Инструменты денежного обращения
Discovered
О финансах и не только…
Регулирование денежного обращения
Регулирование денежного обращения (Regulation of Money Circulation) — система мероприятий, осуществляемых центральным банком, банками и другими финансовыми и нефинансовыми учреждениями с целью обеспечения потребностей национальной экономики в деньгах, поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую денежно-кредитной политики, однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления наличным денежным оборотом, а также платежные системы и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую денежной системы страны.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление денежными агрегатами, эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и платежных инструментов.
В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:
С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М. Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на корреспондентские счета банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.
В случае необходимости увеличения объемов денежной массы в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.
Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.
Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.
Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.
Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с облигациями внутреннего государственного займа, приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.
В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. Национальный банк в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.
На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.
Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения (кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, СИТ-компании и тому подобное.
Инструменты денежного обращения
Понятие инструментов денежного обращения
Инструменты денежного обращения (монетарные инструменты, инструменты монетарной политики) представляют собой совокупность методов, целью которых является обеспечение рынка товаров и услуг соответствующим объёмом денежной массы, предупреждение инфляции и кризиса неплатежей.
Выбор того или иного инструмента и его применение осуществляется Центральным Банком страны.
Административные инструменты денежного обращения
Административные инструменты применяются в форме директив, инструкций, постановлений Центрального Банка и направлены, в первую очередь, на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений.
К наиболее часто используемым видам административных инструментов относятся регулирование процентных ставок, установление кредитных потолков и селективная денежно-кредитная политика.
Регулирование процентных ставок представляет собой наложение ограничений со стороны правительства или Центрального Банка верхней границы процентных ставок по кредитам. Этот инструмент призван увеличить спрос на кредитные ресурсы при помощи низкой процентной ставки. Дешевые денежные ресурсы приводят к увеличению инвестиций реального сектора экономики и приводят к повышению деловой активности.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
«Кредитные потолки» (предельно допустимые суммы кредитования) используются во время «кредитного бума», для сдерживания чрезмерной кредитной экспансии. «Кредитные потолки» невыгодны для коммерческих банков из-за того, что они вынуждены хранить свободные средства в виде неиспользуемых резервов.
В развивающихся странах, для обеспечения развития приоритетных отраслей экономики широкого применяется административное монетарное регулирования в виде «селективной кредитной политики».
Основными средствами селективной кредитной политики являются следующие:
- создание специальных финансово-кредитных учреждений, которые бы осуществляли кредитование приоритетных отраслей экономики по льготным процентным ставками;
- установление количественных показателей кредитования направленного в приоритетные отрасли;
- создание системы льгот распространяющейся на банковские институты, выступающие кредиторами приоритетных отраслей экономики.
Рыночные инструменты денежного обращения
Под рыночными инструментами денежного обращения следует понимать совокупность действий и способов воздействия Центрального Банка на денежном рынке путем формирования определенных условий деятельности для кредитных учреждений. Рыночные инструменты являются более гибкими и опосредованными сравнению с инструментами прямого воздействия, поэтому наблюдается тенденция перехода Центральных Банков к расширению использования именно рыночных инструментов.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Выделяют три основных инструмента косвенного воздействия на денежное обращение:
- резервные требования;
- процентная политика;
- операции с ценными бумагами.
Обязательные резервные требования (активы банка, обеспечивающие его гарантированную ликвидность) – это инструмент, применяемый Центральным Банком для регулирования объема денежного предложения и управления денежно-кредитным рынком. Процентная ставка (норма резервирования) – характеризует сумму средств (часть банковских активов), которую банки обязаны удерживать на счетах центрального банка в качестве резерва.
Процентная политика представляет собой систему воздействия на динамику экономической конъюнктуры. Система процентных ставок используется как индикаторы для принятия решения по экономии, потреблению, инвестированию и т.д.
Центральный Банк покупает ценные бумаги на фондовом рынке для увеличения предложения денег. Увеличение денежного оборота оживляет рыночную конъюнктуру, увеличивает спрос на деньги и стимулирует производство.
В том случае, когда Центральный Банк осуществляет продажу ценных бумаг на фондовом рынке, происходит уменьшение денежного предложения и замедление рыночной конъюнктуры.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Методы и инструменты регулирования денежного оборота.
Вопрос № 1: Понятие и характеристика устойчивости денежного оборота.
Устойчивость денег в экономике означает равновесие на рынке денег, когда их покупательная способность остается без изменений либо ее колебания несущественны. Полноценные, реальные деньги, обладая внутренней стоимостью, имеют абсолютную устойчивость в обращении.
Устойчивость денежного обращения выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.
Условия стабильности покупательной способность денег:
— поддержание экономически обоснованного соотношения между денежной массой в обращении и массой реализуемых товаров;
— обеспечение эластичности денежного обращения, т.е. в способности денежной массы расширяться и сокращаться в зависимости от изменения товарооборота, динамики развития народного хозяйства;
— обеспечение стабильного обменного курса национальной валюты.
Переход к системам неразменных денег принципиально изменил механизм поддержания стабильности денежной единицы. Поскольку номинал неполноценных денег намного превышает стоимость их материального носителя, государство устанавливает монополию на выпуск денег в обращение. Оно гарантирует постоянство покупательной способности денег путем строгого регулирования денежной эмиссии.
Устойчивость денежной единицы обеспечивается комплексом мер и регуляторов, в частности, сбалансированностью денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики государства, сбалансированностью денежной и натурально-вещественной структур воспроизводства, соответствием между спросом и предложением товаров и услуг по отдельным их видам. Большое значение имеет соблюдение основных производственных пропорций между:
— сферой материального производства и непроизводственной сферой;
— производством средств производства и предметов потребления;
— фондом потребления и фондом накопления в национальной доходе;
— темпами роста производительности труда и средней заработной платы.
Пропорцииобщественного производства взаимосвязаны и постоянно меняются. Их основу составляет взаимодействие производства и потребления, рыночным выражением которого является соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения. Несмотря на то, что спрос и предложение тесно взаимосвязаны между собой, они выступают как самостоятельные элементы рыночных отношений, обладают относительной независимостью развития. Предложение может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитие спроса – опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. В конечном итоге эти процессы вызывают диспропорции между спросом и предложением и приводят к развитию инфляции.
Вопрос № 2: Инфляция и ее социально-экономические последствия
Инфляция – процесс обесценения денег, падения их покупательной способности, вызываемый повышением цен на фоне избыточной денежной массы, что связано с нарушением законов денежного обращения.
В качестве показателей уровня и динамики инфляции используются индексы цен:
· индекс потребительских цен,
· индекс цен на продукцию промышленных предприятий
· дефлятор валового национального или внутреннего продукта, показывающий увеличение общего уровня цен в экономике.
Виды инфляции:
1. в зависимости от пределов распространения:
2. в зависимости от темпов роста цен:
· умеренная (5–10 % в год),
· галопирующая (свыше 100 % в год)
· гиперинфляция (30 % и более в месяц);
3. в зависимости от характера движения цен:
· ползучая (цены растут сравнительно медленно и равномерно)
· ступенчатая (цены растут быстро и скачкообразно);
4. в зависимости от формы проявления:
· открытая (проявляется в росте цен)
· подавленная (скрытая) (искусственное сдерживание роста денежной массы, денежных доходов населения, фиксирование обменного курса национальной денежной единицы);
5. в зависимости от причин и способов возникновения;
· инфляция спроса – проявляется в превышении спроса на продукцию над ее предложением, возникает под воздействием избыточного платежеспособного спроса, созданного ростом денежной массы, необеспеченной товарными ресурсами;
· инфляция предложения – проявляется в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов и мощностей;
· инфляция издержек – вызывается ростом цен на факторы производства, вследствие чего растут издержки производства, а с ними и цены на производимую продукцию;
· административная инфляция – порождается государственными органами ценообразования;
· кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией Центробанка;
· импортируемая инфляция – вызывается воздействием внешних факторов, например, повышением цен на импортируемую продукцию;
6. по степени предсказуемости – ожидаемая инфляция, темпы которой прогнозируются заранее, и непредвиденная инфляция, когда ее уровень оказывается существенно выше ожидаемого.
Вопрос № 3: Методы и инструменты регулирования денежного оборота.
Управление денежным оборотом со стороны государства производится главным образом путем денежно-кредитного и бюджетно-финансового регулирования. Денежно-кредитное регулирование денежного оборота и денежной массы является наиболее эффективным. Денежно-кредитное регулирование проводится в рамках денежно-кредитной политики, которую Центральный банк разрабатывает и проводит. Для осуществления денежно-кредитной политики Центробанк использует следующие инструменты:
· банковская эмиссия (эмиссионная политика);
· рефинансирование (учетная политика);
· норма резервных требований (политика минимальных резервов);
· операции на открытом рынке (политика открытого рынка);
· валютная интервенция (валютная политика).
Эмиссионная политика – инструмент прямого воздействия на изменение денежного оборота и денежной массы. Она может быть стимулирующей (агрессивной) и сдерживающей (рестриктивной). В первом случае проводится интенсивная эмиссия как наличных, так и безналичных (кредитная эмиссия) денег с целью оживления экономики, поддержания работы финансово неустойчивых предприятий. Во втором – осуществляется умеренная эмиссия (или не осуществляется вовсе) для сбалансирования роста денежной и товарной массы, снижения инфляции.
Учетная (дисконтная) или ломбардная политика реализуется посредством предоставления центральный банком ссуды коммерческим банкам на основе переучета векселей (учетная ставка) и под залог векселей (ломбардная ставка). Центральный банк объявляет ставку рефинансирования, которая означает, под какой годовой процент он готов кредитовать коммерческие банки (при недостатке у них собственных кредитных ресурсов). Ставка рефинансирования означает нижний процентный порог получения кредитов. Ставка рефинансирования должна быть выше темпов инфляции. При излишней денежной массе в экономике ставка рефинансирования повышается, при уменьшении инфляции – снижается.
Политика минимальных резервовсостоит в установлении центральным банком резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в обязательном хранении последними определенной части своих ресурсов на беспроцентных счетах в центральном банке.
Политика открытого рынка–это метод денежно-кредитного регулирования, заключающийся в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг от своего имени на денежно-финансовом рынке, в основном, государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком.
Валютная политика. Денежно-кредитное регулирование имеет и внешнеэкономическую функцию, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость во внутреннем и международном обороте. Уровень валютного или обменного курса национальной денежной единицы зависит от:
учетной ставки, увеличение которой стимулирует рост обменного курса национальной валюты, рост депозитных ставок процентов на вклады;
валютных интервенций (если на бирже спрос на твердую валюту устойчиво превышает ее предложение, то уравновешивание спроса и предложения достигается за счет падения обменного курса национальной валюты, что чревато дополнительным толчком к инфляции).
Бюджетно-финансовое регулирование осуществляют министерства финансов в координации с центральными банками. Путем изменения величины и структуры доходной и расходной части государственного бюджета министерства финансов могут проводить стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая политика – снижение налоговой нагрузки на производителей за счет уменьшения налоговых ставок с тем, чтобы они увеличили накопления на свое развитие; увеличение отдельных расходных статей госбюджета с целью оживления тех секторов экономики, которые их обслуживают.
Сдерживающая фискальная политика проводится путем увеличения доходной части бюджета за счет роста налоговых ставок, экономии государственных расходов. При этом дефицит госбюджета сокращается либо превращается в профицит, т.е. его доходная часть превышает расходную, рост денежной массы замедляется, инфляция снижается.
ТЕМА 8: Валютная система и валютное регулирование
1. Валютная система: ее сущность, элементы.
Инструменты регулирования денежного обращения
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
— операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
— политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка
— изменение норматива обязательных резервов.
Операции на открытом рынке
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются oпeрации на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. График предложения денег сдвигается влево, а процентная ставка растет.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) — к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.
Политика учетной ставки (дисконтная политика)
Учетная ставка — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.
Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке и других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова:
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная Центрального банка становится более эффективной.