Особенности современной кредитно денежной политики
Денежно-кредитная политика в современной России
Под денежно-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов. Банки, обслуживая воспроизводственный процесс в целом, работают главным образом в сфере обмена, другие же финансовые институты решают задачи в сфере распределения общественного продукта.
Инструменты денежно-кредитного регулирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Инструменты денежно-кредитного регулирования
Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платежных средств исключительно для целей обмена, и подкрепляющая увеличение товарного предложения, создает опасность роста инфляции. Хотя монетарная политика у нас называется «денежно-кредитной политикой», однако роль кредита в ней проявляется слабо.
По своей природе кредит является категорией обмена, разделенного во времени. Кредит увеличивает денежный оборот, предоставленный в денежной форме юридическим и физическим лицам, он создает новые деньги на депозитных счетах в банках, что дает владельцам этих счетов возможность расширения платежей по своим обязательствам.
Однако денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. К сожалению, эти стимулирующие свойства кредита как ускорителя производства и обращения учитываются далеко не в полной мере. Его назначение в российской экономике реализуется крайне недостаточно. Отношение размера кредита к ВВП у нас в несколько раз меньше, чем в развитых странах. Пропорции в размещении кредитов по срокам, видам, между предприятиями и населением нарушены.
Долгосрочные кредиты (сроком свыше 3-х лет), в которых особенно нуждается национальная экономика, в последние годы занимают незначительный удельный вес (в пределах 8%). При этом кредит как источник формирования оборотного капитала предприятий составляет менее 30%.
Еще более заметны диспропорции в кредитовании населения. Доля ссуд населению в совокупных кредитных вложениях банковского сектора составляет менее 20%. Это существенно ниже мировой банковской практики, где объемы кредитования юридических и физических лиц примерно равны. Нам еще далеко до бума кредитования, мы сегодня ближе к его ограничению, нежели перенасыщению.
Как известно, любое хозяйство может развиваться по двум моделям.
Первая модель предполагает ведение производства на базе уже созданных в обществе накоплений. В этом случае развиваться экономика может только тогда, когда располагает созданными материальными благами. Отсюда акценты на сбор доходов, налоговую политику, бюджетный процесс. Считается, что вначале более существенным является накопление резервов, а затем перераспределение материальных благ. Недостаток такой модели в том, что она предполагает ожидание первоначального накопления благ, сдерживающее ускоренный рост.
Наиболее развитые государства смогли преодолеть это ожидание и связанную с ним ограниченность ресурсов. Развитие их экономик пошло по второй модели — за счет вовлечения в оборот тех стоимостей, которые были созданы, но находились в недвижимом состоянии. Данная модель несколько меняет приоритеты — на первый план выходит не политика бюджетного финансирования производственных затрат, а монетарная политика, основанная на более широком использовании кредита.
Локомотивом ускоренного экономического роста становится политика Центрального банка, всемерно поощряющего инвестиции в экономику. К сожалению, Банк России не занимает подобной позиции. Изменения, прежде всего, следует внести в каналы вхождения денег в экономический оборот. В современной российской практике деньги пускаются в оборот через покупку иностранной валюты (доллара и евро). Это означает, что деньги, пущенные в оборот, начинают обращаться как платежные средства, опосредуя обмен как деньги, а не капитал. Они, к сожалению, не становятся активным стимулом их использования в целях создания новой стоимости.
Оптимальным выходом из данной ситуации является развитие эмиссии денег не на пассивной, а на активной основе — на основе более широкого применения кредита, в том числе в порядке рефинансирования. Создается впечатление, что мы пока не знаем, как наиболее эффективно распорядиться ресурсами, имеющимися на рынке ссудных капиталов. Мы предпочитаем создавать фонды, наращивать валютные резервы.
Можно хранить золотовалютный резерв в запаснике, можно поместить на счета в зарубежных банках или покупать ценные бумаги зарубежных государств. Именно по этому пути шла российская экономика. Парадокс современного денежного обращения состоит и в том, что государство, размещая валютные резервы за рубежом, в условиях глобализации общественных отношений не может перекрыть денежные потоки в противоположном направлении. И как российским коммерческим банкам реагировать на недостаток денежного предложения, на дороговизну денежных ресурсов внутри страны? Они берут валютные кредиты за границей, компенсируя тем самым недостаток денежного предложения. Каналы денежного предложения продолжают наполняться, однако, уже без участия денежных властей. Конечно, все это требует модернизации денежно-кредитной политики.
Для повышения эффективности денежно-кредитной политики должна быть разработана современная концепция банковской политики. К сожалению, такой политики государства и банков в документальном, сводном виде не существует. В развернутом виде такая политика не планируется, нет ее и на уровне отдельных денежно-кредитных институтов.
В федеральных округах нет банков, основная функция которых состояла бы во всемерном поощрении регионального развития. Ведущие коммерческие банки на местах работают не по принципам банков развития, поощряющим развитие малого и среднего бизнеса и реализацию региональных социально-экономических программ, а как коммерческие кредитные структуры. Созданный Банк развития прикрывает лишь одно направление деятельности на уровне страны — внешнеэкономическую деятельность. Разумеется, этого недостаточно.
Необходимо создать целую сеть таких банков, которые в связке с финансовой поддержкой государства будут содействовать развитию экономики. В ряде стран существует особая система сберегательных банков, обеспечивающих сохранность вкладов населения. К сожалению, в России нет собственно сберегательных банков. У нас успешно функционирует Сберегательный банк РФ. Это самый мощный в стране денежно-кредитный институт, но по своему статусу он является универсальным, а не сберегательным банком.
В ряде стран (США, Англии) сделан акцент в сторону специализированных банков. Для континентальной Европы более характерна модель универсального развития банков. При вступлении России в ВТО при условиях постоянно растущей конкуренции крайне важным станет выбор правильного и точного направления развития. Отечественным банкам предстоит не просто выживать, но и достойно соперничать с более мощными и опытными иностранными институтами, которые пробиваются на российский финансовый рынок.
Особенности денежно-кредитной политики России в современных условиях
Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы.
ЦБ-это центральное звено денежно-кредитной системы. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача — создание условий для не инфляционного развития экономики.
Денежно-кредитная политика РФ формируется Правительством РФ и ЦБ РФ, ее задачами на ближайшие годы являются:
— повышение уровня монетизации экономики (Монетизация экономики — характеристика системы национальной экономики, которая отражает её насыщенность ликвидными активами. Уровень монетизации определяется развитием финансовой системы и экономики в целом);
— снижение инфляции до 4-5% (на май 2015 года – 15,8%);
— достижение реальной конвертируемости рубля (Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность обмениваться на другие валюты. Конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании, покупке и продаже собственно валют);
— укрепление банковской системы, повышение доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения;
— повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора экономики;
— стимулирование объединения в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать долгосрочное финансирование проектов.
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:
1. Центральный банк России.
2. Банковская система:
— Сберегательный банк России;
— иные специализированные банки.
3. Специализированные кредитно-финансовые институты:
— негосударственные пенсионные фонды;
Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.
Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Сберегательный банк. Его собственный капитал к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России – 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала «The Banker» Сбербанк входит впервые две сотни крупнейших банков в мире.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:
— продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
— монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;
— главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;
— отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
— отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.
Денежно-кредитный мультипликатор – это коэффициент увеличения (сокращение) избыточных резервов банковской системы, который образуется в результате процесса создания новых банковских депозитов (безналичных денег) в процессе кредитования клиентов банками на основе дополнительных свободных резервов, которые поступили в банк извне. Коэффициент взаимосвязи между увеличением (сокращением) избыточных резервов банковской системы и суммой новых кредитных денег, которую она может создать, основывается на принципе: потерянные кредитные ресурсы одним коммерческим банком в результате предоставления кредитов своим клиентам становятся достоянием другого и используются им уже как собственные средства для предоставления в безналичной форме своим клиентам. То есть каждая денежная единица, которая выпускается одним коммерческим банком создает кредитные резервы другим банкам.
Возможность банка производить избыточные резервы ограничивается необходимостью формировать коммерческими банками обязательных резервов, размеры которых определяются резервной нормой, регулируемой законодательно. Она определяется НБУ в процентах к банковским пассивам, обеспечивает банковской системе достаточную ликвидность в периоды неблагоприятной конъюнктуры и позволяет государству регулировать массу денег в обращении:
где Рн — резервная норма.
Для определения всей массы денег, которую способна создать одна денежная единица избыточных резервов при данной резервной норме, рассчитывается денежно-кредитный мультипликатор:
MM =
где ММ — денежно-кредитный мультипликатор на определенный момент; М0 — масса денег в обращении вне банков; Д — масса денег в депозитах коммерческих банков; Р — сумма резервов коммерческих банков (деньги на корреспондентских счетах и в кассах банков).
Слишком высокий коэффициент мультипликации может нарушить равновесие на денежном рынке и спровоцировать инфляцию.
Величина денежно-кредитного мультипликатора зависит от:
а) нормы обязательного резервирования;
б) использования одолженных средств клиентами банка для наличных платежей, что прекращает процесс мультипликации и снижает его общий уровень;
в) снижение спроса на займы и рост заемного процента уменьшает предоставление ссуд и формирования депозитных вкладов в банках;
г) рост поступлений наличности на счета клиента или продажи части активов на межбанковском рынке способен увеличить размер коэффициента мультипликации.
Высшая цель монетарной политики обязывает государство дейтсвоуать так, чтобы рыночная система стремилась к равновесию на уровне полной занятости. По поводу того, как центральный банк и правительство должны это делать, в современной экономической литературе существуют две основные точки зрения: кейнсианская и монетаристская.
Кейнсианский подходбазируется на предположении о том, что основным итогом денежно-кредитного регулирования является желаемый уровень процентной ставки. Уменьшение предложения денег либо рост спроса на них повышательно действует на процентную ставку и снижают доступность фондов денежного рынка для инвесторов. Когда же процентная ставка падает, то у предпринимателей, напротив, может расти склонность к инвестированию. Подобный эффект проявляется в случае увеличения денежного предложения и удешевления кредита. Кейнсианский «передаточный механизм» действует в обратном направлении, в форме политики «дорогих денег»:
Сжатие денежной массы — рост процентной ставки — падение инвестиционного и в целом совокупного спроса — замедление темпов экономического роста и далее спад производства при возможном одновременном падении общего уровня цен.
Монетаристский подходкачественно отличается от кейнсианского тем, что денежное предложение, а не динамика процентной ставки, рассматривается здесь как основной фактор, опредлеляющий уровень производства, занятости и цен. С точки зрения сторонников монетаризма, изменение денежного предложения воздействует на динамику совокупного предложения не только в результате роста инвестиционной активности фирм. Рост денежной массы, к примеру, приводит не только к снижению процентной ставки, Нои к расширению спроса на все товары и финансовые активы. Следовательно, монетаристский «передаточный механизм» дискрецонной денежно-кредитной политики проще:
Изменение монетарной политики — изменение банковских резервов — изменение денежного предложения — изменение совокупного спроса — динамика номинального ВВП.
Простота вышеназванного механизма состоит в том, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос, причем на все его составляющие, а в итоге — на выпуск.
Кейнсианский и монетаристский подходы к денежно-кредитной политике являют собой единство общего и особенного. Общее заключается в том, что в обеих моделях денежно-кредитного регулирования экономики используется одни и те же денежные инструменты. Это означает, что кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики характеризуются схожими взглядами на одни и те же экономические процессы.
Отличие кейнсианства от современного монетаризма здесь определяется тем, что положено в основу монетарного регулирования — величина и динамика процентной ставки или же параметры денежного предложения. Отметим, что Центральный банк не может одновременно воздействовать на оба этих параметра. Если государство будет стремиться обеспечить определенный уровень процентной ставки, то это может привести к нарушению основного монетарного правила, и наоборот. Следовательно, Центральный банк в состоянии поддерживать на определенном уровне либо процентную ставку, либо предложение денег.
Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России
Что такое монетарная политика?
Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.
Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.
Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.
Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка . Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.
Цели кредитно-денежной политики и таргетирование
Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.
Основная задача Центробанка России — « защита и обеспечение устойчивости рубля », записано в Конституции РФ.
Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.
Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование , от английского target — цель . Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).
Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики
Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.
Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.
Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет. А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.
ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:
Процентные ставки по операциям Банка России.
Нормативы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке.
Рефинансирование кредитных организаций.
Установление ориентиров роста денежной массы.
Прямые количественные ограничения.
РИА Новости / Наталья Селиверстова
Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом
Главная проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.
Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.
На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.
На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.
Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России
«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.
В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.
Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.
В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.
Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк. А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).
Банк России не ставит целей по темпам экономического роста . Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.
Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».
Особенности современной денежно -кредитной политики в России
Вид работы: Проект
Тема: Особенности современной денежно -кредитной политики в России
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика государства влияет на сферы социально-экономической жизни государства. Данная сфера представляет собой одну из составных частей экономической политики. Её главной целью является создание условий для социально-экономического развития страны. Связи с этим проблематика изучения денежно-кредитной политики РФ представляет собой актуальную тему для исследователей. Денежно-кредитная политика должна быть нацелена на поддержание рыночного равновесия и на обеспечение возможности производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Следовательно, необходимость грамотной денежно-кредитной политики является очень важным элементом управления экономикой государства.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических особенностей кредитно-денежной политики в современных условиях. На пути достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические особенности денежно-кредитной политики;
- проанализировать влияние различных форм денежно-кредитной политики на основные экономические показатели;
- определить уровень развития и эффективность денежно-кредитной политики России на современном этапе.
Объект исследования — система финансового регулирования социально-экономических процессов. Предметом исследования выступают особенности денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Степень научной разработанности темы. Тематика денежно-кредитной политики начина с 20 –х годов прошлого столетия находилась в сфере интересов специалистов экономической дисциплины. И данный вопрос достаточно хорошо изучен как в отечественными, так и зарубежными специалистами. Среди наиболее выдающихся можно особо отметить — Долан Эдвин Дж, Кэмпбелл Колин, Е.Ю.Грачеву, С.Р.Моисеева, И.В.Князева и др.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическая база исследования опирается на нормативно-правовые базы банковской системы, а также на труды отечественных и зарубежных специалистов.
В ходе исследования широко применялись такие общенаучные методы как – сбор, наблюдение, описание, классификация, систематизация, а также методы сравнительного анализа.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Сущность денежно-кредитной политики
Сущность денежно-кредитной проблематики на сегодняшний день, как в отечественной, так и зарубежной системе экономических дисциплин довольно глубоко изучена. При определении сущности денежно-кредитной политики специалисты в своих трудах дают широкий спектр трактовок.
Принято говорить о денежно — кредитной политике в широком и узком смысле, в широком смысле денежно — кредитная политика направлена на обеспечение экономического роста и повышение благосостояния граждан, борьбу с безработицей и бедностью через обеспечение экономики дешевым и доступным кредитом при экономически незначительном уровне инфляции.
В экономической системе принято применять разные подходы к определению «денежно кредитной политики». Например, Э.Дж. Долан в своем знаменитом труде «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» дает следующее определения — «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении»[1]. Исходя, из данного толкования, можно сказать, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, регулирующих влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика напрямую влияет на ликвидность банковской системы и деловую активность в целом.
Ряд авторов денежно-кредитную политику характеризуют как ведущую сферу, которая влияет на темп и рост экономики. Говоря о политики, в первую очередь мы представляем определенную стратегию государства, которая направлена на реализацию установленных целей.