Злоупотребление субъектом доминирующим положением на рынке
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
1. Данная статья введена в КоАП Законом N 45 от 09.04.07 и вступила в силу с 13.05.07. Объектом административного правонарушения предусмотренного в ст. 14.31 является отношения в области осуществления предпринимательской деятельности и недопустимость ограничения при этом конкуренции.
2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный совершает:
1) злоупотребление своим доминирующим положением на товарном рынке (т.е. положением, которое дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, либо затруднять доступ на этот рынок. О том занимает ли виновный «доминирующим положением» необходимо судить исходя из ст. 5 Закона о конкуренции. Правительство РФ (постановлением от 09.06.07 N 359) утвердило Условия и Правила признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), а также (постановлением от 26.06.07 N 409) Условия и Правила признания доминирующим положение кредитной организации). Указанные «злоупотребления» могут выразиться в осуществлении монополистической деятельности, в установлении дискриминационных условий, в установлении монопольно высоких (низких) цен, в изъятии товаров из обращения и т.п. действий указанных в ст. 5, 10 Закона о конкуренции);
2) иные недопустимые (т.е. запрещенные Законом о конкуренции, другими нормативными правовыми актами в области антимонопольного законодательства) действия (например, установление необоснованно высоких цен, заключение «вертикальных соглашений») и т.д.).
Объективная сторона данного административного правонарушения:
а) до 22.08.09 было налицо лишь в той мере, в какой злоупотребление своим доминирующим положением и совершение иных недопустимых действий (упомянутых выше) не образуют состав уголовно наказуемого деяния (предусмотренного, например, ст. 178 УК «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», ст. 179 УК «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения», см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к УК РФ (для предпринимателей). Изд. 5. М. Экзамен. 2008. После вступления в силу (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 14.31 Законом N 160 от 17.07.09 она налицо лишь в той мере, в какой указанные действия не влекут ответственность по ст. 14.31.1 (см. комментарий к ней);
б) отличается от объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных в ст. 14.32 и ст. 14.33 (см. коммент. к ним).
Данное правонарушение может быть совершено только в форме действий. Оно считается оконченным с момента совершения. Однако наступление конкретного последствия (например, установления монопольно высокой цены) — является обязательным конструктивным элементом объективной стороны анализируемого правонарушения (как только такое последствие наступает — оно и считается оконченным).
3. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.31 являются ЮЛ (в т.ч. и некоммерческие организации) а также должностные лица. В практике возник вопрос: могут ли ИП признаваться субъектами данного правонарушения? Систематическое толкование ст. 14.31, с одной стороны и ст. 2.4 КоАП (о том, что в ряде случаев ИП приравниваются к должностным лицам), ст. 4 Закона о конкуренции (о том, что под «хозяйствующими субъектами» понимаются и ИП) позволяет утвердительно ответить на этот вопрос.
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуются только наличием умысла: невозможно указанные выше действия совершить «по неосторожности».
5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 14.31 показывает, что:
1) за совершение данного правонарушения до 22.08.09 мог применяться только такой вид административного наказания как штраф. После 22.08.09 предусмотрена возможность применения к ДЛ такого наказания как дисквалификация. Оба наказания назначаются судьей (ст. 23.1 и коммент. к ней);
2) размер указанного в ст. 14.31 административного штрафа исчисляется исходя из размера суммы выручки виновного (на рынке которого совершено данное правонарушение) Эту выручку необходимо определять в соответствии с ст. 248 и 249 НК (см. их подробный анализ в книге Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. Т. 3. Изд. 4 Экзамен. 2005).
Понятие и запрещенные формы злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением
Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Система запретов на злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке. Одним из видов монополистической деятельности является злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением на рынке. Далее мы рассмотрим понятие и формы злоупотребления хозяйствующим субъектом, группой лиц доминирующим положением на рынке, правовые механизмы предупреждения и пресечения такого злоупотребления, но прежде необходимо раскрыть понятие «доминирующее положение».
При этом сразу необходимо подчеркнуть, что доминирование хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке само по себе не является чем-то предосудительным, незаконным. Нарушением является именно злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц доминирующим пол
Примерный перечень действий (бездействия), которые рассматриваются как злоупотребления доминирующим положением, можно вывести из системы запретов на такие злоупотребления, которая установлена в ст. 10 Закона о защите конкуренции и которую мы рассмотрим. Согласно ч. 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и/или прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
создание дискриминационных условий (согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия — это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами);
создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Союз «в том числе», используемый в абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, свидетельствует о том, что указанный перечень запрещенных действий (бездействия) не является исчерпывающим, а здесь дается лишь примерный перечень наиболее типичных случаев, которыми правоприменитель — антимонопольный орган или суд — не связан при рассмотрении соответственно административных и судебных дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства в форме злоупотребления доминирующим положением. И иное действие (бездействие) хозяйствующего субъекта, подпадающее под общие признаки злоупотребления доминирующим положением, может быть признано антимонопольным органом или судом таким злоупотреблением. Для этого необходимо констатировать, что хозяйствующий субъект (группа лиц) занимает доминирующее положение и результатом этих действий (бездействия) являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц.
Следует обратить внимание, что в объективную сторону злоупотреблений доминирующим положением законодатель включил не только такие реальные или прогнозируемые последствия, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, но также и ущемление интересов других лиц. Абзац 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции указывает, что злоупотреблением доминирующим положением признаются такие действия (бездействие) доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц. Данный союз «и/или» указывает на то, что, даже если такие действия (бездействие) не угрожают конкуренции, но ущемляют интересы других лиц, все равно они являются недопустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства и потерпевшие лица имеют возможность получить правовую защиту от таких действий (бездействия), а антимонопольный орган или суд — обязанность защитить соответствующие права и интересы потерпевших лиц. Например, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, может установить или поддерживать монопольно высокую цену товара. Прежде всего такое поведение доминирующего лица бьет по потребителям, покупателям данного товара и само по себе может и не менять в тех или иных случаях конкурентную ситуацию на рынке, может не ограничивать конкуренцию. Однако все равно это деяние является злоупотреблением доминирующим положением, оно угрожает интересам общества, интересам потребителей товара, совершение данного вредного и опасного деяния возможно именно благодаря монопольному положению хозяйствующего субъекта на рынке, и поэтому оно признается незаконным именно в рамках антимонопольного законодательства и потерпевшие от такого корыстного поведения имеют право быть защищенными, а государство — обязанность защищать конкретных потребителей и общество в целом от таких и подобных действий (бездействия) монополистов, которые ущемляют интерес других лиц, безотносительно к тому, стало ли или могло стать результатом такого неправомерного поведения недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Вопрос №3. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Способы злоупотреблений доминирующим положением:
1) прямое или косвенное навязывание несправедливых закупочных или продажных цен, а также других неприемлемых условий (обязательств);
2) ограничение производственного, рыночного или технического развития, ущемляющее интересы потребителей;
3) заключение контрактов, в соотв. с которыми на одного из участников соглашения налагаются обязательства, не относящиеся к предмету данного договора;
4) применение неравнозначных условий в отношении идентичных сделок, что ставит одного из участников соглашения в невыгодное положение по сравнению с конкурентами.
а) Завышенное ценообразование, т.е. это завышение цен, при котором риск потери покупателей минимален (при отсутствии для них какой-либо иной альтернативы данному товару).
б) заниженное ценообразование. Такое поведение называется «грабительским ценообразованием». При выявлении «грабительского ценообразования» основными являются два вопроса: ниже какого уровня цену можно считать «грабительской» и какова возможность дальнейшего возмещения убытков, понесенных вследствие такого ценообразования.
в) ценовые скидки. Предоставление скидок на свои товары со стороны доминирующего предприятия может быть расценено как злоупотребление в случаях, если:
1) скидки искусственно занижают цену.
2) скидки устанавливаются с целью «закрепления» потребителей, побуждая их приобретать продукцию или пользоваться услугами данного производителя.
2. Дискриминация. Дискриминация возникает, когда предприятие вводит различные условия для покупателей, находящихся в одинаковом положении. Дискриминация возникает и в том случае, когда эквивалентные сделки заключаются в неравных условиях.
3. Отказ в поставке товаров. Цель подобных отказов – установить контроль на релевантном торговом рынке. Подобный тип поведения приводит к устранению конкурентов с рынка, такие действия являются антиконкурентными.
4. Вертикальные ограничения. Ситуации, при которых фирма, действующая на одной стадии технологической цепочки (продавец-производитель), налагает на поведение другой фирмы (покупателя) целый комплекс ограничительных положений и лишает ее свободы выбора. Выделяют следующие виды вертикальных ограничений, квалифицированных как злоупотребление:
1) Навязывание принудительного ассортимента. Считается злоупотреблением, когда доминирующее предприятие, поставляя необходимую его партнеру продукцию, навязывает своим потребителям еще и другие товары. Таким образом, предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке, сбывает товар, который не пользуется соответствующим спросом по каким-либо причинам.
2) Обязательства по эксклюзивной поставке. Это ситуация, когда субъект рынка обязуется (по собственному желанию или нет) закупать продукцию исключительно у предприятия, занимающего доминирующим положением. Таким образом, вводится запрет со стороны производителя закупать товар у непосредственных конкурентов, что создает условия ограничения доступа на рынок конкурирующих товаров.
3) «Английские» условия договора. Во многих соглашениях значится, что предприятие, заключившее договор на приобретение продукции, в случае смены партнера должно оповестить своего нынешнего партнера обо всех условиях нового договора, чтобы последний мог приспособить свои цены. Такие условия называются «английскими» и считаются незаконными, если их вводит предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке.
4) Ограничение возможностей партнера по ведению поставок на другой территории. Дистрибьюторские соглашения предполагают ограничения в предоставлении прав торгово-посредническим предприятиям на осуществление торговой деятельности в пределах установленной территории. Результаты таких соглашений могут быть как позитивными, влияющие на эффективный сбыт, так и негативные, сокращающие конкурентное поле производителей и торговых организаций.
Виды злоупотреблениё (ст 10 ФЗ «О защите конкуренции»)
-Установление или поддержание монопольно высокой/ монопольно низкой цены товара.
-Изъятие товаров из обращения, повлекшее повышение цен
-Навязывание контрагенту невыгодных условий договора
-Экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товаров при имеющемся на них спросе и заказах, при возможности производства.
-Экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями, заказчиками при наличии возможности производства или поставок.
-Экономически или технологически необоснованное установление различных цен, тарифов на один и тот же товар.
-Установление фин организацией необоснованно высокой или низкой цены фин услуги
-Создание дискриминационных условий
-Создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
-нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке
Ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает легальное определение доминирующего положения.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее возможность
- оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или)
- устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)
- затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Сочетание диспозитивности гражданских прав, являющейся одним из основных условий конкуренции хозяйствующих субъектов, с концентрацией значительных имущественных прав в руках частных лиц нередко приводит к обратному результату — ограничению конкуренции. Лицо, обладающее гражданским правом или совокупностью гражданских прав, которые обеспечивают ему возможность влиять на общие условия обращения товаров на рынке, может использовать эти права для навязывания несправедливых взаимоотношений другим участникам экономической деятельности. В этом случае дополнительная прибыль получается им не в результате более эффективной работы, а за счет ненадлежащего использования субъективных имущественных прав.
Ограничение конкуренции с использованием гражданских прав причиняет вред как отдельным лицам, так и всему обществу.
Таким образом, доминирующим положением является гражданское право или совокупность гражданских прав, обеспечивающих лицу большие, по сравнению с другими участниками экономической деятельности, возможности определения условий взаимодействия.
Поэтому, казалось бы, логично вредоносное использование доминирующего положения называть одним из видов злоупотребления гражданскими правами. Однако это было бы неверно, так как с точки зрения критериев злоупотребления гражданскими правами термин «злоупотребление доминирующим положением» обозначает не злоупотребление правом, а превышение права.
Запрет злоупотребления доминирующим положением (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции») закрепляет противоправность действий, которые влекут указанные в законодательстве общественно вредные последствия, например, ограничение конкуренции.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- установление, поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара;
- изъятие товара из обращения, если результатом явилось повышение цены товара;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
- манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Требования ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.