Expresspool.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основания приобретения муниципальной собственности

Основания приобретения и прекращения права публичной (государственной и муниципальной) собственности

Публичные образования могут приобретать право собственности как общегражданскими способами, так и специальными способами приобретения и прекращения права собственности, к числу которых отнесены следующие:

1) ст.225 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь;

2) ст.228 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на находку;

3) ст.279 ГК РФ – выкуп земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;

4) ст.235 ГК РФ – принудительное изъятие имущества в собственности государства вследствие обращения взыскания на него (ст.237 ГК РФ), отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ) и др.

5) ст.1151 ГК РФ – выморочное наследство;

6) ст.306 ГК РФ – национализация имущества.

7) ст.217 ГК РФ – приватизация государственного и муниципального имущества.

8) налоги и иные обязательные платежи.

7. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, способы

Понятие приватизации появилось сравнительно недавно, сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 году в одной из его публикаций.

Традиционно приватизацию рассматривают в нескольких смыслах – в экономическом и юридическом. С точки зрения экономики, приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным субъектом, с точки зрения юриспруденции – это особый производный способ приобретения права собственности.

Особенности данного способа приобретения права собственности заключаются в следующем:

1) особые источники правового регулирования: в силу ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

2) особый объект (только государственное или муниципальное имущество);

3) особый субъектный состав – покупателем может выступать только частное лицо;

4) обязательная публичная процедура проведения;

5) возмездный или безвозмездный характер.

Легальное определение приватизации дано в ст.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 №178-ФЗ, который под приватизацией понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Субъектами приватизации выступают, с одной стороны, продавец (публичное образование) посредством компетентных органов, с другой стороны — покупатель (ст.5 закона).

К числу объектов приватизации законом отнесены: 1) имущественные комплексы унитарных предприятий; 2) объекты недвижимости; 3) акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (ст.16 закона); 4) жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; 5) земельные участки, передаваемые субъектам в соответствии со ст.36 ЗК РФ.

Способы приватизации определены ст.13 закона о приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Процедура приватизации в общем виде представлена следующим образом: 1) принятие прогнозного плана (программы) приватизации, в которых указываются планируемые к приватизации объекты (ст.7 закона); 2) принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества (ст.14 закона); 3) опубликование прогнозного плана приватизации, отчета об исполнении такого плана за прошедший период, решения о приватизации в СМИ (ст.15 закона); 4) действия претендентов по выполнению условий решения (подача документов и т.п.) (ст.16 закона); 5) реализация решения и оформление сделки приватизации (конкретного гражданско-правового договора); 6) оформление, в том числе регистрация, права собственности приобретателя на приобретенные объекты недвижимости.

Состав муниципальной собственности и основания ее приобретения.

В соответствии с действующим законодательством в состав муниципальной собственности могут входить:

средства местного бюджета;

муниципальные внебюджетные фонды;

имущество органов местного самоуправления;

муниципальные унитарные предприятия и муниципальные организации, в том числе муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.)

муниципальный жилищный фонд;

муниципальные нежилые помещения;

муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1 по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп.

путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества)

путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;

по наследству в соответствии с завещанием или законом;

по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад)

другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.

Читать еще:  Квалификационная надбавка муниципальному служащему

59. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом: правовая основа и уполномоченные субъекты.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ РФ.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ РФ.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном ФЗ РФ.

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение имущества в муниципальную собственность:

— Приобретение муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным в ГК РФ.

Приобретение имущества в силу гражданско-правовых сделок.

! Приобретение бесхозяйного имущества (ст.225 ГК РФ). Бесхозяйная вещь – собственник которой неизвестен или отказался от ПС. Имущество может быть разным по своему объему, назначению и т.д. ГК устанавливает следующие нормы: по заявлению ОМСУ недвижимая бесхозяйная вещь может быть поставлена на учет в компетентном органе. По истечении года вещь поступает в муниципальную собственность.

Есть иные виды имущества. Ситуация со скотомогильниками. Обязаны ли муниципалы принять подобное бесхозяйное имущество, осуществлять расходы, связанные с его содержанием и т.п. У муниципалов есть обязанность участвовать в ликвидации последствий ЧС, но есть норма ГК о наличии волеизъявления МО. Оно должно основываться на реальной способности МСУ имущество содержать. ВС – Определение от 12.06.2006г по делу №КАС06-193, ВС подтвердил именно право МСУ, а не обязанность. Пункт ветеринарно-санитарных правил, обязывающий принимать в собственность скотомогильники, признан недействующим.

На территории МО находится подстанция. Это имущество специфическое. Как минимум, необходимо законсервировать. Региональная организация заявила, что подстанция находится в аварийном состоянии, ставит под угрозу безопасность граждан. Муниципалы на баланс не брали. Суд обязал МСУ взять на баланс подстанцию. Никого не интересовало, имеются ли реальные ресурсы у МО.

То есть практика различна. Суды не всегда идут по пути учета достаточности средств у МО.

Зачастую бесхозяйными остаются коммуникации, сети. Например, предприятия ранее строились так, что у них были собственные сети. Предприятия не стало. С вопросами коммунального хозяйства не может быть ничьих сетей. МО вынуждены принимать на баланс.

— Приобретение муниципальной собственности в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность.

— Приобретение имущества в муниципальную собственность в связи с проводимой реформой по разграничению полномочий между разными уровнями публичной власти.

Согласие ОМС на передачу имущества из государственной собственности в муниципальную собственность ?! (постановление КС РФ от 30.06.2006 № 8-П Определение КС РФ от 07.12.2006 № 542-0; определение КС РФ от 1.11.2007). Опять же вопрос об обязанности муниципалов принять в собственность передаваемое имущество. Нужно ли согласие ОМСУ на принятие имущества или обязаны принимать все, что им передают? Если обязаны – опять же нарушаются правомочия собственника. КС – волеизъявление МСУ должно быть, то есть распространяется ранее изложенная логика.

Разграничение имущества на основании восстановлений Верховного Совета 27.12.1991 №3020-1. Там устанавливается перечень имущества, которое может быть передано в муниципальную собственность. Перечень колоссален: жилищный и нежилой фонд, объекты культуры и спорта, другие объекты. То есть перечень открыт. При условии, что они находятся в оперативном управлении ОМСУ. Могут быть в том числе договоры аренды. Возникает ситуация, что можно передать любое имущество, в том числе такое, которое по целевому назначению им не подходит. Возникает ситуация коллизий. Практика различна. С одной стороны, по мнению АС муниципалы вправе отказаться, если не соблюден порядок передачи имущества, например, когда нет нужных документов. АС часто встают на сторону МСУ и учитывают возможности муниципалов по содержанию того или иного имущества. Постановление ФАС Восточно-сибирского округа от 12.02.2008 №А78-3854/07: необходимо при решении вопроса о том, обязан ли муниципалитет принять в собственность имущество, обязательно выяснить вопросы, имеются ли у МСУ средства для содержания передаваемых объектов, предпринимались ли меры со стороны передающего субъекта по сбалансированности бюджета принимающего МО. Иначе неправомерно передавать в собственность такие объекты. Есть иные акты, которые не учитывают статус местного самоуправления и т.д.

— Приобретение имущества в муниципальную собственность в результате разграничения имущества между разными видами муниципальных образований.

Формы экономической деятельности муниципальных образований

Способы и организационно-правовые формы экономической деятельности:

1) Собственная экономическая деятельность, в том числе путем создания муниципальных хозяйствующих субъектов.

С одной стороны, ГК предполагает свободное осуществление гражданских прав. Субъекты сами решают, в какие отношения вступать и т.д. С публичными субъектами иначе. МСУ – публичная власть, она характеризуется наличием компетенции, реализация которой не право, а обязанность. Публичные субъекты целью существования имеют реализацию публичных функций. Их существование носит целевой характер. Эти особенности сказываются на участии МСУ в экономической деятельности. Подразумевается оказание публичных услуг. Наиболее удобная форма – создание хозяйствующих субъектов – ЮЛ. Данные субъекты также несут целевую нагрузку. Муниципальные предприятия и учреждения имеют целью осуществление решения вопросов местного значения в части предоставления услуг: образование, здравоохранение, культура, — это все услуги. Это публичная услуга, нужно учитывать ее специфику. Это и есть обеспечение жизнедеятельности местного сообщества.

Читать еще:  Куединский муниципальный район

В соответствии с ФЗ-131 МО определяют порядок создания и деятельности таких организаций, то есть должен быть правовой акт, на практике это происходит не всегда. Вопрос о создании того или иного ЮЛ выходит на голосование представительного органа. Большинством голосов решается вопрос о создании организации, передачи ей имущества и т.д. Осуществление деятельности невозможно без передачи собственности. Когда нет акта – решается вопрос через представительные органы.

Передача собственности. Речь идет об ограниченных вещных правах – оперативное управление или хозяйственное ведение. Организации пытаются получить прибыль, связанную с основной деятельностью. Проблемы недвижимого имущества: распоряжаться в полном объеме хозяйствующий субъект не может, то есть не приносит тот доход, который могло бы приносить. С другой, если бы передали в собственность – была бы угроза злоупотребления. Но это имущество имеет значения для реализации функций МСУ.

Закон об автономных учреждениях – нюансы в отношении права оперативного управления. Посмотреть.

ГК не понимает специфики публичных субъектов. В отношении деятельности муниципальных организаций – ГК ставит ее наравне с деятельностью ФЛ и ЮЛ. Это неправильно, деятельность осуществляется в публичных целях, по природе не может быть широкой возможности выбора. В частности, субъекты могут решать, по какому поводу вступать в экономические отношения. Для муниципальных предприятий характерно то, что деятельность не должна мешать основной. Не может преследоваться цель получения прибыли. Выбор контрагентов и сфер дополнительной деятельности ограничен основным видом деятельности.

2) Привлечение частных субъектов к решению вопросов местного значения. Помимо собственной деятельности для удовлетворения муниципальных нужд возможно привлечение частных субъектов. Есть нормы о муниципальном заказе. Он предусматривает соответствующие процедуры привлечения частных субъектов. Предусматривают равный доступ, конкуренцию частных субъектов. Например, муниципальное имущество может быть предусмотрено частным субъектам права. Пользуясь этим имуществом, частный субъект оказывает публичные услуги. Имущество продолжает оставаться в муниципальной собственности. Идет определенная гарантия для его отчуждения. Сохраняется гарантия от того, что имущество будет продано и не будет использоваться для решения вопросов местно значения.

Муниципально-частное партнерство. Создаются организации, которые, с одной стороны, позволяют осуществлять функции, а с другой, получать доход частной организации.

— Передача задач и полномочий. Вопрос – как трактовать формы экономической деятельности муниципальных субъектов. Можно ли трактовать создание организаций и привлечение ЮЛ как передачу полномочий? Вряд ли можно трактовать как передачу задач и полномочий. Они как были закреплены за субъектом, так за ним и остаются. Привлечение ЮЛ – формы решения вопросов местного значения.

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

 в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1 по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп.

 путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества)

 путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

 на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;

 по наследству в соответствии с завещанием или законом;

 по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

 в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад)

 другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.

59. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом: правовая основа и уполномоченные субъекты.

60. Право муниципального образования на получение в собственность части государственного имущества.

61. Законодательные предпосылки реализации права муниципальных образований на землю.

Право М/О на зе­мельные участки. Земельные участки как эле­мент состава муниципального имущества, согласно ст.19 Земельного ко­декса РФ определяет, что в муниципальной собствен­ности находятся земельные участки

— которые признаны таковы­ми федеральными законами и принятыми в соответствии с ни­ми законами субъектов РФ;право на которые воз­никло при разграничении госу­дарственной собственности на землю;

— приобретены по ос­нованиям, установленным граж­данским законодательством.

В то же время ст. 14-17 ФЗ №122 относят к муниципально­му имуществу только «земель­ные участки, отнесённые к му­ниципальной собственности в соответствии с федеральными законами». Такие же правовые нормы содержатся и в ст.50 ФЗ №131. Земельный кодекс так­же придерживается концепции «презумпции отчуждения» зем­ли из государственной или му­ниципальной собственности. П.4 ст.28 Земельного кодекса ус­танавливает исчерпывающий перечень из трёх случаев, когда допускается отказ в предостав­лении земельных участков, на­ходящихся в государственной или муниципальной собствен­ности, для строительства:

изъятие земельных участков из оборота;

установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;

факт резервирования земель­ных участков для государствен­ных или муниципальных нужд.

Читать еще:  Земское собрание усольского муниципального района

62. Местный бюджет: понятие, общая характеристика источников формирования средств местного бюджета и основные направления их использования.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за пополнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета,решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальномуопубликованию. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контролирование его исполнения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

63. Механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

64. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета за счет местных налогов и сборов.

65. Право муниципальных образований и их органов на получение доли региональных налогов.

66. Право муниципальных образований и их органов на получение доли федеральных налогов.

67. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета в неналоговой сфере.

68. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

69. Реализация муниципальным образованием права на хозяйственную деятельность в форме муниципальных унитарных предприятий.

70. Особенности организации и осуществления местного самоуправления на территориях с особым статусом (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), территории, прилегающие к государственной границе, наукограды).

Правовой статус такого рода МО, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), регулируется Законом РФ О закрытом административно-территориальном образовании. Закон регулирует особенности МС, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих на территории ЗАТО, и их права.

Закрытое административно-территориальные образование— территориальное образование,имеющее органы МС, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраныгосударственной тайны, Включающий спец условия проживания граждан. Перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства РФ. ЗАТО по всем вопросам их деятельности, органов МС, определенны Конституцией РФ и Законами РФ находятся в подчинении краев и областей согласно Перечню ЗАТО.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим Вопросам:

1)установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель предприятиям или объектам;

2) определение полномочий органов гос власти субъектов РФ В отношении указанного ЗАТО;

3) обеспечение особого режима безопасного функционирования) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. ЗАТО является административно-территориальной

единицей. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ

и районов, входящих в их состав,

В ведение районов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие

к границам ЗАТО, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их

границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.__

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector