Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютное право

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Согласно положениям ст. 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  1. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  2. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В случае уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 193 УК РФ. Эта статья сформулирована в новой редакции Федеральным законом от 27.05.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ): «Нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».

Таким образом, резидент обязан обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Следует помнить, что срок возврата денежных средств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

Таким образом, в измененной ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет.

Кроме того, в УК РФ введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Статья 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Эта статья — новелла российского уголовного права. Она введена законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» 2013 г.

Объективная сторона данного преступления выражена в следующих действиях: совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

При решении вопроса о возможной квалификации деяний и по ст. 193, 193.1 УК РФ, и по ст. 173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившем крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ. Вместе с тем схема перевода денег за пределы РФ посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой «фирмы», так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Читать еще:  Код валютной операции агентское вознаграждение

Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.

По общему правилу, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ).

Однако по ст. 193, 193.1 УК РФ расследование может производиться также сотрудниками органа, выявившего эти преступления. Зачастую признаки деяния по ст. 193, 193.1 УК РФ выявляются органами ФТС России. При наличии признаков преступления по ст. 193, 193.1 УК РФ органы ФТС России вправе возбудить уголовное дело и в течение десяти суток произвести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган ФТС России может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, органы ФТС России обязаны принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, органы полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» введена также ст. 200.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, в российское законодательство начинает проникать термин «денежные инструменты», неизвестный пока валютному законодательству.

Под денежными инструментами в целях ст. 200.1 УК РФ понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Нарушение валютного законодательства

Главами 2 и 3 Закона от 10.12.2003 установлены основные правила в части валютного регулирования. В их числе ограничения и запреты, направленные на:

  • предотвращение истощения золотовалютных резервов;
  • сильной волатильности (скачков) курса рубля;
  • стабильное состояние платежного баланса страны и др.

Неисполнение этих правил влечет ответственность. В России за нарушение валютного законодательства установлены штрафы, а за отдельные виды уголовных правонарушений (преступлений) ответственность вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Рассмотрим виды ответственности более подробно.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

  • операции в валюте других государств вне уполномоченных банков;
  • ненаправление или нарушение срока направления резидентом сообщения о счете или вкладе в банке другого государства;
  • нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  • невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  • нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  • рецидивы вышеуказанных правонарушений.
Читать еще:  Продажа валюты в 1 с проводки

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Рассмотрим для примера две ситуации.

Ситуация первая. Организация выдала иностранным работникам заработную плату, минуя банковский счет в уполномоченном банке. Подобные действия нарушают запрет, установленный ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003, и влекут ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление АС ВСО от 25.08.2016 по делу N А78-1056/2016 ).

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90 ).

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Силуанов назвал рудиментом уголовное наказание за валютные нарушения

Уголовная ответственность, предусмотренная за нарушение правил возврата экспортной выручки российскими предпринимателями, является устаревшей нормой и требует пересмотра, однако не все правоохранительные органы с этим согласны. Об этом заявил в пятницу, 1 ноября, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на совещании по развитию экспорта в Петрозаводске (РБК смотрел трансляцию на сайте правительства Карелии).

Силуанов напомнил, что законопроекты, снижающие административную ответственность за нарушение валютного контроля, уже внесены в Госдуму. По его словам, предусматривается сокращение штрафов до 5–10% от суммы выручки, не перечисленной на счета банка-резидента, вместо действующих сейчас — до 100%.

«Что касается [отмены] «уголовки», то здесь мы такую работу начали проводить, не все правоохранительные органы поддерживают эту инициативу», — сказал Силуанов. Он заверил участников совещания, что вопрос либерализации уголовной ответственности в части валютного контроля остается на повестке.

«Уголовная ответственность за невозврат валютной выручки — это рудимент, который требует пересмотра. У нас до конца года пройдет такая встреча по либерализации уголовного законодательства», — подчеркнул Силуанов.

В Уголовном кодексе есть статья об уклонении от репатриации денежных средств, за которое предусмотрено до пяти лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб. По этой статье в июне 2019 года обвинили основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Проблема наказания за нарушения валютного контроля в том, что экспортеры зачастую нарушают сроки репатриации выручки по вине контрагентов. По действующему закону экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75–100% суммы сделки. Срок давности привлечения к ответственности — два года.

Минфин в прошлом году внес в Госдуму законопроект, смягчающий административную ответственность за нарушение валютного законодательства. Однако речь в нем идет о сокращении суммы штрафов до 5–30% от суммы выручки, а не до 5–10%, о которых сказал Силуанов. Законопроект был принят в первом чтении в конце прошлого года и после этого затормозился. Замглавы Минфина Алексей Моисеев в сентябре 2019 года заявлял, что законопроект, как ожидает министерство, будет принят в осеннюю сессию.

По уголовной ответственности, по словам Моисеева, консенсуса пока нет, так как «правоохранители и ЦБ против».

Минэкономразвития тоже выступает за отмену уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте. Ведомство включило пункт об отмене от уголовной ответственности в свой план «Трансформация делового климата».

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства (ст. 193 УК РФ)

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. 1 или 2 ст. 16.1 КоАП (например, физическое лицо прошло через «зеленый» канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица.

С субъективной стороны такое правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов, которые затем рассматривают данные правонарушения.

Читать еще:  Код валютной операции 99090 расшифровка

Высокая общественная опасность нарушений валютного законодательства обусловила уголовно-правовую защиту правоотношений в этой области.

В УК включена ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», согласно которой «невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет». Деяние, предусмотренное названной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн руб.

Объект рассматриваемого преступления — установленный порядок обязательного возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, а именно общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного

перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте на счета в уполномоченные банки. Одна из целей статьи — удержание иностранной валюты в государственной казне Российской Федерации, предотвращение ее утечки за рубеж в целях стабилизации рубля, создание условий для его конвертируемости.

Предмет преступления — средства в иностранной валюте. В соответствии с Законом о валютном регулировании к иностранной валюте относятся:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

— средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К средствам в иностранной валюте относятся также ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и т.д.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики Российской Федерации, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Часть валютной выручки юридических лиц — резидентов подлежала обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ после зачисления ее на счета этих юридических лиц в уполномоченных банках РФ по рыночному курсу иностранных валют в соответствии с порядком, установленным Банком России. Закон о валютном регулировании сохранил правило о том, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезиден тов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ, невыполненные работы, неоказан-ные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности (ст. 19). Статья 21 данного Закона, предусматривавшая обязательную продажу части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке, с 1 января 2007 г. отменена.

Напомним, что ст. 12 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту только в следующих случаях: а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами РФ в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с содержанием резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках; в) при использовании иностранной валюты, полученной резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ.

Основания и порядок обжалования решений органов и агентов валютного контроля, вынесенных по результатам проведенных проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.

В рамках главы 4 Валютный контроль у резидентов и нерезидентов есть право обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Законодатель делает отсылку к главе 24 АПК РФ и главе 25 ГПК РФ, т.е. по – сути имеется в виду судебный порядок обжалования.

Помимо него возможен также административный порядок: обращение в вышестоящий административный орган с тем, чтобы остановить/отменить предписание/решение нижестоящего органа. Однако на практике, как правило, решение/предписание остается без изменений — «тигр сам себя не кусает». Лектор: стоит начать с административного способа защиты, потом в суд. Хотя можно и сразу в суд.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]