Expresspool.ru

Финансовый журнал
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аристотель деньги это

Деньги и торговля в понимании Аристотеля

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» . И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги» . Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Заключение

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что, что в целом, экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место как в трудах Платона, так и в трудах Аристотеля.

На экономическую мысль также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли её представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить экономические процессы. Как у Аристотеля, так и у Платона существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля и Платона стали источниками многочисленных школ и направлений.

Список использованной литературы

1. Асмус В.Ф. Платон. М.: «Наука», 1993. С.217

2. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: «Центр», 1997. С.243

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М. «Детская литература», 1977. С.224

4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998,

5. Энциклопедический словарь юного историка. Под редакцией Таттар Г.В. М.: «Пе дагогика-Пресс», 1993. С.448

Введение

В данном реферате будут рассмотрены взгляды на политическое устройство государства двух древнегреческих философов: Платона и Аристотеля. Этот вопрос вызывает несомненный интерес в рамках политологии. В современной России все чаще можно увидеть повышенную активность граждан, которая проявляется в форме митингов. Это связано с недовольством людей к власти их государства. Но никто не может найти решения этих проблем и совершенствования устройства. Все чаще поднимается вопрос о совершенствовании деятельности госструктур и организации власти. Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях. Так какого же государство, которое сможет устроить каждого? У Платона и Аристотеля на это была своя точка зрения.

Платон и Аристотель были одними из первых античных философов, и их учение об идеальном государстве и обществе заложило основу социологической мысли, поэтому их взгляды на модель идеального государства очень важны.

Целью моей работы является выявление сходств и различий концепций двух философов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1.
Раскрыть смысл термина государство, который будет основным понятием, анализируемым в данном исследовании.

2.
Дать общую характеристику эпохи и жизненного пути философов.

3.
Проанализировать взгляды философов на модель государства.

4.
Сравнить эти взгляды : выявить общие черты и различия.

5.
Сделать вывод о том, как древнегреческие философы Платон и Аристотель представляли себе образ идеального государства.

В своем исследовании я буду опираться на следующие работы философов: трактат Аристотеля «Политика» и диалог Платона «Государство». Эти произведения будут подвергнуты моему анализу, в результате чего я получу представление каждого из философов о модели идеального государства. Для составления кратких биографий и подтверждения своих мыслей я буду опираться на работы А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ и Б. Рессел История западной философии.

Читать еще:  Уменьшение золотого содержания денежной единицы

Экономические взгляды Аристотеля

Аристотель (384—322гг. до н.э.) – философ, ученик Платона. Жил Аристотель в эпоху огромных политических потрясений и жестоких войн, закончившихся объединением под властью Македонии всех государств античного мира. Начавшийся кризис рабовладельческого строя еще более обострил классовую борьбу между рабами и рабовладельцами.

Аристотель считал, что политическая борьба и общественные потрясения обусловлены имущественным неравенством. Он отверг утопию Платона об «идеальном государстве», и разработал теорию «лучшего государства», которое должно было основываться на господстве класса рабовладельцев среднего достатка. Но и это «лучшее государство» по своей природе рабовладельческое, поскольку там сохранялось рабство и власть в нем принадлежала рабовладельцам.

Экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства. Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять физическую работу, а управление государством дело свободных людей. «Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни» [2]. Рабов он, не считал гражданами, а приравнивал их к орудиям производства.

Подчеркивая свое презрительное отношение к физическому труду Аристотель заявлял, что «гражданская добродетель . подходит только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания»[3].

Для экономических взглядов Аристотеля характерна защита натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Но так как к этому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития, то Аристотель устанавливал два вида богатства — богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, как совокупность меновых стоимостей. Источник первого вида богатства — земледелие и ремесло. Этот вид богатства он называл естественным богатством, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей, а также и в силу того, что размеры этого богатства ограничены человеческими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, поскольку оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.

Различая два вида богатства, Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства — потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество.

В анализе товарно-денежных отношений Аристотель шел значительно дальше своих предшественников. Исходя из двоякого понимания богатства, Аристотель рассматривал продукт как товар, который имеет двоякое назначение: «Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое» [4]. Здесь он говорит о двух свойствах товара: об его потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для совершения обмена требуется, чтобы различные вещи были бы однородными и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Аристотель не вскрыл истинную основу равенства обмениваемых товаров. Он не мог понять, что в основе равенства товаров как стоимостей лежит общественный труд, представляющий собою затрату рабочей силы в физиологическом смысле. Но его заслуга в том, что в основе обмена различных вещей он увидел равенство. Аристотель не раскрыл и не мог раскрыть настоящей основы обмена — стоимости, поскольку в античном мире товарно-денежные отношения не были господствующими общественными отношениями.

Рассматривая торговлю, Аристотель считал, что ее исходной формой была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары без денег (Т—Т). С появлением денег меновая торговля превращается в товарную — товары обмениваются на товары уже посредством денег (Т—Д—Т). По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли (Д—Т—Д). Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличивать деньги, или делать деньги, и считает, что она противоречит интересам натурального хозяйства.

За деньгами Аристотель признает функцию средства обращения и мерила стоимости. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. «Тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно — не для тех целей, для которых они созданы».

Экономическая мысль Древнего Рима

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Читать еще:  Как считаются отпускные деньги

Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться [1].

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» [2]. И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель доказывал, что обмен способствовал появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги» [3].

Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.

Рассуждая таким образом, Аристотель приходит к выводу, что хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить «средний класс», так как это ведет «к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих».

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя).

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатство — совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег.

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Список использованной литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: «ТЕИС», 1996.

2. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: МГУ, 1985.

3. Костюк В. Н. История экономических учений. — М.: «Центр», 1997.

4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. — М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998.

5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: «Центр», 1998.

6. Чанышев А. Н. Аристотель. – М.: «Мысль», 1981.

Сущность экономики и хрематистики Аристотеля

А что же такое сама экономика в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества? Аристотель, ставивший этические принципы и человеческие ценности над главенствующими в экономике законами обмена и потребления, является «врагом бизнеса», а в современном мире именно бизнес зачастую ассоциируется с экономикой. Объяснением этого может также служить то, что экономисты не находили должной мотивации и усердия, чтобы вчитываться в довольно сложные тексты Аристотеля, посвященные больше проблемам этики, философии, политики и психологии, и в них искать основы экономической доктрины великого греческого философа, а философам интересней была позиция Аристотеля как философа экономики, а не экономиста.

Это, естественно, приводит к совершенно разному прочтению наследия Аристотеля в рамках с одной стороны экономической, а с другой — философской традиций. К тому же существует определенное расхождение во мнениях интерпретаторов Аристотеля, читавших его работы на разных языках, что тоже приводит к разнице в прочтении и интерпретации даже ключевых моментов экономической концепции Аристотеля как в отечественной традиции, так и на западе. Тем не менее, в последнее время появляется все больше работ, в основном западных, где философы и экономисты снова обращаются к Аристотелю как именно экономисту, имевшему свою экономическую теорию, и ставят вопрос об актуальности экономических воззрений Аристотеля в современном мире. Есть ли чему современным экономистам учиться у Аристотеля? Что значат и значат ли что-нибудь экономические идеи Аристотеля для будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

Читать еще:  Деньги в конце квартала

Профессор экономики Роттердамского университета Ирен ван Ставерер в своей работе «Ценности Экономики: Аристотелева перспектива» в 2001 году апеллирует больше к социально-экономической и этической значимости экономических воззрений Аристотеля, представляет попытку построения новой экономики, базирующейся на нравственных ценностях. А опубликованная в журнале «Клаузура» статья Милы Ильиной «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации» в 2012 году является публицистической статьей, рассматривающей современное состояние экономики как осуждаемую Аристотелем хрематистику и призывающей к выработке нового, более нравственного и экологического взгляда на экономику. Именно в качестве подтверждения необходимости внедрения нравственного и гуманного подхода Аристотеля к экономике и написана эта статья.

Для Аристотеля естественным было присутствие двух сущностей в социально-экономических взаимоотношениях граждан и принципиально разных видов производства и распределения благ в обществе. Первый вид, названный им экономикой, подразумевает систему, целью которой становится удовлетворение насущных потребностей конкретных людей, которые занимаются различными видами деятельности в производстве разных материальных ценностей и появляется обмен этими ценностями по их равнозначности по затратам труда, пока не появились деньги. Очень важно подчеркнуть, что с позиции системы экономики, по Аристотелю, такой инструмент как деньги оказался необходим именно и только для обеспечения удобства обмена.

Термин экономика появился от сочетания греческих слов хозяйство и правило, история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.), буквально означает «правила управления домашним хозяйством». А так как на заре развития человечества многие жили семейными и родственными общинами, а древние мудрецы об этом знали, то экономика рассматривалась как система знаний, ориентированная на общественно-полезные решения и на удовлетворение естественных потребностей человека и населения общества в целом.

Само сочинение Ксенофонта построено в традиционной тогда форме диалога с Сократом, в котором ученики просят Сократа научить их основам экономики. Важно, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, частной теорией или практической дисциплиной, ибо осуществлялось как моделирование экономических взаимоотношений, которые почти тут же можно было применить на практике. Причём осуществлялось это по принципу самодостаточности и должно было иметь в своей основе высшие человеческие цели и ценности для благополучия общества по своему существу.

А для Аристотеля экономика была не столько наукой, сколько деятельностью направленной на удовлетворение потребностей общества и способность к совершению этой деятельности, что должно было определять привычку, формирующую экономический тип поведения на благо всего общества!

А в «Никомаховой Этике» Аристотель определяет цель хозяйствования как накопление богатства для развития общества, где он под этим богатством понимает не бесконечное его накопление, а богатство, необходимое для «хорошей и благополучной жизни общества», то есть он здесь пытается показать, что должно достигаться в полисе как в гражданском обществе. По Аристотелю это имеет точное моральное значение: «это жизнь в труде и добродетели, за счет которой достигается счастье всего общества.»

Второй вид производства и распределения благ Аристотель называет «хрематистикой», подразумевая ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (как, например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Сам термин «хрематистика», автором которого является Аристотель, буквально означает умение обогащаться. В более широком смысле под хрематистикой он понимает вид хозяйственной деятельности, который нацелен (т.е. ставит себе целью) именно на обогащение, независимо от использования этого богатства, ибо именно при товарно-денежном распределении материальных ценностей, а не по количеству и квалификации труда, в деньгах сытости не бывает, поэтому все стремятся любыми способами добывать деньги, а не добросовестно трудиться.

При этом можно утверждать, что даже хрематистика у Аристотеля делится на два типа, один из которых подчинён экономике для приобретения тех вещей, которые необходимы для продолжения благополучной жизни. Второй тип хрематистики — неестественный, не подчиненный экономике и направленный на накопление бесконечного богатства в виде денег и разных материальных ценностей в ущерб других людей, а значит носит антигуманный, античеловечный характер. В отношении этого второго вида хрематистики Аристотель утверждает, что «эта вторая форма ведет к мнению, что нет предела богатству и собственности» [Политика I, 9, 1257a 1] В рамках этой системы получается, что цель хрематистики не служение высшим духовным задачам жизни людей, а пробуждает стремление к неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля. Стремление к беспредельному приобретательству и накопительству, опять же, эксплуатирующих порочные стороны человеческой природы, когда алчность одних ведёт к богатству, а других к бедности вместо золотой середины, что уводит от добродетели и делает и тех и других не лучше, а хуже.

Когда получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела, а не удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества в средствах для жизни по количеству и квалификации труда, то происходит инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни в обществе. Это либеральное воззрение, потеснившее добродетельные взгляды на экономику, стало рассматривать хрематистику как естественную и единственно полезную форму хозяйствования, её же позже перенесли и в систему глобальной экономики.

А для Аристотеля важна была связь привычек и типа поведения одного человека с привычками других людей в обществе, поскольку человек не может осуществлять действия по использованию благ в полной изоляции от других людей, ибо жить в обществе и не зависеть от него невозможно! Таким образом важно появление общественных институтов, то есть институциональной экономики со своими законами развития в современном понимании. Хорошие привычки делают поведение более предсказуемым, а это способствует консолидации общества. Через меры поощрения и наказания можно способствовать реализации одних типов поведения и не поощрять другие, таким образом, воспитывая общественно полезные привычки. По Аристотелю, образование и закон помогают формированию хороших привычек. Образование и подготовка человека к труду в Греции было основным институтом формирования личности, готовой и дальше идти по пути самосовершенствования в условиях наличия ЗАКОНОВ способствующих этому самосовершенствованию и поощряющих такое развитие личности!

Очевидно, что экономика Аристотеля — это не современная наука и не наука в современном понимании, а скорей мировоззренческая система, базирующаяся на определенных ценностях в стремлении к их формированию за счет рациональных действий, складывающихся в привычки, формирующие личность человека экономического как члена социума, разделяющего эти же ценности. Экономика Аристотеля построена на этике и вся пронизана этикой, поэтому большинство интерпретаторов Аристотеля и говорят об актуальности его идей для развития будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector