Инструменты денежно кредитной политики статья
Инструменты денежно-кредитной политики
Система инструментов денежно-кредитной политики
С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.
Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.
Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.
Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.
Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).
В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.
Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.
Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.
В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.
Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.
В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.
В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России
Содержание денежно-кредитной политики регулируется различными нормативными актами, и, прежде всего Конституцией Российской Федерации. Здесь существенны не только те ее положения, которые закрепляют основы денежной системы, но и все те конституционные нормы, которые, по сути, содержат ответ на вопрос, ради чего в обществе организуется и функционирует денежная система. Это все те нормы, которые относятся к правам человека и гражданскому обществу.
Однако это только предпосылки, а сам механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII «Денежно-кредитная политика» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В этом Федеральном законе предусматривается, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
«Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования*(247) обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. (Статьи 36-37 Федерального закона).
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.*(248)
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России». (Статья 38 Федерального закона).
В ст. 39 Федерального закона говорится, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
В ст. 40 сказано, что «под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России».
В ст. 41 приводится понятие валютной интервенции Банка России. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
В ст. 42 сказано, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Банк России вправе устанавливать прямые количественные ограничения. Это означает установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
При этом он вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (Статья 43 Федерального закона).
Статья 44 Федерального закона предоставляет право Банку России выпускать свои облигации. В ней говорится, что «Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов».
Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, необходимо в процессе ее разработки и реализации учесть множество разнообразных социально-экономических, политических, государственно-правовых, международных, психологических и других общественных факторов, которые детерминируют процессы развития или, наоборот, спада в функционировании денежной и кредитной систем.
По существующей мировой практике и проекты, и результаты регулирующей деятельности центрального банка должны своевременно и систематически публиковаться, с тем, чтобы политика правительства и центрального банка была прозрачной и предсказуемой. Как уже отмечалось, открытость — непременный атрибут формирования гражданского общества, в том числе и применительно к его взаимоотношениям с центральным банком.
В России принята практика ежегодного опубликования «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».*(249)
Достижение целей денежно-кредитной политики требует значительных интеллектуальных и организационных усилий со стороны Банка России. Главное, на наш взгляд, состоит в том, чтобы по каждому такому документу анализировались причины недостаточного выполнения поставленных задач. Причем суть вопроса в необходимости анализа недостатков и в своевременном изменении денежно-кредитной политики, в ее гибкости.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 75, п. 2) и Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» (ст. 4) главной функцией Центрального банка страны являются защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы — российского рубля. Поэтому в Основных направлениях формулируются цели денежно-кредитной политики и определяются основные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля, а также устанавливаются количественные ориентиры основных макроэкономических пропорций. Все это должно делать политику Банка России более прозрачной, служить повышению доверия к экономической политике государства, что, в свою очередь, является важным условием формирования в обществе устойчиво низких инфляционных ожиданий.
Инструменты денежно-кредитной политики. Список
В рамках денежно-кредитной политики Центробанк стремится на постоянной основе удерживать инфляцию в стране на уровне 4%. Чтобы добиться своей цели, регулятор активно использует различные инструменты. Сегодня поговорим об этих инструментах, а также выясним, как действия ЦБ влияют на жизнь простых граждан.
Для начала давайте проясним, что сегодня нужно понимать под денежно-кредитной политикой (ДКП). Это одно из направлений государственной политики, нацеленное на улучшение благосостояния населения.
Сегодня ДКП реализуется с оглядкой на уровень инфляции. Главная цель – это уровень цен в районе 4%. Все жители нашей должны привыкнуть к мысли о том, что у нас больше не будет ценовых скачков, никаких двухначных уровней. В целом, как показывает история последних лет, Центробанку удалось обуздать инфляцию. В минувшем году мы впервые узнали, что, оказывается, бывает рост на уровне 2,5% за год. Подробнее об этом читайте в материале «Инфляция в 2018 году. Динамика и перспективы».
На своем сайте ЦБ РФ объясняет, что стабильность цен позволяет удерживать в определенных рамках покупательную способность рубля. В свою очередь это ведет к тому, что население и бизнес могут в предсказуемых условиях составлять прогнозы на дальнейшее развитие и не переживать за судьбу своих сбережений. Это закладывает основу для устойчивого развития экономики.
Система инструментов ДКП
Чтобы добиться поставленной цели по инфляции и удерживать ее в дальнейшем на определенном уровне, Центробанк использует обширную систему инструментов.
Согласно ст. 35 Закона «О Центробанке РФ» в список основных инструментов денежно-кредитной политики входят:
- Процентные ставки по операциям ЦБ
- Обязательные требования по резервам
- Операции на открытом рынке
- Рефинансирование
- Валютные интервенции
- Выпуск облигаций
Есть в арсенале Центробанка и другие инструменты, однако остановимся на самых влиятельных и тех, что наиболее часто используются в работе регулятора.
Ключевая ставка
Ключевая ставка ЦБ РФ сегодня является ключевым инструментом денежно-кредитной политики. По сути, это размер процентов, под которые регулятор кредитует банкиров, если им нужны дополнительные средства на недельный срок. Также это ориентир для банкиров, которые желают, наоборот, разместить на счетах ЦБ РФ свои свободные деньги и получать на них процент.
Ключевая ставка определяется Центробанком в ходе специальных собраний, на которых детально изучается экономическое положение страны, анализируются прогнозы, риски и т.д. Люди, которые принимают решение о ключевой ставке, берут на себя большую ответственность, потому что неверные выводы могут сказаться на судьбах миллионов граждан.
Сегодня размер ключевой ставки составляет 7,5%. По мнению специалистов, на текущий момент именно этот показатель позволяет балансировать между удержанием роста цен в рамках 4% и дальнейшим развитием экономики.
Ключевая ставка – очень сильный инструмент. Повышая показатель, Центробанк создает условия, при которых кредитные деньги становятся дороже. Люди меньше идут в банки, а те, кто продолжают обращаться за кредитами, чаще сталкиваются с отказами, потому что их зарплаты уже не хватает для обслуживания кредита и выросших ставок. Таким образом, объем поступающих в экономику денег снижается. Это ведет к падению спроса на товары, услуги. В условиях низкого спроса цены начинают топтаться на месте или снижаться.
А если понижать показатель ключевой ставки, то, соответственно, происходит накачка экономики дешевыми деньгами. В этом случае выигрывает экономический рост. Растут зарплаты, повышается уровень благосостояния населения. Правда, и инфляция тоже существенно ускоряется.
О том, какое сильное влияние на нашу жизнь может оказывать ключевая ставка, хорошо свидетельствуют события 2014 года, когда на фоне падения нефтяных цен и санкционного давления рубль начал стремительно обваливаться, а инфляция вырываться из-под контроля.
ЦБ принял волевое решение повысить ставку. В декабре 2014 года она сначала подскочила до 10,5%, а через несколько дней – до 17%. Это было очень смелое и важное решение. Паника начала спадать, рубль был спасен.
Обязательные требования по резервам
Требования по резервам являются еще одним важным инструментом ДКП. Согласно закону о банках и банковской деятельности все кредитные организации обязаны исполнять данные требования.
Все банки открывают в ЦБ специальный счет, на котором хранят обязательные резервы. Регулятор в свою очередь в зависимости от ситуации на рынке определяет требования к банкам, а именно высчитывает, сколько денег банки должны держать на этом счете.
Эффект здесь достигается примерно такой же, как в случае с ключевой ставкой. Иными словами, если ЦБ утверждает правила по повышенному объему хранения средств на резервном счете, то банки сокращают кредитование населения, в результате чего в экономику поступает меньше денег. Соответственно, когда ЦБ снижает требования, то свободных денег у банков становится больше, что влечет за собой рост кредитования и риски для ускорения инфляции.
Операции на открытом рынке
Данный инструмент ДКП используется Центробанком относительно редко. Он представляет собой операции по покупке/продаже ценных бумаг, например, государственных облигаций. С помощью данного инструмента происходит регулирование банковской ликвидности.
Однако в РФ данный инструмент не пользуется большой популярностью, в том числе из-за того, что российский рынок государственных ценных бумаг довольно узок и малоликвиден. А вот, например, в США – это довольно сильный инструмент, который может применяться, как в особо кризисных случаях, так и на ежедневной основе.
Валютные интервенции
Валютные интервенции – это тоже один из инструментов ДКП. Преставляет собой операции, которые проводит Центробанк, для того, чтобы повлиять на курс национальной валюты. Соответственно, когда нужно повысить курс рубля, на рынке продается валюта из запасов регулятора. Если речь идет о том, чтобы снизить курс, то осуществляются покупки.
Иногда совсем не обязательно проводить физические операции купли-продажи валюты. Порой рынкам хватает и вербальных интервенций. Например, если некое публичное лицо пообещает, что курс валюты будет сохранен в указанных пределах, то участники рынка могут прислушаться к его обещаниям и прекратят спекуляции на курсе.
До 2014 года Центробанк был регулярно участником валютного рынка, стараясь придерживать курс рубля в определенном ценовом коридоре. Однако, когда нефть начала стремительно снижаться, а санкции усиливаться, население бросилось скупать валюту.
В условиях жесткого давления на рынок Центробанк был поставлен в условия тяжелого выбора. Если продолжать поддержку национальной валюты, то можно сжечь практически все валютные резервы страны. При этом нет гарантии того, что рубль получится удержать в заданных пределах. Но и оставлять рубль без опеки тоже опасно.
Но в ЦБ приняли очень разумное и взвешенное решение. Рубль отпустили в свободное плавание, посчитав, что его судьбу должен решать рынок. Впрочем, без поддержки рубль не остался. Одновременно ЦБ повысил ключевую ставку, что мгновенно повысило востребованность рублей. В итоге страна спасла свои резервы и удержала рубль от чрезмерного падения.
После 2015 года Центробанк присутствует на валютным рынке, но не для того, чтобы влиять на курс российского рубля. Он покупает валюту для пополнения резервов. При этом покупки осуществляются очень аккуратно, чтобы не породить существенных изменений валютного курса. В настоящий момент данные покупки и вовсе приостановили до лучших времен.
Выпуск облигаций
Говоря об инструментах ДКП, стоит вспомнить и выпуск облигаций со стороны Центробанка. В мире актиавно используется данный инструмент, например, в таких развивающихся странах, как Бразилия, Чили, Южная Корея, ЮАР.
С помощью данного инструмента регулятор собирает избыточную банковскую ликвидность. Банки, которые выступают покупателями данных облигаций, могут получить существенные преимущества. Во-первых, это относительно безрисковая возможность для размещения собственных средств и получения прибыли под хороший процент. Во-вторых, облигации всегда можно продать на вторичном рынке, самому ЦБ, или использовать в качестве залога.
Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 21.06.2015 2015-06-21
Статья просмотрена: 2622 раза
Библиографическое описание:
Черемисов, Д. И. Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе / Д. И. Черемисов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20549/ (дата обращения: 10.04.2020).
Развитие России на современном этапе определяется реализацией стратегических целей экономической политики государства, что предполагает необходимость проведения денежно-кредитной политики и усиления её воздействия на экономический потенциал страны и повышения уровня жизни населения. Главная роль в этом процессе принадлежит Банку России, что определяет важность исследования институциональных основ и перспектив его деятельности по развитию инструментария регулирования.
Рассмотрим использование инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе.
В посткризисный период инструментарий денежно-кредитной политики продолжал подвергаться изменениям. Банк России постепенно отказывался от чрезвычайных мер по предоставлению ликвидности банковской системе.
В течение 2010 г. операции по выдаче кредитов без обеспечения постепенно сокращались. Переход к более гибкому регулированию валютного курса должен был способствовать усилению воздействия на экономику с помощью мер процентной политики. Банк России, ориентируясь на зарубежный опыт, продолжил развитие операций на открытом рынке. С учетом ограниченного объема государственных ценных бумаг, выпускаемых Правительством, он расширял предложение собственных ценных бумаг, начав в ноябре 2010 г. эмиссию трехмесячных облигаций Банка России.
Целью процентной политики Центрального банка Российской Федерации до февраля 2011 г. было смягчение условий в денежно-кредитной сфере и активизация кредитной активности. В результате с середины 2010 г. темпы роста кредитов в банковской системе имели положительную динамику.
Между тем во второй половине 2010 г. цены на продовольствие и энергоносители на мировом рынке возросли, что вызвало ускорение темпа инфляции в национальных экономика, в том числе и в экономике России. Аналогичная ситуация произошла в конце 2007 года. Однако в этот раз денежно-кредитная политика не подверглась кардинальным изменениям. В феврале 2011 г. Банк России повысил минимальные резервные требования и на 0,25 процентных пункта увеличил ставку рефинансирования. За февраль–май 2011 г. ставка рефинансирования была поднята на 0,5 процентных пункта, а минимальные резервные требования — на 1,5–3 процентных пункта.
Во второй половине 2011 — середине 2012 гг. Банк России снова задействовал инструменты предоставления ликвидности банковской системы из-за потрясений на мировых финансовых рынках. Основным инструментом выступали операции прямого РЕПО, объемы которых в эти периоды превысили показатели острой фазы кризиса 2008–2009 гг. [2]
В 2012 году Банк России активно использовал инструменты рефинансирования кредитных организаций. Основными инструментами рефинансирования Банка России являлись операции РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя.
Начиная с сентября 2013 года Центральный Банк Российской Федерации начал работу в качестве финансового мегарегулятора страны, не меняя направленности денежно-кредитной политики и сохраняя уровень ставок по основным операциям предоставления ликвидности. Федеральная служба по финансовым рынка передала свои полномочия Банку России, сама при этом была упразднена. Теперь помимо надзора за банками в функции Центрального Банка Российской Федерации стали входить контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании и микрофинансовые организации.
Одновременно Банк России принял решения по совершенствованию системы процентных инструментов с целью повышения эффективности денежно-кредитной политики. 13 сентября 2013 года Центральный Банк Российской Федерации ввел ключевую ставку — индикатор направленности денежно-кредитной политики.
Значимость использования нормативов обязательных резервов для целей ограничения притока спекулятивного капитала уменьшилась. Этому способствовало повышение гибкости курсообразования, а также складывающиеся внешние и внутренние макроэкономические тенденции. В связи с этим в феврале 2013 года Банк России выровнял нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций, установив их на уровне 4,25 %.
Несмотря на дефицит ликвидности банковского сектора в январе-августе 2013 года сохранялся высокий спрос кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, при этом объемы операций абсорбирования ликвидности оставались незначительными.
Таким образом, предоставление ликвидности Банком России кредитным организациям осуществлялось в большей степени посредством операций на аукционной основе. Лимиты по данным операциям устанавливались исходя из прогноза ликвидности банковского сектора.
Основной формой привлечения ликвидности от Банка России для кредитных организаций продолжали оставаться аукционы РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя.
В 2013 году наблюдалось повышение интенсивности использования кредитными организациями операций «валютный своп» Банка России. Это было следствием нехватки у отдельных кредитных организаций ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, и недостаточно активным перераспределением ликвидности на рынке. Однако операции «валютный своп» для кредитных организаций являлись второстепенным источником привлечения ликвидности со стороны Банка России.
В июле 2013 года Банк России начал проводить нерегулярные аукционы по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, по плавающей процентной ставке на срок 12 месяцев. Целью данного решения было улучшение функционирования денежного рынка за счет частичного высвобождения рыночного обеспечения. Объем предоставленных денежных средств по итогам первого кредитного аукциона составил 306,8 млрд. рублей, при этом Банк России удовлетворил все заявки кредитных организаций.
В сентябре 2013 года Банк России объявил о проведении 14 октября 2013 года кредитного аукциона по плавающей ставке на срок 3 месяца. Использование данного инструмента позволило смягчить проблему нехватки рыночного обеспечения у кредитных организаций и повысило управляемость процентных ставок.
Задолженность кредитных организаций по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций, в январе-августе 2013 года снизилась с 649,9 до 385,2 млрд. рублей. Объем других операций рефинансирования по фиксированным ставкам в отчетный период оставался незначительным.
В 2013 году Банк России принял меры, направленные на расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования и на совершенствование технологии проведения операций. Был расширен перечень активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности. [3]
Ситуация, сложившаяся в экономике России и в денежно-кредитной сфере в 2014 г. вследствие обострения и реализации геополитических рисков, возникших главным образом из-за развития событий на Украине и резкого изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти, отличается нестандартностью и сложной предсказуемостью. В то же время именно денежно-кредитному регулированию, включая выбор адекватных инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу в сложившихся условиях, принадлежит важнейшая роль в выборе средств, посредством которых российская экономика сумеет преодолеть возникшие негативные последствия. Данные обстоятельства придают особую актуальность исследованию применяемых Банком России в современных условиях мер денежно-кредитного регулирования и их результативности. Учитывая значимость проблемы, а также заявленное Банком России изменение с 2015 г. режима денежно-кредитной политики, указанные проблемы активно обсуждаются в научной литературе. Однако события развиваются столь стремительно и неожиданно, что существует необходимость в их серьезном осмыслении и выработке адекватных мер в режиме нон-стоп.
В этих условиях Банк России, как известно, принял решение о переходе с 2015 г. к режиму таргетирования инфляции. С учетом данного решения, а также собственной оценки текущей ситуации на валютном рынке 10 ноября 2014 г. Банк России объявил о переходе к свободному плаванию курса национальной валюты. Рынок отреагировал на эти решения значительным ростом спроса на иностранную валюту и очередным падением курса рубля.
После объявления регулятором о повышении с 16 декабря 2014 г. ключевой ставки до 17 % давление на рубль снова резко усилилось. В дальнейшем курс рубля несколько укрепился под влиянием ряда факторов: небольшое повышение цен на нефть, принятие Правительством РФ и Банком России срочных дополнительных мер, приближение периода налоговых выплат.
Таким образом, только от момента объявления Банком России о переходе к свободному плаванию рубля до принятия экстренных мер совместными с Правительством РФ усилиями рубль девальвировался на 50 %.
Попытки внедрения Банком России новых инструментов денежно-кредитной политики тоже не были первоначально успешными. Рассмотрим, например, как работал такой новый инструмент денежно-кредитной политики, введенный Банком России с 27 октября 2014 г., как сделки РЕПО в иностранной валюте на срок 1 неделя и 28 дней, а с 5 ноября 2014 г. — и на срок 12 месяцев.
Первые проведенные аукционы были, по сути, невостребованными из-за низкого спроса. Впервые значимые объемы сделок были отмечены на аукционах, состоявшихся 15 декабря 2014 г. В этот день на аукционах валютного РЕПО банкам было предложено 10 млрд долл. США на срок 12 месяцев и 1,5 млрд руб. на срок 28 дней. По итогам аукциона на 12 месяцев общий объем заключенных сделок составил 4 829,1 млн долл. США, и спрос был удовлетворен полностью.
Минимальная процентная ставка по аукциону на 28 дней 17 ноября 2014 г. составляла 1,653 % годовых, а через месяц 15 декабря — уже 0,661 % годовых, что в 2,5 раза ниже. [1]
В результате от момента заявления о введении нового инструмента денежно-кредитной политики до момента, когда рынок принял его, прошло более полутора месяцев. Между тем ситуация на валютном рынке в этот период накалялась.
Недостаточная оперативность принимаемых мер денежно-кредитного регулирования и попытки действовать мягко, опасаясь навредить решению общеэкономических задач страны, были одними из причин, по которым не удалось предотвратить кризис на валютном рынке.
Стремительное развитие ситуации на валютном рынке, несмотря на предпринятые Банком России меры, привело к очередному резкому и самому значительному за прошедший год обвалу курса рубля.
Подводя итог, можно сказать, что перед Банком России на сегодняшний день стоит задача продолжения поиска наиболее эффективных инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу, которые смогли бы адекватно и своевременно отвечать на сложившиеся условия в российской экономике.
1. Аболихина Г. А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков / Г. А. Аболихина // Экономика. Налоги. Право. — 2015. — № 1. — C. 37–42.
2. Головнин М. Ю. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 44 с.
3. Федулов В. Г. Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ в современных условиях развития экономики / В. Г. Федулов // Основные направления развития сферы торговли, индустрии, гостеприимства, сервиса и услуг в условиях ВТО: Сборник материалов Международной научно-практической интернет конференции. — Казань, ООО «Алекспресс». — 2014.