Инвестиции в регион
Государственно-частное партнерство
Приоритетными направлениями инвестиций являются инфраструктурные проекты, реализуемые по концессии или соглашению о ГЧП, а также в рамках других юридических схем (прямое акционерное финансирование, займы, мезонинное финансирование, лизинг и т. д. ) при обеспечении достаточного уровня надежности и доходности для инвесторов.
Как правило, мы работаем в кооперации с технологическими партнерами, специализирующимися в управлении инфраструктурными проектами в соответствующей области. Независимо от того, разрабатываем ли мы новые проекты или инвестируем в существующие объекты, мы всегда фокусируемся на жизнеспособности и устойчивости активов. Мы обращаем повышенное внимание на то, чтобы наши инвестиции были основаны на детально проработанной контрактной основе, которая связывает и согласовывает интересы всех заинтересованных сторон.
Мы рассматриваем проекты, удовлетворяющие следующим минимальным требованиям:
- Общий объем инвестиций от 0,5 до 5 млрд. рублей
- Срок реализации проекта до 30 лет
- Публичным партнером выступает субъект или муниципалитет с инвестиционным рейтингом не ниже категории ВВ+
Приоритетными направлениями инвестиций являются инфраструктурные проекты, реализуемые по концессии или соглашению о ГЧП, а также в рамках других юридических схем (прямое акционерное финансирование, займы, мезонинное финансирование, лизинг и т. д. ) при обеспечении достаточного уровня надежности и доходности для инвесторов.
Как правило, мы работаем в кооперации с технологическими партнерами, специализирующимися в управлении инфраструктурными проектами в соответствующей области. Независимо от того, разрабатываем ли мы новые проекты или инвестируем в существующие объекты, мы всегда фокусируемся на жизнеспособности и устойчивости активов. Мы обращаем повышенное внимание на то, чтобы наши инвестиции были основаны на детально проработанной контрактной основе, которая связывает и согласовывает интересы всех заинтересованных сторон.
Мы рассматриваем проекты, удовлетворяющие следующим минимальным требованиям:
- Общий объем инвестиций от 0,5 до 5 млрд. рублей
- Срок реализации проекта до 30 лет
- Публичным партнером выступает субъект или муниципалитет с инвестиционным рейтингом не ниже категории ВВ+
Приоритетными направлениями инвестиций являются инфраструктурные проекты, реализуемые по концессии или соглашению о ГЧП, а также в рамках других юридических схем (прямое акционерное финансирование, займы, мезонинное финансирование, лизинг и т. д. ) при обеспечении достаточного уровня надежности и доходности для инвесторов.
Как правило, мы работаем в кооперации с технологическими партнерами, специализирующимися в управлении инфраструктурными проектами в соответствующей области. Независимо от того, разрабатываем ли мы новые проекты или инвестируем в существующие объекты, мы всегда фокусируемся на жизнеспособности и устойчивости активов. Мы обращаем повышенное внимание на то, чтобы наши инвестиции были основаны на детально проработанной контрактной основе, которая связывает и согласовывает интересы всех заинтересованных сторон.
Мы рассматриваем проекты, удовлетворяющие следующим минимальным требованиям:
- Общий объем инвестиций от 0,5 до 5 млрд. рублей
- Срок реализации проекта до 30 лет
- Публичным партнером выступает субъект или муниципалитет с инвестиционным рейтингом не ниже категории ВВ+
Приоритетными направлениями инвестиций являются инфраструктурные проекты, реализуемые по концессии или соглашению о ГЧП, а также в рамках других юридических схем (прямое акционерное финансирование, займы, мезонинное финансирование, лизинг и т. д. ) при обеспечении достаточного уровня надежности и доходности для инвесторов.
Как правило, мы работаем в кооперации с технологическими партнерами, специализирующимися в управлении инфраструктурными проектами в соответствующей области. Независимо от того, разрабатываем ли мы новые проекты или инвестируем в существующие объекты, мы всегда фокусируемся на жизнеспособности и устойчивости активов. Мы обращаем повышенное внимание на то, чтобы наши инвестиции были основаны на детально проработанной контрактной основе, которая связывает и согласовывает интересы всех заинтересованных сторон.
Мы рассматриваем проекты, удовлетворяющие следующим минимальным требованиям:
- Общий объем инвестиций от 0,5 до 5 млрд. рублей
- Срок реализации проекта до 30 лет
- Публичным партнером выступает субъект или муниципалитет с инвестиционным рейтингом не ниже категории ВВ+
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.
Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.
Инвестиционная политика региона
Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.
Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:
- увеличение доходности;
- повышение продуктивности субъектов рынка;
- открытие новых и расширение действующих производств;
- увеличение занятости населения;
- усиление экономической состоятельности и автономности территории;
- формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.
Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.
Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:
- сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
- финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
- производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
- трудового;
- инновационного (степени развития науки и техники);
- инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
- институционального (наличия основных экономических институтов);
- потребительского (покупательной способности населения).
Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.
В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.
Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.
Инвестиционный климат регионов России
Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.
В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.
Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).
В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.
Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.
Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.
Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.
Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.
Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:
- Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
- Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.
Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.
Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:
- Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
- Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
- На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
- Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
- Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
- Каждый объект ведется одним участником.
Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:
- информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
- реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
- информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).
Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.
Компания, центр и корпорация регионального развития
Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:
- Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
- Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
- Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.
Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.
Виды инвестиций по региональному признаку
Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.
Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).
Привлечение инвестиций в регион
Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.
Какие механизмы привлечения инвестиций в регионы наиболее эффективны и во что выгодно вкладывать?
Анна Нестерова, член президиума генерального совета «Деловой России», основатель компании ООО «Глобал Рус Трейд»:
— В последние годы появилось большое количество инструментов, которые помогают регионам предпринимать максимальные усилия по привлечению инвестиций. В частности, в прошлом году президент Владимир Путин подписал закон, в рамках которого регионы наделяются полномочиями снижать региональную часть налога на прибыль до 10%, а федеральная составляющая (2%) может быть отменена. Эта мера, равно как и возможности, появляющиеся благодаря введению в работу так называемого специального инвестиционного контракта, являются системообразующими вехами в развитии инвестиционного климата.
Одним из наиболее интересных и эффективных способов привлечения инвестиций в регионы стало создание особых экономических зон (ОЭЗ) или аналога — территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Эти инструменты не просто позволяют получить готовую основную инфраструктуру по льготным ставкам, налоговые, таможенные и амортизационные льготы, а способствуют существенному снижению административных барьеров.
Еще один зарекомендовавший себя инструмент — это индустриальные парки. Кроме этого, существует большое количество институтов развития, которые помогают с гарантиями, финансированием или лизингом. В частности, Региональный фонд развития промышленности (РФРП), Фонд развития и финансирования предпринимательства, Региональная лизинговая компания, гарантийные фонды, а также группа Российского экспортного центра.
Основные риски для инвесторов лежат в традиционных областях: защита прав собственности, несовершенство судебной системы, коррупция. Кроме этого всегда существуют риски, связанные с политической ситуаций, в частности санкции, введение в действие и отмена контрсанкций.
Евгений Дорошенко, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Южном федеральном округе:
— Действенный инструмент — предоставление налоговых льгот инвесторам по региональным налогам, планируемый объем по которым в Ростовской области составляет порядка 1,5 млрд руб. В регионе продолжают предоставляться субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по рублевым и валютным кредитам на реализацию инвестпроектов. Инвесторы могут претендовать и на получение инженерных субсидий. Дополнительным инструментом с 2011 года является включение приоритетных для региона инвестпроектов в «губернаторскую сотню». Успешно реализовано 44 крупных проекта на сумму 134,4 млрд руб., позволившие создать в регионе свыше 13 тыс. новых рабочих мест.
Проблемой для инвесторов являются инфраструктурные ограничения. Другие ограничения — финансовые: высокая стоимость заемных средств, особенно при долгосрочных займах, отсутствие достаточного залогового обеспечения, процедурные сложности при получении кредита. Есть проблемы сбыта готовой продукции: трудности представления продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях и снижение потребительского спроса.
Для решения проблем технологического присоединения к сетям необходимы снижение его стоимости для инвесторов и сокращение сроков присоединения, увеличение объема поддержки. Важно осуществление детального анализа технологического присоединения, а также действующих тарифов. Необходимо создание единого областного калькулятора, размещенного на региональных порталах, предусматривающего выбор организационно-правовой формы заявителя, вида технологического присоединения, а также ряда переменных величин для предварительного расчета стоимости подключения к инженерным сетям. Еще одна мера — информирование субъектов МСП о реализации «Программы 6,5» (льготного кредитования).
Анатолий Рыков, первый заместитель главы города Сочи:
— Большое значение для развития регионов имеют институты инновационного развития — инструмент формирования экономики будущего, реализации долгосрочных приоритетов. Например, формами поддержки субъектов инновационной деятельности в Краснодарском крае являются установление для них пониженной налоговой ставки налога на прибыль, предоставление льгот по уплате налога на имущество организаций, по иным налогам в части средств, зачисляемых в краевой бюджет, налогового кредита и иной финансовой поддержки в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Также это субсидии, премии, оказание информационной поддержки в СМИ, организация конференций, круглых столов.
Приоритетные направления для инвестиций нашего региона — это санаторно-курортная деятельность, строительство, потребительский рынок и сфера услуг. В городе реализуются такие проекты, как строительство центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка» на территории Адлерского района (северный склон хребта Аибга), строительство аквапарков, торгово-развлекательного центра. Для курортного города сегмент потребительского рынка — это неотъемлемая часть его привлекательности.
В постолимпийский период уже реализованы проекты организаторов скайпарка: многофункциональный подвесной пешеходный переход с аттракционами и строительство спортивно-туристического комплекса «Апарт-отель» категории «три звезды» в Адлерском районе.
Степень риска инвестора при получении ожидаемой доходности от проекта существует всегда, не только в сложившейся экономической ситуации на сегодняшний день. Поэтому основополагающее инвестиционной политики — создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности.
Александр Полиди, д. э. н., профессор, партнер консалтинговой компании «АРКА-Групп»:
— С моей точки зрения, наиболее эффективные меры по стимулированию инвестиционной активности представлены тремя направлениями.
Первое — отсутствие бюро-кратических и административных барьеров для бизнеса в части регулирования и надзора; причем это касается не только вновь создаваемых компаний и проектов, но и действующего бизнеса. Не на уровне деклараций и увещеваний (как в случае с незаконностью проверок для МСБ), а реальное отсутствие административного давления. Сюда же отнесу стабильность и предсказуемость региональной регулятивной политики по отношению к отдельным отраслям и инвесторам.
Второе — меры по повышению доходности инвестиций: налоговые каникулы, например в части налогов, зачисляемых в региональный бюджет; различные формы субсидирования кредитных и лизинговых ставок и гарантирования кредитов.
Третье — обеспечение доступности инженерных сетей, исключение скрытых инвестиционных затрат, например по созданию недостающей инфраструктуры — как инженерной, так и социальной. Разумеется, это требует государственных инвестиций в инфраструктуру и более жесткой антимонопольной политики по отношению к поставщикам услуг базовых естественных монополий.
Инвесторы изначально настроены на риск — инвестиции идут туда, где совокупный риск перекрывается потенциальной доходностью инвестиций. Но системные риски, связанные с избыточностью административного давления на бизнес, нестабильностью макроэкономической конъюнктуры, и, самое главное, отсутствие в стране и регионе действительно внятной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития — наиболее чувствительные моменты, которые не могут быть нивелированы качеством менеджмента инвестиционных проектов.
Руслан Халилов, управляющий партнер ООО «Фонд прямых инвестиций»:
— Стимулирование инвестиционной активности в регионах осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и административных. К мерам финансовой поддержки инвесторов относятся налоговые льготы на региональном уровне, компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, предоставление госгарантий.
В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы могут оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т. д. Если говорить о Республике Татарстан, то руководители нашего региона активно работают над привлечением инвестиций.
На наш взгляд, самые эффективные инвестиции — это развитие реального сектора экономики. Наши успешные проекты подтверждают тезис о том, что именно инвестирование в деятельность производственных компаний позволяет инвестиционным компаниям активно развиваться.
Основной риск для любого инвестора — это, конечно же, невозврат средств. Минимизировать его можно только за счет тщательного предварительного анализа субъекта инвестирования и внедрения стандартов ведения бизнес-процессов внутри компании, на чем мы как инвестор настаиваем. Взамен компания-партнер получает от нас, помимо финансовых средств, накопленный опыт и даже базу потенциальных клиентов.
Заур Абдурахимов, генеральный директор Корпорации развития Ставропольского края:
— Основной мерой по стимулированию и привлечению инвестиций является обширный пакет предоставляемых льгот и преференций в регионе: снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5%, освобождение от налога на имущество, налоговая ставка в размере 5% для отдельных категорий налогоплательщиков, льготная долгосрочная аренда, предоставление государственных гарантий и сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна».
В Ставропольском крае создано 12 индустриальных парков, координируемых Корпорацией развития края, на территории которых действуют 22 резидента. Резидентами уже осуществлены инвестиции в объеме более 26 млрд руб. и создано более 1 тыс. рабочих мест. Активно развивается созданный в 2016 году агропромышленный парк «Ставрополье» на территории Минераловодского городского округа. На период до 2020 года запланировано создание крупного фармацевтического кластера на базе индустриального парка «Северо-Западный» в Ставрополе.
Основные риски для инвесторов сведены к экономической ситуации в стране, а также к зависимости производств от импортного сырья, технологий или оборудования.
Тенденции, способствующие росту притока инвестиций в регионы, в настоящее время курируются не только на уровне субъектов РФ, но и федеральными агентствами. Так, АНО «Агентство стратегических инициатив» совместно с ведущими деловыми объединениями ежегодно проводит Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
В 2017 году Корпорация развития Ставропольского края реализует расширенную дорожную карту по внедрению целевой модели «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», которая позволит увеличить приток инвестиций в регион.
Региональные инвестиции
Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?
Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.
Цели и особенности регионального инвестирования
В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:
- Получение максимально возможного дохода или прибыли;
- Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
- Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
- Улучшение существующей структуры производства;
- Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
- Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.
Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:
- Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
- Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
- Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
- Улучшение экономического и социального положения государства в целом.
Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.
Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.
Реализация регионального инвестирования
На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.
К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.
Как определить инвестиционную привлекательность региона?
Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.
Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.
Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:
- Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
- Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.
Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .
1.
Иностранные (международные) инвестиции в России.
Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.
Что такое альтернативные инвестиции.
Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.