Как правильно пожертвовать деньги церкви
Договор пожертвования храму или церкви
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса (ГК) РФ, религиозные организации входят в круг допустимых одаряемых, в пользу которых может быть совершен договор пожертвования. По указанному договору, со стороны жертвователя в пользу храма или церкви безвозмездно передается имущество (в том числе деньги), имеющее установленное им целевое назначение исключительно общеполезного характера, в рамках которого религиозная организация будет его использовать.
Его определение осуществляется посредством указания в договоре конкретных целей использования передаваемого имущества. Однако, в отличие от пожертвования в пользу гражданина, определение назначения для использования имущества и денежных средств религиозной организацией не является обязательным — предполагается, что даже при его отсутствии она будет изначально руководствоваться своими уставными общеполезными целями.
Религиозные организации, в большинстве своем, существуют за счет пожертвований прихожан, расходуя их по своему собственному усмотрению, которое далеко не всегда сопряжено с общеполезностью. Таким образом, жертвователю, мотивирующему свои намерения совершить пожертвование в пользу храма или церкви именно общеполезностью, в целях ее соблюдения целесообразно оговорить договором целевое назначение передаваемого им имущественного блага.
Поскольку пожертвование является дарением, согласно п. 1 ст. 572 ГК, оно беспрекословно носит безвозмездный характер (отсутствие встречного представления со стороны религиозной организации), нарушение которого делает сделку пожертвования притворной, следовательно, ничтожной (п. 2 ст. 170 ГК). Таким образом, передавая своим прихожанам религиозную атрибутику в обмен на совершение ими пожертвования (что исключает безвозмездность), церковь или храм подменяет им сделку купли-продажи, что с правовой точки зрения определяет притворность, а следовательно, ничтожность сделки, что по меньшей мере незаконно, не говоря об этической стороне вопроса.
Исходя из этого, жертвователь имеет возможность требовать от религиозной организации отчет об использовании переданных благ, тем более что нарушение целевого назначения является поводом для отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК).
В качестве жертвователя храму или церкви могут выступать как физические, так и юридические лица. Запрет на совершение пожертвования в пользу религиозной организации установлен в отношении малолетних и недееспособных лиц (п. 1 ст. 575 ГК).
В каких случаях необходима письменная форма договора пожертвования храму или церкви
Обремененность пожертвования целевым общеполезным назначением в случае его определения жертвователем как первостепенного мотива совершения пожертвования изначально требует письменного закрепления. Такой вывод связан с тем, что нарушение такого назначения, согласно п. 5 ст. 582 ГК, влечет возможность наступления крайне существенных правовых последствий для обеих сторон сделки.
Отсутствие письменного обличения создает для жертвователя препятствия в реализации его прав на контроль над соблюдением такого назначения и, более того, на возможность отмены сделки. Поэтому в случае пожертвования в пользу храма или церкви имущественного блага (денежных средств) стоимостью выше 3 тыс. рублей целесообразно всегда оформлять договор в письменную форму.
Однако, с точки зрения законности, письменная форма является обязательной лишь в исключительных случаях, определенных ст. 574 ГК.
- При пожертвовании недвижимости. Порядок государственной регистрации прав на нее требует предоставления письменного договора, являющегося основанием перехода права собственности.
- При пожертвовании юр. лицом суммы, превышающей 3 тыс. рублей. Согласно ст. 161 ГК, любая сделка юр. лица требует письменного обличения.
- При обещании пожертвования в будущем. Кроме обличения, такой договор требует конкретизации пожертвования и четкого выражения намерений совершить его в будущем.
Нарушение обязательной письменной формы в случаях, определенных ст. 574 ГК, влечет ничтожность заключенного договора. Что касается нотариального оформления, то оно попросту невозможно. Кроме того, отметим, что договор пожертвования в пользу церкви или храма не требует государственной регистрации.
В судебном процессе Л. утверждал, что, согласно ст. 582 ГК, совершенное им пожертвование в пользу церкви было обусловлено ее уставными целями — распространение христианских идей, проведение богослужений, миссионерская деятельность, благотворительность, воспитание молодежи, помощь малоимущим прихожанам и т.д. Изготовление же одежды и ее продажа являлись коммерческой деятельностью, что противоречило сущности церкви и общеполезности, на которую он и совершал пожертвование. В связи с этим и на основании п. 5 ст. 582 ГК, он просил отменить дарение и возместить его ущерб.
Представитель церкви в свою очередь утверждал, что совершаемая ими на пожертвования коммерческая деятельность была направлена на достижение исключительно уставных целей — со средств, вырученных с продажи предметов одежды, церковь ежедневно предоставляла бесплатные обеды более 150 их малоимущим прихожанам. Что касается самого ведения коммерческой деятельности в церкви, то она осуществлялась в соответствии со ст. 23 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которая позволяет такую деятельность. Таким образом, общеполезность использования пожертвования имела место, в связи с чем представитель церкви возражал против его отмены.
На основании вышеизложенного, суд принял решение отказать Л. в его исковых требованиях и признать такое использование пожертвованных средств в рамках уставных уцелей религиозной организации.
Содержание договора пожертвования храму или церкви
Заключая договор пожертвования в письменной форме, следует помнить, что, согласно п. 1 ст. 432 ГК, договор будет считаться заключенным с момента достижения сторонами консенсуса относительно всех существенных условий договора, единственным из которых является предмет, т. е. само жертвуемое благо.
Во всем остальном содержание договора пожертвования, согласно ст. 421 ГК РФ, определяется исключительно по воле сторон, которые могут вносить туда любые условия, не запрещенные законом и включать элементы любых договоров. Так, кроме стандартных для гражданских договоров условий, договором пожертвования храму или церкви целесообразно определять следующие аспекты.
Пожертвования в виде имущества, предназначенного для использования по определенному назначению
Согласно п. 1 ст. 582 ГК, в качестве такого имущества могут выступать лишь оборотоспособные вещи (деньги) и имущественные права требования. Кроме определения самого имущества, как уже говорилось выше, целесообразно определять его предназначение, в рамках которого оно будет использоваться религиозной организацией. Следует понимать, что при его определении нужно учитывать уставные общеполезные цели организации, так как имущество должно использоваться именно в их рамках. Кроме того, учитывать такие цели следует также и при выборе предмета пожертвования, который, кроме общеполезности, по своей сущности должен предполагать возможность его использования в рамках уставных целей религиозной организации (например, пожертвование одежды для раздачи малоимущим прихожанам, пожертвование новогодних подарков для раздачи их детям в воскресной школе, пожертвование средств для покупки религиозной атрибутики и т. д.).
Порядок передачи пожертвований
Необходимость его определения в содержании продиктована целями избегания спорных вопросов при такой передаче. Так, в порядке передачи определению подлежит:
- способ ее совершения (вручение, передача правоустанавливающих документов или символа имущества);
- срок передачи (конкретной даты, периода, отлагательного условия);
- перечень участвующих лиц (представители, специалисты, нотариус, оценщик и т. д.);
- перечень сопроводительных документов.
Контроль над использованием пожертвования
Проведение контроля над использованием пожертвованного имущества является правом жертвователя, вытекающим из ст. 582 ГК, так как он в случае нецелевого использования имеет право на аннулирование сделки. Вполне логично, что для реализации права на аннулирование он должен удостовериться в нецелевом использовании. Поскольку законом порядок такого контроля не предусматривается, целесообразно определить его содержанием договора пожертвования. Таким порядком следует определить способы проведения контроля, его сроки, периодичность и т. д.
Основания и порядок отмены договора пожертвования храму или церкви
Отмена пожертвования возможна лишь по основаниям, установленным в п. 5 ст. 582 ГК, т. е. в случае нарушения религиозной организацией целевого назначения переданного жертвователем имущества или самовольное изменение такого назначения в нарушение порядка, определенного п. 4 ст. 582 ГК. Основания для отмены дарения, установленные ст. 578 ГК, к пожертвованию неприменимы, что продиктовано общеполезностью сделки, так как она учитывает интересы не только одаряемого, а в большей степени и массы других субъектов, при условии использования его по назначению.
Отмена пожертвования возможна исключительно в судебном порядке. Так, обнаружив доказательства нецелевого использования религиозной организацией пожертвования, жертвователь для отмены сделки должен подать иск в суд по месту нахождения религиозной организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ). При этом он должен убедить суд в том, что такое нецелевое использование было совершено храмом или церковью умышленно.
Обязанность доказывания нецелевого использования лежит исключительно на жертвователе, так как именно он требует отмены и ссылается на наличие оснований для нее. Отметим также, что в качестве нецелевого использования может быть признан любой способ отчуждения церковью или храмом пожертвованного ему имущества или денежных или его фактическое неиспользование на протяжении установленного договором или адекватного периода времени.
В случае отмены пожертвования применению подлежит п. 5 ст. 578 ГК. Согласно ему, церковь или храм должны вернуть жертвователю все сохранившееся имущество. Несохранившаяся часть подлежит возмещению на основании ст. 1105 ГК, как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК).
Заключение
Жертвователями в пользу церкви могут выступать любые юр. и физ. лица, кроме малолетних и недееспособных.
Пожертвование, совершенное в пользу храма или церкви, может иметь установленное жертвователем целевое назначение, по которому оно должно использоваться.
При отсутствии назначения церковь должна использовать имущество в своих общеполезных уставных целях.
Пожертвование в пользу церкви всегда имеет безвозмездный характер, предоставление взамен него каких-либо вещей незаконно, что делает сделку ничтожной.
Пожертвование в пользу религиозной организации может совершаться устно, кроме исключений, определенных в ст. 574 ГК.
Жертвователь имеет полное право проверять порядок использования церковью или храмом переданного им в качестве пожертвования имущества.
Церковь обязана вести обособленный учет использования пожертвованных денег и другого имущества.
При нарушении целевого назначения жертвователь и его правопреемники имеют право отменить пожертвование в пользу храма или церкви, которая совершается в судебном порядке.
Отмена пожертвования предполагает возврат религиозной организацией всего сохранившегося из благ жертвователю или возмещение его стоимости на момент передачи.
Прибыль с десятины
О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А, как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен – они рассказали нам сами.
Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать – “что ты делаешь? кому все это надо?” – и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик – покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.
Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам – помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю – все выравнивается. Удивительное дело!»
На храм или на бедных?
История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня – дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм – предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».
Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.
Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).
Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.
Новый Завет – призыв к совершенству
Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).
«Новый Завет не имеет предела, – объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. – Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум – все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной – это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».
Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).
Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься – все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.
А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство – 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец, – и моя совесть успокоится.
Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже – а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели – звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»
«Не искушай Господа Бога твоего»
Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, – рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».
Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я – старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему. – Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.
По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез – это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«
Десятина в Ветхом Завете
В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.
Пожертвования на храм через интернет
Помощь церкви – дело благородное, особенно в наше время. На сегодняшний день религия в нашем государстве пребывает в весьма угнетенном состоянии – недостаточное финансирование из бюджета и неосознанность граждан приводит к разрушению многих монастырей и церквей. По статистическим данным, сейчас на территории РФ нуждаются в восстановлении более 10 000 православных объектов.
«При наличии возможности и желании помочь русской церкви каждый сознательный гражданин может оказать посильную посильный вклад. Мы признательны любой, даже скромной помощи. Все полученные средства идут только во благо прихода и на текущие нужды храма.
Мы желаем мира, добра и здоровья, а также благословения Господа Бога каждому, кто поможет нам. Молитвенно просим помощи и искренне благодарим. И помните, все оказанное добро обязательно вернется к человеку сторицей!
С любовью о Господе Боге и благословением всех мирских душ!»
— настоятель храма святителя Николаяна Монастырском острове, архимандрит Мефодий (Кривошеев)
Помощь храму Господа представляет собой весьма эффективным способом очиститься от земных грехов, а также сделать вклад в свое будущее и будущее своего города. Помните, благотворительность ценится Господом, а также очищает душу и защищает сознание от темных мыслей. Оказать помощь монастырю в восстановлении своей культурной и исторической ценности можно любым удобным для вас способом.
Прислать пожертвование можно через:
- Яндекс.Деньги
- Сбербанк Онлайн
- QIWI Wallet
- Другие платежные системы.
Просто выберете удобный способ оплаты и введите в окошко нужную сумму в рублях. Далее потребуется кликнуть кнопку отправить и выбрать способ пожертвования – через банковскую карту, электронный кошелек или посредством счета на мобильном телефоне.
Храм оценит любое пожертвование. Даже незначительный на ваш взгляд взнос может кардинально изменить ситуацию в вашем городе. Существует множество храмов, которым не то, что не хватает средств на ремонт и восстановление, а банально недостаточно средств для удовлетворения текущих нужд. Большинству церквей и монастырей серьезно не хватает молитвенных свечей, а также красок для восстановления иконостаса.
Порядок сбора пожертвований на строительство или восстановление храма
Все пожертвования собираются для текущего ремонта, а также дальнейшего благоустройства монастырей и храмов. Для этой цели русская церковь зарегистрировала специальную религиозную организацию, занимающуюся сбором средств. Организация юридически зарегистрирована и имеет полный пакет требуемых документов в территориальном органе государственной регистрации.
Как правило, все монастыри, храмы или церкви ведут хозяйственную деятельность только за счет благотворительных пожертвований. Все большую популярность набирают пожертвования через интернет, которые позволяют удобно и безопасно сделать вклад в развитие религии. Однако для того, чтобы помочь храму вовсе не обязательно переводить средства электронным образом. Отправить деньги на восстановление храмов можно и по старинке – через
Средства, отправленные электронным образом, переводятся анонимно или с указанием персональных данных жертвователя – по желанию. Также отправить средства во благо помощи Храма Господа Бога можно в банковском отделении или в любом банкомате, с помощью терминалов платежных система. Для перечисления пожертвования можно воспользоваться любой формой на сайте храма – все ресурсы пойдут только нужды и восстановление.
Любой перевод на благотворительность храму способен перевернуть ситуацию в стране и предотвратить угнетение религии. Несмотря на рост популярности христианства в РФ, текущее финансовое положение негативно сказывается на состоянии храмов и монастырей. Это в свою очередь ведет к запустеванию монастырей, разрушению церквей и расформированию храмов.
Пример
Рядом с небольшой деревней во Владимирской области находится расформированный храм, который был поврежден еще во время Великой Отечественной войны. Один из местных жителей деревни, Кузьмин Василий Петрович, решил бескорыстно помочь восстановить данную святыню. Мужчина не обладал нужной суммой финансов, требуемой для реставрации храма и поэтому решил запустить программу по восстановлению храма.
Для этого Кузьмин Василий Петрович собрал всех единомышленников и направился к воротам территориального регистрирующего органа. Там мужчине помогли зарегистрировать религиозную некоммерческую организацию – потребовались только такие документы как:
- Заявление;
- Список лиц, участвующих в создании учреждения;
- Устав;
- Протокол учредительного собрания;
- Справка, подтверждающая, существование религиозной группы;
- Документ об уплате госпошлины.
Некоммерческая организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), что позволило запустить легальную кампанию по сбору средств на восстановление храма. Единомышленники Василия Кузьмина стали размещать информацию об необходимости пожертвовать средства на восстановлении храма – объявления появились:
Спустя некоторое время необходимая сумма была успешно собрана, а церковь восстановлена. С тех пор та церковь считается любимым местом прихожан по всей Владимирской области. Храм успешно функционирует и на сегодняшний день и доступен для каждого желающего. Ежедневно в доме Господа проводятся богослужения, регулярно обновляется иконостас, проводятся акафисты. Каждая нуждающаяся или страждущая душа найдет в Храме Господа покаяние и сможет избавиться от земных грехов.
Стоит отметить, что подобных случаев весьма немало. Большинство сознательных граждан проявляют свою гражданскую позицию и принимают посильное участие в восстановлении храмов и церквей. Физическая и финансовая помощь позволяет улучшить положение дел в стране и позаботиться о своем культурном будущем. Восстанавливая и обновляя храмы и церкви, люди делают вклад в духовное и культурное развитие свое личности и государства в целом.
Учет пожертвований в храме
В первую очередь созданная религиозная организация считается юр лицом, что заставляет ее считать учет обособленно. Независимо от предмета или финансового размера дара, организация обязуется декларировать пожертвования в книге учета. При этом требуется помнить, что в большинстве случаев пожертвование совершается через ящики или копилки. Поэтому никаких персональных данных жертвователя неизвестны и не декларируются – за свои данные можно не переживать.
Данная информация приведена на основе выдержек официального документа, который подтверждает факт совершения пожертвования. На основе этого производиться акт приема ящика, а также вскрытия копилки для пожертвований, принимаются пожертвования членами специально сформированной комиссии. Данные о пожертвованиях невозможно сфабриковать, поэтому все собранные средства будет использованы только во благо храма – для его восстановления или текущих нужд.
Проверка ящиков для пожертвований или актов вскрытия копилок проводиться согласно официальной инструкции. Обязательными пунктами инструкции по сбору пожертвований являются:
Пункты, которые обязательно необходимо указать в акте вскрытия ящика для пожертвований:
Во время пересчета собранного пожертвования члены комиссии заключают приходный кассовый ордер. Кроме того, данные пересчетных операций отдельно указываются в кассовой книге храма.
Также требуется отметить случаи благотворительности от конкретных лиц или организаций. Если пожертвование храму было осуществлено не анонимно, то в кассовом ордере храма дополнительно указываются все контактные и персональные данные мецената. В частности, будет записаны ФИР, адрес регистрации и паспортные данные – данные записи будут продублированы и в кассовой книги храма.
Текущие проекты на сбор благотворительных пожертвований религиозной организации направлены на:
- Восстановление и реставрацию храмовых сооружений – церквей и монастырей;
- Написание новых и восстановление старых икон православных святых;
- Украшение храмов во время проведения массовых службы и в дни церковных торжеств;
- Поддержание благоустройство прилегающих к храму территорий;
- Оказание помощи многодетных и малоимущих прихожан храма;
- Организацию и благоустройство воскресной школы;
- Финансирование школу искусств и дошкольного лицея;
- Проведение миссионерской работы – печати и расклейки баннеров, буклетов и афиш;
- Отдельно формируется счет на развитие сайта храма и обновление списка молитв и икон, представленных на данном ресурсе.
Ежегодно данная организация занимается проведением спортивных и интеллектуальных мероприятий, среди которых требуется отметить пейнтбольные турниры, соревнования по футболу между воскресными школами.
Дополнительно религиозная организация проводит Фестивали воскресных и духовных школ (Пасхальный Фестиваль творчества воскресных школ города Москвы и Рождественско-Сретенский Фестиваль творчества духовных школ города Москвы в Московском государственном детском академическом музыкальном театре им. Н.И. Сац).
Часто организовываются приходские мероприятия – различные художественные спектакли, балы и просветительные уроки от известных монахов и наставников духовных семинарий. Также отдельно выносятся средства на социальную деятельность – к примеру организацию праздников в Детском доме-интернате «Южное Бутово» и Хосписе №3.
Религиозная организация проводит широкий спектр работ, охватывающий физический и духовный мир нашего государства. Помните, только общими силами возможно сформировать оптимальные условия для развития религии и сохранении моральных и социально приемлемых норм и устоев. Успейте сохранить культурное и историческое наследие свей страны – сделайте благотворительный вклад.
Главной задачей религиозной организации является повышение сознательности граждан и восстановлении церковных зданий по всем территории России. С начала зарождения организации была проведена масса работ по восстановлении и реставрации культурных объектов и мероприятий с целью духовного просвещения нации. Не будьте безразличным – позаботьтесь о будущем своей детей и внуков!
Надо ли жертвовать на храм?
Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может. Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку. Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.
Зачем нужна жертва на храм
Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.
На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.
И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства.
Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых
храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все
больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный
вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но
все же этого часто бывает мало.
Куда на самом деле идут деньги с тарелки
В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было
повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу
десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина
отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как
известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением
Богу.
В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.
О налоге с прихода
Например, если продано в этом месяце свечей меньше, чем обычно, размер налога остается прежним. В среднем приход обязан выплачивать в епархию около 200 тысяч в год. Он идет на строительство храмов, реставрацию монастырей, содержание семинарий и академий и т.д.
Но как быть настоятелям бедных маленьких приходов, где из
прихожан всего десять бабушек. Неужели отбирать у них всю пенсию? Это вопрос,
насущный для многих сельских батюшек. Многие из них отдают в епархию свои
детские пособия, ведь семьи батюшек часто многодетные.
Но если бы каждый прихожанин положил в эту тарелочку хотя бы десять рублей, то общая сумма уже выглядела бы утешительней.
Конечно же, не стоит даже сомневаться, что эти пожертвования не идут на строительство жилья для священника или на автомобиль. Допустим, что иногда это бывает и так. Многие священники не имеют собственного жилья на приходе и добираются издалека на общественном транспорте. Почему бы нам, обеспеченным христианам, не помочь им? Размер пожертвований, конечно, должен быть разумным, чтобы и свою семью не оставить без пропитания. Но на такое мало кто способен в настоящее время.
В конечно итоге, каждый из нас делает свой выбор.
О всех экономических вопросах касаемо храмов
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!