Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

С изменениями и дополнениями от:

6 апреля, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 3 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 1, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 18, 23 апреля, 4, 29 июня, 19, 29 июля 2018 г., 1 апреля, 18 июля, 27 декабря 2019 г., 1 марта 2020 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти. В частности, граждане имеют право на полные, актуальные и достоверные сведения о госуслугах, а также на их предоставление дистанционно в электронном виде. Органы, в свою очередь, должны оказывать их своевременно и согласно стандарту.

Предусмотрено открытие многофункциональных центров по предоставлению госуслуг. Они будут работать по принципу «одного окна» и взаимодействовать с другими органами от имени заявителя без его участия.

Планируется создать единый портал госуслуг. Он обеспечит электронный порядок их оказания. Через него заявитель сможет подать запрос и иные необходимые документы, узнать о ходе предоставления госуслуги и получить ее результат, оплатить госпошлину.

Для повышения доступности госуслуг с 1 января 2012 г. планируют ввести универсальные электронные карты. С их помощью граждане будут обращаться за получением госуслуг, совершать юридически значимые действия в электронной форме. В будущем карта может заменить паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство и банковскую карточку.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 6, пунктов 2 и 3 статьи 7, пункта 5 части 3 статьи 21, вступающих в силу с 1 июля 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4179

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 472-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 479-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 433-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 438-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Читать еще:  Муниципальные должности в решениях конституционного суда

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением главы 2.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г., частей 3 и 4 статьи 11.2, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 21, вступающих в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Производство по предоставлению государственных услуг

Одной из задач государства является создание условий для обеспечения удовлетворения материальных и нематериальных потребностей граждан и организаций, в том числе посредством оказания государственных услуг.

Как указано в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Государственной услугой является деятельность органов власти и подведомственных учреждений, осуществляемая в целях реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей. Услуги предоставляются безвозмездно или по регулируемым ценам в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, специальных административных режимов и др.

Примерами государственных услуг являются:

· оформление и выдача паспортов;

· оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию;

· предоставление физическим и юридическим лицам персональных данных граждан;

· прием заявок (запись) на прием к врачу;

· выдача удостоверения частного охранника;

· выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему;

· предоставление в пользование геологической информации о недрах;

· выдача заключений об отсутствии полезных ископаемых под участком предстоящей застройки;

· осуществление государственной экологической экспертизы;

· проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

Государственные услуги могут предоставляться органами власти как непосредственно, так и через подведомственные им учреждения либо иные организации.

Законодательно определены основные принципы предоставления государственных услуг:

· правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг;

· заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

· правомерность взимания с заявителей государственной пошлины или платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;

· открытость деятельности органов и организаций, предоставляющих государственные или муниципальные услуги;

· доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РРФ, по выбору заявителя.

Субъектами административных процедур в сфере предоставления государственных услуг являются, с одной стороны, заявители — получатели государственных услуг, а с другой — органы, предоставляющие государственную услугу, а также субъекты, уполномоченные на организацию предоставления государственных услуг (рис. 2.13).

Получателями государственных услуг могут быть как физические, так и юридические лица.

К органам, предоставляющим государственные услуги, относятся:

· федеральные органы исполнительной власти;

· органы государственных внебюджетных фондов;

· исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;

· органы местного самоуправления, осуществляющие переданные им федеральными законами и законами субъектов РФ государственные полномочия.

Функции органов, предоставляющих государственные услуги, могут также выполнять государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные соответственно государственным органом РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Организациями, уполномоченными на организацию предоставления государственных услуг, в настоящее время являются многофункциональные центры.

Рис. 2.13. Субъекты производства по предоставлению государственных услуг

Производство по предоставлению государственных услуг включает следующие стадии:

1) прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

2) обработка запросов, сбор необходимых сведений, подготовка итоговых документов;

3) выдача итоговых документов заявителям (рис. 2.14).

Прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг. Обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляются посредством запросов на бумажном носителе, подписанных собственноручной подписью, или электронных запросов, подписанных электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги, как правило, является направление запроса заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.

Соответствующие запросы подаются в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в многофункциональный центр.

Обработка запросов, сбор необходимых сведений, подготовка итоговых документов.

После приема запросов от заявителей субъекты, оказывающие государственные услуги, либо многофункциональные центры:

· собирают необходимые документы;

· направляют соответствующие запросы в иные органы власти, государственные и муниципальные учреждения, получают документы и информацию;

· принимают, обрабатывают информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;

· обеспечивают защиту информации, доступ к которой ограничен, а также соблюдают режим обработки и использования персональных данных;

· информируют заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

· представляют интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

· подготавливают итоговые документы;

· ведут реестры субъектов, объектов, прав и выданных документов;

· осуществляют иные функции в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами и соглашениями о межведомственном взаимодействии.

Порядок обработки запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг зависит от того, кем был принят соответствующий запрос. Если запрос принимается субъектом, предоставляющим государственную услугу, то такой субъект самостоятельно осуществляет необходимые действия, связанные с оказанием услуги. Если запрос принимается многофункциональным центром, то такой центр осуществляет все необходимые действия за исключением подготовки итоговых документов и ведения соответствующих реестров.

Выдача итоговых документов заявителям осуществляется в сроки, установленные нормативными правовыми актами для каждого вида государственной или муниципальной услуги.

Рис. 2.14. Стадии производства по предоставлению государственных услуг

Правовое регулирование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг

Автор: Руслан Кононов

Руслан Кононов, генеральный директор ООО «Центр юридической экспертизы», к.ю.н.

Оказание государственных и муниципальных услуг — относительно новый правовой институт. Его возникновение связано с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ). Большая часть Федерального закона согласно положениям статьи 30 вступила в силу с момента официального опубликования и лишь отдельные положения начали действовать через год. В него вносились отдельные изменения, но общая концепция оказания государственных и муниципальных услуг осталась неизменной.

Несмотря на довольно большой срок, прошедший с момента принятия Федерального закона № 210-ФЗ, на практике, при получении государственных и муниципальных услуг юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, возникают проблемы и вопросы, часть из которых рождена недостаточной информированностью об особенностях правового регулирования в данной сфере. В настоящей статье мы постараемся охарактеризовать правовое регулирование порядка оказания государственных и муниципальных услуг.

Читать еще:  Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг

Федеральный закон № 210-ФЗ определяет государственную услугу как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».

Аналогично муниципальная услуга — «деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

Признаки государственных и муниципальных услуг содержатся в приведенных выше определениях. Государственная (муниципальная) услуга осуществляется по запросу заявителей, в пределах полномочий оказывающего ее органа власти, в соответствии с нормативными правовыми актами.

Указанные признаки корреспондируются с принципом оказания государственных услуг, определенным в статье 4 Федерального закона № 210-ФЗ. Согласно ему, государственные и муниципальные услуги оказываются исключительно в заявительном порядке — при условии подачи заявления.

Заметим, что зачастую государственные услуги путают с государственными функциями, которые осуществляются без подачи заявления заявителями, но предполагают взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Типичной реализацией государственной функции, предполагающей указанное выше взаимодействие, является осуществление контрольных мероприятий, на которые Федеральный закон № 210-ФЗ не распространяется.

Не следует также смешивать понятия государственных, муниципальных услуг и услуг, оказываемых в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданско-правовые услуги регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, причем оказание услуг признается объектом гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации). В отличие от гражданско-правовой услуги, условия оказания которой определяются договором, государственная (муниципальная) услуга оказывается на основании заявления заявителя, подаваемого вместе с установленным нормативным правовым актом пакетом документов или их копий. По общему правилу государственные и муниципальные услуги предоставляются на возмездной основе, при условии оплаты государственной пошлины, размер которой определен нормативными правовыми актами. Нормативным правовым актом также может предусматриваться безвозмездное предоставление государственной или муниципальной услуги всем заявителям или их отдельным категориям.

Другим признаком государственной или муниципальной услуги является ее оказание органом власти. Федеральный закон № 210-ФЗ также содержит аналогичный принцип оказания государственной и муниципальной услуги. Согласно статье 4, государственные и муниципальные услуги предоставляются только государственными и муниципальными органами власти и в соответствии с нормативными правовыми актами.

Государственные и муниципальные услуги в зависимости от их вида подлежат включению в реестр государственных услуг Российской Федерации (федеральная государственная услуга), либо в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации (региональная государственная услуга), либо в реестр муниципальных услуг (муниципальная услуга).

Федеральный закон № 210-ФЗ также вводит понятие услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг. В отличие от государственных и муниципальных услуг, услуги необходимые и обязательные для их предоставления оказываются государственными (муниципальными) учреждениями и иными организациями в рамках государственного задания (заказа).

Несмотря на несколько своеобразный правовой статус указанных услуг (по нашему мнению, они занимают промежуточное положение между гражданско-правовыми услугами и государственными и муниципальными услугами), для получателя этих услуг имеет значение только то, что они оказываются в установленных нормативными правовыми актами случаях и при условии включения в реестр государственных или муниципальных услуг, принятый постановлением Правительства Российской Федерации для федеральных государственных услуг, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — в отношении государственных услуг субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления — в отношении муниципальных услуг.

Информация об оказываемых государственных и муниципальных услугах, а также необходимых и обязательных для их оказания услугах подлежит размещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг в сети Интернет (сайт http://gosuslugi.ru), а также на региональных и муниципальных порталах в случае их создания. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ на федеральном портале должна размещаться информация о государственных и муниципальных услугах всех уровней, на региональном — о региональных и муниципальных услугах, оказываемых в муниципальных образованиях соответствующего субъекта Российской Федерации.

Тем самым предусматривается реализация принципа, предусматривающего открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, закрепленного в статье 4 Федерального закона № 210-ФЗ.

На практике порталы зачастую содержат неполную информацию о государственных и муниципальных услугах, поэтому заявителю, желающему получить информацию о порядке оказания соответствующей государственной или муниципальной услуги рекомендуется зайти не только на федеральный портал и портал соответствующего уровня, но и на сайт органа власти или организации, которые оказывают соответствующую услугу.

Единый портал государственных и муниципальных услуг имеет еще одну важную функцию. Помимо традиционной формы оказания услуг — бумажной, с его помощью часть услуг может быть оказана в электронной форме. Для оказания услуг в электронной форме в некоторых случаях необходимо наличие технических средств для использования электронной подписи, либо регистрация на Едином портале. По ряду услуг возможна запись на прием для оказания услуги через Единый портал, региональные и муниципальные порталы, что позволяет экономить время, а также имеются электронные образцы (формы) заявлений и квитанций для оплаты государственных пошлин.

Несмотря на наличие возможности электронной записи на конкретное время, большинство заявителей по-прежнему предпочитают «живую очередь» в государственном (муниципальном) органе или организации, не пользуясь удобной процедурой, предоставленной государством.

Принцип оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также соответствующее право заявителей отражены в статьях 4 и 5 Федерального закона № 210-ФЗ. К сожалению, далеко не все государственные и муниципальные услуги переведены в электронный вид. Более того, судя по всему, те из них, которые не являются наиболее востребованными, в электронный вид переводить вообще не предполагается. Таким образом, соответствующий принцип, по-видимому, не будет до конца реализован.

Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает также создание многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг — МФЦ. По сути МФЦ — единая организация, выступающая официально уполномоченным посредником оказания государственных и муниципальных услуг. Заявителю перед подачей заявления следует уточнить, создан ли на его территории МФЦ, и входит ли в перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых с его помощью, конкретная услуга. Если соответствующую государственную или муниципальную услугу предоставляет МФЦ, то орган власти откажет в приеме заявления, предложив заявителю обратиться в МФЦ.

Большая часть положений административного регламента посвящена процедурам оказания государственной или муниципальной услуги и представляет интерес только для должностных лиц органов и сотрудников организаций, участвующих в ее предоставлении. Наиболее существенная для заявителя информация содержится в стандарте государственной или муниципальной услуги. Подчеркивая важность стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, Федеральный закон № 210-ФЗ относит получение государственной или муниципальной услуги в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги к основным правам заявителей.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги определяет основные требования к оказанию государственной и муниципальной услуги. Он устанавливается для каждой услуги в рамках специального раздела административного регламента. Перечень требований к стандарту определен в статье 14 Федерального закона № 210-ФЗ. К наиболее существенным для заявителя положениям стандарта предоставления услуги относятся следующие:

  • наименование государственной или муниципальной услуги;
  • наименование органа, оказывающего услугу;
  • результат предоставления услуги;
  • срок предоставления;
  • исчерпывающий перечень документов (в соответствии с нормативными правовыми актами), которые заявитель должен предоставить для получения услуги, а также перечень документов которые заявитель может, но не обязан предоставлять, так как соответствующие сведения могут быть запрошены органом самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия;
  • размер платы за оказание услуги и способ ее взимания.

В процессе оказания государственных и муниципальных услуг могут возникать претензии заявителей по вопросам, связанных с их оказанием. Федеральный закон № 210‑ФЗ закрепляет право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг. Это позволяет в большинстве случаев достаточно оперативно и с минимальными затратами решить вопрос (как уже отмечалось, срок рассмотрения обращений, к которым относятся и жалобы, составляет 30 календарных дней).

Наконец, любой спор, связанный с обжалованием государственных и муниципальных услуг, может быть рассмотрен в суде, решение которого будет обязательно как для заявителя, так и для органа власти, оказывающего государственную или муниципальную услугу.

Шадрина Татьяна. Получи ответ по мылу // Российская газета. — Федеральный выпуск № 6203 (227) от 10.10.2013.

Указанной статьей определены основания продления срока с обязательным уведомлением гражданина.

См. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.07. 2012 № 31 ст. 4470.

Отправить по почте

Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Государственная (муниципальная) услуга (работа) — услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.

Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с базовыми перечнями и с ссылками на ведомственные перечни, размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.

Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector