Денежное регулирование теория и практика
Использование теоретических концепций в практике государственного регулирования денежного обращения
Кейнсианская концепция на первый план ставила проблему регулирования совокупного спроса. В качестве теоретического обоснования регулирующих мер использовалась кривая Филлипса, в соответствии с которой существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Поэтому давались рекомендации о необходимости достижения такого благоприятного соотношения между инфляцией и безработицей, чтобы это соответствовало конечным целям экономической политики государства. В результате были выдвинуты два варианта антиинфляционных действий — дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика нацеливалась на борьбу с факторами инфляции спроса и включала такие меры, как снижение государственных расходов, повышение налогов, поддержание высоких процентных ставок и т.п.
При этом Дж. М. Кейнс не абсолютизировал возможности денежно-кредитной политики в плане ее воздействия на уровень процента и влияния его изменения на инвестиции. Кейнс допускал неэластичность инвестиционного спроса по отношению к проценту, поэтому им предлагалось активное использование фискальной политики. Однако принятие решений в этой области может быть затруднено и требует времени, поскольку зависит от процессов прохождения их в законодательных органах.
В этом смысле денежно-кредитные меры более оперативны и не подвержены сильному политическому давлению, при этом являются более гибкими и оказывают более мягкое воздействие.
Против факторов инфляции издержек кейнсианцы использовали политику доходов, которая предусматривает действия по замораживанию цен и заработной платы или по контролю их роста в определенных пределах. Для достижения поставленных задач использовалось заключение договоров между предпринимателями и рабочими или же установление законодательного контроля за соблюдением пределов роста цен, зарплаты и прибыли, предусматривающего применение соответствующих льгот и санкций.
Проводя дефляционную (рестрикционную) политику, правительство сокращало расходы государственного бюджета, увеличивало налоги и продажу государственных ценных бумаг. Самыми распространенными инструментами рестрикционной кредитной политики являлись:
увеличение норм обязательных резервов, что сокращало ликвидность банковской системы и ограничивало кредитные операции;
повышение учетной ставки процента, что затрудняло получение кредитов.
Однако проведение дефляционной политики объективно связано с сокращением инвестиционной деятельности и производства. Для ограничения воздействия внешнеэкономических факторов обесценения денег предусматривались различные меры по уравновешиванию платежного баланса, стабилизации валютного курса.
В 1970-е годы особую сложность для экономической политики развитых стран мира стала представлять стагфляция, при которой известные методы стабилизации приходят к взаимоисключению.
Так, борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и служат факторами падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том, и в другом случае одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях (получается, что одновременно нужно и повышать, и понижать налоги, учетную ставку, обязательные резервы, продавать и покупать государственные ценные бумаги и т.д.).
Поскольку дефляционные меры часто вступали в конфликт с мерами стимулирования экономического роста, правительствам приходилось постоянно менять направления своей экономической политики.
Проведение политики доходов также столкнулось с трудностями ввиду отрицательного отношения к ней в обществе, причем со стороны не только предпринимателей, но и профсоюзов. Дело в том, что политика доходов часто обесценивала значение коллективных переговоров рабочих и предпринимателей, а значит, и принижала роль профсоюзов. В результате кейнсианские варианты экономической политики все чаще давали сбои.
Одновременно в 1970-е годы усилилась инфляция издержек вследствие резкого удорожания энергоресурсов на мировом рынке. Экономическая нестабильность, обострение инфляции во многих странах мира послужили катализатором для принятия комплексных экстренных мер, в том числе и в области денежного обращения. Именно поэтому на первый план выдвинулись монетаристские концепции борьбы с инфляцией, в соответствии с которыми приоритетной задачей стало жесткое ограничение спроса методами рестрикционной денежно-кредитной политики и непосредственное управление ростом денежной массы в духе «денежного правила» М. Фридмена, утверждавшего, что «единственным эффективным способом остановить инфляцию является ограничение темпов роста количества обращающихся денег»[11].
Центральные банки отдельных стран стали вводить целевые ориентиры прироста денежной массы (таргетирование). Кейнсианские трактовки кривой Филлипса были подвергнуты критике прежде всего за игнорирование инфляционных ожиданий. В противовес им Э.Фелпс и М. Фридмен выдвинули идею, что стабилизационная политика (денежная или фискальная) в долгосрочном плане не оказывает влияния на занятость и реальный продукт. Долговременное равновесие характеризуется в рассматриваемой модели естественным уровнем безработицы, которому может соответствовать любой темп инфляции. В результате устойчивости такого равновесия «правительство оказывается не в состоянии по своему выбору, с помощью денежной и фискальной политики, достигнуть определенного уровня нормы безработицы и темпов инфляции, если желательный уровень безработицы не совпадает с естественным уровнем. »[12]. Ценой же попыток правительства поддержать безработицу в краткосрочном периоде ниже естественной нормы будет непрерывно ускоряющаяся инфляция.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена исключительно на контроль за инфляцией, а не на воздействие на спрос, как это практиковалось ранее. Какие-либо специальные мероприятия по борьбе с инфляцией издержек не предусматривались, а давались рекомендации по формированию и поддержке предпринимательской деятельности и механизмов рыночной конкуренции.
Политика доходов отвергалась на том основании, что контроль над ценами и заработной платой нарушает действие рыночного механизма и ведет к экономическим потерям. М. Фридмен констатирует, что политика доходов ведет к подавленной инфляции, но «подавленная инфляция более болезненна для экономики, чем инфляция открытая». Причем «чем более эффективно подавление, тем больше экономический ущерб», поскольку «подавление инфляции препятствует функционированию рыночной системы»[13].
Что же касается решения внешнеэкономических проблем, то монетаристы искали его в механизме свободного колебания валютных курсов. Еще в 1950-е годы М. Фридмен выступил за отмену фиксированных курсов и отказ от валютных интервенций.
Таким образом, основные подходы к регулированию денежного обращения базируются на теоретических концепциях, которые имеют либо кейнсианские, либо монетаристские корни. Причем, с одной стороны, ни тот, ни другой классический теоретический подход не может претендовать на абсолютную универсальность, ибо эффективность предлагаемых мер зависит от конкретных условий функционирования соответствующей экономической системы. С другой стороны, ни один из подходов не должен и не может быть отвергнут.
Поскольку денежное обращение необходимо рассматривать в единстве с другими сферами экономики, а инфляцию — как многофакторный процесс, то и денежно-кредитную политику следует разрабатывать одновременно с мерами по регулированию экономики в целом.
К немонетарным способам государственного регулирования экономики следует отнести такие действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в производстве, повышение его технологического уровня и уровня эффективности. Благодаря этому сокращаются издержки производства, что в свою очередь является позитивным фактором в борьбе с инфляцией издержек.
В этом же направлении действует и антимонопольная политика, направленная на ограничение цен. Важное значение для стабилизации денежного обращения имеют:
стимулирование экономического роста, поскольку увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег;
фискальная политика, поскольку она способна регулировать как совокупный спрос, так и совокупное предложение, а в конечном итоге и денежное обращение.
Воздействие перечисленных выше регулирующих мер носит в значительной степени опосредованный характер, требует много времени и сопряжено с различного рода побочными последствиями. В частности, непродуманная политика экономического роста может привести к чрезмерному увеличению спроса и денежной массы, что будет содействовать обострению инфляции.
В этой связи монетарные методы воздействия на денежную сферу имеют преимущество в том, что они направлены непосредственно на объект регулирования и относительно быстро дают результат. Впрочем, и здесь побочным результатом абсолютизации этих методов может стать нарушение нормальной связи эмиссии денег с потребностями экономики и, как следствие, падение производства, рост безработицы и социальной напряженности в обществе.
Обучение
Learning
Образование
Education
Исследования
Research
Комментарии
Commentaries
Статьи, книги, аналитика
Макроэкономика
Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .
Экономика регионов
Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .
Человеческий капитал
Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .
Инвестиции и инновации
Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .
Кризисные явления в экономике
В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .
Региональные и муниципальные финансы
Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .
Бюджеты и межбюджетные отношения
Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .
Инфляция
В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .
Информационные технологии и процессы в экономике и обществе
https://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .
Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)
Концепции, стратегии и программы развития России
Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .
Теория и практика государственного регулирования экономики
Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .
Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.
Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .
Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.
ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .
Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века
20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .
Разное
Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .
Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие
Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .
Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.
УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .
Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания
7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .