Понятие и виды регулирования рынка труда
Рынок труда: понятие , виды
Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату
Рынок труда — сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда (определению Международной организации труда).
Открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
Скрытый рынок труда — это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.
В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть частичным (фрагментарным), регулируемым, организованным, теневым (нерегулируемым).
Частичный (фрагментарный) рынок труда предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы найма и увольнения работника, условия труда, его оплату и т.п.).
Регулируемый рынок труда создает правовые основы поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и предполагает, наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений, широко развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования.
Организованный рынок труда — высшая степень развитости рынка труда — предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и пр.).
Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и предполагающие самые разнообразные виды трудовой деятельности: нелегальный труд, работу по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., не контролируемые государством и профсоюзами.
Внешний рынок труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями; предприятия комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников.
Внутренний рынок труда основывается на профессиональном движении работников внутри организации. Система производственных отношений на этом рынке труда, гарантии занятости, материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.
22. Рынок труда и его регулирование
22. Рынок труда и его регулирование
Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.
Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально—технических элементов), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности).
Формы государственного регулирования рынка труда:
1) разработка законодательно—нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;
2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;
3) прямое участие государства в управлении рынком труда.
Законодательно—нормативная база регулирует:
1) правовые отношения в сфере наемного труда;
2) заключение и реализацию коллективных договоров;
3) занятость и трудоустройство;
4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);
5) механизм разрешения трудовых споров.
Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Структурная безработица – невозможность трудоустройства из—за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.
Фрикционная безработица – безработица из—за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
Застойная безработица – невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом.
Скрытая безработица – человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора (льготное налогообложение предпринимателей, прощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент).
Еще один метод борьбы с безработицей – переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям и трудоустройство их по новой специальности.
Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Виды и функции рынка труда
Рынок труда – действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т.е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени.
Предметом отношений на РТ является обмен квалификаций, знаний умений, способностей и времени человека на зарплату и прибыль. Таким образом, РТ состоит из всех тех, кто покупает или продает труд. Это сосовкупность отношений между распорядителями средств производства и собственниками раб силы. Основными компонентами РТ являются: биржи труда, центры подготовки кадров, фонд занятости, коммерческие центры бизнеса, гос фонд содействия предпринимательству, пенсионный фонд и т.д.
Виды РТ. Рынок труда как экономическая категория представляет собой лишь некую абстракцию. В действительности же, особенно для целей анализа и регулирования рынок труда выступает как множественная категория и может быть дифференцирован и «привязан» к конкретной территории, отрасли, профессии. Рассмотрим более подробно эти его виды.
В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуровневое понятие. Так, различают: федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда..
Для рынка труда каждого уровня характерны свой круг участников, свои проблемы, особенности регулирования (управления), что предполагает решение возникающих проблем с учетом требований системного подхода: проблемы на одном уровне решаются с учетом задач более высокого уровня. Рынок труда может дифференцироваться по принципу однокачественности товара, когда спрос и предложение рабочей силы рассматриваются применительно к отрасли, профессиональной группе, простому или сложному труду (неквалифицированная и квалифицированная рабочая сила), к мужчинам и женщинам, к детской рабочей силе и т.д. При характеристике внутренней структурытерриториального рынка труда выделяют такие его подвиды, как первичный рынок труда, ‘субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и — вторичный. Между первичным и вторичным рынками труда стоит переподготовка кадров (в соответствии с рекомендациями службы занятости, а также по собственной инициативе работника), уже имеющих профессиональную подготовку, но испытывающих трудности с трудоустройством по первоначально избранной профессии.
Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессий, характерной для данной отрасли, а профессиональный— ситуацией, складывающейся по конкретной профессии.
Такие специализированные рынки труда представляют большой интерес. Во-первых, общая ситуация с занятостью на территориальном рынке труда есть отражение особенностей, сложившихся на отраслевых или профессиональных рынках. К ним следует отнести как избыток предложения со стороны работников определенных профессий при ограниченном количестве рабочих мест, так и, наоборот, отсутствие предложения со стороны специалистов того или иного профиля при наличии большого количества вакантных рабочих мест, даже если такие специалисты в стране (области, городе) есть. Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют). Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и максимально конкретизировать мероприятия по изменению ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения всегда требует увязки рабочего места с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника.
Внутренний рынок труда на предприятии представляет собой поле столкновения стратегий работодателей (администрации) и работников предприятия, отстаивающих свои интересы. Для рынка труда этого вида характерны и спрос на рабочую силу, и предложение, исходящее от собственных работников. Здесь складывается свой уровень заработной платы для различных категорий работников в зависимости от их нужности и полезности для предприятия, происходит регулирование соотношения спроса и предложения. При снижении спроса может иметь место вариант неполной занятости работника по инициативе администрации, что с позиций общества (или федерального рынка труда) рассматривается как скрытая безработица. Западные экономисты на основании применяемой фирмами стратегии гибкой занятости выделяют во внутризаводском (внутрифирменном) рынке труда две составные части: первичный и вторичный рынок. К первичному рынку труда относятся рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение и т.д. и предназначенные для так называемого «ядра» рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему. Вторичный же рынок формирует рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда — это, как правило, менее значимые для предприятия работники или работники таких профессий, которые в избытке имеет территориальный рынок труда. Перемещение рабочей силы между первичным и вторичным рынком предприятие осуществляет с учетом результатов труда претендентов, их отношения к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации.
Функции РТ. Сущность рынка труда проявляется в его функциях: 1. Обеспечение пропорционального распределения рабочей силы в отраслевом и территориальном разрезах. 2. Обеспечение равновесия спроса на труд и предложения на труд. 3. Формирование эффективной рациональной занятости. 4. Установление равновесной ставки зарплаты и обеспечение доходов населения.
Государственное регулирование
Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.
Государственное регулирование рынка труда
Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.
Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.
Основные элементы рынка труда:
- 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
- 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
- 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
- 4. Конкуренция.
Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:
- 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
- 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).
Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.
Задачи государственного регулирования рынка труда:
- 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
- 2. Сокращение продолжительности безработицы.
- 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
- 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.
Административные:
- 1. Установление МРОТ.
- 2. Пособие по безработице.
- 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
- 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
- 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:
- 1. Снижение налогов.
- 2. Увеличение государственного заказа.
- 3. Снижение ставок по кредитам.
Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.
Государственная концепция действий на рынке труда:
- 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
- 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
- 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
- 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
- 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.