Expresspool.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитное регулирование экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 786 раз

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 10.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Денежно-кредитное регулирование экономики страны;

Научной основой для проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития, являются теория спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке.

Существует два совершенно разных определения денежно-кредитной политики — денежно-кредитная политика конкретного государства (в нашем случае ЦБ РФ) и денежно-кредитная политика банка. Вначале мы подробно рассмотрим первое понятие, а потом постепенно подойдем к рассмотрению банков и их кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Центрального банка России (ЦБ РФ) — совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Ее целью является регулирование и изменение экономической активности в стране, то есть контроль за экономической ситуацией, а также контролирование уровня инфляции с помощью учетной ставки Центробанка РФ.

Читать еще:  Получены деньги в кассу

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Принято считать, что главной целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Центральный банк — главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно таким образом достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке.

Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — на ее сокращение, переход к политике «дорогих денег».

С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Сегодня существует единое мнение о том, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия.

Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

В современных условиях развития рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип компенсационного регулирования. Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

1) политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

2) политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры.

Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

Основные цели денежно-кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В общем случае основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

· регулирование экономической активности агентов экономических отношений;

· достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

· создание экономики с крайне низким уровнем инфляции.

Поскольку в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована.

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX вв.:

· неоклассические направления — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы, неоклассическая теория роста П. Самуэльсона;

· математические концепции экономического равновесия;

· экономическое учение Дж.М. Кейнса — кейнсианство, неокейнсианство.

Рассмотрим две основные концепции, которые позволяют выбрать и зафиксировать схему функционирования отдельных экономических механизмов и принципов денежно-кредитной политики: кейсианскую теорию денег и монетаристский подход к теории денег.

Кейнсианство. Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект — к изменению в номинальном ВНП.

Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

где Y — номинальный объем ВНП;

С — потребительские расходы;

G — государственные расходы на покупку товаров и услуг;

I — частные плановые инвестиции;

NX — чистый экспорт.

Кейсианская теория говорит, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к. ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

Монетаризм. Перейдем к характеристике монетаристского подхода в регулировании экономики.

В целом в 70-х гг. XX в. наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма — монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма — известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен.

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы.

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег :

Читать еще:  Деньги как средство накопления

где М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег;

Р — средняя цена товаров и услуг;

Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение Р × Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt ) примерно равно объему производства за тот же период (Yt ). Тождества здесь нет, т.к. за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t — 1). Эти товары войдут в показатель Qt , но не войдут в показатель текущего объема производства Yt .

Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt . Если Р — средняя цена единицы произведенной продукции, то:

где Р х Y — объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП.

Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р — как дефлятор ВНП. В количественной теории денег вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).

Опуская теоретические рассуждения, отметим лишь то обстоятельство, что изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен — это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

В заключение отметим, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий.

Денежно-кредитное регулирование

Денежно-кредитная политика Центрального банка — совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Содержание

Инструменты

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

  • установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва);
  • регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам);
  • операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств…)
  • валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег)

Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка.

Методы

  • Общие — оказывают влияние на рынок заемных капиталов в целом.
  • Селективные — оказывают влияние на конкретные вид кредитов или на кредитование отдельных отраслей, фирм.

Виды Монетарных политик

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Возможные цели денежно-кредитной политики:

  • Высокий уровень занятости
  • Экономический рост
  • Стабильность цен
  • Стабильность процентных ставок
  • Стабильность финансовых рынков
  • Стабильность валютных рынков

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Источники

  • Фредерик Мишкин «Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков»

См. также

  • Центральный банк
  • Ставка рефинансирования
  • Банковский мультипликатор

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Денежно-кредитное регулирование» в других словарях:

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — (monetary accommodation) См.: приспособительная денежно кредитная политика (accomodatory monetary policy). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется ЦБ РФ. В порядке указанного регулирования он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает… … Юридический словарь

Денежно-кредитное регулирование — см. Регулирование денежно кредитное … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Денежно-кредитное регулирование — – совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынок ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Денежно-кредитное регулирование — MONETARY ACCOMODATION Ис пользование государством инструментов денежно кредитной политики для регулирования внезапного изменения денежной массы. Например, увеличение массы денег в обращении необходимо для того, чтобы компенсировать дефляционное… … Словарь-справочник по экономике

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется Банком России. В порядке такого регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,… … Энциклопедический словарь экономики и права

денежно-кредитное регулирование — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется ЦБ РФ. В порядке указанного регулирования он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает… … Большой юридический словарь

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ — (см. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

регулирование денежно-кредитное — Одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется Банком России. Он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для… … Справочник технического переводчика

РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ — см. ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ … Большой экономический словарь

2.2.5. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Читать еще:  Как получить деньги на проценты

процентные ставки по операциям Банка России. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых кредитным организациям кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации про-центной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров;

¦ операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки); рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансиро-ванием понимается кредитование Банком России кредитных органи-заций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;

валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);

¦ установление ориентиров роста денежной массы: Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ;

эмиссия Банком России облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Законом о «Центральном банке РФ» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год для утверждения. Предварительно этот проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики должны включать:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кре- дитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния российской экономики;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики России на предстоящий гол с; указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

¦ целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Так, в соответствии с основными направлениями единой денежно-кредитной политики на 2005 г. Банком России намечено со-вершенствование системы процентных ставок по своим операциям. В рамках реализации вариантов социально-экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой — ограничению роста рыночных процентных ставок.

Сохранится тенденция к последовательному снижению ставки ре-финансирования Банка России. Деятельность Банка России будет на-правлена на унификацию различных схем и механизмов рефинанси-рования для расширения круга региональных контрагентов и повы-шения доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». Операции рефинансирования кредитных организаций предполагается осуществлять путем проведения ломбардных кредитных аукционов на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставления банкам внут-ридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также осуществления операций «валютный своп». Кроме того, для эффективного управления банковской ликвидностью Банк России предполагает проводить операции предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке на срок до семи дней с использованием Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.

Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности. Абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно-денежной политики.

Планируется продолжить работу по развитию рынка РЕПО. Уча-стники смогут заключать сделки прямого и обратного РЕПО без участия Центрального банка РФ. Банк России постепенно будет проводить замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с собственными облигациями для обеспечения среднесрочного «связывания» свободных денежных средств кредитных организаций. Кредитным организациям будет предоставлена возможность получить дополнительные денежные средства путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от одного до 90 дней. Для расширения ломбардного списка предполагается включить в него высоколиквидные ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.

Предполагается, что Банк России в дальнейшем будет осуществлять депозитные операции с кредитными организациями — резидентами в российской валюте для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Эти операции будут проводиться с использованием системы «Рейтерс-Дилинг» и системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.

В области политики обязательных резервных требований Банк России будет продолжать использовать обязательные резервные тре-бования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранить тенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитных орга-низаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения. Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резервов. Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов. 1. Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector