Воинский учет в организации форум
Ведение воинского учета в организациях для микропредприятий
Ведение воинского учета в организациях для микропредприятий
Неделю назад у нас в районе был организован семинар по ведению воинского учета в организациях. Связано это с выходом новых метод. рекомендаций, утвержденных 11.07.2017г. генералом армии В.Герасимовым. Пока работа с организациями налажена слабо, у РВК есть списки организаций, которые они знают, там далеко не все организации, точнее все крупные, но есть ряд мелких и очень мелких (1-2 работника), по этим списками и работают, более того процентов 70 списка в плановых проверках на 2018 год и микроорганизации тоже.
Что касается работодателей ИП, то было сказано, что наш РВК пока ИП трогать не будет, а вот из соседнего района решили, что ИП это тоже касается. Изучив метод. рекомендации, фраз с ИП я не встретил, везде упоминается слово организация, но что им стоит выпустить разъяснения, где будет сказано, что под организацией следует понимать и ИП работодателя.
Метод. рекомендации изданы на 69-ти страницах А4, так же есть метод рекомендации по бронированию, на их анализ у меня нервов не хватило, их дали в формате файлов рисунка 40 файлов по 1 Мб каждый, но качество фото как для мобильного телефона, приложить это к тексту не могу так как размер творения под 100мб. Так же выдали формы отчетности, которые надо заполнить и сдать до 15 декабря.
Предлагаю начать обсуждение, так сказать заблаговременно до начала проверок. И да самое главное, эту тему создаю для микробизнеса, той категории ненужного анархаизма в государстве, которая по непонятным причинам полудохлая еще как-то влачит свое существование. Многие могут сказать да это раньше было, эти метод рекомендации просто освежили, может и было, но малышей не трогали, раз в два года выборочно просили дать карточки Т2, что то там рекомендовали поправить и все. Издавая и внедряя эти новшества законодатель опять забыл, что микробизнесу это не совсем под силу, многие будут работать так сказать «за рамками правового поля», а по русски «вне закона».
Ну собственно говоря беглый анализ, то что как минимум должно быть:
1) надо издать приказ о возложении функциональных обязанностей на конкретного исполнителя, по форме из Приложения 4, хотя форму можно вроде взять и свою, неприятность в том, что это приказ надо обязательно согласовать с РВК, т.е. задним числом перед проверкой его не сделать
2) доведено как заполнять раздел о воинской обязанности в Т2, этому посвящено приложение №7, все бы ничего, но почему так много нюансов то в этом заполнении. Так же даются подробные указания о хранении Т2 по группам военно обязанных, получается на воинский учет отдельные Т2 заводить
3) работодатель должен следить за тем, чтобы в паспорте военнообязанного был соответствующий штамп на странице 13 и в военном билете тоже должен быть штамп о постановке на учет, тут конечно и не только тут большой вопрос по иногородним, но это уже частные случаи
4) введена обязанность о сообщении в 2-х недельный срок о приеме на работу и увольнении по форме из приложения №9, вот это самое муторное
5) по смыслу изложенного я понял, что военный билет и предписное хранится у работодателя под расписку по форме приложения №14. Более того введена обязанность по наличию специального помещения с металлическими сейфами для хранения документов воинского учета, напомню к ним они относят и Т2
6) вводится обязанность о своевременном учете данных работников, а именно о фиксации в целях воинского учета состояния изменений: состава семьи, образования, проживания, документов удостоверения личности
7) вообще треш: обязательно к исполнению создание плана работы по воинскому учету на год и согласования этого плана с РВК
8) проведение сверок с РВК по учетным данным у них и у работодателя, тут все размыто, прямой обязанности со сроками не установлено, инициатор сверок РВК
9) я не понял по обучению, 1 раз в три года на платной основе, только в Химках, в общем размытый пункт
10) в конце о штрафах, но на позитиве, что реально за все это грозит:
— если на работу поступает военнообязанный без первичного воинского учета и об этом не сообщили в РВК (как это переводится на русский точно не знаю, но это точно про молодежь, возможно про тех кто снялся с учета по прежнему месту прописки и не встал по новому, а возможно даже и про тех у кого в паспорте нет штампа)
— если из военкомата пришла повестка на работу, а работодатель не вручил эту повестку работнику
— несвоевременное представление сведений об изменениях состава военнообязанных (я понял, это об изменениях семьи, прописки, паспорта)
— не сообщение о принятых и уволенных военнообязанных
Позитив в том, что размер штрафа от 300 до 1000 рублей, а так же в том, что вверху изложена куча обязанностей, за которые штрафа прямого нет, за отсутствие того же приказа, но ведь по проверке выпишут предписание и если не устранить то будет штраф.
Собственно резюмируя для чего все это — военкомат часть своей работы, а значит и ответственности перекладывает на работодателя и наша задача избежать глупой работы, уменьшив ее объем до необходимого минимума.
Воинский учет в организации
Greatskiv 5 апреля 2016 в 09:24
Copy 5 апреля 2016 в 09:38
Lisenok93 5 апреля 2016 в 11:53
ссылка
немного в поиске полазайте — тут все темы в принципе уже поднимались. начните с того, что найдите местное отделение военкомата, сходите туда — там вам дадут методичку — или скажут ее номер — все по ней делать будете. ничего сложного там нет.
Exposer 5 апреля 2016 в 13:59
Greatskiv 5 апреля 2016 в 14:00
Леди 5 апреля 2016 в 14:10
Lisenok93 5 апреля 2016 в 14:37
Lisenok93 5 апреля 2016 в 14:56
Exposer 18 апреля 2016 в 18:50
Lisenok93 19 апреля 2016 в 11:03
Copy 19 апреля 2016 в 11:19
оу, будто бухгалтера, экономисты, маркетологи, закупщики. приходят в 20 лет и сразу все знают и учить их ничему не надо
Мне в 20 лет было очень трудно после института, там спросишь, там почитаешь, туда на курсы сходишь.
Exposer, Вы сразу хорошим специалистом стали? Ни у кого ничего не спрашивали? Не советовались? и .т.п.
Jane 19 апреля 2016 в 12:55
Joulia 25 апреля 2016 в 09:50
Lisenok93 14 декабря 2017 в 13:54
Alis75 14 декабря 2017 в 14:13
Сапфейрос 14 декабря 2017 в 14:24
Андрае1111 14 декабря 2017 в 14:29
Alis75 14 декабря 2017 в 14:35
ну так в чем же дело?
Андрае1111 14 декабря 2017 в 14:38
Lisenok93 14 декабря 2017 в 14:40
у меня новые карточки, сказали что очень хорошо, что уже поменяла. Кстати ЮВАО второй год подряд выигрывает соревнования по ведению воинского учета в Москве, и завтра будет церемония награждения, я иду.
с учетом работающих удаленно — 48 человек. в офисе — 2 (начальник одного из отделов и директор), остальные девочки)))
не бойся. все равно ведь ты не ведешь кадровый учет, там в 1С работа идет, ты разве с ней работал?
так у нас и была полная проверка по ведению воинского учета. наамааано у нас все, даже ОЧЕНЬ ХОРОШО.
Воинский учет в организации
Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Шаг 1: назначаем ответственных лиц
Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.
Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).
Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.
При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).
Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету
По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):
А по каким работникам воинский учет не ведется?
Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами РФ;
- работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.
Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных
Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету
Какие документы организация должна вести по воинскому учету?
В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:
- приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- личная карточка работника (форма № Т-2 );
- расписка о приеме документов воинского учета граждан;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.
Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету
Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.
Ответственность за нарушения при ведении воинского учета
Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.
Самое важное о воинском учете
Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется. Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям.
Какие документы изучить?
Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
- Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).
А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету?
Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:
- призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
- военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).
Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:
- женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
- проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.
Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.
Кто обязан вести воинский учет в организации?
Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.
Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).
Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.
Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету
Количество уполномоченных сотрудников
От 500 до 2 000
Один основной сотрудник
От 2 000 до 4 000
Два основных сотрудника
На каждые последующие 3 000
Дополнительно по одному основному сотруднику
Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.
Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.
С чего начинается воинский учет?
Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:
- проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
- вести ВУ на предприятии;
- оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
- извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
- отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
- поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.
Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).
В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).
Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.
Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:
- списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
- списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
- списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
- списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
- отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
- карточка учета организации (форма 18) и пр.
Как подготовиться к проверке?
Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.
Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:
- проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
- проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
- упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.
В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).
Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ: