Дифференциация денежных доходов населения
ПОКАЗАТЕЛИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ
Существенным показателем благосостояния общества в целом является не только уровень доходов населения, но и степень различия (дифференциация) доходов между различными группами. Уровень доходов в целом —- результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием социальных и экономических факторов. Для ее вычисления используются следующие показатели:
• доход на душу населения в месяц, который исчисляется делением годового объема денежных доходов на 12 и на численность населения;
• среднедушевой доход семьи, т.е. месячный или годовой доход домохозяйства, деленный на число его членов.
Распределение населения по величине среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню благосостояния.
К основным показателям дифференциации доходов относятся следующие:
• децильный коэффициент — показатель дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения. Определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (дециль — 10%). В России разрыв составляет в среднем 15 раз: на 10% самых богатых домохозяйств приходится около 30% всех доходов, а на 10% самых бедных — 2%. Очень сильны различия по регионам. В Москве, например, децильный коэффициент составляет 56. В США этот показатель — 6, в Европе колеблется от 5 до 8. Разрыв в доходах в обществе, превышающий 10 раз, считается опасным для социальной стабильности. Этот показатель называется также коэффициентом дифференциации доходов. Последние данные можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ в разделе основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения (www.gks.ru);
• кривая Лоренца — графическое представление доли совокупного дохода, приходящейся на каждую группу населения. Все домохозяйства ранжируют по уровню доходов от наименьших до наибольших и рассчитывают для каждых 20% долю их доходов в совокупном доходе всех домохозяйств. По горизонтальной оси откладывается процент количества домохозяйств, а по вертикальной — процент совокупного дохода. Так, кривая на графике показывает, что первые 20% домохозяйств получают 5% всех доходов, 40% — 15, 60% — 30, 80% — 50, и 100% домохозяйств — 100% доходов. Очевидно, что на последние 20% домохозяйств с наибольшими доходами приходится 50% всех доходов в стране, тогда как на первые 20% домохозяйств с наименьшим доходами — только 5%. Если бы все домохозяйства получали одинаковый доход, кривая Лоренца превратилась бы в прямую. Чем больше кривая отклоняется от прямой, тем больше неравенство доходов;
• коэффициент Джини — показатель степени неравенства в распределении доходов. В российской статистике этот показатель называется индексом концентрации доходов. Вычисляется как доля площади между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства доходов от общей площади под прямой абсолютного равенства доходов. Величина коэффициента может изменяться от 0 до I. Если коэффициент близок к 0, в обществе существует равенство в распределении доходов; чем выше его значение, тем более неравномерно распределены доходы. В России коэффициент Джини составляет порядка 0,4. В развитых странах Запада он равен примерно 0,3. Характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА
Доходы не могут быть ниже необходимых для поддержания минимального уровня жизнедеятельности человека. Минимум необходимого для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности определяется на основе научных методов и данных о реальном потреблении.
Потребительская корзина (consumer basket) —минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В России эта корзина включает:
• 11 групп продовольственных товаров, в том числе хлеб и крупяные культуры, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко, яйца, масло растительное и другие жиры, соль, чай, специи;
• 10 групп непродовольственных товаров, в том числе пальто, костюмы и платья, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, культурно-бытовые и хозяйственные товары, предметы санитарии и лекарства (см. табл.);
• 7 видов услуг, в том числе оплата жилья, центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, транспортные и другие услуги.
Поскольку алкоголь, табак и т.п. не входят в число товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в корзине они не предусмотрены.
Очевидно, что минимальные наборы потребительской корзины, которые нужны для сохранения жизнедеятельности грудного младенца и пенсионера, школьника начальных классов и аспиранта университета, да и просто мужчин и женщин, разные. Поэтому потребительская корзина рассчитывается для населения в целом и для трех его основных групп: трудоспособного населения: мужчин в возрасте 16—59 лет и женщин в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста; пенсионеров: мужчин в возрасте от 60 лет и женщин в возрасте от 55 лет, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности; детей: населения в возрасте до 15 лет. Состав потребительской корзины устанавливается законом, обычно пересматривается по мере изменения самих групп населения не реже одного раза в пять лет. Например, по Закону «О потребительской корзине», принятому в 2006 г., предполагается, что трудоспособный россиянин должен съедать не менее 37 кг мяса, 16 кг рыбы, 23 кг фруктов в год; семь лет должна служить гражданам верхняя одежда в виде набора из пальто, плаща и куртки; за три года он сносит шесть пар обуви. Различия в потреблении основных товаров между трудоспособным населением, пенсионерами и детьми весьма существенные. Например, человек трудоспособного возраста снашивает 6 пар обуви за 3 года, а дети — менее чем за 2 года. В больших странах потребительская корзина различных регионов также отличается из-за разных природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Понятно, что в России минимальная потребительская корзина жителей Таймырского полуострова и Краснодарского края будет разной хотя бы уже потому, что первым для выживания нужно больше теплой одежды, чем вторым.
МИНИМАЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА
Одной из главных характеристик благосостояния домохозяйства является степень соответствия его денежных доходов прожиточному минимуму: объему и структуре потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне.
Прожиточный минимум (subsistence level) —- стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных ценах.
Показатель прожиточного минимума обычно используется в нескольких целях:
• для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики;
• для обоснования минимального уровня оплаты труда и пенсии по старости;
• для определения размеров социальных выплат, таких, как стипендии и пособия;
• для формирования государственного бюджета.
Чтобы определить, сколько людей имеют доход ниже прожиточного уровня, среднедушевой доход сравнивают с установленным прожиточным уровнем. Разница между доходом на человека и прожиточным уровнем составляет дефицит денежных средств для домохозяйства. Семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. Величина прожиточного минимума обычно является основой для установления минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Минимальная оплата труда (minimum wage) — установленный законом уровень зарплаты, обеспечивающий гражданам прожиточный минимум.
В принципе ни государственное, ни частное предприятие не имеет права платить своим работникам зарплату ниже определенного уровня. Уровень минимальной зарплаты обычно устанавливается как расчетное соотношение к среднегодовому прожиточному минимуму трудоспособного населения. Обычно по минимальной зарплате оплачивается труд неквалифицированных работников.
В России по Трудовому кодексу минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда, МРОТ) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются надбавки, премии и другие поощрительные, компенсационные и социальные выплаты. Хотя МРОТ в России регулярно повышается, догнать постоянно растушую стоимость прожиточного минимума пока не удается. Дело в том, что показатель МРОТ лежит в основе Единой тарифной сетки, по которой рассчитываются зарплаты российских бюджетников — людей, работающих в государственных организациях, министерствах, органах местной власти, государственных больницах и школах. Зарплаты большинства из них (например, врачей и учителей) финансируются местными органами власти. А они в большинстве своем не могут позволить себе трехкратно повысить зарплаты. Частные фирмы также не повышают минимальные зарплаты до уровня МРОТ. В России предусмотрено поэтапное повышение МРОТ и минимального размера пенсий по старости до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Доходы людей и, следовательно, их благосостояние во многом зависят от того, сколько и чего они в состоянии произвести.
Дифференциация доходов и неравенство
Дифференциация доходов населения — это объективно складывающиеся различия в уровне доходов индивидов и социальных групп, обусловленные различиями в оплате труда и социальных выплат, способностях и предприимчивости, имущественном положении.
Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, социальные трансферты, предпринимательские доходы, проценты, дивиденды и другие доходы от собственности, а также общую стоимость продукции -личного подсобного хозяйства, потребленной в семье и проданной. Доходы населения распределяются по группам населения неравномерно.
Существует ряд показателей оценки дифференциации доходов населения, которые позволяют увидеть, насколько интенсивно протекает данный процесс. В их числе:
- распределение населения по уровню среднедушевых доходов — это показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.
- распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцати процентных (десяти процентных) групп населения. Этот показатель наглядно представил экономист Лоренц в виде кривой фактического распределения дохода (кривая Лоренца).
Для этого разобьем все население страны на пять равных, по числу входящих в них домохозяйств, групп (по 20%). Группы населения будем располагать по оси абсцисс от самых малообеспеченных до самых богатых. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% доходов, на 40% населения — 40% доходов и т.д. Абсолютное равенство представлено биссектрисой ОЕ (рис. 6.6), а абсолютное неравенство — кривой OGE. Линия OABCDE отражает фактическое распределение дохода (кривая Лоренца онлайн). Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем меньше неравенство в распределении доходов.
Кривая Лоренца
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности населения. Для определения бедности разрабатываются минимальные стандарты уровня жизни — это устанавливаемые в законодательном порядке нормативные показатели уровня жизни, обеспечивающие минимально необходимый уровень удовлетворения основных потребностей населения. Среди них наиболее важную роль играют «потребительская корзина», прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
«Потребительская корзина» — это набор 35 продуктов питания (11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты), 4-х групп непродовольственных товаров и 5 групп видов услуг, обеспечивающий минимальную достаточность потребления.
Прожиточный минимум — это стоимость минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения физической жизнедеятельности человека.
Минимальный потребительский бюджет — это стоимость материальных благ и услуг, входящих в прожиточный минимум, плюс минимальные затраты на удовлетворение основных духовных и социальных потребностей человека, организацию быта и проведение досуга.
Дифференциация доходов населения
Дифференциация доходов населения — выделение различных слоёв и групп населения в зависимости от уровня доходов. В качестве показателя характеризует степень неравномерности распределения доходов [1] [2] . Различие в доходах играет определяющую роль в существовании социально-экономического неравенства [3] .
Для оценки дифференциации доходов используется множество инструментов (англ.) русск. [4] . В частности, распространёнными являются кривая Лоренца и, рассчитываемый на её основе, коэффициент Джини. Так, в России коэфициент Джини в 2011 году составлял 0,43 (по другим исследованиям 0,6), что выше среднего показателя по ОЭСР [5] .
На неравенство доходов оказывают влияние личностные особенности (способности, образование, мотивация к труду), условия жизни (начальные, владение собственностью, место проживания), случайные факторы [6] [1] . Исследования показывают, что неравенство в доходах в открытом обществе может значительно варьироваться от поколения к поколению, однако в отношении дохода от собственности роль предыдущего поколения более существенна [7] [8] . По мнению исследователей, на рост дифференциации доходов в стране влияет финансовая глобализация и технический прогресс [9] .
Высокая дифференциация доходов населения является источником социальной нестабильности, приводит к неэффективному расходованию ресурсов [10] . В то же время, согласно исследованиям, умеренная дифференциация доходов оказывает положительное воздействие на экономику [4] .
См. также
Примечания
- ↑ 12Николаева И. П. Экономическая теория: словарь — справочник. — М .: Проспект, КНОРУС, 2011. — 160 с.
- ↑Дифференциация доходов населения / Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру
- ↑ Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия / Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
- ↑ 12Греков И. Е., Садков В. Г.О необходимости оценки среднего уровня благосостояния с учётом неравномерности распределения населения по доходам.
- ↑ OECD Reviews of Labour Market and Social Policies: Russian Federation 2011. — OECD Publishing, 2011.
- ↑Захарченко В. И. Сумма знаний в экономике. — О.: Наука и техника, 2008. — Т. 2.
- ↑Потапова И. С. История экономических учений. — М .: МГИУ, 2008. — 244 с.
- ↑Кожевников Л. В. Социология. — М .: МГИУ, 2007.
- ↑ World Economic Outlook October 2007: Globalization and Inequality. — International Monetary Fund, 2007.
- ↑Ефимова Е. Г. Экономическая теория. — М .: МГИУ, 2007. — 198 с.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Дифференциация доходов населения» в других словарях:
Дифференциация Доходов Населения — степень неравномерности распределения доходов, получаемых разными группами населения в зависимости от рода занятия, демографических факторов и пр. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ — разница между уровнями денежных доходов различных групп и слоев населения. Дифференциация доходов населения характеризуется коэффициентом дифференциации доходов населения … Словарь терминов по социальной статистике
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ — разница между уровнями денежных доходов различных групп и слоев населения. Дифференциация доходов населения характеризуется коэффициентом дифференциации доходов населения … Социальная статистика. Словарь
Дифференциация доходов населения — один из важнейших социально экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между… … Большая советская энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ — результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долей доходов, получаемых разными группами населения, Д.д.н. формируется под воздействием видов занятости, влияния таких… … Большой экономический словарь
Дифференциация доходов населения — различия в уровнях доходов отдельных слоев населения обусловленные неравенством их материального положения и способов получения жизненных благ … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Дифференциация доходов — Дифференциация доходов (income dispersion) — степень неравномерности доходов, получаемых разными слоями и группами населения и соответственно, обеспеченности их жизненными благами. Измеряется с помощью таких показателей, как коэффициент… … Экономико-математический словарь
дифференциация доходов — Степень неравномерности доходов, получаемых разными слоями и группами населения и соответственно, обеспеченности их жизненными благами. Измеряется с помощью таких показателей, как коэффициент Джини, фондовый коэффициент (соотношение средних… … Справочник технического переводчика
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ — (от лат. differentia разность) разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10% ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10% ной … Экономический словарь
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ — различия в уровнях доходов населения. Д.д. тесно связана с понятиями социального равенства и неравенства. Стремление к равенству в доходах, воплощающему, по мнению многих соц. справедливость, всегда сопровождается падением экономич. эффективности … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Дифференциация доходов населения: проблемы и пути решения
экономические науки
- Рассадина Марианна Николаевна , кандидат наук, старший преподаватель
- Вологодский институт права и экономики ФСИН России
- СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
- КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ
Похожие материалы
В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современной России, проблема неравенства доходов приобретает особую актуальность и значимость. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный разрыв в доходах населения. По данным Росстата (табл. 1) за последние несколько лет произошло снижение реальной заработной платы и пенсий, возросла численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Таблица 1. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения России за 2011-2015 гг.
Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, рублей
Реальная начисленная заработная плата 1 работника, в процентах к предыдущему году
Среднемесячный размер назначенных пенсий на конец года, рублей
Реальный размер назначенной месячной пенсии на конец года, в процентах к предыдущему году
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, рублей в месяц
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения
Децильный коэффициент фондов, в разах
Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов)
В сентябре 2016 года среднедушевые доходы населения составили 30 125 рублей, что в реальном выражении соответствует 97,2% от уровня доходов в сентябре предыдущего года и 91,3% от уровня сентября 2014 года. Сентябрь 2016 года стал двадцать третьим подряд месяцем сокращения реальных доходов граждан, и по сравнению с октябрем 2014 года — последним периодом роста реальных доходов — падение составило 14%.
Сохраняется достаточно высокий уровень таких показателей как децильный коэффициент фондов и коэффициент Джинни. В сентябре, по сравнению с летними месяцами, уровень бедности, измеренный по субъективным оценкам населения, существенно не изменился. Доля респондентов, характеризующих материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое (бедных по самооценке материального положения), составила 22%, доля населения, у которого денег недостаточно для приобретения одежды или продуктов питания (бедных по самооценке потребительских возможностей), — 41%.
Устойчивое снижение реальных доходов населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиление негативных тенденций на рынке труда, о наличии которых свидетельствуют данные официальной статистики, может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать рост социальной напряженности.
По классификации ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Россия давно и однозначно относится к странам с высокой степенью неравенства. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество. Для сpaвнeния, caмый низкий дeцильный кoэффициент наблюдается в скaндинaвcких cтpанax — Дании, Финляндии и Швеции (на уровне 3-4). В Гepмaнии, Aвcтpии и Франции этот коэффициент вapьиpуется в пределах 5-7-кратного разрыва. В США он находится в районе 10-12 [3]. Существующая в обществе дифференциация доходов является крайне неоправданной и оказывает негативное влияние на развитие экономических и социальных процессов.
На процесс дифференциации доходов влияет много различных факторов. В целом, факторы, формирующие доходы населения, могут быть трех уровней:
- Факторы, зависящие от самого человека, жизненной позиции, его человеческого капитала и трудового потенциала (образования, квалификации, опыта, вида занятости, должностного статуса, затрат и результатов труда, наличия профессионального и должностного (карьерного) роста, наличия капитала в любых его проявлениях (образовательного, профессионального, финансового и пр.);
- Факторы, связанные с трудовой деятельностью человека; с той отраслью, в состав которой входит его предприятие, учреждение, организация, фирма; с формой собственности предприятия, его организационно-правовой формой; положением фирмы на товарном, финансовом рынках и рынке труда; с технической оснащенностью предприятия, с его местом расположения; развитостью социально-трудовых отношений в коллективе;
- Факторы, связанные с экономикой страны в целом и региональной экономикой: экономическим потенциалом, эффективностью общественного производства, величиной валового национального продукта и национального дохода, ценовой политикой и системой налогообложения, развитостью институтов социального партнерства при регулировании трудовых отношений. Эта группа факторов формирует систему социальных трансфертов.
Дифференциация доходов усиливает поляризацию общества, способствует возникновению антагонизма между людьми (при декларировании построения солидарного общества), что отрицательно влияет на качество жизни населения. В обществе постоянно идут поиски новых инструментов снижения поляризации доходов, однако наиболее действенными и эффективными инструментами государственного регулирования доходов в развитых странах традиционно остаются:
- регламентация доли заработной платы в ВВП, которая законодательно резервируется на все виды обязательного социального страхования;
- установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) и иногда верхнего порога заработной платы для предотвращения чрезмерной поляризации доходов;
- прогрессивная шкала налогообложения на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на собственность;
- социальные трансферты в денежной и натуральной форме.
В зависимости от политических и социальных особенностей страны, инструменты государственного регулирования используются в различных сочетаниях и пропорциях [4].
На современном этапе развития России государственная политика регулирования доходов осуществляется только в области сокращения абсолютной бедности. Из всего многообразия инструментов в сфере государственной политики доходов населения в России наиболее популярным является инструмент МРОТ. В результате уровень дифференциации доходов в России начиная с 2001 г. остается самым высоким из всех экономически развитых стран мира. Более высокий уровень дифференциации доходов населения, чем в России, наблюдается только в таких странах, как Филиппины, Нигерия, Южно-Африканская Республика, Боливия, Бразилия, Мексика и Чили [1].
Тенденции в дифференциации доходов в России во многом зависят от происходящих изменений в структуре денежных доходов населения. Экономический рост и потенциальное улучшение ситуации на рынке труда, повышение уровня доходов пенсионеров, несомненно, могут создать предпосылки для снижения общего уровня социального расслоения. В то же время дальнейшее развитие процессов приватизации и коммерциализации будет способствовать увеличению доходов от собственности, для которых характерна очень высокая дифференциация в условиях рыночной экономики. В этом случае особую важность приобретают активное проведение государством перераспределительных мер, адресная нацеленность социальных трансфертов, государственное регулирование рынка труда. Это крайне необходимо для того, чтобы дифференциация доходов в российском обществе стабилизировалась на уровне, характерном для большинства экономически развитых стран [5].
Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, снижению инвестиционной активности, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата. Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования [2].
Рассматривая проблему уменьшения неоправданной дифференциации доходов населения России, и социального расслоения общества, следует указать, что основной предпосылкой успешного решения проблемы является дальнейший поступательный рост российской экономики, причем не столько за счет сырьевого сектора, сколько путем развития обрабатывающей промышленности, особенно конкурентоспособных наукоемких производств, сельского хозяйства и сферы услуг в отечественной экономике.
Список литературы
- Россия и страны мира – 2014 г. / Федеральная служба государствен-ной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.gks.ru/ (дата обращения 5.12.2016).
- Соловьева, Т.С. Экономическая дифференциация населения и модернизация территорий [Текст] / Т.С. Соловьева // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 1. – С. 28-38.
- Список стран по показателям неравенства доходов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 6.12.2016).
- Стукаленко, E.A. Дифференциация доходов населения: причины и последствия [Текст] / Е.А. Стукаленко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014 – № 1. – С. 183-187.
- Юсупова, А.В. Дифференциация денежных доходов населения в экономике современной России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 3.12.2016).
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.