Expresspool.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теоретические основы денежно кредитной политики

Теоретические основы денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) — раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

Денежно-кредитная политика — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели денежно-кредитной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей — глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах (год и более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И наконец, каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер денежно-кредитной политики. Жесткая монетарная политика в качестве цели предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы. Цель, преследующая фиксацию процентной ставки, характерна для гибкой денежно-кредитной политики.

Осуществляя политику, направленную на обеспечение экономической стабильности в государстве, правительства и центральные банки разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики на определенный срок, формулируют промежуточные цели, достижение которых обеспечивает выполнение задачи более высокого порядка, корректируют и конкретизируют выполнение тактических целей.

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX — начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег в обращении. V—скорость обращения денег, Р—уровень цены. Q—уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ-спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может «застрять» в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.

Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув «естественного уровня», процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать.

Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.

Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.

Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального банка и постоянно в краткосрочном периоде.

Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60—70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм — школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х — начала 80-х гг.

Читать еще:  Как беречь деньги

Недооценка роли денег, и денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение количества денег в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов.

Теоретические основы денежно-кредитной политики государства. Банковская система

9.2. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом — с другой.

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по -разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос и предложение денег.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах ХХ в. происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.

В них излагаются основные положения теории монетаризма, а именно:

  • монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку»;
  • монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»;
  • для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
  • монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки.

Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнение количественной теории денег — тождество , по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предположением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.

Американский экономист-математик Ирвинг Фишер (1867-1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.

Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.

Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию — » портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это, прежде всего, теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм — деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы . Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» Милтона Фридмена

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Особенности применения монетаризма в отдельных странах

Интерес к рекомендациям монетаристов о применении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в начале 70-х годов ХХ в., когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупного спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70- начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» — «рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании. В 1975 г. конгресс США обязал Федеральную резервную систему (ФРС) публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: денежные агрегаты, основные процентные ставки, доходность по государственным облигациям. Для государств — членов ЕЭС были приняты параметры: прирост объема денежной массы (не более 5-8% в год), изменение валютного курса (не более 5-6% в год).

Политика монетаризма в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, в том числе результатом ее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночных основах в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако, сам Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показывая возможности монетарной политики, он рассуждает также и о ее пределах, ведь «наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограничено, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы». Развивая мысль Джона Стюарта Милля, Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы . Фридмен пишет: «Деньги только механизм, но механизм в высшей степени эффективный. Без него нам не удалось бы достичь тех поразительных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия, — никакая другая чудесная машина не смогла бы столь безболезненно и с малыми затратами труда окончательно поставить крест на нашей деревенской жизни. Но от других машин деньги отличает то, что эта машина слишком капризна и при поломке повергает в конвульсии все другие механизмы . Каждая из больших депрессий в стране была вызвана либо обострилась из-за нарушения денежного обращения». Поэтому М. Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок плохой. «Ошибки возникают не по злому умыслу экономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки». То, насколько прав был Фридмен, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.

Читать еще:  Структура современной денежной массы

Теоретические аспекты денежно-кредитной политики;

В основе проводимой разными государствами денежно-кредитной политики лежат теории денег, которые включают исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено 2 различными подходами к теории рынка, выдвигаемым:

— модернизированной кейнсианской теорией;

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они по-разному оценивают и значение этого влияния, и сам его механизм:

— с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки;

— с точки зрения монетаристов, — спрос и предложение денег.

Основные принципы современной монетарной политики государства базируются на сочетании кейнсианской и неоклассической теории.

По мнению кейнсианцев, рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в т. ч. финансовые и денежно-кредитные.

Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом:

— изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки;

— изменение процентной ставки приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению в уровне национального производства,

Таким образом, можно выделить следующие основные положения кейнсианской теории денег:

— главное в экономике — это товарные рынки и равновесие на товарных рынках; деньги в экономике играют второстепенную роль и слабо влияют на состояние экономики;

— рыночная экономика внутренне неустойчива, необходимо государственное воздействие на совокупный спрос;

— для стимулирования эффективного совокупного спроса государство должно воздействовать на норму ссудного процента, от которого зависит инвестиционный спрос, а следовательно, объем производства и уровень занятости;

— основной целью проводимой государством денежно-кредитной политики должно быть воздействие на уровень процентной ставки;

— хотя государство и может использовать дискреционную денежно-кредитную политику, предпочтение должно отдаваться фискальной политике.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х гг. XX столетия происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономике. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере. Наиболее известный представитель монетаризма — М. Фридман.

Современные монетаристы в отличие от классиков исходят из следующих положений:

— прямая зависимость между количеством денег в обращении и ценой товаров справедлива только для долгосрочного периода;

— в краткосрочном периоде изменение массы денег влияет прежде всего на объем производства, а не на цены товаров;

— изменение массы денег в краткосрочном периоде также может влиять на скорость их обращения.

«Основные положения современного монетаризма:

— деньги — это центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

— ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы — залог благополучного развития экономики;

— поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение;

— изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

— все нарушения макроэкономического равновесия являются следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

— денежное предложение — экзогенная, задаваемая извне величина и не зависит от состояния экономики;

— рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства в экономику должно быть ограничено воздействием на количество денег в обращении;

— фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику;

— рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП.

Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или уравнением количественной теории денег.

Уравнение количественной теории денег — тождество, по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предположением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.

Американский экономист-математик Ирвинг Фишер (1867— 1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:

М — масса денег в обращении;

V — скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг, или количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года);

Р — средняя цена товаров и услуг;

Q — количество проданных товаров и оказанных услуг в рамках национальной экономики.

Количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового национального продукта.

Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта.

Из уравнения обмена И. Фишера следует, что:

— при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены;

— если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени, то роста цен не произойдет.

Количественная теория денег — это прежде всего теория спроса на деньги:

— для домохозяйств это одна из форм обладания богатством;

— для фирм деньги являются капитальным благом.

Каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов.

При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, в конечном счете это приводит к росту национального производства и, как следствие, ВНП.

Исходя из этого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» М. Фридмана включает в себя следующие постулаты:

— строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3 – 5% в год, т, к. именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике;

— в случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3 – 5% в год будет происходить раскручивание инфляции;

— если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежно-кредитная политика: понятие, теоретические основы и инструменты

Денежно-кредитная политика (ДКП) – это совокупность мер центрального банка, направленных на регулирование количества денег в обращении и (или) их динамики с целью повышения или понижения цены денег. В первом случае ДКП является жесткой, т.е. направлена на повышение цены денег (часто она так и называется, «политика дорогих денег»); во втором, наоборот, мягкойили «экспансионистской» («политика дешевых денег»). Следует учитывать, что деньги имеют две «цены». Во-первых, это «внутренняя цена», или норма процента[40]. Во-вторых, «внешняя цена», т.е. валютный курс, или цена национальной валюты, выраженная в иностранной.

Следует также подчеркнуть, что даже в теоретическом плане нет однозначно «хорошей» или «плохой» денежно-кредитной политики. Так, мягкая ДКП, как правило, способствует достижению высоких темпов экономического роста и снижению уровня безработицы, однако может привести к ускорению инфляции. Жесткая ДКП, наоборот, более предпочтительна для достижения стабильной инфляционной ситуации, но чревата снижением темпов роста экономики и увеличением уровня безработицы.

Вопрос о том, как влияет количество денег в обращении на уровень цен и другие макроэкономические параметры, по-разному решается в различных теоретических концепциях. Так, количественная теория денег (КТД), в ее «грубой» версии[41], исходила из того, что существует однозначная связь между «количеством денег» и уровнем цен, которая близка к прямо пропорциональной. Данная концепция опиралась, как говорилось выше, на «основное уравнение количественной теории денег»:

Читать еще:  Денежная масса в национальном определении

, (5.4)

где M – количество денег в обращении (определенный денежный агрегат);

Vскорость обращения денег;

P уровень цен;

Q уровень реального дохода, или количество сделок.

К сторонникам «грубой» КТД принадлежали экономисты многих школ, которые придерживались различных взглядов по другим проблемам экономической теории. К ним относятся, например, Д.Юм, Дж.Ст.Милль, И.Фишер. Последний является наиболее ярким представителем «грубой» КТД, и ему принадлежит указанное основное уравнение – формула (5.4). И.Фишер кратко определил сущность КТД следующим образом: «… из того простого факта, что деньги, затраченные на блага, должны равняться количеству этих благ, умноженному на их цены, следует, что уровень цен должен повышаться или падать в зависимости от изменения количества денег». При этом скорость обращения денег, по крайней мере, в долгосрочном периоде, принималась постоянной. И.Фишер допускал лишь ее краткосрочные колебания в течение «переходных периодов» к «новому равновесию»[42]. Данный подход к денежному обращению был в принципе адекватен денежным системам XVIII–XIX веков, которые основывались на золотом (или золото-серебряном) стандарте и характеризовались относительно низким уровнем развития кредитно-депозитных денег, различных финансовых инструментов.

В начале XX века акценты количественной денежной теории несколько сместились. Представители кембриджской школы (А.Маршалл, А.Пигу) особое значение придавали понятию «кассовых остатков» или «денежного запаса» нефинансового сектора, и формулу (6.4) они записывали в следующем виде:

, (5.5)

где k – отношение количества денег (денежного запаса) к уровню дохода (остальные обозначения те же). Коэффициент k в количественном отношении[43] представляет собой величину, обратную скорости обращения денег, и в арифметическом смысле формулы (5.4) и (5.5) ничем не отличаются.

Содержательное отличие современной (или «монетаристской») количественной денежной школы от традиционной заключается в том, что согласно первой постулируется не неизменность скорости обращения денег, а постоянство функции спроса на деньги. Данное понятие играет центральную роль в монетаристской концепции. Как подчеркивал М.Фридмен, «количественная теория это, прежде всего, теория спроса на деньги», причем «количественная теория не считает … что реальное количество денег, необходимое для выпуска единицы продукции, или скорость обращения денег должны рассматриваться как не зависящие от времени числовые константы; например, она не усматривает никакого противоречия в том, что спрос на деньги остается стабильным, а скорость обращения резко возрастает в периоды гиперинфляций. Под стабильностью она понимает сохранение вида функции, связывающей потребное количество денег с переменными, его определяющими»[44].

Важно отметить, что в интерпретации М.Фридмена и других представителей монетаристской школы деньги представляют собой специфическую «форму богатства», а уровень спроса на деньги определяет сумму «реального денежного запаса».

Выведение функции спроса на деньги, как правило, основывается на так называемом «портфельном подходе», который предполагает, что «богатство» может храниться в форме различных (финансовых и нефинансовых) активов, следовательно, задача определения спроса на деньги связана с проблемой потребительского выбора структуры портфеля. При всем многообразии финансовых и других активов в современной экономике для выведения общего вида функции спроса на деньги достаточно выделить три их группы:

· собственно деньги (беспроцентные финансовые активы);

· ценные бумаги (процентные активы);

В этом случае спрос на деньги определяется «желанием» экономического субъекта иметь определенный запас ликвидности. При прочих равных условиях он обратно пропорционален темпу инфляции (в этом случае структура портфеля перераспределяется в пользу нефинансовых активов), а также норме процента (при ее повышении увеличивается предпочтение процентных активов), и прямо пропорционален уровню реального дохода. При всем многообразии различных вариантов портфельного подхода можно выделить следующую типичную функцию спроса на деньги[45]:

[46], (5.6)

где M/pспрос на реальные денежные остатки;

p уровень цен;

Y уровень реального дохода;

I инфляционные ожидания;

R норма процента.

Для адекватного понимания сущности монетаристской концепции важно подчеркнуть, что функция спроса на деньги относится к реальным, а не номинальным денежным остаткам. Чем выше уровень реального дохода (первый аргумент в приведенной функции), тем выше спрос на реальные денежные остатки. С другой стороны, рост процентных ставок ведет к увеличению альтернативных издержек хранения денег и, соответственно, снижению спроса на реальные денежные остатки. Отрицательная связь имеет место также между M/p[47] и I (инфляционными ожиданиями). Последние являются наиболее изменчивым и часто трудно контролируемым аргументом функции (5.6).

Рост инфляционных ожиданий может спровоцировать снижение спроса на них, что приведет к увеличению спроса на товарном рынке, перераспределению портфеля активов в пользу нефинансовых, и, таким образом, действительно привести к ускорению инфляционных процессов. Отсюда следует вывод о необходимости проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание темпа роста количества денег на уровне, близком к темпу роста реального ВВП или превышающем его на относительно небольшую величину (не более 510% в год).

К основным инструментам ДКП относятся следующие:

· изменение нормы резервных требований;

· манипулирование ставкой рефинансирования;

· проведение операций по рефинансированию банков[48].

Из предыдущего раздела известно, что центральный банк устанавливает для коммерческих банков норматив резервных требований. Резервы, которые формируются банками в соответствии с ним, выполняют роль «страхового запаса», необходимого на случай неплатежеспособности определенного банка. Но они также непосредственно влияют не величину денежного мультипликатора и реальную сумму ресурсов, которую банки могут направить в активные операции (включая кредиты экономике).

Так, если центральный банк увеличивает норму резервных требований, изменяется денежный мультипликатор и совокупное количество денег в обращении. Например, в случае ее повышения с 10 до 11% банки будут вынуждены из каждых привлеченных 100 денежных единиц направлять в резервы не 10, а 11 единиц, а в активные операции, соответственно, не 90, а 89. При этом банки, вероятнее всего, увеличат предлагаемые процентные ставки по кредитам (т.к. величина ресурсов для кредитов сократится) и по привлекаемым депозитам (деньги станут для них «ценнее»). Данный инструмент является самым жестким и применяется относительно редко[49]. Увеличение нормы резервных требований означает, что центральный банк переходит к политике более дорогих денег, и наоборот.

Ставка рефинансирования – это та процентная ставка, под которую центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам[50]. Если она снижается, это означает, что банки могут получить средства от центрального банка под более низкую ставку. Следовательно, они будут меньше средств держать в избыточных резервах и снизят ставки по предлагаемым кредитам[51]. В случае повышения ставки рефинансирования процесс развивается в обратном направлении. Деньги становятся дороже, а денежно-кредитная политика ужесточается. Данный инструмент является средним по степени жесткости и временному горизонту.

Операции по рефинансированию банковской системы в классическом виде включают операции по покупке или продаже центральным банком ценных бумаг. В первом случае сумма денег в обращении увеличивается, а процентные ставки снижаются. ДКП становится более мягкой. Если же центральный банк активно продает ценные бумаги, это означает, что он фактически изымает деньги из обращения, а денежно-кредитная политика становится более жесткой. Практически центральный банк может осуществлять покупку или продажу не только ценных бумаг, но и иностранной валюты.

Данный инструмент является наиболее гибким и оперативным из всех, перечисленных выше.

Кроме того, в современных условиях очень важным инструментом денежно-кредитного регулирования является информационная политика центрального банка, которая направлена, в первую очередь, на контроль инфляционных ожиданий, т.е. мнений субъектов экономики относительно темпов будущей инфляции. Практика ДКП многих центральных банков (включая Национальный банк Республики Беларусь) подтверждает правило, которое стало уже общепризнанным и гласит, что «если все считают, что инфляция будет высокой, то она действительно будет высокой, независимо от того, есть для этого объективные основания, или нет».

Кроме того, центральными банками различных стран применяются меры прямого регулирования денежно-кредитной системы. Они включают нормативы пруденциального надзора, определяющие допустимую структуру операций банков, их максимальные риски (например, сумму максимального кредита), а также прямые ограничения на допустимый уровень процентных ставок по различным операциям, процентную маржу[52], задания по обязательному кредитованию отдельных отраслей и предприятий. Такие меры более распространены в странах с переходной экономикой.

Таким образом, денежно-кредитная политика может быть жесткой (политика дорогих денег) или мягкой (политика дешевых денег). Для осуществления той или иной ДКП центральным банком применяются различные инструменты, которые влияют на количество денег в обращении и уровень процентных ставок. Воздействие ДКП на экономику в целом осуществляется по каналам трансмиссионного механизма.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector