потока инвестиций в субъект экономики. Позитивные изменения в экономике России получили международное признание в форме присвоения России инвестиционного рейтинга (ВВВ-) по версии Moody’s (8 октября 2004 г.), Fitch (18 ноября 2004 г.) и Standart & Poor’s (31 января 2005 г.).
Для получения высокого инвестиционного международного рейтинга страна должна обеспечить стабильность и эффективность государства и его экономики.
Инвестиционная привлекательность страны— это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов в страну или за ее рубежи.
Базовыми факторами и показателями для присвоения стране инвестиционного рейтинга ведущими мировыми агентствами являются финансовое состояние страны, ее экономические и социальные показатели, политическая ситуация в стране. Учитываются при расчетах и оценках платежеспособность страны, величина внешнего и внутреннего долга, стабильность курса национальной валюты, величина экспорта и чистого экспорта, величина золотовалютных резервов, уровень инфляции, состояние бюджета и др. Принимаются во внимание стабильность роста экономики (ВВП), а также политическая и социальная стабильность.
Инвестиционная привлекательность страны определяет поток в страну или отток из нее денежного капитала, прямых инвестиций, портфельных инвестиций, специалистов, лицензий и высоких технологий.
Россия после дефолта 1998 г. получила рейтинг на уровне дефолта (рейтинг страны-банкрота, инвестиции в которую очень рискованны и не рекомендуются). Постепенная стабилизация финансового и экономического состояния РФ привели к росту ее инвестиционного рейтинга, и в 2004—05 гг. ей был всеми ведущими агентствами (с оговорками) присвоен инвестиционный рейтинг, однако сравнительно низкой градации.
Основные критические замечания аналитиков рейтинговых агентств связаны с голландской болезнью России. Голландская болезнь — это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда, получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.
Россия в первом десятилетии XXI в. получает основные доходы от продаж нефти, газа, металла, леса за рубеж, то есть за счет экспорта сырьевых товаров без глубокой их переработки внутри страны. Рост ВВП в 2000-2006 гг. на уровне 6-8% в год обеспечил, главным образом, рост цен на эти товары на мировых рынках и, как следствие, рост чистого экспорта и его значительный вклад в ВВП, в консолидированный бюджет РФ, в увеличение золотовалютных резервов страны (с 1999 г. они выросли с 12 млрд долл. до 170 млрд долл. в 2005 г.). В то же время основные производства в машиностроении, радиоэлектронном комплексе, информационном секторе и других секторах экономики с высокой добавленной стоимостью, высокими технологиями сокращаются, стагнируют. Все это привело к тому, что доля инновационной российской продукции не превышает 4%, а доля инновационных предприятий — 5%. И это происходит несмотря на наличие государственных концепций, стратегий и программ развития науки и высоких технологий. То есть налицо все признаки длительной голландской болезни, диагноз которой поставили России как иностранные эксперты, так и национальные эксперты и аналитики.
Все годы трансформационного периода развития России превалировал отток капитала из России (см. табл. 2.1.1), что говорит о низкой реальной инвестиционной привлекательности страны. Доходы от продаж нефти и газа очень высоки, но они уходят в основном за рубеж. И это — свидетельство недостаточной инвестиционной привлекательности России. Частный денежный капитал стремится туда, где меньше риски его потерь, выше общая стабильность и норма прибыли.
Таблица 2.1.1 Чистый вывоз капитала частного сектора (млрд долл.)
Инвестиционная привлекательность Российской Федерации
Развитие экономики любой страны мира не может обойтись без регулярного вливания капитала в её отрасли и отдельные объекты.
Существенную роль в этом процессе играет не только капитал, циркулирующий внутри страны, но и финансы, исходящие от международных инвесторов.
Желая стать участником экономического развития, каждый инвестор оценивает целесообразность выделения и направления определённой суммы своего капитала на развитие того или иного экономического объекта или создание нового. Инвестор в первую очередь оценивает всевозможные риски проекта, реализацию которого он запланировал. Для того чтобы проанализировать слабые и сильные стороны конкретного инвестиционного решения, необходимо взять во внимание деловой климат государства или его отдельной административно-территориальной единицы.
Инвестиционная привлекательность страны представляет собой показатель, который характеризует качество среды для ведения бизнеса на определённый момент времени.
Для изучения деловой привлекательности государства необходимо взять во внимание показатели макроэкономики, которые являются индикаторами развития социальной сферы, технологий, инноваций и производства. Среди таких показателей обычно выделяют:
- степень риска инвестирования;
- политическую обстановку;
- объём рынка и его структура;
- степень независимости от финансовой помощи других государств;
- объём внешнего долга;
- валюту;
- объём накоплений страны;
- степень развития инфраструктуры.
Ситуация в России
Инвестиционная привлекательность РФ как государства представляет собой переменчивое явление, которое зависит от большого количества взаимосвязанных факторов.
Рейтинг России как государства с благоприятной деловой средой во многом определяется особенностью функционирования её экономики и социальной сферы. Среди особенностей можно выделить такие:
- Россия находится на этапе трансформации экономики административного типа в рыночный.
- Инвестиционное пространство России неоднородное, так как страна имеет в своём составе огромное количество территории с особыми экономическими условиями и инвестиционным потенциалом.
- Существенное отличие в развитии отдельных административно-территориальных единиц.
- Богатая база природных ресурсов, особенно нефти.
- Сформированный средний класс.
- Значительный уровень бюрократии и коррупции.
Позитивные характеристики
Инвестиционная привлекательность России с точки зрения иностранных инвесторов заключается в том, что в государстве качественно налажено функционирование отраслей тяжёлой промышленности: металлургии, машиностроения, химической и нефтедобывающей. Инвесторы из-за рубежа предпочитают направлять свой капитал на развитие российских предприятий, принадлежащих данным отраслям.
В России сконцентрирована большая рабочая сила, состоящая из образованных и высококвалифицированных работников. Это и есть дна из положительных характеристик деловой привлекательности государства.
Россия богата природными ресурсами, что является дополнительным стимулом для вкладывания капитала зарубежными инвесторами. Кроме того государство имеет налаженную и развитую транспортную и производственную инфраструктуру, позволяющую сокращать стоимость транспортировки ресурсов для производства и готовую продукцию к конечному потребителю.
Государство тесно взаимодействует с высокоразвитыми странами мира в сфере развития использования технологических новинок и инноваций.
Особое внимание стоит обратить на интенсивное развитие рынка онлайн-услуг, ведь большая часть населения России активно пользуется интернетом и совершает через глобальную сеть торговые операции.
Негативные характеристики
Состояние инвестиционного климата тяжело назвать отличным из-за ряда его неблагоприятных особенностей. Россия ещё не полностью отказалась от типа управления экономикой, характерного для административного типа. Это обуславливает наличие чрезмерного вмешательства органов исполнительной власти в функционирование экономики. Также актуальной является проблема наличия барьеров для инвесторов, формируемых сложными бюрократическими процедурами.
Непривлекательной чертой инвестиционного климата государства считается несовершенная законодательная база в сфере инвестиционных операций. В законах, регламентирующих инвестиционные операции, зафиксированы некоторые неточности и противоречия. Кроме того, не существует чёткой процедуры предоставления гарантий и льгот зарубежным инвесторам. В инвестиционном законодательстве общие положения, значительно преобладают над конкретными.
Главным препятствием формирования высокого инвестиционного рейтинга России считается коррупция, подразумевающая непрозрачность выбора приоритетных инвестиционных проектов, оформление документов и распределение финансов. Коррупция также препятствует целевому использованию бюджетных средств.
Коррупция негативно влияет на имидж и авторитетность судовой системы. На данный момент в России остро стоит проблема независимости судов. Для функционирования судовой системы государства характерен субъективизм, что существенно мешает независимой работе.
Недостаточный уровень культуры ведения бизнеса является острой для России проблемой. Всё дело в том, что страна не полностью отошла от методов и способов управления экономикой, характерных для советского периода.
За последнюю пару лет инвестиционный климат России существенно ухудшился. Особенно это касается проведения международных инвестиционных операций. Причиной ухудшения качества деловой среды стал экономический кризис, спровоцированный введенными против государства санкциями со стороны многих стран мира.
Из-за снижения мировой стоимости нефти приоритетная отрасль экономики России существенно пострадала. С точки зрения инвесторов предприятия, специализирующиеся на добывании нефти и изготовлении продуктов из неё, утратили свою привлекательность из-за высокого уровня риска инвестирования в них.
Ухудшение отношений России с зарубежными партнёрами отрицательно повлияло на осуществление торговых операций, что также является негативной чертой инвестиционной среды.
Для того чтобы сделать Россию более привлекательной с точки зрения инвесторов страной, необходимо:
- усовершенствовать корпоративную культуру;
- разработать эффективные методы борьбы с коррупционными явлениями;
- усовершенствовать инвестиционное законодательство.
Особенно актуальной является процедура стандартизации бухгалтерского учёта в России в соответствии с международными стандартами.
Особенности инвестиционного потенциала Тюменской области.
Инвестиционный климат Нижегородской области.
Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций.
6.1.3. Инвестиционная привлекательность страны, региона, отрасли
6.1.3. Инвестиционная привлекательность страны, региона, отрасли
Для ведения бизнеса надо определиться в двух плоскостях: территориально и с отраслью (сферой, сегментом, кластером). Выбор территории определяется качеством инвестиционного климата, эффективностью размещения бизнеса и реальными возможностями организации бизнеса в данном регионе. Выбор отрасли определяется уровнем рентабельности бизнеса, сроком окупаемости проектов, величиной входных барьеров, степенью регулирования данной отрасли государством.
Инвестиционный климат страны формируется такими факторами, как:
? политическая ситуация и перспективы;
? общая макроэкономическая ситуация и перспективы;
? стабильность и функциональность правового поля;
Состояние инвестиционного климата подтверждается рейтингами специализированных мировых агентств. Постепенно все больше агентств присваивают России инвестиционный рейтинг, что дает международному капиталу подтверждение возможностей инвестировать на территории России.
Однако можно выделить следующие проблемы, существующие сегодня в России при инвестировании:
? необходимость государственной поддержки при масштабных инвестициях;
? слабо развита инфраструктура фондового рынка;
? недоступность многих инструментов привлечения капитала для среднего и малого бизнеса;
? неразвитость системы защиты интеллектуальной собственности;
? высокие кредитные ставки;
? частые случаи невыполнения договорных обязательств, отсутствие эффективных инструментов привлечения контрагента к ответственности.
В целом в российской экономике наблюдаются следующие тенденции:
? повышение качества управления компаниями;
? консолидация и укрупнение бизнеса;
? усиление контроля государства над стратегически важными отраслями и либерализация прочих секторов экономики;
? появление и быстрое развитие новых отраслей;
? стабильно высокие цены на энергоносители на мировом рынке усиливают бюджет и стабильность в экономике в целом;
? рост покупательской способности населения, рост рынка в целом;
? период низкой стоимости квалифицированной рабочей силы постепенно заканчивается;
? существенное снижение политических рисков;
? частичное снижение бюрократических барьеров.
Значительная часть российских компаний инвестиционно привлекательны главным образом в связи с их недооцененностью, низкой текущей оценкой. Это приводит к появлению на рынке краткосрочных специализированных инвесторов, которые находят недооцененную компанию, покупают ее, вкладывают средства, приводят компанию в порядок, повышают ее оценку, находят заинтересованного инвестора и продают компанию в среднем в 2–3 раза дороже.
Из инвестиционно привлекательных отраслей (кластеров, сегментов экономики) особо можно выделить следующие:
? строительство и недвижимость;
? инфраструктурные отрасли (энергетика, ЖКХ, транспорт);
? нефте-, газо-, лесопереработка;
В России иностранные инвестиции в реальный сектор более всего получают следующие регионы:
? на Центральный регион России приходится 59% от общего объема иностранных инвестиций;
? на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область (центры деловой активности) приходится 50,6% всех иностранных инвестиций в страну;
? на 5 экономических районов, объединяющих 43 региона (48,8% от общего числа субъектов федерации), приходится 93% всех иностранных инвестиций.
Неравномерное распределение инвестиций ведет к неравномерному развитию регионов и усилению экономической пропасти между ними.
Рассмотрим основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности территорий.
К оценке инвестиционной привлекательности страны выделяют три основных подхода.
В основе первого подхода положена экспертная шкала, включающая оценку законодательных условий для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности насчитывает более 30 лет (в 1969 году первые исследования в этой области были проведены сотрудниками Гарвардской школы бизнеса).
Второй подход появился в конце 80-х годов XX века. Он заключается в проведении ежегодного комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности стран и проводится экспертными группами ряда зарубежных экономических журналов (Fortune, Multinational Business Finance, Euromoney, The Economist), консультационной фирмой PlanEcon. В подходе используются особые методические приемы, учитывающие специфические условия и результаты инвестирования в страны с переходной экономикой. В качестве параметров оценки используются не только качественные, но и количественные показатели. Упрощенная методика сравнительных оценок учитывает такие факторы, как объем ВНП, его структура, обеспеченность природными ресурсами, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов.
На основе наиболее известного рейтинга журнала Euromoney дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используются девять групп показателей:
? уровень политического риска;
? способность к обслуживанию долга;
? доступность банковского кредитования;
? доступность краткосрочного финансирования;
? доступность долгосрочного ссудного капитала;
? вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения этих показателей определяются экспертно либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются по 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Подходы к составлению данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Россия переместилась в национальном рейтинге со 133-го места в марте 2000 года на 64-е в сентябре 2004 года.
Для третьего подхода характерно составление специальных финансовых и кредитных рейтингов стран (они включают инвестиционный, спекулятивный и аутсайдерские рейтинги), на основе которых производится оценка инвестиционного риска, финансово-экономической и политической надежности страны. Рейтинги используются преимущественно для принятия решений портфельными инвесторами, или для определения конкурентоспособности той или иной страны. Значения показателей определяются экспертным или расчетно-аналитическим путем, результаты оценки взвешиваются в соответствии с важностью того или иного показателя. Их разработкой занимаются известные экспертные агентства: Moody’s, Standard & Poor’s, IBCA и др.
К наиболее распространенным методам оценки инвестиционной привлекательности регионов относят:
1) кредитные рейтинги и комплексные исследования инвестиционного климата российских регионов;
2) ранжирование регионов по различным критериям и составление итогового ранга.
В рамках каждой методики оценка инвестиционной привлекательности проводится как по ограниченному набору и даже по одному показателю, так и, напротив, включает десятки и сотни критериев.
Для проведения комплексной оценки инвестиционной ситуации существуют официальные, принятые на уровне Министерства экономического развития и торговли РФ, Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности субъектов РФ, включающие методики оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Согласно этой методике проводится анализ показателей оценки инвестиционной привлекательности, объединяемых в две подсистемы: инвестиционный потенциал (объективные возможности) и инвестиционный риск (конкретные условия деятельности или региональная инвестиционная безопасность).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.