Правила денежно кредитной политики
Цели и принципы денежно-кредитной политики
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.
Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:
- защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
- защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
- способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
- упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
- увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.
Основные принципы денежно-кредитной политики
Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.
- Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.
Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.
Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.
Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.
Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.
Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.
Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.
Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.
Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.
При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.
Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.
В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.
В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.
Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.
Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.
В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.
Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».
В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.
Discovered
О финансах и не только…
Правила монетарной политики
Правила монетарной политики (Monetary Policy Rules) — правила, согласно которым применение определенных инструментов денежно-кредитной политики происходит в ответ на изменение ключевых экономических переменных. С целью формализации и использования в количественном анализе все правила монетарной политики выражаются в математическом виде. Вместе с тем, правила монетарной политики — это не просто математическая формула, а определенная система принятия решений, основанная на гибком методическом подходе к разработке и реализации принципов денежно-кредитной политики.
Исторически первым и самым простым среди правил монетарной политики является правило фиксированного валютного курса, которое использовалось в период металлических денежных стандартов (1600-е годы). В экономической истории его называют «правилом конвертируемости» (convertibility rule). Согласно этому правилу, поддержка конвертируемости национальной валюты в резервный актив (золото или серебро) по фиксированному курсу расценивалась как основная цель денежной политики того времени. Считалось, что соблюдение «правила конвертируемости» позволяет защитить национальную экономику от внешних шоков и неблагоприятных последствий чрезмерной эмиссии правительством бумажных денег.
Образцом «правила конвертируемости» является «правило Палмера» (Palmer rule), названное именем Джона Хорсли Палмера, который руководил Банком Англии в 1830-1832 гг. Согласно «правила Палмера» центральный банк должен был:
- проводить операции переучета векселей по определенной ставке, которая определяла верхнюю границу рыночных процентных ставок;
- поддерживать постоянное соотношение между своими активами и обязательствами. Около трети краткосрочных обязательств (банкноты и депозиты) обеспечивались запасом золотых и серебряных слитков, а остальные покрывались облигациями и другими активами, приносящими процентный доход;
- иметь в своем распоряжении монопольные полномочия на денежную эмиссию.
Усовершенствованной версией «правила конвертируемости» стал компенсационный доллар (compensated dollar), идея которого была предложена американским экономистом И. Фишером в 1920 г. Согласно этому подходу центральный банк должен был поддерживать конвертируемость национальной денежной единицы в золото, однако по курсу, который бы стабилизировал товарные цены на внутреннем рынке. Если цены растут на 1%, то национальную валюту тоже следовало укрепить на 1% по отношению к золоту. И если в течение следующего квартала цены не возвращались к прежнему уровню, то необходимо было продолжать укрепление денежной единицы. Таким образом, путем управления валютным курсом центральный банк мог сохранять неизменный уровень цен.
В 1898 г. шведский экономист К.Виксель для условий бумажного денежного стандарта предложил «правило процентной ставки», согласно которому предполагалось, что пока цены остаются неизменными, процентная ставка центрального банка также должна быть неизменной. Если происходит повышение цен, процентную ставку следует увеличить, а если цены снижаются, то процентную ставку необходимо уменьшить, и в дальнейшем поддерживать ее на новом уровне, пока дальнейшее изменение цен не будет требовать корректировки в нужном направлении. «Правило процентной ставки» К.Викселля можно рассматривать как обязательства центрального банка по установлению процентной ставки, исходя из динамики инфляции.
Наиболее популярным стало «правило Фридмана» (Friedman rule), согласно которому центральный банк должен поддерживать постоянные темпы прироста денежного предложения. Это правило еще называют «правилом К-процентов». М.Фридман считал, что номинальные темпы прироста денежной массы в США должны составлять 2% в год. В моделях общего равновесия использование «правила Фридмана» позволяет оптимально распределять ресурсы в экономике только тогда, когда номинальная процентная ставка равна нулю. Согласно «правила Фридмана» в долгосрочном периоде центральному банку необходимо придерживаться постоянного темпа прироста денежного предложения. Однако, в краткосрочном периоде денежные власти наделены свободой действий по регулированию предложения денег. С течением времени, иногда использование «правила Фридмана» не позволило центральным банкам обеспечить стабильное развитие экономики.
На смену «правилу Фридмана» пришло «правило МакКаллама» (McCallum rule), разработанное в 1988 г. Б.МакКалламом. Это правило монетарной политики учитывает реакцию денежной базы на колебания цен, скорость денежного обращения и деловую активность.
Наибольшую популярность в практике денежно-кредитного регулирования получило «правило Тейлора» (Taylor rule), предложенное в 1993 г. Джоном Тейлором. Это правило является уравнением, определяющим условия корректировки центральным банком процентной ставки в ответ на изменение уровня инфляции и деловой активности:
«Правило Тейлора», по сравнению с другими правилами монетарной политики, имеет ряд преимуществ:
- оно имеет простую форму;
- его не сложно применять на практике;
- использование правила позволяет минимизировать циклические колебания в экономике;
- эффективность действия правила легко проверить;
- в «правило Тейлора» может быть включена ожидаемая инфляция, и центральный банк может с опережением реагировать на будущие события;
- оно служит надежным средством коммуникации между денежными властями и частным сектором, позволяя информировать общество о методах реализации денежно-кредитной политики.
На практике специалисты центрального банка могут изменить значения коэффициентов, включаемых в уравнение. Значение коэффициента при переменной инфляции, как правило, избирается больше единицы. Такой выбор называют «принципом Тейлора» (Taylor principle). Этот принцип означает, что центральный банк активнее реагирует на изменения цен, чем на колебания экономического роста. Гэп ВВП входит в «правило Тейлора» по двум причинам: он является индикатором будущей инфляции и позволяет разграничить шок спроса и ценовой шок. В случае шока спроса гэп ВВП и инфляция изменяются в одном направлении. При ценовом шоке гэп ВВП и инфляция, наоборот, меняются в разных направлениях. В ходе такого шока власть сталкивается с проблемой выбора между обеспечением экономического роста и сдерживанием инфляции.
При увеличении коэффициента при гэпе ВВП амплитуда повторной реакции экономических переменных (инфляции и процентной ставки) также растет. В такой ситуации «правило Тейлора» становится более чувствительным к шоку спроса. Большое значение коэффициента при гэпе ВВП приводит к тому, что процентная ставка реагирует не столько на уровень инфляции, сколько на колебания экономического роста, вследствие чего целевой ориентир инфляции игнорируется. Некоторые экономисты при определении коэффициента при гэпе ВВП учитывают степень экономической неопределенности. По мере увеличения неопределенности, например в результате ошибок оценки гэпа, коэффициент снижают.
С целью снижения уязвимости «правила Тейлора» к ошибкам при оценке значения гэпа ВВП, Атаназиос Орфанидес в 2000 году предложил заменить гэп ВВП на разницу между фактическим ростом ВВП и значением его тренда. Такая модификация «правила Тейлора», получила название «правило Орфанидеса» (Orphanides rule). В дальнейшем «правило Тейлора» получило множество модификаций. Вместе с тем «правило Тейлора» имеет и определенные недостатки. Простое «правило Тейлора» игнорирует детальный анализ экономической политики и позволяет различать только два вида шока — ценовой шок и шок спроса. Другие шоки игнорируются или считают, что инфляция и ВВП вполне могут отражать их в своей динамике.
Сегодня, хотя «правило Тейлора» и продолжает пользоваться большой популярностью, центральные банки применяют его наряду с более сложными экономическими моделями или как дополнение к ним.
Правила монетарной политики для открытых экономик используют преимущественно центральные банки экспортно-ориентированных стран. Примером таких правил являются индексы денежно-кредитного давления (Indices of Monetary Pressure), которые включают комбинацию переменных процентной ставки и валютного курса. Наиболее известным из этих правил является Индекс конъюнктуры денежного рынка (Monetary Condition Index, MCI), разработанный специалистами Банка Канады, согласно которому процентная ставка центрального банка должна меняться так, чтобы она учитывала колебания валютного курса, то есть центральный банк должен придерживаться своеобразной формы таргетирования валютного курса. Индекс MCI рассчитывают как среднее значение изменений процентной ставки и валютного курса. Он может включать как реальные, так и номинальные величины, и используется не только как правило монетарной политики, но и как операционная цель денежно-кредитной политики центрального банка и индикатор состояния экономики.
В 1999 г. Лоуренс Болл предложил в уравнение индекса MCI включить переменные гэпа ВВП и инфляции, в результате чего появилось «правило Болла» (Ball rule). Однако в настоящее время ни один центральный банк официально не принял этот вид индекса конъюнктуры денежного рынка как официальное правило монетарной политики.
В зависимости от характера эндогенных и экзогенных переменных, входящих в уравнение, правила монетарной политики можно классифицировать по двум признакам. С точки зрения независимых переменных правила монетарной политики разделяют на обусловленные и необусловленные. Обусловленные правила отличаются тем, что применение инструмента денежно-кредитной политики определяется независимыми экономическими переменными. Решение об использовании денежно-кредитного инструмента в каждый период времени принимается, исходя из текущего состояния экономики. Необусловленные правила, наоборот, никак не реагируют на текущее значение экономических переменных. Решение о применении инструмента денежно-кредитной политики принимается в момент формулировки правил монетарной политики и в дальнейшем не пересматривается. Примерами обусловленных правил монетарной политики является «правило МакКаллама» и «правило Хендерсона-МакКиббина», а необусловленных — «правило К-процентов» и «правило конвертируемости». Другим признаком разграничения правил является степень управляемости зависимой переменной. В одних правилах монетарной политики зависимой переменной является инструмент денежно-кредитной политики, который полностью находится под контролем денежных властей, а в других зависимая переменная не входит в сферу влияния центрального банка. Примером правила монетарной политики с управляемой зависимой переменной является «правило Болла», а с неуправляемой — «индекс конъюнктуры денежного рынка».
Другую классификацию правил монетарной политики предложил Л.Свенссон, который разграничил «правило денежно-кредитного инструмента» (instrument rule) и «правило таргетирования» (targeting rule). В первом случае инструмент денежно-кредитной политики выражается непосредственно как функция от экономических переменных. Классическими примерами «правил денежно-кредитного инструмента» является «правило Гудхарта» и «правило Тейлора». При использовании «правила таргетирования» центральный банк стремится минимизировать значение функции потерь, которая является уравнением отклонения целевой переменной от оптимального уровня. Преимущество «правила таргетирования» перед «правилом денежно-кредитного инструмента» заключается в больших дискреционных возможностях. Например, структурные изменения трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики требуют переопределения «правила инструмента», а «правила таргетирования» — нет, поскольку в последнем случае центральный банк использует определенный инструмент денежно-кредитной политики по своему усмотрению.
«Правила денежно-кредитного инструмента», в свою очередь, могут быть разделены на две категории:
- явные правила инструмента (explicit instrument rules);
- неявные правила инструмента (implicit instrument rules).
Явное правило является функцией в ответ на реакцию, в которой переменная инструмента отвечает только на обусловленные экономические переменные. Реализация правила на практике заключается в том, что центральный банк сначала изучает состояние обусловленных переменных, а затем рассчитывает, объявляет и применяет инструмент денежно-кредитной политики. Неявное правило характеризует отношение между текущим состоянием индикатора инструмента и текущим состоянием отдельных опережающих экономических переменных. В связи с тем, что инструмент денежно-кредитной политики и опережающие переменные находятся под взаимным влиянием, в экономико-математическом моделировании они детерминируются одновременно.
Правила монетарной политики можно группировать и по другим признакам:
- по инструментам денежно-кредитной политики (валютный курс, процентная ставка, денежная масса);
- по наличию внешнеэкономических связей (открытая или закрытая экономика);
- по включению прогноза экономических переменных в уравнение правила (опережающие и адаптивные правила);
- по величине запаздывания (с лагами или без).
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика — это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.
Монетаризм — экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.
Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической доктриной правительств многих стран. С переходом российской экономики на рыночные отношения эта теория стала применяться и в нашей стране.
Экономические циклы связаны прежде всего со значительными колебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).
В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо проводить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и циклических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.
Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным ростом денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъюнктурные колебания.
В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инфляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.
Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирования и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кредитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткосрочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на регулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.
В нашей стране единую государственную денежно-кредитную политику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Президенту и Правительству РФ.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:
— анализ состояния и прогноз развития экономики страны;
— основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую ситуацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.
Обязательные резервы — это средства коммерческих банков, хранящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.
Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерческими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.
Величина и структура обязательных резервов в различных странах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).
Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресурсом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.
Операции на открытом рынке — это покупка или продажа на открытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государственные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная доля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.
Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограничения денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процентные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают государственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.
Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увеличением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процентная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязательства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответственно, увеличению денежной массы.
Операции на открытом рынке — основной инструмент регулирования денежной массы во многих экономически развитых странах. Важнейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.
Рефинансирование банков — это кредитование Банком России коммерческих банков. Рефинансирование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.
Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерческими банками рыночных процентных ставок.
Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к доллару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.
Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) — один из главных инструментов денежно-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинансирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является противоречивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъюнктуру, а с другой — способствует усилению инфляции.
Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ведет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.
Валютные интервенции– купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Валютная интервенция — одна из форм валютной политики, которая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости рубля.
Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Прямые количественные ограничения — это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Прямые количественные ограничения Банк России вправе применять в исключительных случаях и только после консультаций с Правительством РФ.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости рыночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инструменты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных операций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.