Денежно кредитная система это
Денежно-кредитная система страны и её структура
Денежная система — это исторически сложившаяся и закрепленная национальным законодательством форма организации денежного обращения в стране. Движение денег обслуживает денежно-кредитная система, представляющая собой совокупность денежно-кредитных отношений и учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, возвратности и платности. В рыночной экономике деньги находятся в постоянном движении, что обусловливает их непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства не лежат без движения, а аккумулируются в денежно-кредитных учреждениях и направляются в реальный сектор экономики. Необходимость денежно-кредитных отношений в экономике обусловлена следующим: у отдельных фирм, частных лиц и других участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства, а у других субъектов рынка возникает потребность в дополнительных денежных средствах. Это противоречие разрешается с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства – кредитной системы.
В настоящее время денежно-кредитные системы подавляющего большинства стран являются трёхуровневыми: первый – представлен центральным банком страны; второй – коммерческими банками; третий – специализированными кредитно-финансовыми учреждениями. Вся совокупность банков в национальной экономике представляет собой банковскую систему, которая также имеет несколько уровней.
Особое место в денежно-кредитной системе занимает центральный банк страны, образующий её первый уровень. Например, в США это Федеральная резервная система (ФРС), в Германии – Бундесбанк, в Российской Федерации – Центральный банк России (ЦБР), в Республике Беларусь – Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ). В любой стране центральный банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику; осуществляет эмиссию (выпуск) национальных денежных знаков и организацию их обращения; общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений; предоставляет кредиты коммерческим банкам; реализует выпуск и погашение государственных ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и т.д.
Центральный банк страны является финансовым агентом правительства, а значит, ведёт счета правительственных учреждений; аккумулирует налоги и другие доходы; осуществляет платежи правительства; проводит операции по выпуску и размещению государственных ценных бумаг; покупает государственные облигации, формируя собственный портфель ценных бумаг. Он управляет эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью субъектов денежно-кредитной системы.
Второй уровень банковской системы – это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий набор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; прием вкладов, выдача кредитов, посредничество в платежах, размещение государственных займов; управление по доверенности имуществом клиентов, консультации по финансово-кредитным вопросам и др. Коммерческий банк можно определить как кредитно-денежный институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов.
Банки осуществляют активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует финансовые ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение. Ресурсы банка формируются за счёт собственных, привлечённых и эмитированных средств. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов). В результате активных операций банки получают проценты, которые устанавливаются выше процентов, выплачиваемых банками по пассивным операциям. Разница их образует прибыль банка (маржа).
Специализированные кредитно-финансовые организации, которые дополняют деятельность коммерческих банков, функционируют в узких сферах финансового рынка. В мировой практике такие организации представлены инвестиционными, финансовыми, лизинговыми (предоставление в аренду технических средств) и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными учреждениями, ломбардами. Эти учреждения формально не являются банками, но выполняют многие банковские операции, конкурируют с банками, сосредотачивают у себя большие денежные ресурсы, оказывая воздействие на сферу денежного обращения.
Основой денежно-кредитной системы Республики Беларусь является двухуровневая банковская система: первый уровень – Национальный банк Республики Беларусь, второй – сеть коммерческих банков. Цели, функции, принципы деятельности банковской системы устанавливает Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001г.
Национальный банк является финансовым агентом Правительства Республики Беларусь и местных органов власти.
Высшим органом его управления является Правление Национального банка, состоящее из председателя и 10 членов. В Банковском кодексе особо подчёркивается, что получение прибыли не является основной целью Нацбанка.
Коммерческие банки Беларуси имеют свой устав и могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Подавляющее число коммерческих банков в соответствие с их уставами являются универсальными.
Специализированные кредитно-финансовые организации республики представлены страховыми обществами, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями и ломбардами.
Банковский сектор Беларуси постоянно совершенствуется. В концепции развития банковской системы на 2011-2015 годы основной целью её развития является укрепление устойчивости банковской системы и интеграция банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковские системы.
Приоритетными задачами банковского сектора Беларуси являются увеличение ресурсной базы банков, оптимизация структуры их активов и пассивов, поддержание резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность Республики Беларусь.
Денежно-кредитная система.
Тема №11 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Цели и инструменты реализации экономической политики
- Денежно-кредитная система.
- Кредитно-банковская система РК.
Цели и инструменты реализации экономической политики
Экономическая политика — это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
1. устойчивый рост национального производства;
2. поддержание эффективного размера занятости;
3. стабилизацию уровня цен;
4. обеспечение внешнеторгового баланса.
Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:
1. регулирование капиталовложений;
2. регулирование сбыта;
3. регулирование рынка рабочей силы;
4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.
Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
2. установление минимальной величины заработной платы;
3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.
Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.
Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.
К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.
Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.
Денежно-кредитная система.
Денежная система — это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством.
К элементам денежной системы относятся:
1. Денежная единица — это мера денег, принятая в стране за единицу в которой выражаются цены на товары и услуги.
2. Масштаб цен это весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей.
3. Эмиссионная система — это учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги.
4. Виды денег – металлические (монета), бумажные деньги (номинальные денежные значки, банкноты), кредитные (деньги, замещающие полноценные и выступающие как знак кредита (вексель, чек, электронные деньги).
5. Институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.
6. Валютный паритет – соотношение с другими валютами.
В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:
— система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл;
— система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения.
Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств: наличной и безналичной формах. Денежная масса характеризуется денежными агрегатами.
1. МО = наличные деньги.
2. М1= МО + счета до востребования, чековые вклады и чеки (банковские деньги).
3. М2 = М1 + денежно-рыночные счета, нечековые сберегательные вклады, небольшие срочные вклады.
4. М3 = М2 + депозитные сертификаты крупного достоинства.
5. L = М3 + ценные бумаги, выпускаемых государством.
Кредит— предоставление денег, товаров в долг на следующих принципах:
1. Возвратность кредита — необходимость своевременного возврата полученных средств после использования.
2. Срочность – необходимость возврата в определенный срок, указанного в договоре.
3. Платность— необходимость оплаты права использования кредита.
4. Материальная обеспеченность – необходимость обеспечения защиты интересов кредитора, при нарушении обязательств заемщиком.
5. Целевой характер — распространяется на некоторые виды кредита, целевое использование средств.
6. Дифференцированный характер кредита — различный подход к различным категориям заемщиков.
Стимулирующая функция — это ускорение экономических процессов, благодаря ускорению оборота денег в экономике.
Заместительная функция — замещает наличные деньги на кредитные деньги.
Распределительная функция — с его помощью осуществляется перераспределение средств между различными отраслями.
Аккумулирующая функция – мобилизация денежного капитала.
Регулирующая функция – кредит в рыночной экономике используется как инструмент регулирования экономики.
При натуральном (товарном) кредите объектами кредитования являются товары, сырье, ресурсы, а при денежном – денежные средства, акции, векселя, облигации, долговые обязательства.
Краткосрочный кредит выдается до 1 года среднесрочный от 2 до 5 лет, долгосрочный – от 6 до 10 лет, онкольный кредит выдается до первого требования кредита.
Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятиями, другими хозяйствующими субъектами друг другу путем отсрочки платежа. Потребительский кредит — предоставляется частным лицам обычно при покупке потребительских товаров, ипотечный кредит – предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости.
Государственный – ссуда, предоставляемая государством населению страны, банковский кредит предоставляют кредитно-финансовые учреждения любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд. Межгосударственный – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.
Денежно-кредитная система
Денежно-кредитная система – составляющая экономики государства, основная функция которой состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики. Реализуется она путем изменения количества денег, находящихся в обращении.
Денежно-кредитная политика — это специфическая деятельность государства, цель которой заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые будут регулировать денежно-кредитную систему.
В Беларуси денежно-кредитная система регулируется на основании документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», который каждый год разрабатывается и утверждается Правлением Нацбанка.
Складывается денежно-кредитная система из двух составляющих:
- Денежная система – это свойственная каждому государству, складывающаяся в течение длительного времени и регламентируемая законом форма обращения денежных средств. Она определяет валюту, которая будет иметь хождение.
- Кредитная система – комплекс кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют и мобилизуют финансы и функционируют на рынке. К ней относятся также формы и методы кредитования.
Основную роль в денежно-кредитной системе любого государства играют банки. Их совокупность также является частью экономической системы.
Современная кредитная система любой страны является механизмом, который аккумулирует и перераспределяет активы банков. Как правило, она состоит из трех частей, однако в каждом государстве кредитная система обладает своими особенностями.
На основании закона в РБ установлена двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Нацбанком, а второй – это иные банки и финансовые организации, зарегистрированные в установленном порядке.
Роль центрального банка в РБ
Центральный банк Беларуси — это Нацбанк. Как и во всем мире он является госорганом и занимает особую позицию. Национальный банк РБ занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики. Еще одна его функция состоит в регулировании кредитных отношений и обращения денег. Нацбанк также определяет порядок проведения расчётов и имеет исключительное право на эмиссию, т.е, выпуск в оборот, и изъятие из обращения денег. Также Национальным банком РБ обеспечивается стабильность оборота денег и устойчивость национальной валюты.
Функции иных банков заключаются в хранении вкладов граждан и выдаче ссуд. Также они могут заниматься покупкой/продажей ценных бумаг.
Показатели функционирования банковской системы Беларуси
Основными показателями функционирования банков в Республике Беларусь являются:
- Ставка рефинансирования, которая указывается в процентах
- Прирост международных резервных активов
- Увеличение количества денег в процентах
- Увеличение нормативного капитала в процентах
- Увеличение банковских требований к экономике в процентах
- Процент проблемных активов, подверженных кредитному риску
- Коэффициент доступности автоматизированной системы расчетов для банков, определяемый в процентах
Согласно указу N359, «денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Беларуси посредством поддержания ценовой стабильности».
Денежно-кредитная система Российской Федерации
Денежно кредитная система прочно обосновалась в современных моделях развитой рыночной экономики, и занимает важную позицию в функционировании экономического механизма.
По сути, это целая система экономического кровообращения, регулирующая, аккумулирующая и перераспределяющая финансовые потоки, проводящая взаиморасчеты между субъектами экономики, а также кредитующая население и отдельные экономические отрасли.
Кредитно-денежная система подразделяется на два типа:
- Совокупность отношений кредитов, форм и методов финансирования (функциональная форма);
- Совокупность финансово-кредитных учреждений, которые способны проводить аккумулирование денежных временно свободных средств с последующим предоставлением ссуды (институциональная форма).
В первом случае говорится об отношениях, связанных с банковским, потребительским, государственным, коммерческим и международным кредитах. Второй случай основан на следующих параметрах. Под современной денежно кредитной системой следует понимать сложный механизм, состоящий из нескольких уровней. Его основной задачей является аккумулирование и перераспределение финансовых активов.
Основными элементами системы являются:
- Система государственных и полугосударственных банков, Центральный банк;
- Банковский сектор, который состоит из коммерческих, сберегательных и специализированных банков сферы торговли;
- Банки ипотечных кредитов, а также инвестиционные и специализированные не банковские кредитно-финансовые учреждения:
- компании инвестиционной и страховой направленности;
- пенсионные фонды;
- финансовые компании;
- благотворительные фонды;
- различные ссудо-сберегательные ассоциации.
Такой трехуровневой схемой придерживаются многочисленные развитые страны, среди которых Япония, США и западноевропейские страны. Различие отдельных стран друг от друга заключается в степени развитости отдельных элементов рассматриваемой системы. Американская денежно кредитная система является самой развитой в мире. В связи с этим, другие менее развитые страны в процессе формирования собственных кредитных систем ориентируются именно на нее.
Государство проводит регулирование кредитно-денежной системы при помощи двух основных способов:
- Прямым административным вмешательством (путем тотального повышения цен, рационирования товаров и пр.);
- Косвенным административным вмешательством (реализация денежно-кредитной политики).
Таким образом, очевидно, что функцией денежно кредитной системы является удовлетворение потребностей экономики в плане распределения свободных финансов и их направление в более перспективные и развитые отрасли. Одни субъекты хозяйствования периодически имеют излишки денежных средств, а другие – их недостаток. Это противоречие может успешно разрешиться, благодаря денежно кредитной системы страны.
В России денежно-кредитная система имеет три уровня:
- Центральный банк;
- Специализированные кредитно-финансовые институты;
- Банковская система (коммерческие банки).
В такой структуре ярко отражены потребности народного хозяйства. Она очень близка к модели кредитных систем, существующих в развитых странах, и начинает приспосабливаться к современным процессам экономических реалий.
В данный момент такая система имеет ряд недостатков, присутствующих чуть ли не в каждом элементе (увеличивается количество мелких банков, инвестиционных фондов, компаний по страховым операциям, в то время как коммерческие банки все также специализируются на краткосрочных кредитных операциях, из-за чего возникает недостаточное перенаправление денежных средств в развитие различных отраслей народного хозяйства).
Поэтому в настоящее время еще множество аспектов кредитной системы в России нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В задачу рационального функционирования денежно кредитной системы входит обеспечение стабильности в состоянии национальной экономики.
В банковской системе России существуют только два уровня:
- Центральный банк России;
- Коммерческие банки.
В послевоенные годы современной денежной кредитной системе капиталистических стран пришлось перетерпеть серьезные изменения в структуре. Произошло снижение роли банков и рост влияния иных кредитно-финансовых институтов (пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний и пр.). В связи с этим, увеличилось количество новых кредитно-финансовых институтов, а также и удельный вес в их совокупных активах. В последующем такие эволюционные процессы стали происходить и во многих развивающихся странах.
В современной кредитной системе капиталистических стран важными процессами стали:
- Централизация и концентрация банковского капитала;
- Дальнейшее усиление конкурентных отношений, возникших между различными видами кредитно-финансовых институтов;
- Продолжение продуктивного сотрудничества крупных кредитно-финансовых институтов и мощных торговых, промышленных и транспортных компаний и корпораций;
- Интернациональность в деятельности кредитно-финансовых институтов, а также создание международных банковских групп и объединений.
Работа денежно кредитной системы выполняется при помощи кредитного механизма, который с одной стороны является системой связей по мобилизации и аккумуляции денежных средств между кредитными институтами и различными экономическими секторами, с другой – отношениями, которые связаны с перераспределением денежных средств непосредственно между самими кредитными институтами в окружении действующего рынка капитала, а с третьей – отношениями, сложившимися между иностранными клиентами и кредитными институтами.
К кредитному механизму относятся также все аспекты инвестиционной, посреднической, ссудной, учредительской, перераспределительной, консультативной и аккумуляционной деятельности кредитной системы в лице собственных институтов.