Распределение денежных доходов
Распределение денежных доходов
* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm
Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.
Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.
Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.
Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат — процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.
Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА — полное равенство; ODA — после вычета налогов; ОЕА — до вычета налогов
Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.
Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой — отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.
В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:
• коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
• децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;
• индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Доходы населения, их формы и виды. Уровень жизни
Произведенный в национальной экономике ВВП подлежит использованию в двух направлениях: одна его часть идет на возмещение израсходованных в общественном производстве средств производства и на его дальнейшее развитие, а другая поступает в личное потребление населения страны, образуя его доходы.
Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для удовлетворения личных потребностей. Доходы поступают членам общества двумя путями.
В соответствии с первым они распределяются в зависимости от их участия в национальной экономике. Такое распределение называется горизонтальным, или функциональным, распределением доходов, когда часть национального дохода получают категории населения, активно участвующие в рыночной экономике. Свою долю дохода они получают в виде заработной платы (рабочие), прибыли (предприниматели), жалования (служащие), ренты (собственники земли и домовладельцы), процента (собственники денежного капитала).
По второму пути они поступают той части населения, которая по независящим от нее причинам не может участвовать в рыночной экономической деятельности. К таким категориям населения относятся пенсионеры, инвалиды, безработные, учащаяся молодежь. В этом направлении распределения доходов, называемым вертикальным, всегда участвует государство, регулируя этот процесс в соответствии с установленными социальными нормами. Данные категории населения обеспечиваются доходами в виде платежей из государственного бюджета, которые носят название социальных трансфертов и осуществляются в виде пенсий, различных пособий и стипендий.
Таким образом, основными источниками доходов населения являются: оплата труда, поступления от использования собственности и от результатов предпринимательской деятельности, социальные выплаты (трансфертные платежи).
Основными направлениями использования доходов являются: покупка товаров и оплата услуг, уплата налогов и разнообразных взносов, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты.
Доходы населения могут существовать в двух формах – денежной и натуральной. В денежной форме оплачивается труд работников, выплачиваются доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доход от продажи ценных бумаг и т.д.
В натуральной форме доходы поступают населению в виде продукции дачных и приусадебных участков, даров природы, а также результатов выполнения всевозможных домашних работ (ремонт жилья, домашней мебели, изготовления предметов домашнего обихода).
Существует нескольковидов доходов, основными из которых являются следующие:
· трудовые доходы, которые представляют собой доходы, получаемые по результатам трудовой деятельности в виде заработной платы и предпринимательской прибыли. Заработная плата – это сумма денежных средств, компенсирующая затраты труда работника и обеспечивающая определенный уровень удовлетворения его личных потребностей и потребностей членов его семьи. Существует номинальная и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за определенный промежуток времени после выплаты налогов и других обязательных платежей. Реальная заработная плата представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную заработную плату при данном уровне цен;
· нетрудовые доходы, представляющие собой доходы, не связанные с трудовой деятельностью (проценты по банковским вкладам, дивиденды по ценным бумагам, выигрыши в лотерею, наследство, дарение и т.д.);
· легальные доходы, к которым относятся все виды доходов, получаемые от любого вида хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству и прошедшие регистрацию в государственных органах;
· нелегальные (теневые) доходы, включающие доходы, получаемые от незаконной, скрытой от общества, экономической деятельности. Сюда можно отнести доходы от наркобизнеса, от продажи краденого имущества, контрабанды, доходы от «теневой» экономической деятельности. От легального теневой доход отличается прежде всего тем, что его получатель не платит налоги;
· номинальный доход – это количество денег, полученное отдельными лицами за определенный период времени (зарплата, прибыль, проценты по вкладам, рента, трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, стипендии, выплаты по социальному страхованию);
· располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Он образуется, когда из номинального дохода выплачиваются налоги и обязательные платежи;
· реальный доход, представляющий собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного времени с учетом изменения цен.
В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен возникает необходимость приведения в соответствие доходов населения и возрастающей стоимости жизни. С целью сохранения определенного достигнутого жизненного уровня используются следующие способы:
· индексация, которая представляет собой корректировку доходов населения в случае повышения цен на товары и услуги, ведущего к снижению уровня жизни;
· компенсация доходов, означающая возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом;
· адаптация доходов, выражающаяся в повышении фиксированных доходов (пенсий, стипендий, пособий) по мере роста стоимости жизни.
Величина доходов и их распределение по группами населения определяет уровень жизни. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения его потребностей. Уровень жизни выражается с помощью таких показателей, как общий объем потребляемых благ и услуг, реальные доходы населения, размер оплаты труда, условия труда, продолжительность свободного времени, жилищные условия, развитие образования, здравоохранения и культуры, продолжительность жизни, потребительская корзина.
В мировой практике используются также укрупненные и обобщающие показатели уровня жизни. Специалисты ООН оценивают уровень жизни через индекс развития человека (ИРЧ), который учитывает ВВП на душу населения (или материальную обеспеченность), среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.
Наиболее важным показателем уровня жизни является потребительская корзина, представляющая собой набор товаров и услуг для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и обеспечения минимального уровня жизни. Потребительская корзина формируется по таким основным статьям расходов:
· одежда, белье, обувь;
· предметы санитарии, гигиены, лекарства;
· мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
· жилище и коммунальные услуги;
· культурно-просветительные мероприятия и отдых;
· бытовые услуги. транспорт и связь;
· содержание детей в дошкольных учреждениях;
· налоги, обязательные платежи и накопления;
Расходы на приобретение набора товаров и услуг потребительской корзины лежат в основе минимального потребительского бюджета.
Исходя из минимального потребительского бюджета определяют минимальную заработную плату, которая представляет собой норматив, определяющий минимально допустимый уровень оплаты труда работника нанимателем за выполненную для него работу.
Если общий доход семей или одиноких граждан находится на уровне 60% минимального потребительского бюджета, то такое население живет в условиях прожиточного минимума, или на черте бедности. Население, которое имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума, определяется как бедное.
Распределение общего объема денежных доходов населения
Денежные доходы между различными социальными группами населения распределялись неравномерно. На долю 10% наименее обеспеченного населения в 2006 году приходилось 2,2 % всех денежных доходов (в 2005 г. — 2,3%), на долю 10% наиболее обеспеченного населения – 28,3% денежных доходов (27,8%). Среднедушевой денежный доход в группе с наименьшими доходами составил 1600 руб. (в 2005 году — 1322 руб.), в группе с наибольшими доходами – 20319 руб. (15818 руб.).
В 2002 – 2006 г.г. усилилась неравномерность распределения суммы доходов — основной прирост происходил у высокодоходных групп населения, что подтверждается ростом показателя концентрации доходов (коэффициент Джини), который увеличился за пять лет с 0,343 до 0,384 (при равномерном распределении коэффициент Джини равен 0).
Реальное содержание денежных доходов определяется и на основе показателя их покупательной способности, которая отражает потенциальные возможности населения по приобретению конкретных товаров и услуг, которые можно приобрести в конкретный период времени на определенный доход.
К 2004 году уровень покупательной способности по продовольственным товарам стабилизировался и по сравнению с 2003 годом сопровождался укреплением потенциальных возможностей населения на рынке товаров. Покупательная способность на все основные виды продовольствия возросла. В 2005 году снижение показателя произошло только по мясу говядины (на 8,8%), в 2006 году – по сахару и картофелю (на 3,7% и 2,7% соответственно).
Позитивные сдвиги отмечались по ряду непродовольственных товаров, особенно по товарам длительного пользования. Покупательная способность на мягкую мебель увеличилась почти на 2,5%, на холодильники двухкамерные – на 10,5%, на машины стиральные — на 21,4%, на печи микроволновые – на 19%.
Отдельно нужно выделить покупательную способность по платным услугам. Индекс тарифов на платные услуги, оказываемые населению, в 2002 году имел максимальное значение за последние пять лет и составил 147,67%, к предыдущему периоду. Услуги на жилищно-коммунальные платежи носят обязательный характер. Расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2006 году сложились в сумме 3534,7 млн. рублей. Рассматривая динамику увеличения этого показателя с 2002 года можно отметить, что в 2003 году оплата ЖКУ увеличилась на 63,3%, по отношению к предыдущему году, в 2004 году – на 12,9%, в 2005 году – на 54,9%, в 2006 году – на 25,6%. Удельный вес платежей в структуре денежных доходов в 2002 году составил 2,7%, в 2003 году – 3,5%, в 2004 году – 3,3%, в 2005 и 2006 г.г. – 4,1%.
По итогам выборочного обследования домашних хозяйств на конец 2006 года в Астраханской области насчитывалось 338 тыс. домашних хозяйств, на одно домохозяйство в среднем приходилось 2,94 человека. В общем составе домохозяйств 43,2% составляли женщины, 34,9% — мужчины, 21,9% — дети. Наблюдался рост числа семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет (с 39,9% в 2005 году до 42,5% в 2006 году). Из числа наличных членов домашних хозяйств 55,4% составило экономически активное население, 44,6% — экономически неактивное население (включает в себя 45% детей).
Основным индикатором уровня жизни населения являются денежные доходы в расчете на одного жителя. В течение пяти лет среднедушевые денежные доходы постепенно возрастали: в 2002 году денежный доход составил 2381 руб. на человека в месяц, (в городской местности — 2828 руб., в сельской местности -1527 руб.), а в 2006 году — 5389 руб., (6338 руб., 3464 руб. соответственно).
В 2006 году в семьях, имеющих 1 ребенка, денежный доход за месяц составил 4956 руб. на члена домохозяйства или 92% от среднего дохода по области. С увеличением числа детей среднедушевые денежные доходы уменьшаются: в семьях с двумя детьми — 4223руб. (78%), с тремя детьми – 1465 руб. (27%).
Денежные расходывключают в себя потребительскиерасходы, затраты на промежуточное потребление, налоги, сборы, платежи и прочие расходы семей.
В 2006 году в среднем на одного астраханца денежные расходы составили 5249 руб. в месяц и увеличились по сравнению с прошлым годом на 14,3%, по отношению к 2002 году рост составил более двух раз.
Наибольший удельный вес в денежных расходах приходился на потребительские расходы, состоящие из расходов на покупку товаров и оплату услуг. Доля потребительских расходов в общем объеме денежных доходов в 2002 году составила 87,5%, в 2006 году – 83,4%, что косвенно указывает на то, что жители области стали больше тратить деньги на приобретение и строительство недвижимости и т.п. Среднемесячные потребительские расходы на душу населения в 2006 году сложились в сумме 4496,8 рубля, в 2002 году – 2084,7 рубля.
Структура потребительских расходов населения несколько изменилась. К наиболее важным потребностям человека, которые удовлетворяются в первую очередь, относится питание. Показатель доли расходов на питание используют в качестве характеристики уровня жизни: чем меньше удельный вес, тем выше уровень благосостояния общества. За последние пять лет, наблюдалось снижение доли расходов на питание в общих потребительских расходах: в 2002 году – 42,5%, в 2006 году – 36,3%. В 2006 году ежемесячно средний житель области покупал продукты питания на 1634,5 рубля (в 2002 году — на 827 рублей).
В структуре затрат на покупку продуктов питания в 2006 году по сравнению с предыдущим годом снизилась доля на покупку хлеба и хлебных продуктов (на 0,8п.п ), рыбы и рыбных продуктов (на 2,3п.п), масла и других жиров (на 0,2п.п). Отмечался незначительный рост удельного веса расходов населения на приобретение картофеля, овощей, фруктов и ягод, мяса, молока и сахара.
Качество питания населения характеризуется не только изменением структуры расходов на питание, но и общим объемом потребления продовольствия. В 2006 году в семьях отмечалось увеличение потребления мясных и молочных продуктов питания, а также небольшой рост потребления фруктов и ягод. По сравнению с 2005 годом мяса стали потреблять на 12% больше, фруктов и ягод – на 6,4%, молока и молочных продуктов – 4,7%. Отмечалось снижение потребления хлеба и хлебных продуктов на 5,3%, картофеля на — 2,2%, овощей — на 2%, рыбных продуктов – на 9,8%, масла растительного и других жиров – на 8%.
За 2002 – 2006 г.г. затраты на непродовольственные товары увеличились на 2,5 п.п. Следует отметить, что в 2006 году затраты на приобретение непродовольственных товаров превышают расходы на покупку продуктов питания и занимают наибольший удельный вес в структуре потребительских расходов населения — 41,2 % или 1853 руб. на человека в месяц (в 2005 году — 38,4 % или 1473 руб.). Среднестатистический житель области тратил в 2006 году на покупку одежды и обуви 5358,7 руб., на приобретение мебели – 1404,4 руб., на покупку сотовых телефонов — 531,6 руб., компьютеров – 242,1 руб.
В 2006 году доля расходов на оплату услуг в общем объеме потребительских расходов составила 20,2%, что соответствует уровню 2005 года. В 2002 году наблюдался наименьший удельный вес оплаты услуг (16,6%), в 2003 году — 19,7% (рост составил 3,1 п.п.)
В 2006 году оплата услуг сложилась в сумме 906 руб. на человека в месяц. На оплату жилищно-коммунальных услуг житель области тратил в среднем 297,9 рубля, на проезд в пассажирском транспорте — 113,5 руб., на обучение в системе платного образования – 118,3 руб., на оплату за оказание помощи в медицинском учреждении — 59,4 руб.
В 2006 году по сравнению с прошлым годом, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг выросли на 17,9 %, причем в большей степени увеличились расходы на холодное водоснабжение (на 30,5 %), квартплату (на 38,4 %), электроэнергии (на 30,4 %), газоснабжение (на 21,1 %), отопление (на 9,5 %), горячее водоснабжение (на 12,1 %).
Несмотря на постоянный рост тарифов, задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг значительно снижается. И, если в 2004 году, в среднем на 100 домохозяйств задолженность составила 14912 рублей., то на конец 2006 года 7301 рубль (в том числе в городской местности — 10392 рублей, в сельской — 414 рублей). Для 33,3% домашних хозяйств (согласно опросу) оплата жилья и коммунальных услуг являлась тяжелым бременем, для 57,8 % — в какой-то степени обременительной и лишь для 8,9 % — не являлась проблемой.
Данные материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств свидетельствуют, что семьи в 2006 году улучшили свою обеспеченность товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования. В сравнении с 2005 годом количество электропылесосов увеличилось на 1,3%, холодильников – на 3,7%, цветных телевизоров – на 7,1%, стиральных машин — на 7,9%, DVD-плееров и видеомагнитофонов – на 12,3%,микроволновых печей – на 25%, мобильных телефонов – на 37,1%.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ « Проблемы, связанные с монетизацией льгот, затронули жизненно важные интересы самых уязвимых слоев населения. По итогам обследования на конец 2006 года численность граждан, получивших меры социальной поддержки в денежной и натуральной формах, составила 141,6 тыс. чел. (в 2005 году – 151,1 тыс.чел.). Из них ветеранов труда – 98,1 тыс. чел. (96,4 тыс. чел.), тружеников тыла — 552 чел. (923чел.), реабилитированных — 1,4 тыс. чел. (1,3 тыс. чел.).
В санаторно-курортные учреждения получили путевки 2666 чел. (в 2005 г.-5426 чел.). Правом на обеспечение лекарственными средствами воспользовались 26 тыс. граждан (39,6 тыс. чел.), при этом отпуск лекарств был осуществлен по 404,3 тыс. рецептам (2005 год-551,1тыс. рецептов).
УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В 2006 году среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций области составила 8157,9 рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 18,5%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, возросла на 5,7%. В общей сумме денежных доходов населения в 2006 году заработная плата составила 39,2% (оценка), в 2000 году — 36,3%, 2005 году – 40,9%.
По России среднемесячная заработная плата в 2006 году составила 10634 рубля. При этом отношение начисленной и реальной средней заработной платы к соответствующим величинам предыдущего года составило соответственно 124,3% и 113,3%.
Темпы роста начисленной заработной платы
и индекса потребительских цен
Распределение денежных доходов
Учебный портал
Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 10 Социальная политика государства » 10.1 Доходы населения и их виды
10.1 Доходы населения и их виды
В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах — одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.
Доходы населения — это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.
Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы — это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.
Натуральные доходы — это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Доходы можно также классифицировать как:
• совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;
• номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;
• располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;
• реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;
• реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата — это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.
Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.
Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.
Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).
* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm
Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.
Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.
Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.
Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат — процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.
Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА — полное равенство; ODA — после вычета налогов; ОЕА — до вычета налогов
Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.
Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой — отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.
В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:
• коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
• децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;
• индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)