Несовершенство провалы рынка могут быть смягчены
НЕСОВЕРШЕНСТВО РЫНКА.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой хозяйствования. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают всегда прогрессивное развитие экономики конкретного государства. Несовершенство или, как их нередко называют экономисты – «провалы рынка» проявляются в следующем:
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям.В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Возникающие искусственные и естественные монополистические образования постоянно требуют контроля со стороны государственных структур управления национальным хозяйством. Нужно эффективное антимонопольное законодательство и органы контроля по его исполнению;
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага(«общественные товары», Квазиобщественные блага). Эти блага (общественные товары) либо вообще не производятся в коммерческой сфере (рынком), либо поставляются в недостаточном количестве. Особенностью общественных благ является то, что блага бесплатны для потребителя (например, разметка дорог), но не бесплатны для общества. Производство общественных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов.Например, глобальные проблемы человеческой цивилизации (экология, ядерная угроза, экологическая катастрофа и пр.);
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов.Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические категории, т.е. «справедливость» при распределении ресурсов и доходов в обществе (государстве);
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию.Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточной и исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении вещей и дел. Информация стоит денег и, экономические агенты — производители и потребители обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной и полной информации, неравномерность её распределения между участниками рынка создаёт преимущество для одних и подрывает принятие оптимальных решений других.
Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности национального хозяйства. Несовершенства («провалы») рынка могут и должны быть смягчены созданием соответствующих институтов и институциональных структур с участием государства в распределении и перераспределении имеющихся ресурсов, решении проблем общества, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Прежде всего, следует сконцентрировать наше внимание на такой экономической категории как «производство». (Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей – М.А.). Отсюда и главные вопросы: Что производить и в каком количестве?Далее– как производить и для кого производить?
Виды продукции, товаров и услуг, производимых экономикой конкретного государства, характеризуют так называемую структуру производства. Структура производства определяет, какую долю выпускаемой продукции (товаров) составят средства производства, а какую предметы потребления. (Совокупность предметов и средств труда: земля, леса, воды, недра, сырьё, орудия производства, производственные здания, средства сообщения и связи – это средства производства М.А.). Предметы потребления – товары широкого, массового спроса. («Предметы, используемые для личного, семейного, домашнего потребления и других видов непроизводственного /социального/ потребления, потребительские товары и услуги)[5].
Совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов, система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ отражает характеристики самой экономической системы государства и общества в целом.
Говоря о значении и роли экономической науки, не следует их преувеличивать, надо видеть ограниченность всякой науки, в том числе и экономии ческой.
Во-первых, всякое знание относительно; впереди всегда много непознанного и неизведанного: если бы это было не так, то будущим молодым поколениям учёных в науке делать было бы нечего.
Во-вторых, всякая наука, в том числе и экономическая теория, являются наукой односторонней, она отражает лишь один момент истины, один аспект экономической жизни, тогда как вся экономическая система во всех элементах и проявлениях может представить лишь система наук.
В-третьих, на каждом новом этапе развития человеческого общества и человеческой цивилизации в целом появляются уклоны, крайности, элементы фетишизма и фатализма. Так например, в современной России можно наблюдать попытки решать сложные социально-экономические задачи и проблемы либо чисто техническими средствами, либо с позиции вульгарного экономического материализма, сводя все проблемы к наживе, либо на основе утопизма, полагая, что рынок сам по себе решить все проблемы. Всё это ещё и ещё раз убедительно доказывает необходимость обращения не к заклинаниям и экономическим ритуалам, а к науке, в её подлинном и истинном виде. Хотя бы в рамках таких законов, как:
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) Закон отрицание отрицания;
3) Закон перехода количества в качество;
4) Закон конечной бесконечности, цикличного развития событий;
5) Закон подлости события;
6) Закон жизни: её возникновения, развития и смерти;
7) Закон сохранения жизненной энергии и материи.
Особенно показательным в истории человеческой цивилизации можно считать тот факт, что в национальных хозяйствах США, Западной Европы, России и других стран мира наряду с частной собственностью существует государственный сектор экономики и хозяйствования.
Несовершенства рынка
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства (см. гл. 26).
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен (см. гл. 7). На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Выводы
1. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.
2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.
3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.
4. Конкуренция — одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.
5. Экономическая деятельность связана с неопределенностью и риском. Неопределенность выбора обусловливается неполнотой и неточностью информации, неизбежностью ошибок в процессе прогнозирования. Не существует «патентованных» рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений.
6. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.
7. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.
Слабости (несовершенство) рынка.
Слабости (несовершенства) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.
Несовершенство рынка проявляется в том, что рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из этих условий:
1) никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;
2) среди продавцов, с одной стороны, или покупателей – с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;
3) всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает или покупает);
4) государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
К сожалению, полностью соблюсти все эти условия – задача совершенно нереальная для любой страны. Например, неизбежность довольно большой дифференциации доходов граждан как условие действенного поощрения трудовой активности. Столь же повседневным явлением рыночной экономики становятся и попытки продавцов сговориться между собой для навязывания покупателям более высоких цен.
Слабости (несовершенство) рынка проявляются в:
1) возможности монополизации рынков;
2) трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
3) возникновении внешних эффектов или внешних затрат.
Проанализируем эти ситуации.
Монополизация рынков.
Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.
Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:
1) экономического преимущества;
2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.
Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.
Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.
Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низких цен.
Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.
Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.
Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.
Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.
Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 167 ;
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА;
Внешние эффекты представляют собойразницу между общественными и частными издержками (выгодами)
К внешним эффектам относятсяиздержки и выгоды третьих лиц
Внешние эффекты возникают вследствие того, что 1)отсутствуют установленные права собственности 2)рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод
Не всегда является общественным товаром учеба в ВУЗе
К провалам рынка не относятнеравномерность в распределении доходов
Положительные внешние эффекты возникают как следствие 1)роста расходов на развитие науки 2)роста расходов на образование
Признаком общественного блага является неприменимость принципа исключения
Затраты третьих лиц, не получившие отражение в ценах, но возникшие при производстве или при потреблении благ, называют отрицательными внешними эффектами
Введение корректирующего налога на продукт, производство которого связано с отрицательным внешним эффектом, вызоветсокращение объема рыночного предложения продукта
Негативным следствием внешних эффектов является неэффективность в распределении ресурсов
Интернализация внешних эффектов заключается в трансформации внешних эффектов во внутренние
Наличие отрицательного внешнего эффекта при производстве цен потребления блага означает, что оно продается по заниженным ценам
К минимально необходимым границам регулирования государством рынка не относят перераспределение доходов
Положительный внешний эффект возникает, когда предельные частные выгоды ниже предельных общественных выгод
Целью регулирования отрицательных внешних эффектов является. 1)обеспечение оптимального объема предложения благ 2)стимулирование переход к экологически чистым производствам
Оптимум общества наблюдается при равенстве предельных общественных издержек и социальных выгод
Примером отрицательных экстерналий может служить потребление табака
К квазиобщественным благам не относят национальную оборону
Свободный товар – дождь
Экономический товар – книга
Общественный товар – государственное управление
К экономическим проблемам, которыми должно заниматься государство, относятся 1)защиту конкурентной среды 2)корректировку распределения денежных доходов в обществе
Рыночным инструментом решения проблемы отрицательных внешних эффектов (загрязнения окружающей среды) являетсясоздание рынка прав на загрязнение
Несостоятельность (провал) рынка может приводить как к перепроизводству, так и к недопроизводству некоторых товаров
Введение государством на рынке серной кислоты специального налога на загрязнение с целью смягчения издержек перелива приводит к уменьшению предложения
Как правило государство исправляет несовершенство рынка в такой сфере как производство общественных благ и услуг
Результатом негативного внешнего эффекта является 1)завышение цены данного товара 2)перепроизводство (избыточный выпуск) товара
К внешним эффектам относятся 1)издержки и выгоды, не включенные в рыночную цену блага 2)издержки и выгоды третьих лиц
К внешним эффектам не относятся 1)сокращение государственных доходов 2)снижение прибыли производителей отдельных товаров
Величина внешних эффектов (экстерналий) равна разности между частными и общественными предельными издержками (выгодами)
К причинам «фиаско» рынка относятпобочные эффекты (экстерналии) от перелива ресурсов
Решение проблемы внешних эффектов, предложенное Р. Коузом, предполагает, кроме всего прочего, что социальные издержки незначительны или отсутствуют
К провалам («фиаско») государства не относится предоставление общественных благ
Издержками или выгодами, не отражаемыми в рыночных ценах и получаемыми третьими лицами, являются побочные (внешние) эффекты
К недостаткам рынка относятся 1)неравномерность в распределении личных доходов 2)возникновение монопольных тенденций в экономике
Согласно теореме Р. Коуза наличие внешних эффектов главным образом связано с недостаточным распределением (спецификацией) прав собственности
Положительные внешние эффекты возникают как следствие 1)роста расходов на развитие науки 2)роста расходов на образование
Внешние эффекты возникают, потому что рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц
Несовершенство (провалы) рынка могут быть смягчены государством
Процесс выброса химкомбинатом загрязнений, наносящих вред здоровью людей, в атмосферу является примером издержек перелива
Отрицательный внешний эффект проявляется в случае когда сосед ночью включает на полную громкость музыку
Корректирующий налог при регулировании отрицательных внешних эффектов позволяет повысить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек
В число чистых общественных благ нельзя включить высшее образование
Причиной отрицательного внешнего эффекта потребления может (могут) служить потребление табака
Производство и потребление частных благ может сопровождаться проявлением как положительных, так и отрицательных внешних эффектов
При производстве чисто общественных благ проявляются… положительные….внешние эффекты
Одной из причин «фиаско государства» является лоббирование интересов
Возникновение внешних эффектов (экстерналий) обычно связывают с деятельностью индивида или фирмы, если она сказывается на положении третьей стороны
Причиной положительного внешнего эффекта потребителя может служить добровольная вакцинация граждан
Одной из причин «фиаско рынка» являются внешние эффекты
Общим провалом государства и рынка является (-ются) … проблема информации
А. С. Пигу в качестве инструмента интернализации внешних эффектов предложил…. корректирующие налоги
К положительной экстерналии приведет … облагораживание предпринимателем территории, прилегающей к предприятию
К провалам рынка не относят… государственный бюрократизм
К провалам государства относится … несовершенство политического процесса
К отрицательным внешним эффектам приведет … смягчение законодательства в области загрязнения окружающей среды
Примером общественного блага может служить … противопожарная охрана
Общим провалом государства и рынка является (-ются) … проблема информации
К отрицательным внешним эффектам приведет …смягчение законодательства в области загрязнения окружающей среды
К провалам государства относится … несовершенство политического процесса
Основным источником «фиаско» рынка труда является … асимметрия информации
Примером общественного блага может служить … капитальный ремонт школ
Человек, проживающий недалеко от аэропорта, от гула взлетающих самолетов получает … отрицательный внешний эффект производства
Введение энергетических экологических налогов на горюче-смазочные материалы и тару для их хранения позволяет решить проблему … отрицательного внешнего эффекта потребления
Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является … обязательное страхование экологического ущерба
Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является … снижение налоговых ставок для безотходных производств
Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является введение … налоговых льгот производителям экологически чистой продукции
Общественным благом является …внедрение бесплатных школьных завтраков
Общим провалом государства и рынка является (-ются) …внешние эффекты
Основным источником «фиаско» рынка труда является … асимметрия информации
При помощи корректирующих налогов (налогов Пигу) решается проблема … отрицательных внешних эффектов
Подробный анализ проблемы внешних эффектов и предположения по ее решению приведены в работе __________ «Проблема социальных издержек». Р. Коуза
Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы … отрицательного внешнего эффекта потребления
Некурящий человек, находясь рядом с курильщиками, получает … отрицательный внешний эффект потребления