Проблемы развития инструментов денежно кредитного регулирования
Инструменты денежно-кредитного регулирования
Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики в 2002 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.
В связи с этим для управления ликвидностью Банк России намерен в предстоящем году развивать все типы инструментов стерилизации и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.
В перспективе Банк России будет стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.
В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков будут применяться инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней — депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свода, ломбардные кредиты, а также внутри дневные кредиты и кредиты “овернант”. Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев, как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России рассматривает возможность использования на этот срок следующих инструментов в целях стерилизации — депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свода; в целях предоставления ликвидности — ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО. Срок использования долгосрочных инструментов — более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.
Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.
В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России — интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счете. Нефиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации — изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.
Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы “тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка России, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты. Динамика остатков средств на счетах расширенного правительства также подвержена мало предсказуемым внутригодовым и внутри месячным колебаниям, несвязанным с решениями Банка России.
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, за счет активного использовании рыночных методов ее корректировки, учитывающих как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы — от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.
В мировой экономической практике Центральные банки используют следующие инструментыденежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:
Изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
— Процентная политика Центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
— Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
3.1 Обязательные резервы
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке.
Механизм действия этих резервов заключается в следующем:
· Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
· При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования).
Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.[19]
3.2 Процентная политика Центрального банка
Процентная политика Центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как регулирования займов коммерческими банками и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить кредитно-денежною политику или ее ужесточить. Он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.[20]
3.3 Валютное регулирование
Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX столетия как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовым внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономические и политические ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютных курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.
3.4. Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.[21]
Заключение
Все инструменты денежно-кредитной политики разобраны. Анализ денежно- кредитной политики показывает, что кредитно-денежная система представляет собой сложную структуру, включающую банковскую систему, которая в свою очередь состоит из Центрального (эмиссионного) банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.
Его основные задачи состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов. Осуществляя свою деятельность, Центральные банки выполняют целый ряд функций.
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента — все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Несмотря на все сложности в прошлом, развитие современной кредитной системы России на современном этапе характеризуется относительной стабильностью. Основное место в структуре современной кредитной системы занимают банки. Небанковские кредитные организации представлены крайне малочисленной группой; кроме того, в большинстве своем они занимаются банковскими операциями.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов – необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.
Денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.
В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Очевидно, что решение стоящих перед страной задач возможно только в условиях экономического роста, который на протяжении как минимум полутора-двух десятков лет должен носить устойчивый характер.
Таким образом, денежно-кредитная политика — один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство — на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение
Актуальность темы данной работы подтверждается тем, что кредитно-денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности.
Целью работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
— определение понятия денежно-кредитной политики;
— выявление основных целей денежно-кредитной политики;
— определение роли Центрального банка в регулировании денежно-кредитной политики;
— изучение инструментов денежно-кредитной политики;
— рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.
Объектом данной работы являются экономические отношения в сфере денежно-кредитной политики. Предметом являются особенности и проблемы денежно-кредитной политики в современных условиях.
Необходимо отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно-кредитной сферы в течение длительного времени неоднократно менялись. Увеличивалось количество и качество мероприятий государства, регулирующих денежное обращение.
Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы, которые необходимо использовать для достижения главной цели денежно-кредитной политики.
Основная часть
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Она, как и другие виды политики, направлена на сглаживание циклических колебаний экономики. Денежно-кредитная политика представляет собой способ регулирования народно-хозяйственных процессов для стабилизации экономической ситуации. Целью стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста и равновесия платежного баланса.
Комплексным экономическим понятием, отражающим достаточно широкий круг проблем современного общества и требующим больших усилий и специальных знаний для проведения ее эффективной организации, является денежно-кредитная политика. Её цель заключается в регулировании экономики посредством оказания воздействия на состояние денежного обращения и кредита.
Высшие стратегические цели государственной денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость. Достижение этих целей возможно посредством мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, распределены во времени и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Промежуточная, или тактическая, цель денежно-кредитной политики – это стабилизация валютного курса и таргетирование инфляции — установление целей денежной системы, регулирование денежной массы Центральными банками, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровня обязательных резервов, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение ставки рефинансирования коммерческих банков. Выбор промежуточной цели может определяться степенью независимости Центрального банка, его функциями в экономике, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике, а также степенью либерализации экономики. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно связаны между собой. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты Центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, Центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же Центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.д.
Центральный банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе. Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным ее параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику, Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности. Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.
Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы — Центральный банк и соответствующие правительственные структуры — министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит Центральному банку.
Основными функциями Банка России в настоящее время являются:
— осуществление выпуска (эмиссии) наличных денег по поручению государства;
— хранение денежных резервов коммерческих банков и выдача им при необходимости ссуды, осуществление контроля за их деятельностью от имени государства;
— исполнение роли банкира правительства, поскольку он продает на фондовом рынке, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты правительству в случае особой необходимости, ведет расчетные операции для правительства и всех организаций, которые принадлежат государству, ведет денежные операции государственного казначейства, хранит государственные резервы в драгоценных металлах и свободно конвертируемой валюте;
— организация безналичного денежного обращения в стране, помогая коммерческим банкам страны осуществлять расчеты между собой по своим операциям и по поручениям своих клиентов;
— регулирование денежно-кредитных операций и наблюдение за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы.
Предложение (масса) денег, ставка процента, валютный курс, скорость сокращения денег и другое – это переменные денежного рынка, которые являются объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия.
В мировой экономической практике Центральные Банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
-изменение ставки рефинансирования;
-изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;
-процентную политику Центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у Центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в Центральном банке;
-операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке;
Изменение ставки рефинансирования
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. В России рефинансирование Центральным банком коммерческих банков в своем развитии проходит такие этапы:
— с 1990 г. до 1995 г. осуществлялась выдача Центральным банком страны прямых целевых кредитов;
— с середины 1990-х гг. на смену вышеназванного порядка приходит этап использования рыночных элементов в рефинансировании банков;
— с конца 2008 г. начинается этап активизации рефинансирования и комбинирования как косвенных рыночных, так и прямых административных элементов в использовании данного инструмента денежно-кредитного регулирования.
Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка.
В таблице 1 рассмотрим ключевые ставки Центрального банка РФ с 2013 по 2017 годы.
Таблица 1 — Ключевая ставка Центрального банка РФ
Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в современной России.
Денежно-кредитное регулирование экономики– это комплекс мероприятий, проводимых Центральным банком (ЦБ), направленных на изменение параметров денежной массы.
Это значит, что Центральный банк влияет на денежную массу в экономике. И эта мера воздействует на динамику денежного оборота. Чуть ниже мы подробнее разберем методы денежно-кредитного регулирования
цели регулирования:
1. Создание условий для экономического роста.
2. Поддержание стабильных цен.
3. Обеспечение устойчивости процентных ставок на внутреннем денежном рынке, курса валют.
4. Достижение максимального уровня занятости населения.
5. Главная цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильных цен. Всё остальное является производными от них.
В условиях российской экономики поддержание стабильных цен зависит от последовательного снижения уровня инфляции. Именно она влияет на инвестиционный климат в стране и укрепление долгосрочного экономического роста
Инфляция – это снижение покупательной способности валюты вследствие ее обесценивания. Например, годовая инфляция зафиксирована на уровне 10%. Из этого следует то, что на 1000 рублей сегодня можно будет купить столько же товара, что и на 1100 через год. Денежно-кредитное регулирование ЦБ направлено в первую очередь на снижение уровня инфляции. Не стоит удивляться тому, что российские банки предоставляют дорогие кредиты. Это происходит по причине высокой инфляции. Также невозможно концентрировать в своих руках крупные суммы, так как с каждым днем капитал будут «съедать» невидимые законы рынка.
У ЦБ отсутствуют законодательные функции, поэтому его задача сводится лишь к сглаживанию конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
ЦБ проводит денежно-кредитное регулирование:
1. Повышать эффективность деятельности участников денежного оборота.
2. Защищать интересы баланса участников рынка.
3. Ограждать от искусственного увеличения их издержек.
4. Создавать условия для инвестиций.
5. Развивать конкурентную среду на рынке.
6. Расширять рынок банковских услуг и улучшать их качество.
Роль денежно-кредитного регулирования огромна как для макроэкономики в целом, так и для каждого отдельного гражданина в частности. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда инфляция снижена. Это привело к уменьшению ставок по банковским депозитам, которые сегодня редко превышают 8% годовых. Однако в то же самое время экономические регуляторы искусственно снижают реальный баланс участников рынке через другие методы, например через девальвацию национальной валюты. Т.е. искусственное снижение стоимости рубля приводит к снижению его покупательской способности на мировых рынках. Учитывая тот факт, что наша страна все товары конечного потребления импортирует, мы наблюдаем значительный рост цен. Отсюда понятно, что денежно-кредитное регулирование в России имеет свою специфическую особенность, в отличие от других стран. Поэтому нельзя говорить о том, что для каждой страны есть универсальный рецепты правильной стратегии. Эффективные для одной страны методы могут привести к полному финансовому краху в другой.
Денежно-кредитное регулирование направлено на следующие объекты:
· Скорость оборота денег.
· Курс национальной валюты.
· Спрос и предложение национальной валюты.
· Объем денежной массы в экономике.
· Коэффициенты денежной мультипликации.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих показателей имеет временные рамки. Они устанавливаются на различных уровнях государственной власти.
Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования:
— методы прямого контроля (административные). Направлены на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов, имеют форму директив, предписаний, инструкций, издаваемых центральным банком.
— рыночные (косвенные) методы. Они влияют на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов, оказывают косвенное воздействие на рынок и не связаны с установлением прямых запретов или лимитов.
В Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» (статья 35) определены основные инструменты и методы ДКП Банка России:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);
7) прямые количественные ограничения.
8) выпуск от своего имени облигаций
Различают 2 типа ДКП:
1.Рестрикционная ДКП (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и сокращение объема кредитных операций банков, повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются: сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка. (кредиты -, %ставки+, ден.масса -, инвестиции -, объем пр-ва -, ц/б и ин.вал.покупка)
2.Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. В качестве целей осуществления экспансионистской ДКП выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 771 ;
Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды. Проблемы применения монетарного регулирования
Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения в стране, обеспечение устойчивости экономики в целом. Денежно-кредитная политика — важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса.
Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий Центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
В мировой практике используются следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:
- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
- политика учетной ставки, то есть регулирование процентной ставки, которую устанавливает Центральный банк по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам (в России для этих целей наряду с учетной ставкой используется также ставка рефинансирования);
- изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.
Различают жесткую и гибкую монетарную политику. Жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы. Гибкая монетарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента.
Различают стимулирующую и сдерживающую монетарную политику.
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада экономики и имеет целью стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
- снижение нормы резервных требований;
- снижение учетной ставки процента;
- покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая монетарная политика проводится в период эконмического подъема и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Состоит в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
- повышение нормы резервных требований;
- повышение учетной ставки процента;
- продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных странах позволил выявить ее сильные и слабые стороны.
Сильной стороной денежно-кредитной политики является то, что центральные банки развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от экономической ситуации. Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета.
Слабой стороной денежно-кредитной политики является то, что одни и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег, снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принимать меры по их нейтрализации.