Группы социально ценных качеств личности это
Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль;
Социализация личности
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.
Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.
Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание — свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация — результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность — способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы — постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения — социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать — это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.
Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль,присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор,т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.
Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания — то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их.
Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выделял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности), 2) безопасности, 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу), 4) признания (уважения и любви), 5) самоактуализации ( самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех.
Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) нормальный, 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса. После достижения нормального (базового) уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после удовлетворения базовых потребностей будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к духовному совершенствованию и т.д. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни.
Формирование социально значимых качеств личности
«Мир ценностей, — отмечает И. Сушков, — превращается в особый объект активности человека, когда целью. становится приобретение человеком определенных ценностных признаков, даже если это иногда вредит удовлетворению непосредственно биологических потребностей, но способствует развитию сообщества. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном сообществе» (108, с. 178). Какие же существуют специфические социально-психологические характеристики личности? Можно выделить четыре группы социально значимых качеств личности.
Первая группа — социально-психологические способности, обеспечивающие как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном взаимодействии. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев относят к ним способности глубоко и правильно оценить сложившуюся ситуацию (социальное воображение), учитывать различные позиции других субъектов (социальный интелект), предвидеть возможные последствия своих действий для себя и других
(социально-перцептивные способности) (97). Социальное воображение — термин, введенный в отечественную психологию по аналогии с термином «социологическое воображение» (автор термина — Р. Миллс). Социальное воображение рассматривается как «способность человека понимать свой собственный опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая («воображая») себя в реальные рамки данного периода развития общества, осознавая свои возможности и возможности других людей» (103, с. 46). Понятие это на сегодняшний день чисто описательное, умозрительное, но тем не менее практически важное. Если на уровне научного исследования мы пока не можем измерять уровень развития социального воображения у конкретного человека, то на уровне обыденного наблюдения и житейского анализа в большинстве случаев можем определить, наделен ли человек этой способностью. Она проявляется в его умении видеть себя в некотором реальном социальном контексте и строить свою жизнь в соотнесении с ним (в данном случае не важно — в согласии ли, в противостоянии, важно, что социальное поведение соотносится с контекстом социальных условий).
Социальный интеллект — это способность понимать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Связь социального интеллекта с тем психическим образованием, которое в психологии принято обозначать как интеллект, не столь элементарна, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, как и все другие социально-психологические способности, социальный интеллект вторичен по отношению к базовым психическим процессам и образованиям, поэтому он зависит от уровня развития интеллектуальных структур человека. А с другой стороны, высокий уровень общего интеллектуального развития вовсе не обязательно предполагает развитый социальный интеллект. Последний — специфическое, самостоятельное дарование. Примером развитого социального интеллекта могут служить люди, сведущие в сложных, многоходовых интригах, разрабатывающие многоступенчатые политические комбинации и
т. д. Социальный интеллект предполагает способность человека подняться над некоторой социальной ситуацией и увидеть ее как систему сложных отношений людей, которая поддается прогнозированию и направленному воздействию.
Социально-перцептивные способности заключаются в особой чувствительности человека к состояниям, настроениям партнеров по общению, в умении проникать сквозь фасад внешности в систему их социальных мотивов, представлений, прогнозировать их поведение. Это обеспечивает ему понимание других людей и дает в руки инструмент влияния, которым он может пользоваться как в диалогическом, так и в монологическом ключе.
Вторая группа социально значимых качеств личности — это качества, возникающие в процессе общения человека с другими людьми и обеспечивающие ему как адаптацию, так и дальнейшее самостоятельное развитие в социальной среде. С их помощью человек принимает и творчески перерабатывает нормы и ценности своих групп: конформность, доверие друг к другу, кооперативность и др. Третья группа — свойства более общего порядка, задающие некоторую общую социальную направленность личности: ведущий тип социальной мотивации, активность, социальная ответственность. Эти качества определяют позицию человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Наконец, четвертая группа — это индивидуальные свойства человека, накладывающие отпечаток на стиль его общения, особенности социальной позиции: склонность к доминированию или подчинению, направленность на окружающих или на свои внутренние состояния, догматичность или гибкость мышления и другие.
Совокупность социально значимых качеств личности создает неповторимый индивидуальный узор, который не может быть оценен в рамках дихотомии «норма — отклонение от нормы». Правильнее говорить, что каждый человек обладает некоторым социально-психологическим статусом, содержание которого составляют свойственные ему социальные способности и качества личности. По
отношению к статусу в целом могут быть применены некоторые специальные оценочные нормативы, например адекватность, адаптированность. О них мы поговорим ниже.
1.3. Этапы социального развития личности
Социальное развитие человека продолжается всю его жизнь. Однако, по мнению многих авторов, есть существенные различия в том, как оно протекает в детском и подростковом возрасте с одной стороны, и во взрослый период, с другой. Особенности социального развития в детском и подростковом возрасте изучены значительно лучше. К ним мы прежде всего и обратимся.
Выделите и обоснуйте основные группы личностных качеств социального работника
отношение социального работника к людям: толерантность, эмпатичность, милосердие, доброта, честность, тактичность, доброжелательность, чуткость и внимательность и др.; отношение социального работника к профессиональному делу (работе): инициативность, работоспособность, ответственность, оптимизм, сила воли, организованность, настойчивость, эмоциональная стабильность и др. Существенным является и отношение социального работника к себе: самокритичность, рефлексивность, уверенность в себе, социальная активность, выдержка и самообладание, стремление к самосовершенствованию и др.
Вместе с тем исследователи выделяют и такие группы качеств:
— психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности;
— психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;
— психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям — усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность.
Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала. Это самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключаться и управлять эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др. Эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентации). Данной проблеме посвящены различные исследования, однако умением правильно, адекватно ситуации подать себя должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия.
пять групп профессиональноважных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:
1-я группа — интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность ума, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, способность к самообразованию, хорошая обучаемость);
2-я группа — моральные (гуманность, гражданственность, ответственность, доброжелательность, тактичность, толерантность, принципиальность, уважение к людям, честность, справедливость, находчивость, оптимистичность);
3-я группа — коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, эмоциональная открытость, чувство юмора);
4-я группа — волевые (настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, умение доводить дело до конца);
5-я группа — организаторские (активность, инициативность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, новаторство, самостоятельность, предприимчивость).
социальный работник должен:
— иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;
— обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т. д.;
— владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .
Смотреть что такое «КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР. 196 Социальное страхование в капиталистических странах. 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия
Социальное жильё — Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия
качество — 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социальное животное — Не следует путать с животным компаньоном. Социальное животное организмы, способные к активному взаимодействию с другими особями своего вида. Сообщества Горилл и других высших приматов имеют сложно организованную социальную структуру Все… … Википедия
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.… … Социология: Энциклопедия
качество жизни — 2.1.35 качество жизни: Степень удовлетворения комплекса потребностей и интересов гражданина, семьи и общества в целом. Пункты 2.1.24 2.1.35 (Введены дополнительно. title= Изменение № 1 (ИУС № 04 2014) ). 2.2 Виды социальных услуг Источник: ГОСТ Р … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
качество социальной услуги — 2.1.21 качество социальной услуги: Совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социальное благополучие — проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич.,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Качество социальной услуги — 2.1.21. #Качество социальной услуги#: совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. … … Официальная терминология
Качество жизни — термин Р.Бауэра, обозначает позитивные аспекты жизни и функционирования человека. Н.М.Брэдбери первым представил данные об этом в виде показателя эмоционального баланса, то есть суммы позитивных эмоций за вычетом суммы негативных эмоций. Работы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике