Статья 19 173 фз валютный контроль - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 19 173 фз валютный контроль

( 173-ФЗ ) Статья 19

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

1.1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

1.2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;

7) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств.

3. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

4. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Читать еще:  Запрет на валютные операции в россии

5. В случае, если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) — резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком.

Не позднее пяти рабочих дней со дня поступления финансовому агенту (фактору) — резиденту денежных средств в счет исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или со дня последующей уступки денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту), но не позднее истечения срока исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), финансовый агент (фактор) — резидент, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), вытекающее из указанного внешнеторгового договора (контракта), обязан письменно уведомить резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением копий документов, указанных в пунктах 15 — 17 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, если указанные документы не были переданы резиденту ранее.

Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

Резиденты, нарушившие требования нормативных актов в области валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таблица нарушений валютного законодательства.

Наименование документа

Сроки предоставления

Ссылка на статью, пункт, подпункт

нормативного документа ЦБ РФ

Момент фиксирования нарушения

Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

п.6 ст. 15.25 штраф на должностные лица 4 000- 5 000 рублей; юр/лица 40 000-50 000 рублей. **

1. Сведения о валютных операциях (СВО) при зачислении средств в иностранной валюте, в валюте РФ

Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств

Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.2.1, п.2.22, п.2.23

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п. 2.20, 2.24

В момент представления СВО (корректирующие СВО) при отклонении от сроков

Справка о подтверждающих документах (СПД) *

Не позднее 15 рабочих дней после месяца, следующего за отчётным.

Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.2, 8.8

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.7.

В момент представления СПД (корректирующей СПД) при отклонении от сроков

Постановка на учет контракта (кредитного договора)

Не позднее сроков предоставления: — сведений о валютных операциях;

— справки о подтверждающих документах (страны, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза);

— не позднее даты подачи ДТ (декларации на товары)

от 16.08.2017 г., п.5.7.1 – 5.7.8.

Постановка на учет контракта (кредитного договора) после истечения сроков представления сведений о валютных операций, СПД

Изменение сведений о контракте (кредитном договоре) (заявление об изменении сведений контракта(кредитного договора))

— в случае внесения в контракт изменений и (или) дополнений– не позднее 15 рабочих дней после даты оформления таких документов.

от 16.08.2017 г., п. 7.4.

В момент представления заявления об изменении сведений о контракте (кредитном договоре)

Изменение сведений о резиденте (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

— в случае внесения изменений в ЕГРЮЛ

(ЕГРИП) – не позднее 30 рабочих дней после даты внесения изменений.

от 16.08.2017 г., п. 7.8

Пролонгация контракта (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

— в случае автоматической пролонгации,

— либо действия контракта до исполнения обязательств – не позднее 15 рабочих дней после даты завершения

от 16.08.2017 г., п. 7.9

​ * вместе с документами, подтверждающими ввоз товара из Казахстана, Армении, Киргизии представляется заявление по уплате косвенных налогов. Со СПД при таможенном оформлении-декларация на товары (ДТ) не представляется, а также СПД по ДТ представляется только в случае отсрочки оплаты – при экспорте, в случае предоплаты (авансового платежа) – при импорте

  • п. 6.1. ≤ 10 дней: на должностных лиц 500 – 1000 рублей, на юр.лиц 5 000 – 15 000 рублей.
  • п. 6.2 ≥ 10 дней ≤ 30 дней: на должностных лиц 2 000 – 3 000 рублей, на юр.лиц 20 000 — 30 000 рублей.
  • п. 6.3. ≥ 30 дней: на должностных лиц 4 000 – 5 000 рублей, на юр.лиц 40 000 – 50 000 рублей
  • п.6.4. – повторное нарушение, предусмотренных ч. 6 – на должностных лиц – 12 000 – 15 000 рублей; на юр. лиц – 120 000 – 150 000 рублей.
Читать еще:  Проценты по договору лизинга

Репатриация резидентами ин.валюты и валюты РФ

Характер нарушения

Действие резидента

Ссылка на нормативный документ ЦБ РФ

Момент фиксирования нарушения

Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

Не поступление экспортной выручки в контрактные сроки, неполное поступление экспортной выручки в контрактные сроки, (ЭКСПОРТ)

Федеральный закон № 173-ФЗ ст.19 часть 1 п.1

Срок (дата) по контракту, не позднее которого должна была поступить экспортная выручка (в момент представления СВО)

п.4 ст.15.25 на юр/лица штраф в размере от ¾ до 1 размера суммы денежных средств не зачисленных на счета в уполномоченном банке; на должностные лица – от 20000 – 30000 рублей. *

Пролонгация контракта/продление сроков поступления экспортной выручки, либо сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг на основе дополнительного соглашения к контракту.

Отсутствие факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг в контрактные сроки при авансовом платеже (ИМПОРТ)

Профилактика нарушений валютного законодательства

Чтобы ваша компания не столкнулась с неприятными последствиями нарушения валютного законодательства РФ, мы собрали самые важные рекомендации здесь.

Валютные операции осуществляются в безналичной форме

Все валютные операции осуществляются строго в безналичной форме. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Счета резидентов, открытые за рубежом

Резиденты имеют право открывать счета в банках за рубежом. Через них возможно осуществлять только те операции, которые указаны в статье 12 Закона № 173-ФЗ.

Об открытии (закрытии) таких счетов и об изменении их реквизитов резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Уведомление осуществляется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось»

При первом переводе денежных средств со своего счета в уполномоченном банке (например, из Альфа-Банка ) на свой счет, открытый за рубежом, резидент должен предъявить банку уведомление налогового органа с отметкой о принятии указанного уведомления. Также резиденты должны ежеквартально представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам, открытым за рубежом.

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 9 Закона № 173-ФЗ. Ответы на часто задаваемые вопросы о проведении валютных операций между резидентами смотрите в разделе «Часто задаваемые вопросы» .

Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Требование о репатриации (от лат. patrio — «отечество», «страна», repatriate — «возвращать в страну, на родину») установлено в статье 19 Закона № 173-ФЗ, которая так и называется «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации».
Репатриация распространяется на следующих резидентов РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:

— на резидентов, которые предоставляют займы нерезидентам (по договорам займа),
— на резидентов, которые работают по внешнеторговым договорам (экспорт и импорт товаров, работ, услуг) с нерезидентами.

Статья 19 Закона № 173-ФЗ по общему правилу обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности:

1. в указанные во внешнеторговых договорах сроки получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту (иностранную или РФ), которая причитается им по условиям таких внешнеторговых договоров, за:

— переданные нерезидентам товары;
— выполненные для нерезидентов работы;
— оказанные нерезидентам услуги;
— переданные нерезидентам информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

То есть если нерезиденту предоставлена отсрочка платежа по внешнеторговому договору, резидент должен своевременно получить причитающуюся по такому договору экспортную выручку.

2. в указанные во внешнеторговых договорах сроки обеспечить возврат нерезидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств (иностранную валюту или валюту РФ), уплаченных нерезидентам за:

— неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары;
— невыполненные работы;
— неоказанные услуги;
— непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

То есть резидент должен обеспечить возврат авансового платежа в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору.

при предоставлении резидентами нерезидентам иностранной валюты или валюты РФ в виде займов:

в указанные в договоре займа сроки обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займа Требование о репатриации не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после 14.04.2018. .

Для контроля соблюдения резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности требования о репатриации, установленного в статье 19 Закона № 173-ФЗ, государство обязывает резидентов представлять в уполномоченные банки информацию об ожидаемых сроках репатриации:

по внешнеторговым договорам:

  • при платежах по импорту (в виде двух дат):
    • ожидаемого срока исполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • срок возврата нерезидентом аванса при неисполнении им своих обязательств по контракту.
  • при экспорте в виде срока поступления экспортной выручки от нерезидента за переданные товары/оказанные услуги/ выполненные работы и т.п.
Читать еще:  Валютный контроль росфиннадзор

по договорам займа в виде в виде графика возврата основного долга и процентов по договору займа, рассчитанного на основании условий договора займа- при постановке на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа.

Полученную информацию банк отражает в ведомости банковского контроля по принятому на учет внешнеторговому договору или договору займа. Ведомость банковского контроля формируется и ведется в электронном виде. Если в ведомости будет зафиксирована информация о том, что нерезидент не исполнил обязательства по внешнеторговому договору или договору займа в установленные сроки или превысил ожидаемые максимальные сроки, то в программном комплексе автоматически формируются и направляются в Банк России сведения о нарушении резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты в части 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность:

— 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (она приравнена к ключевой) от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег),
— от 3/4 до одного размера незачисленной суммы.

С 14.05.2018 г. за указанные нарушения будут штрафовать и должностных лиц компании, которым придется заплатить от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Согласно Письму Министерства Финансов РФ от 12.08.2015 № 07-05-08/46382в случае форс-мажорного обстоятельства, признанного таковым Торгово-промышленной палатой РФ или ее территориальным представительством, производство по делу об административном правонарушении за нарушение резидентом сроков репатриации может быть прекращено.

С обстоятельствами, исключающими производство по делам об административных правонарушениях за нарушение резидентами-экспортерами сроков получения экспортной выручки, можно ознакомится в Приказе Росфинанадзора от 28.09.2015 № 369.

173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с изменениями

Валютное регулирование в РФ осуществляется с учетом экономически выгодных задач страны. Правительство придерживается либеральной политики в сфере регулирования отношений, связанных с денежными средствами.

Для регулирования валютных операций был создан Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Что представляет собой ФЗ 173?

Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят ГосДумой РФ 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Также в это время были внесены правки в закон о ЦБ. Подробности тут:

Цель ФЗ № 173 — осуществление единой государственной политики в области валюты и контроль за ее устойчивостью на экономическом рынке.

Дополнительной задачей ФЗ 173 является стабилизация внутреннего денежного рынка РФ и развитие экономики на национальном и международном уровне.

Общие положения закона о валютных операциях

Краткое содержание ФЗ 173:

  • Глава 1 — раскрывает общие положения Федерального закона №173;
  • Гл 2 — перечисляет методы контроля валютных отношений;
  • Глава 3 — описывает способы репатриации иностранной валюты и обязательную продажу части выручки;
  • Гл 4 — раскрывает способы валютного контроля;
  • Глава 5 — описывает заключительные положения.

Последние поправки в Федеральный закон были внесены 29 декабря 2017 года.
Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №131. Подробнее тут:

Какие были внесены изменения?

Как было сказано в статье, последние поправки в ФЗ №173 были внесены 29 декабря 2017 года. Изменения коснулись следующих статей:

Ст 7 ФЗ 173

Статья 7 была дополнена. В ней идет речь о положениях ФЗ и других нормативных актах, которые применяются к государственному объединению под названием «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Положения статьи применяются только в том случае, если корпорация осуществляет функцию, которая предусматривается настоящим законом.

Ч 1 ст 11

В ходе последних изменений, поправки были внесены в часть 1 статьи 11. При приобретении иностранной валюты в виде чеков, гражданин должен осуществить данную операцию через банк.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые не были внесены изменения при последней редакции:

Ст 9

В статье 9 описываются денежные операции между резидентами. Закон гласит, что денежные операции между резидентами запрещены. Исключением являются следующие случаи:

  • При расчете беспошлинной торговли;
  • Операциями между комиссионерами;
  • Транзакций по договорам транспортной организации;
  • С внешними ценными бумагами;
  • В случае осуществления обязательных платежей;
  • С выплатами относительно внешних ценных бумаг;
  • Транзакций, которые связаны с переводами и расчетами валюты из-за рубежа;
  • Переводов между физическими лицами, если один из них является резидентом иностранного государства;
  • Операций по оплате и возмещению расходов;
  • Действия, которые связаны с возвратом и внесением коллективного, индивидуального или иного обеспечения;
  • Другие случаи.

Валютные операции осуществляются без ограничений с лицами, с которыми связаны расчетные счета в иностранной валюте в рамках заключенных контрактов.

Ст 19 ФЗ 173

В статье 19 описывается репатриация резидентами иностранной или местной валюты.

Если осуществляются внешнеторговые операции, то резиденты обязаны в указанные в договоре сроки обеспечить:

  • Получение в иностранной валюте денежных средств от резидентов на собственные банковские счета;
  • Вернуть денежные средства обратно в РФ за не ввезенные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы.

Скачать действующую редакцию 173 ФЗ

Положения закона устанавливают принципы и правовые основы, необходимые для регулирования оборота местной и заграничной валюты на территории РФ. Дополнительно обозначаются права и обязанности органов валютного регулирования и сфера допустимых действий. Чтобы подробнее ознакомиться с Федеральным законом № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», следует скачать его по ссылке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector