Методы мобилизации денежных средств
Методы финансовой деятельности
Основываясь на вышеупомянутых принципах, государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов. Это выражается преимущественно через методы финансовой деятельности – совокупность приёмов и средств, спомощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.
Они разделяют на три основные группы, что связано с ролью и назначением государственных финансов:
1) методы мобилизации фондов,
2) методы распределения фондов,
3) методы использования фондов.
1) методы мобилизации фондов. Мобилизация — это комплекс мероприятий, осуществляемых в государстве с целью планомерного формирования фондов денежных средств. Сбор средств осуществляется посредством обязательного и добровольного методов мобилизации.
Обязательный метод представляет собой, по сути, взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает вид обязательного платежа, размер, ставки, объект и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и при проведении обязательного государственного страхования.
Добровольный метод мобилизации предполагает отсутствие императива со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительных пособий, пожертвований, даров, и т.п.. К добровольному методу мобилизации следует отнести и займы, осуществляемые государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ.
2) методы распределения фондов.Распределение средств является также одним важных направлений финансовой деятельности государства. Распределение средств осуществляется на основании Бюджетного кодекса Украины в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.д.).
К основным методам распределения средств относятся: финансирование и кредитование. Финансирование — это безвозвратный, бесплатный, целевой отпуск средств, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов с соответствующего централизованного фонда денежных средств. В зависимости от того, кому и на каких условиях предоставлены денежные ресурсы, различают дотации, субвенции, субсидии.
Под термином «дотация» понимают предоставление денежных средств кому-либо в целях покрытия недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций:
1. Помощь, выделяемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независящими от них причинами;
2. Бюджетная дотация — безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.
Субвенция — это бюджетная дотация, предоставляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему для определенного целевого использования. В случае нарушения условий их использования, а также неиспользованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.
Субсидия — это вид целевой помощи в денежной или натуральной форме юридическим или физическим лицам, органам местного самоуправления, другим государствам, предоставляемый за счет средств бюджета или целевых фондов.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмезности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
3) методы использования фондов средств. К данным методам относят плановость, целевой характер использования средств, эффективность и экономия, научно-методологический подход в определении объемов расходов, использование в пределах установленных лимитов и другие методы.
Перечисленные методы финансовой деятельности являются основными, но не исчерпывающими. Так, на всех этапах финансовой деятельности применяется метод финансового контроля. Его назначение является весьма важным, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.
Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансы как экономическая категория (определение понятия, перечисление функций финансов).
Финансы — это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.
Как любая экономическая категория, финансы имеют свою сущность.
Сущность финансов заключается в том, что имеют денежную форму выражения.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:
1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
2. предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
3. государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированием расходов;
4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
6. отдельными звеньями бюджетной системы;
7. страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
8. денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.
Финансы выполняют 4 принципиальных функции:
1) Распределительная функция, которая выражается через процесс применения денег, скопленных раньше, для удовлетворения соответственных нужд и необходимостей хозяйственной системы в денежных ресурсах.
2) Контрольная функция, которая отображается через денежный контроль за количественными и высококачественными характеристиками действий улучшения и применения денежных ресурсов.
3) Стимулирующая функция, которая связана с действием денежной системы на протекающие в настоящей экономике процессы.
4) Регулирующая функция, которая содержится в контроле и вмешательстве страны в процесс воспроизводства средством налогов, муниципальных затрат, муниципальных кредитов.
Понятие и характерные черты финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.
Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля.
Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть:
- правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
- организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).
В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:
1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
2) методы распределения и использования фондов денежных средств.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
- обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
- добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
- взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
- страхования (образование страховых фондов);
- эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
- финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
- кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
- выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.
4. Финансово-плановый акт: понятие, отличительные черты, примеры финансово-плановых актов.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других ооганов государственного управления и местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопрос о понятии финансово деятельности тоже является дискуссионным.
1 подход: финансовая деятельность — это деятельность по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, субъекта Федерации, МО.
2 подход: из понятия финансовой деятельности необходимо исключить использование фондов ден.средств: финансовая деятельность — это деятельность по образованию и распределению фондов денежных средств государства, субъекта Федерации, МО
3 подход: финансовая деятельность — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию механизма финансово-правового регулирования в целях аккумулирования, распределения и использования централизованных (бюджет государства, субъекта) и децентрализованных (денежный фонд казенного предприятия) денежных фондов общего значения.
Задачи, решаемые в процессе финансовой деятельности:
· сбор и распределение средств денежных фондов;
· контроль за использованием денежных средств;
Вирницкий считает, что нецелесообразно выделять методы финансовой деятельности, т.к. они совпадают с методами финансово-правового регулирования.
Грачева: методы фин.деятельности можно определить в две больше группы:
· методы образования, аккумулирования, мобилизации денежных средств:
· налоговый метод — государство с помощью налога формирует свой бюджет.
· метод взимания сборов;
· метод добровольных платежей;
· метод проведения страхования — формирование страховых фондов;
· эмиссия денег — выпуск денег в обращение;
· метод финансовых изъятий — изъятие части прибыли от деятельности казенных унитарных предприятий;
· штрафной метод — выплата штрафа — суммы денежных средств, вносимая нарушителем при совершении какого либо правонарушения или преступления.
· методы распределения и перераспределения фондов денежных средств:
· финансирование — безвозмездное и безвозвратное выделение денежных средств;
· кредитование — срочность, платность, возвратность.
· метод выплаты страховых возмещений — распределение средств страховых фондов;
· расчеты (наличные и безналичные)
Формы финансовой деятельности:
· правовая (издание правовых актов, заключение финансовых договоров и т.п.)
· внеправовая (проведение совещаний, финансовый анализ и т.п.). Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
13. СИСТЕМА И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
В зависимости от компетенции:
а) органы общей компетенции — Правительство РФ;
б) органы специальной компетенции:
— органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач — Министерство обороны, Министерство иностранных дел, и т.д.;
— органы, для которых финансовая деятельность является основным видом деятельности — Министерство финансов РФ: Постановление правительства РФ от7.04.04 №185; Постановление правительства РФ от 30.06.04 №329; Бюджетный кодекс РФ;
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ КАК ОРГАНА ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Министерство финансов — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке гос.политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджеетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного долга и т.д.
В ведении Минфина находятся следующие службы:
· Федеральная служба бюджетного надзора;
Основные направления деятельности Минфина:
· вносит в правительство РФ проекты ФЗ, НПА Правительства РФ по вопросам, отнеенным к ведению Минфина.
· порядок ведения бухгалтерского учета — Закон «О бухгалтерском учете»;
· порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета;
· отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг и др.
· осуществляет составление проекта федерального бюджета;
· выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг;
· обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;
· осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии гос.и мун.финансов и т.д.
Формы и методы финансовой деятельности
Финансовая деятельность осуществляется специальным аппаратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).
Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:
- правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
- организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).
В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:
1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
2) методы распределения и использования фондов денежных средств.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
- обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
- добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
- взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
- страхования (образование страховых фондов);
- эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
- финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
- кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
- выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом , к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.
Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, административными и экономическими методами. В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.