Регулирование денежного обращения является функцией
Регулирование денежного обращения
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Виды денежного обращения;
обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);
безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституциио ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,
Нормы финансового правадетально фиксируют статус денежной системы.
Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы.
Нормы гражданского праварегулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Нормы административного праваустанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Нормы уголовного правапредусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.
Элементы денежная системы РФ: официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.
Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Инструменты и методы регулирования:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Нормативы обязательных резервов — это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов — регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги.
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.
Операции на открытом рынке — это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг — изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения.
Рефинансирование банков — это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки — к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.
Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.
Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.
Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:
- создание резервных фондов банкнот и монет;
- определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
- замену и уничтожение денежных знаков;
- утверждение правил кассовых операций.
Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.
- Установление процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, на основе которых он осуществляет свои операции (ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.).
- Изменение нормативов обязательных резервов, представляющих собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Изменяя нормативы обязательных резервов, Банк России изменяет количество денег в обращении. Увеличение нормативов означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении нормативов увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые ими предоставляются в кредит.
- Операции на открытом рынке, предполагающие участие Банка России в сделках по покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры рынка денег.
- Рефинансирование кредитных организаций, дставляющее собой кредитование Банком России коммерческих организаций, в том числе и переучет векселей.
- Валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банкрм России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег.
- Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.
- Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.
- Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Система государственного управления
Регулирование денежного обращения
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Функцию средства обращения выполняют полноценные деньги и их заменители в момент обмена товара на деньги. Государство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их реальная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.
В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа. Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки, становится платежным средством и при прочной гарантии (банка) превращается в банкноту или кредитные деньги. Они, имея первоначально золотое обеспечение, постепенно становятся неразменными, сохраняется лишь их кредитное обеспечение.
Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги накапливаются и концентрируется с помощью банков, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.
Государство может активно вмешиваться в функции денег, в том числе путем установления цен или косвенного их регулирования, не устанавливая, как правило, их номинального уровня.
Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой политики. Банк России, реализуя денежно-кредитную политику, призван защищать и обеспечивать устойчивость рубля.
Денежно-кредитная политика заключается в воздействии Центрального банка России на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного каш лила, цену денег в интересах социально-экономического развития.
Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики вызвала одномоментный рост цен (на 300% в январе 1992 г.), который продолжался и впоследствии. С середины 1992 г. прекратилась выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот Госбанка СССР на билеты Банка России окончательно решил судьбу рублевой зоны.
Глобализация экономики породила тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Для многих стран своя валюта становится дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Международной валютой уже стал евро, вызревает идея единой валюты для стран Америки. Не исключено, что в XXI в. получат хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар, Азии — иена (юань). Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но вместе с тем лишает его экономической самостоятельности.
Спустя 10 лет вопрос о восстановлении рублевого пространства встал в повестку дня в рамках Союзного государства Россия — Белоруссия, или ЕврАзЭС. Однако бывшие республики СССР пока не готовы поступиться даже минимальной долей своего суверенитета.
Денежно-кредитная политика является элементом экономической политики и не должна ей противоречить. Экономическая политика формулируется в решениях законодательной и исполнительной власти, на ее направления влияют интересы крупного капитала.
Денежно-кредитная политика во многом определяется также внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, имеется достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики.
В России утвердилась денежно-кредитная политика, главной целью которой было и остается отражение инфляции. Основными ее инструментами являются контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование коммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков, операции на открытом рынке, валютное регулирование 1 На инфляцию влияют и немонетарные факторы, которые в данном случае не рассматриваются. .
Денежно-кредитная политика проводится в сочетании с бюджетной политикой Правительства РФ в сфере ценового, тарифного, таможенного регулирования. Минфин России, обеспечивая профицит бюджета и перечисляя средства финансового резерва в Центральный банк РФ, способствует снижению инфляции и одновременно повышению курса рубля.
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» ежегодно представляются Банком России и Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы.
Регулирование денежного обращения заключается в воздействии на институты денежно-кредитной системы в целях укрепления их ликвидности, т.е. способности удовлетворять требования вкладчиков и заемщиков, а также в управлении денежной эмиссией в интересах развития хозяйственной активности.
Глобализация, развитие сетевой экономики усложняют регулирование с помощью традиционных инструментов. Интернет, банковское дело вводят в мир финансов без границ. Каждый решает, какие финансовые услуги необходимо выполнять на месте, а какие — импортировать. Если операцию можно совершить с помощью персонального компьютера, то не нужна и филиальная сеть.
Нет времени готовиться? Слишком трудный предмет?
Закажи сдачу теста онлайн и получи нужный балл! МФПА, СПбГТИ ФЭМ, СПбПУ ПиК, МИЭП, МИБД, МФПИ, ГЭИТИ, ГУ (Екатеринбург), МНЭПУ, ИММиФ и другие вузы
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Финансовое право Тесты с ответами ИММиФ Тема 11-15
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Тема 11
Единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц, не носящая характер наказания с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти:
Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий:
Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика – содержание следующего признака налога:
+индивидуальная безвозмездность налога
односторонний характер его установления
Налоги поступают в пользу:
+органов государственной власти и местного самоуправления
Какие признаки присущи такой категории, как «налог»:
Тема 12
Объект налогообложения – это:
+операции по реализации товаров, работ, услуг прибыль, доход, иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого возникает обязанность по уплате налога или сбора
собственность юридических и физических лиц на территории Российской Федерации
прибыль предприятия, учреждения, организации
доход физического лица
Налоговый период по отдельным видам налогов:
месяц, квартал, год или иной период времени
+календарный год, или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате
Какие элементы налогообложения должны быть определены для того, чтобы налог считался законно установленным:
порядок перераспределения налогового дохода между бюджетами
+налогоплательщики, объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты
порядок установления и введения налога или сбора на территории того или иного административно-территориального образования
порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц
Согласно различным классификациям налог на добавленную стоимость является:
+закрепленным за федеральным бюджетом
налогом, взимаемым только с физических лиц
Налоговый агент – это:
лицо, на которое возложена обязанность уплатить налог за своего работника
лицо, на которое возложена обязанность принять и перечислить в бюджет сумму налога
+лицо, на которое возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет налог
Тема 13
В числе неналоговых доходов можно назвать:
+доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
штрафы за неуплату налогов
К добровольным платежам как виду неналоговых доходов относятся:
+доходы от оказания услуг бюджетными учреждениями
страховые взносы на обязательное социальное страхование
Плата за пользование бюджетными кредитами относится к виду неналоговых доходов:
доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
+к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
к средствам самообложения граждан
Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:
распределяются поровну между всеми уровнями бюджетной системы
не подлежат зачислению в бюджет
+подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме
Документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг – это:
лицензия на осуществление определенного вида деятельности
+государственное (муниципальное) задание
свидетельство о государственной регистрации юридического лица
Тема 14
Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:
100% в государственный бюджет
полностью остаются самому банку
+50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку
Кредитная организация – это:
учреждение, созданное для предоставления кредитов гражданам и юридическим лицам
банки и валютные биржи
+юридическое лицо, осуществляющее банковские операции для цели извлечения прибыли на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ
Осуществлять денежную эмиссию может:
+Центральный банк РФ
любая банковская организация
Центральный банк РФ является плательщиком :
+на прибыль организаций
налога на имущество организаций
Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:
+Центральный банк РФ
Тема 15
К основным принципам организации денежного обращения в Российской Федерации относятся следующие:
возможность хранения наличных денег в кассах организаций без учета обязательных лимитов
+обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в их кассах
+обязанность организаций хранить свои денежные средства в учреждениях банков
возможность неограниченного обмена любым лицом российской валюты на иностранную валюту
В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию:
+Центрального банка РФ
Государственной Думы РФ
Деньги выполняют функцию:
Регулирование денежного обращения является функцией:
Государственной Думы РФ
+Центрального банка РФ
Срок изъятия из обращения банкнот и монет при их обмене на банкноты и монеты нового образца установлен: