Валютный контроль росфиннадзор
Контроль за соблюдением валютного законодательства
В настоящее время в Российской Федерации создана стройная система органов и агентов валютного контроля, осуществляющих свои полномочия в соответствии с принципами разграничения компетенции, предметов ведения и полномочий. Специфика и «особое» положение Росфиннадзора в этой системе обусловлены тем, что он наделен правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Павел ВЫСОЦКИЙ, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Система валютного контроля
В соответствии с действующим законодательством органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять валютный контроль, — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Соответствующий статус по осуществлению Росфиннадзором функции органа валютного контроля определен постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
Агентами валютного контроля в РФ являются: уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.
В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы решают стратегические задачи по выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также по повышению эффективности методов контроля за соблюдением валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. При этом положительные результаты решения поставленных перед Росфиннадзором задач в значительной степени достигаются за счет координации работы и обеспечения эффективного взаимодействия с другими органами и агентами валютного контроля.
Росфиннадзор исполняет государственную функцию по валютному контролю, руководствуясь Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», положениями о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и его территориальных управлениях, соблюдая принципы исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Функции Росфиннадзора
Одним из условий деятельности контрольных органов является четкая формулировка их целей и задач, упорядочение и оптимизация государственных функций, описание контрольных процедур — регламентов контрольной деятельности.
С 20 июня 2008 г. вступил в действие Административный регламент по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 98н. Внедрение положений Административного регламента является ключевым инструментом повышения качества исполнения государственной функции по валютному контролю. Его обязательным элементом является четкое соблюдение контрольно-надзорных процедур, исключающее возможность субъективизма при реализации контрольных полномочий.
Введение регламентации направлено на реализацию идеи о публично-правовом характере отношений, которые возникают между гражданином, юридическим лицом с одной стороны и государством с другой, обеспечение прав резидентов и нерезидентов, определение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, способствование дебюрократизации, предотвращение злоупотреблений и коррупции.
Проверочные мероприятия
В целях выявления и пресечения нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования Росфиннадзор и его территориальные органы проводят плановые и оперативные (внеплановые) проверки.
С учетом требований Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» доля плановых проверок в общем числе контрольных мероприятий, проведенных в 2008 г. Росфиннадзором в сфере валютного контроля, составила всего 7 %. В соответствии с законодательством РФ Росфиннадзор обязан проводить проверочные мероприятия в случаях, установленных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В связи с этим основное внимание уделяется проведению проверок, связанных с реализацией протоколов ФТС России и ФНС России, а также информации о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, получаемой от Центрального банка РФ. Доля проверок по сообщениям о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в общем числе контрольных мероприятий, проведенных Росфиннадзором в 2008 г., составила 93 %.
Формализованное сотрудничество
Отдельного внимания заслуживает вопрос реализации Соглашения «Об информационном взаимодействии между Банком России и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля» от 15 августа 2007 г. Получаемая от Банка России информация, содержащая признаки нарушений валютного законодательства, проходит несколько видов обработки. А именно: форматно-логический контроль, систематизацию, обработку и предварительный анализ всего массива оперативной информации по установленным критериям. Затем сведения разделяются по территориальному признаку и направляются в территориальные управления Росфиннадзора, где являются основанием для проведения проверок на предмет соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Другой источник информации о нарушениях — это протоколы и информация, поступающие от Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб, которые не наделены правом применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства. Подписание Соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии Росфиннадзора с ФТС России и ФНС России при осуществлении валютного контроля способствует усилению координации деятельности внутри системы валютного контроля и активизации информационного обмена между сторонами.
О роли агентов валютного контроля
Принятие Правительством РФ постановления от 24 февраля 2009 г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации» позволяет повысить оперативность передачи документов и информации органами и агентами валютного контроля. Поскольку передача документов между территориальными учреждениями органов и агентов валютного контроля перенесена на территориальный уровень, сокращаются временные затраты по представлению документов и информации. Это в свою очередь приведет к повышению эффективности осуществления полномочий в сфере валютного контроля.
Увеличение объемов получаемой от Банка России и агентов валютного контроля информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства, и ограниченные сроки привлечения к административной ответственности усиливают необходимость автоматизации процессов информационного обмена между Росфиннадзором и органами и агентами валютного контроля. Поэтому Росфиннадзор продолжает проведение организационных мероприятий по повышению степени автоматизации процессов передачи своими территориальными управлениями отчетной информации, сбора и обработки аналитической информации, ведению единого информационного банка нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, повышению информационной открытости для участников внешнеэкономической деятельности путем размещения информации на сайте Росфиннадзора.
Нормотворческая деятельность Росфиннадзора
Федеральная служба финансово-бюджетного контроля (Росфиннадзор)
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Росфиннадзор был образован указом президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», находился в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
1. Контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, полномочия по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
— за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона о контрактной системе;
— за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и др.
2. Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
4. Анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.
5. Анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
6. Утверждение общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавлял руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. С января 2013 года этот пост занимал Александр Смирнов.
В 2012 году о недостаточной эффективности Росфиннадзора говорили российские сенаторы. В Совете Федерации отмечали, что Росфиннадзор недостаточно эффективно взыскивает штрафы за нарушения бюджетного и валютного законодательства, а также из-за отсутствия административных регламентов не исполняет государственные функции по контролю и надзору за работой органов государственного финконтроля в регионах и по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.
В октябре 2015 года служба потеряла часть своих полномочий: у Росфиннадзора отобрали право возбуждать административные дела по бюджетным нарушениям, совершенным должностными лицами.
2 февраля 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Росфиннадзора.
Ранее Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева присоединить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) к Федеральному казначейству, передав при этом функции валютного контроля Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — российский федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определённых законом «Об аудиторской деятельности».
Служба осуществляет контроль за соответствием проводимых в резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютных операций на соответствие законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; совместно с агентами валютного контроля, правоохранительными, контролирующими органами исполнительной власти проводит проверки полноты и правильности учёта и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в рублях.
Закон о валютном регулировании называет проверку в числе полномочий органов валютного контроля, но никак не конкретизирует порядок проведения проверок, за исключением срока в семь рабочих дней для представления запрошенных проверяющими документов
Упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»
Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Установлено, что функции Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» передаются Федеральному казначейству, а функции органа валютного контроля — Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 24 апреля 2013 г. N 48н г. Москва «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями»
Предмет государственного контроля
5. Предметом государственного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) (далее по тексту — объект проверки) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля
6. Должностные лица Росфиннадзора (территориального управления) при осуществлении государственного контроля имеют следующие права:
проводить проверки соблюдения объектом проверки валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям объекта проверки;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
проходить в здания и помещения, занимаемые объектом проверки, при проведении проверок;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе письменные объяснения должностных и иных лиц объекта проверки.
11. Результатами исполнения государственной функции являются:
акт проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
протокол об административном правонарушении;
предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
20. В рамках исполнения государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
1) назначение и подготовка проверки;
2) проведение проверки и оформление результатов проверки;
3) вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и осуществление контроля за своевременностью и полнотой его исполнения объектом проверки.
22. Государственная функция осуществляется в форме камеральных (плановых и внеплановых) и выездных (плановых и внеплановых) проверок соблюдения объектом проверки валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
23. Плановые проверки объекта проверки назначаются в соответствии с Планом Росфиннадзора, а также планами территориальных управлений, которые разрабатываются и утверждаются ежегодно.
24. Плановые проверки назначаются не чаще одного раза в три года по отношению к одному объекту проверки.
Порядок проведения проверок структурными подразделениями Росфиннадзора при выполнении функций органа валютного контроля.
Проверки Росфиннадзора подразделяются:
— на плановые и внеплановые;
— камеральные и выездные.
Независимо от вида проверки, ее срок составляет до 45 рабочих дней и может быть продлен дополнительно не более чем на 30 рабочих дней .
При проведении камеральной проверки в ее срок не засчитывается время почтовой пересылки запроса на представление документов и на ответную пересылку этих документов от проверяемого субъекта в Росфиннадзор.
Следует обратить внимание, что срок выездной проверки исчисляется с момента предъявления проверяемому лицу так называемого удостоверения на проведение проверки, а камеральной — с момента фактического получения от проверяемого лица запрошенных документов.
Окончанием проверки считается дата составления акта, дополнительного времени на его изготовление проверяющим не дается .
Порядок назначения проверки
Проверка назначается при издании трех документов:
1) решения о назначении проверки в форме приказа руководителя федеральной службы (руководителя территориального органа) или уполномоченного ими лица;
2) программы проверки, утвержденной руководителем федеральной службы (руководителем территориального органа);
3) удостоверения на проведение проверки. Оно должно быть составлено на бланке установленной формы, подписано руководителем федеральной службы (руководителем территориального органа) и заверено печатью федеральной службы или ее территориального органа. при начале проверки предъявляется.
Удостоверение на проведение проверки отражает важнейшую информацию, которую должно знать проверяемое лицо:
— состав группы проверяющих — «проверочной комиссии»; лица, не включенные в эту группу, не могут участвовать в проверке;
Порядок проведения проверки
Запрос документов. Способов доступа к документам у проверяющих по большому счету два:
1) непосредственное ознакомление с оригиналами документов (бумажных и электронных) при нахождении на территории проверяемого субъекта в ходе выездной проверки;
2) получение по запросу копий документов (в том числе копий — распечаток электронных документов) в рамках камеральной и выездной проверок.
Порядок оформления результатов проверки
Независимо от исхода проверки, обнаружены или не обнаружены нарушения, ее итог оформляется актом проверки.
Акт проверки состоит из трех частей:
1) вводной (кто проверял, кого проверяли, за какой период);
2) описательной (описание фактов по всем вопросам выполненной программы проверки);
3) заключительной (какие процессуальные действия будут предприняты).
К акту прилагаются материалы проверки — копии документов, на которые проверяющие ссылаются в доказательство выявленных нарушений. Прилагать к акту весь объем исследованной документации в копиях не следует. Правда, если быть совсем точным, то из Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля следует немного другая логика: не документы — приложение к акту, а наоборот, акт «приобщается к материалам дела» , хотя «дела» в процессуальном значении этого слова может и не быть.
Акт подписывается:
— руководителем проверочной комиссии;
— всеми должностными лицами, входящими в состав проверочной комиссии.
Основная содержательная часть акта проверки — описательная. В ней отражается весь объем проверки. Если выявлены нарушения, они подробно описываются со ссылками на нормы права и на документы, которыми подтверждаются фактические обстоятельства дела. Если нарушений не выявлено, это также отмечается в тексте акта.
Независимо от того, выявлены нарушения или нет, проверяющие должны подробно изложить, какие валютные операции, какие счета и документы были предметом их анализа. Это важно в случае повторных проверок в порядке контроля за проверяющими.
Валютный контроль (понятие, виды, формы осуществления).
Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля .
I. Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Как и в большинстве развитых стран мира, одними из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями . Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю.
В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.
Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.
Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты.
Основные направления валютного контроля:
— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;
— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные на то субъекты, используя организационноправовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.
Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.
Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах .
Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого-или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.
Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Например, установив правило репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20 Закона о валютном регулировании).
В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.
В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.
Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах.
В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях.
В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.
Законом о валютном регулировании были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:
1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
2) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Необходимо обратить внимание, что Закон о валютном регулировании объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.
Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:
1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.
Организационная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.
II. Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.
§ Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.
Предварительная реализация органами и агентами валютного контроля своих функций имеет большое значение для предупреждения валютных правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.
Результаты предварительного валютного контроля внешне могут быть оформлены в виде разрешений на осуществление валютных операций, заключений о соответствии представленной документации действующему законодательству и т.д.
§ Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.
Например, при пересечении таможенной границы РФ таможенные органы проверяют правильность оформления декларации на вывоз наличной валюты; во время совершения расчетов по валютному счету уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Банком России.
Особенностью текущего валютного контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, поэтому иначе его называют оперативным контролем. Он основывается на документах и информации, предоставляемых резидентами органам и агентам валютного контроля, на данных бухгалтерского учета, первичных документах, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения валютного законодательства.
§ Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Результатом последующего валютного контроля являются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании).
Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений.
Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.
III. Классификация валютного контроля
1) В зависимости от субъектов, его осуществляющих, выделяют контроль :
— органов валютного контроля (Банка России и Росфиннадзора);
— агентов валютного контроля (уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных органов, налоговых органов).
2) В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере выделяют :
— опосредствованный валютный контроль (осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность в валютной сфере);
— непосредственный валютный контроль (осуществляют иные органы и агенты валютного контроля).
3) В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяются :
— валютный контроль за операциями резидентов;
— валютный контроль за операциями нерезидентов;
— валютный контроль за операциями, связанными с открытием и ведением счетов.