Постановление правительства 1178
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 — закреплен принцип следования тарифа за имуществом
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892 был введен пункт 36 в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила № 1178) в следующей редакции:
В случае перехода от одного лица к другому права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электроэнергетики до истечения срока, предусмотренного пунктом 7 настоящих Правил, при поставке товаров (оказании услуг) с использованием указанных объектов до начала очередного годового периода регулирования применяются регулируемые цены (тарифы), установленные для прежнего владельца таких объектов электроэнергетики.
Норма закрепила принцип «тариф следует за имуществом», что, на мой взгляд, достаточно обоснованно и логично продолжает принцип перехода тарифа в процессе реорганизации организацией, установленный п. 6 Правил № 1178.
Хочу отметить, в судебной практике рассматриваемый принцип уже был сформулирован и использовался достаточно давно.
В Определении Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139 по делу № А27-18141/2013 указано, что «Если … новые объекты электросетевого хозяйства появились у сетевой организации в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении (при том, что котловая выручка не изменилась), то расчет держателя котла с сетевой организацией должен быть произведен таким образом, чтобы оплата не внесла дисбаланс в распределение котловой выручки и не повлекла с неизбежностью убытки для держателя котла. В частности, не исключается возможность оплаты по индивидуальному тарифу, установленному для расчетов с прежней сетевой организацией. Этот вывод следует из того, что законодательством установлены равные критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии по одним и тем же объектам электросетевого хозяйства вне зависимости от их принадлежности к конкретной сетевой организации.».
В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 24.10.2017 № Ф09-5676/17 по делу № А60-59904/2016 указано: «закон не запрещает сетевым организациям передавать друг другу сетевые объекты в течение периода регулирования, однако как профессиональные участники рынка электроэнергетики они должны соотносить экономические последствия своих действий с установленной моделью взаиморасчетов, так как свобода их деятельности ограничена государственным регулированием. При этом способ передачи сетевых объектов — с использованием разного рода договоров или с использованием процедур реорганизации юридических лиц — не имеет правового значения для сохранения в тарифном периоде соответствующей модели расчетов. Таким образом, принятие объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организацией от другой в течение периода регулирования не является основанием для определения стоимости услуг по тарифу нового владельца. Иное приведет к нарушению прав участников котловой модели регулирования и конечных потребителей электроэнергии…В частности, допускается возможность оплаты по индивидуальному тарифу, установленному для расчетов с прежней сетевой организацией».
На мой взгляд, данная норма должна применяться только в отношении индивидуального тарифа, установленного для пары сетевых организаций. В случае, если объекты электроэнергетики перейдут от «котловой организации» к ТСО, то оплата услуг ТСО на основании «котлового тарифа» не представляется возможной, так как будет причиной возникновения дисбаланса в распределение «котловой выручки»: повлечет возникновение необоснованной выручки у ТСО и убытков у «котловой организации». В этом случае, по моему мнению, должен быть применен индивидуальный тариф, установленный для пары сетевых организаций.