Бухгалтерский учет в муп
Как вести бухучет в унитарном предприятии (МУП, ГУП)
Игорь Сухарев начальник отдела методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России
В этом решении:
- Как организовать бухучет
- По каким правилам вести бухучет
- Как действовать
- Какими нормативными документами руководствоваться
Унитарные предприятия ведут бухучет по общим правилам, которые установлены для коммерческих организаций. Есть лишь некоторые особенности из-за того, что имущество ГУП и МУП принадлежит государству, регионам или муниципалитетам. А сами унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это следует из пункта 2 статьи 50, статьи 113 Гражданского кодекса РФ, статьи 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ.
Как организовать бухучет
Руководитель унитарного предприятия назначает того, кто ведет бухучет. Он может возложить такие обязанности на главного бухгалтера, другого сотрудника организации или заключить договор со сторонней организацией. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
По каким правилам вести бухучет
Унитарные предприятия ведут учет по общим правилам. МУП и ГУП не относятся ни к субъектам малого предпринимательства, ни к некоммерческим организациям. Кроме того, в унитарных предприятиях обязательно проводить аудит. Поэтому вести учет по упрощенной форме они не вправе (ч. 4 и 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 26 Закона от 14 ноября 2011 г. № 161-ФЗ).
Как действовать
1. Утвердите формы первичных учетных документов. Можно применять типовые формы или разработать самостоятельно.
2. Утвердите рабочий план счетов. За основу возьмите План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Учтите, что:
– унитарные предприятия не формируют уставный капитал. Вместо него отразите на счете 80 уставный фонд;
– собственник передает унитарному предприятию имущество как в уставный фонд или сверх вклада в уставный фонд. Учитывать расчеты с собственником по переданному имуществу целесообразно на отдельном субсчете к счету 75. Например, на субсчете «Расчеты по выделенному имуществу»;
– собственник унитарного предприятия имеет право получать часть прибыли от предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 295 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона от 14 ноября 2000 г. № 161-ФЗ). Для таких расчетов также можно выделить отдельный субсчет к счету 75. Например, субсчет «Расчеты по распределению доходов».
Перечень типовых проводок см. в таблице.
3. Определите способы бухучета. Они ничем не отличаются от тех, которые применяют обычные коммерческие организации. Есть лишь некоторые особенности. Они обусловлены спецификой имущественных отношений между унитарными предприятиями и его собственником. Например, в учетной политике следует предусмотреть, куда относить в бухучете стоимость основных средств, которые поступили от собственника сверх уставного фонда. Например, Минфин России рекомендует относить эту стоимость на добавочный капитал (счет 83).
4. Закрепите выбранные способы бухучета, формы первичных учетных документов и рабочий план счетов в учетной политике.
МУП получило от учредителя в ведение ОС: особенности учета
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины Маныловой (г. Киров)
Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ получило от учредителя в хозяйственное ведение объект ОС балансовой стоимостью 100 т.р., остаточной стоимости нет. Поступление ОС отражено проводкой дебет 08 кредит 75 — 100 т.р. Стоимость ОС отнесена на увеличение нераспределенной прибыли дебет 75 кредит 84 — 100 т.р. ОС введено в эксплуатацию дебет 01 кредит 08 — 100 т.р. Правильно ли выполнены проводки? Как правильно отразить сумму ранее начисленной амортизации?
Правовое положение МУП определяется Гражданским кодексом РФ (параграф 4 гл.4 ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (п.6 ст.113 ГК РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за МУП на праве хозяйственного ведения (ст.2 Федерального закона N 161-ФЗ), возникающем с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП (п.2 ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ).
Сведения о размере уставного фонда МУП, порядке и источниках его формирования содержатся в уставе МУП (п.4 ст.9 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом действующим законодательством не запрещена передача собственником имущества (в частности, основных средств) сверх определенного учредительными документами уставного фонда с закреплением его за МУП на праве хозяйственного ведения.
Учитывая формулировки п. п. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемом случае может быть принята в размере остаточной стоимости оборудования, указанной собственником в передаточных документах.
В то же время действующие нормативные документы не регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда.
При ответах на вопросы, возникающих при учете объектов основных средств, переданных унитарному предприятию их собственником на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, многие эксперты руководствуются Письмом Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, как и все Письма Минфина, носят рекомендательный характер. Кроме того позиция, изложенная в этих Письмах, не является бесспорной.
В частности, согласно рекомендациям, изложенным в вышеуказанных Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается группой проводок (составляются на стоимость полученного имущества):
— Дебет 08 Кредит 75-1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75-1 Кредит 84.
Первые две бухгалтерские записи не вызывают вопросов, а вот третья весьма неочевидна, т.к. Инструкция по применению Плана счетов не предполагает подобной корреспонденции для отражения рассматриваемой операции (получение основных средств сверх уставного фонда). Традиционно проводку Дебет 75 Кредит 84 «читают» как покрытие полученного убытка за счет средств учредителей.
Однако у унитарного предприятия нет учредителей, а есть собственники имущества. Посредством этого имущества унитарное предприятие осуществляет свою деятельность.
Кроме того, предложенная запись (Дебет 75-1 Кредит 84) в сумме, равной стоимости основных средств, переданных сверх уставного капитала, сформирует такое сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», которое, будучи отраженным в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, не будет отвечать основным задачам бухгалтерского учета, обозначенным в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающимся в первую очередь обеспечения достоверности информации о деятельности организации, т.е. указанное сальдо поставит под сомнение достоверность отчетности коммерческой организации, коей и является МУП, так как оно не будет отражать реального финансового состояния этой организации.
Поэтому, принимая во внимание изложенное, у унитарного предприятия нет оснований делать оспариваемую запись (Дебет 75-1 Кредит 84), т.к. она не отражает сути проводимой хозяйственной операции (получение от собственника основных средств сверх уставного капитала).
Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой). Ранее (в периоде опубликования Писем Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11) действовал п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, такого же содержания.
В случае, когда в нормативных правовых актах по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики организации, в т.ч. и унитарному предприятию, необходимо разработать необходимый способ самостоятельно. При этом следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету. Причем иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).
Исходя из анализа правовых бухгалтерских документов, Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой хозяйственной операции.
1. Применить ПБУ 13/2000 непосредственно вашему МУП не позволяет п. 3, согласно которому Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
2. Исходя из положений п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 22.12.2005 N 98), сбережение средств в результате освобождения МУП от платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности можно расценивать как получение данных средств от собственника имущества унитарного предприятия, т.е. как получение государственной помощи.
Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 «Доходы будущих периодов», а для определенного вида помощи используются четыре его субсчета.
Принимая во внимание положения п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положения Инструкции по применению Плана счетов, для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда предлагается использовать дополнительный субсчет 98.5 «Имущество сверх уставного фонда», а для учета стоимости именно основных средств предлагается использовать субсчет второго порядка 98.5.1 «Основные средства».
Учитывая вышеизложенное, получение объекта основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда предлагается отражать группой бухгалтерских записей (составляются на стоимость основного средства, указанную в передаточном акте):
— Дебет 08 Кредит 75.1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75.1 Кредит 98.5.1.
В дальнейшем в течение срока полезного использования этого основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» (п. 9 ПБУ 13/2000).
Разработанную унитарным предприятием схему корреспонденции следует закрепить в учетной политике, как того требует п. 7 ПБУ 1/2008.
Вопрос налогообложения хозяйственных операций по получению и использованию основных средств, полученных сверх уставного фонда, является темой отдельной консультации.
Особенности ведения бухгалтерского и налогового учёта унитарных предприятий
Унитарные предприятия (муниципальные или государственные – далее МУП и ГУП, соответственно), чья деятельность регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 N161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Это имущество передаётся им собственником, которым является муниципальное образование или государство, в хозяйственное ведение или оперативное управление. Унитарное предприятие осуществляет коммерческую деятельность под контролем собственника этого имущества.
Бухгалтерский учёт в МУП и ГУП, имеет свои особенности и специфику, что связано в основном с отражением операций по формированию уставного капитала, передаче, постановке на баланс, снятию с баланса и выбытия имущества.
Как отражается в бухгалтерском учёте формирование уставного фонда унитарного предприятия?
Уставный фонд унитарного предприятия формируется, как правило, путём передачи в его хозяйственное ведение имущества собственником. Имущество может быть представлено в виде денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных и нематериальных активов, которые имеют определенную стоимость.
Стоит учитывать, что при ведении бухгалтерского учета в МУП и ГУП, для расчётов с собственником по имуществу, которое он передаёт на баланс унитарного предприятия, используется субсчёт 75-1. Учёт по нему ведётся в стандартном порядке, предусмотренном для ведения расчётов по вкладам в уставный капитал предприятия.
Первая запись бухучёта в МУП и ГУП, которая должна появиться после регистрации предприятия, выглядит следующим образом:
Дебет 75-1 – Кредит 80 на сумму уставного капитала, отражённого в учредительных документах.
В дальнейшем в случае очередного поступления имущества, в бухгалтерской отчетности МУП и ГУП производится запись:
Дебет 08, 10, 11, 20, 41 – Кредит 75-1 на сумму вновь поступившего от учредителя имущества.
Поступление имущества в унитарное предприятие свыше уставного капитала.
Чтобы не превышать размер уставного фонда, указанного в учредительных документах унитарного предприятия, основные средства, переданные учредителем сверх суммы уставного капитала, отображаются в бухгалтерском учёте МУП и ГУП следующим образом:
Дебет 08 – Кредит 75-1;
Дебет 75 – Кредит 84 на сумму поступившего имущества
Облагаются ли НДС операции по получению от собственника имущества унитарным предприятием?
Нет, в соответствии с пп.5, п.2 ст.146 НК РФ при передаче основных средств унитарным предприятиям не возникает объекта обложения НДС, таким образом, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы МУП и ГУП.
Изъятие собственником имущества, находящегося в собственности унитарного предприятия.
В случае изъятия собственником имущества из уставного капитала унитарного предприятия необходимо произвести следующую запись бухгалтерского учёта:
Дебет 80 – Кредит 75-1 на сумму изъятия имущества уставного капитала по его первоначальной стоимости.
Выбытие основных средств отображается следующим образом:
Дебет 01, субсчёт «Выбытие основных средств» – Кредит 01 на сумму выбывающего имущества по его первоначальной стоимости;
Дебет 02 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму амортизации, начисленной на данное имущество;
Дебет 75-1 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму остаточной стоимости имущества;
Дебет 75-1 – Кредит 91 на сумму разницы, которая образовалась на счёте 75.
Если изымается имущество, которое было получено сверх уставного капитала, то эта хозяйственная операция отображается в учёте в стандартном порядке с использованием счета 91.
Амортизация имущества МУП и ГУП, которое было получено от собственника, производится в обычном порядке.
Особенности продажи недвижимого имущества, находящегося у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении.
Для продажи недвижимого имущества ГУП, необходимо получение согласия собственника этого имущества, которым является государство либо муниципальное образование.
Согласование всех сделок по продаже недвижимого имущества унитарными предприятиями осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Если стоимость данного имущества превышает 150 млн руб., то для согласования сделки Росимуществом необходимо получение соответствующего решения, принимаемого на уровне Правительства РФ.
В бухгалтерском учёте МУП и ГУП учёт операций по продаже государственного либо муниципального недвижимого имущества не отличается от учёта операций по изъятию данного имущества собственником.
Ведение бухгалтерского учета в МУП
МУП по организационной форме относятся к коммерческим организациями. Регистрация предприятий осуществляется на основании решений местных органов власти. Особенность ведения деятельности МУП состоит в ограничении прав предприятия по владению и управлению имуществом. В статье расскажем про бухучет в МУП, дадим примеры проводок.
Специфика учета деятельности МУП
Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.
Предприятия не имеют право проводить сделки с вверенным ему имуществом – сдавать в аренду, реализовывать, использовать в качестве взноса в фонды других организаций. Активами ТМЦ и МПЗ, имеющимися у предприятия, не полученные или приобретенные на средства собственника, МУП распоряжается самостоятельно.
Формирование уставного фонда МУП
Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Пример формирования уставного фонда МУП
МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:
- Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
- Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
- Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;
Величина фонда может снижена или увеличена. Изменение установленного размера фонда осуществляется после его полного формирования.
Учет передачи основных средств: проводки
Оформление передачи имущества в виде основных средств осуществляется на основании распоряжения муниципалитета, извещения, договора о передаче имущества в хозяйственное ведение и акта приема-передачи. Учет ведется с использованием счета 75 с открытием отдельного субсчета или иного другого. Читайте также статью: → “Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75». Стандартные проводки по поступлению и учету ОС:
Имущество, стоимость которого не соответствует требованиям отнесения к ОС, учитывается в составе МПЗ. Например, если в договоре указан период передачи в управление менее 12 месяцев, имущество не учитывается в составе ОС.
Учет поступления ОС в сумме сверх фонда
Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно. Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов.
МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей. После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию. В учете предприятия отражается операция:
- Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
- Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
- Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.
О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена.
Учет основных средств в МУП
Имущество относится к амортизируемым ОС (п.1 ст. 256 НК РФ). Для учета ОС предприятие оформляет карточку учета № ОС-6. В регистре указывается первоначальная стоимость, группа и норма амортизации, срок использования, дата принятия на учет. Амортизация в МУП начисляется по стандартным правилам учета – ежемесячно, с отражением на отдельном счете. Сумма участвует в налогообложении предприятия для снижения базы.
Собственник имущества может не установить в передаточном акте стоимость имущества. Предприятия имеют право принять на учет по сумме, соответствующей величине рыночной стоимости (п.10 ПБУ 6/01). Получение данных возможно после проведения оценки. Читайте также статью: → “Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».
Предприятия имеют право возвести хозспособом, за счет собственных средств объект основного средства. После приемки основного средства объект передается в муниципалитет (собственнику МУП). Расходы, произведенные в процессе строительства, не учитываются при налогообложении (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Изъятие имущества МУП: примеры проводок
Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.
МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:
- Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
- Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
- Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
- Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
- Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.
При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.
Системы налогообложения в МУП, критерии выбора режимов
Предприятия имеют право выбрать систему налогообложения и применить общеустановленную либо упрощенную форму. Для применения УСН необходимо соблюсти критерии ограничений по величине дохода (требование не применяется для вновь созданных предприятий), предельной численности, сумме остаточной стоимости.
В отношении МУП не используется ограничение по величине участия в уставном фонде других организаций, независимо от того, что фонд полностью сформирован имуществом муниципалитета. Условие не применяется в связи с тем, что собственник не является юридическим лицом. Сравнительные характеристики использования ОСНО и УСН: