Акционерная собственность муниципальных образований
Имущество муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», в собственности муниципальных образований могут находиться следующие категории имущества:
— имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
— имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Возможно проведение классификации объектов муниципального имущества по следующим критериям:по виду имущества, по их правообладателю, по территориальной и ведомственной принадлежности.
В целях обоснованного разделения муниципального имущества между поселениями и муниципальными районами в законе определены перечни видов муниципального имущества, которые могут находиться соответственно в собственности поселений и муниципальных районов.
В собственности поселений, муниципальных районов, городских округов могут находиться:
— имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц;
— автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные, транспортные инженерные сооружения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
— жилые помещения на условиях договора социального найма, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
— пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения;
— имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
— объекты, а также оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
— имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
— имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
— имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
— имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
— объекты культурного наследия местного значения, расположенные в границах поселения, библиотеки;
— имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
— имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
— имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
— имущество, предназначенное для сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора;
— имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
— имущество, предназначенное для официального обнародования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
— земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами;
— обособленные водные объекты;
— леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;
— архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов.
Муниципальное образование может приобретать только имущество, необходимое для осуществления полномочий,а также при чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с федеральными законами.
Для муниципального имущества имеет место ограничение гражданского оборота.Такое имущество не может находиться в частной собственности, не может быть объектом гражданских сделок, на него не может быть обращено взыскание, оно подлежит обязательному страхованию.
Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).
Акции ОАО покупает местная администрация
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Артем Барсегян объясняют, вправе ли муниципальное образование приобрести пакет акций уже существующего ОАО.
Местная администрация, действуя от имени муниципального образования, хочет приобрести акции существующего акционерного общества. Может ли администрация сельского поселения купить акции открытого акционерного общества?
Органы местного самоуправления не могут выступать учредителями, участниками акционерного общества, если иное не установлено федеральными законами (п. 4 ст. 66 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон N 208-ФЗ). Буквально из указанных норм следует, что не могут быть акционерами именно органы местного самоуправления. Муниципальное образование, действующее в лице органов местного самоуправления, является самостоятельным субъектом гражданского права (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 125 ГК РФ) и выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). Запрет на учреждение акционерных обществ муниципальными образованиями законодательно не установлен (отметим, что в ряде случаев суды, ссылаясь на запрет, установленный п. 4 ст. 66 ГК РФ, согласно которому органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, признают незаконным участие муниципальных образований в создании хозяйственных обществ (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2006 N А82-66/2003-Г/1, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2006 N А33-27530/2005-Ф02-4866/06-С2). На наш взгляд, такая позиция не совсем обоснована, поскольку участником общества в данном случае становится не орган местного самоуправления, а муниципальное образование).
Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) муниципальные образования могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 68 указанного Закона представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Буквальное толкование указанных норм Закона N 131-ФЗ говорит только о возможности создания обществ муниципальным образованием. При этом представляется очевидным, что приобретение муниципальным образованием акций существующего ОАО, пусть даже и всех, не является созданием общества.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отметим, что в ряде случаев судьи квалифицируют внесение муниципальным образованием денежных средств в уставный капитал хозяйственных обществ как неустановленный законом способ приватизации муниципального имущества (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2005 N Ф04-8092/2005 (16829-А03-11)). Однако, на наш взгляд, по смыслу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», он регулирует приватизацию, то есть отчуждение из государственной или муниципальной в частную собственность только материального имущества — вещей, деньги не могут быть объектом приватизации. На это указывают положения п. 2 ст. 2 данного Закона, в соответствии с которым муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). При этом представляется очевидным, что «за плату» подразумевает «за деньги», в связи с чем применение этой нормы в отношении собственно денежных средств представляется невозможным. Кроме того, обратное означало бы, что любое отчуждение денежных средств (например, закупку товаров для муниципальных нужд) необходимо было осуществлять в соответствии с законодательством о приватизации, что противоречит здравому смыслу (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 19.02.2003 N КА-А40/307-03).
Таким образом, муниципальное образование имеет право участвовать в любых хозяйственных обществах по своему усмотрению, в том числе участвовать в создании ОАО. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика (смотрите, например, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах», постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.1999 N 7484/98, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.04.2003 N 86-Г03-2, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2006 N Ф04-7248/2006(27984-А81-13)). Причем судебная практика подтверждает право муниципальных образований приобретать акции на вторичном рынке (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/5219-08).
Поэтому, полагаем, муниципальное образование вправе приобрести пакет акций уже существующего ОАО. Однако возможно, что правомерность покупки акций придется отстаивать в суде.
Кроме того, отметим, что приобретение доли в хозяйственном обществе возможно также в порядке, предусмотренном ст. 80 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), дающей право муниципальному образованию при предоставлении бюджетных инвестиций приобрести в собственность эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов данных юридических лиц. При этом бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения в закон (решение) о бюджете текстовой статьи (а начиная с бюджета на 2014 г. — в качестве отдельного приложения к данному закону (решению)) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (п. 2 ст. 80 БК РФ). Иными словами, приобрести акции ОАО муниципальное образование может в случае предоставления обществу бюджетных инвестиций (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.03.2013 N Ф09-492/13, Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 N 06АП-2571/13, Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 10АП-3763/11).
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Муниципальная собственность в Российской Федерации
социологические науки
- Галлямутдинова Дилара Хамитовна , студент
- Башкирский Государственный Аграрный Университет
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
- ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
- МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Похожие материалы
В настоящее время понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.
Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 215 Гражданского кодекса РФ определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования. И то, что собственность принадлежит муниципальным образованиям, придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.
Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты — республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ. Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».
Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.
Список литературы
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009).
- ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- ФЗ № 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) «О приватизации государственного и муниципального имущества».
- Указ Президента РФ № 2265 от 22.12.1993 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
- Беляев К.П., Захаров В.А. Особенности участия муниципальных образований в корпоративных отношениях // https://uvest.garant-ural.ru/Uuv5(12-13)00/16.htm.
- Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М. Моск. обществ. научн. фонд, 1997, с. 20.
- Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. – 2007. — № 9.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Вопрос 3. Имущественные права муниципальных образований.;
Имущественные права – этосубъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.).
Имущественные права муниципальных образований согласно части 1 статьи 49 Федерального закона 131-ФЗ входят в состав экономической основы местного самоуправления. Согласно статье 132 (ч. 1) Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно.
Гражданский кодекс РФ (статьи 215, 125) уточняет: права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лицапо их специальному поручению от их имени.
Содержание права собственности раскрывает статья 209 Гражданского кодекса РФ:
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать своё имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечёт перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Общие правила владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, составляющие основы имущественных прав муниципальных образований, устанавливает статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (131-го закона).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии со статьёй 132, (ч. 1) Конституции Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Конкретизируют имущественные права муниципальных образований статьи 294, 296 Гражданского кодекса РФ.
Имущественные права муниципального образования представляют собой в соответствии с гражданским законодательством следующие три основных правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения муниципальным имуществом.
1) Право владения – право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создаёт возможность непосредственного воздействия на него.
Законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть:
— наниматель (арендатор) по договору имущественного найма;
— лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании;
— перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества);
2) Право пользования заключается в праве потребления муниципального имущества – эксплуатации имущества, получении плодов и доходов, приносимых им, и др.
3) Право распоряжения муниципальным имуществом – это право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др.
Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на неё.
Собственник может передавать своё имущество в доверительное управление иным лицам.
Реализуя права собственников от имени муниципального образования, органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 51 Федерального закона № 131-ФЗ могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Учреждая муниципальные предприятия и учреждения, органы местного самоуправления вправе наделять их необходимым для осуществления уставной деятельности муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это имущество может предоставляться муниципальные предприятию, учреждению на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На правах хозяйственного ведения муниципальное имущество передаётся унитарным предприятиям[14]. Согласно статье 294 ГК РФ муниципальное образование – собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Закон устанавливает ограничения имущественных прав унитарного предприятия: предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
На правах оперативного управления муниципальное имущество может быть передано муниципальным учреждениям и казённым предприятиям. В соответствии со статьёй 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретённое учреждением или казённым предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казённого предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Наконец, в состав имущественных прав муниципального образования входит право на приватизацию находящегося в его собственности муниципального имущества. Приватизация – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц. Порядок и условия приватизации муниципального имущества устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Средства от приватизации муниципального имущества входят в состав доходной части бюджета муниципального образования.
Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, реализуя право распоряжения, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают определенные обязательства как у арендодателя.
Основная обязанность арендодателя – своевременно предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (статья 611 ГК РФ). Арендодатель обязан также предупредить арендатора о правах третьих лиц на договорное имущество, поскольку передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество, которыми они обладают на основании закона или договора (статья 613 ГК РФ).
При обнаружении недостатков, за которые отвечает арендодатель, арендатор в соответствии с п. 1 статьи 612 Гражданского кодекса РФ вправе по своему выбору использовать следующие способы защиты:
а) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков;
б) непосредственно удержать сумму понесённых им расходов на устранение недостатков из арендной платы с предварительным уведомлением об этом арендодателя;
в) потребовать досрочного расторжения договора.
Аналогичные обязательства возникают и при приватизации муниципального имущества.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно[15] отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 41 Федерального закона 131-ФЗ устанавливает: органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для юридических лиц положений Федерального закона 131-ФЗ и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казённым учреждениям. Согласно статье 296 ГК РФ муниципальное имущество закрепляется за этими органами на праве оперативного управления.
Таким образом, реализация имущественных прав местного самоуправления позволяет решать четыре группы задач: во-первых, использовать муниципальное имущество для нужд муниципального образования в целом, то есть реализуя совокупность вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования. Во-вторых, наделение муниципальным имуществом органов местного самоуправления обеспечивает эти органы необходимыми для их повседневного функционирования условиями. В-третьих, использовать муниципальное имущество для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Наконец, муниципальное имущество и его использование является одним из источников доходов местных бюджетов.
В заключение отметим: распад централизованной системы управления сопровождался резким повышением роли муниципалитетов в жизнеобеспечении граждан, в удовлетворении их повседневных нужд. В собственность муниципальных образований были переданы крупные активы, в первую очередь жилищный фонд и объекты социальной сферы. Опыт последних 15 лет показал, что, несмотря на перманентный финансовый кризис, недостаток управленческого опыта, нестабильность условий деятельности, местные власти в целом успешно справились с этим сложнейшим комплексом возложенных на них задач. За исключением отдельных, хорошо известных, но немногочисленных исключений, они обеспечили поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения населения и позволили избежать крупных всплесков социального недовольства на местном уровне.