Составление дефектной ведомости капитального ремонта трансформатора
Дефектная ведомость
Документ, составленный по итогам контроля качества объекта и содержащий перечень имеющихся у него дефектов, обычно именуется дефектной ведомостью. Бухгалтерское или налоговое законодательство не определяет конкретные случаи, когда может составляться дефектная ведомость. Это означает, что такая ведомость, в принципе, может подтверждать наличие дефектов у разнообразного вида имущества: материалы, товары, основные средства и т.д.
Однако на практике чаще всего дефектная ведомость составляется по объектам основных средств, которые в связи с выявленными у них дефектами подлежат ремонту или списанию. О том, как можно оформить дефектную ведомость при списании не пригодных к дальнейшему использованию объектов основных средств, мы рассказывали в нашей консультации.
В этом материале расскажем о применении дефектной ведомости в обоснование ремонта основных средств, а также приведем пример заполнения такой ведомости.
Форма дефектной ведомости
Единой формы составления дефектной ведомости нет. Поэтому организация может разработать такую форму самостоятельно. При разработке формы бланка организация может воспользоваться унифицированной формой № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования» (утв. Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7) или даже отраслевой формой дефектной ведомости, утвержденной соответствующим ведомством. К примеру, можно обратиться к дефектной ведомости по форме № ВУ-22 ЭТД (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.07.2013 № 1475р) или ведомости дефектов по форме № 1 (утв. Распоряжением Росавтодора от 30.03.2011 № 246-р).
Выбранную для применения форму необходимо закрепить в Учетной политике в целях бухгалтерского учета.
Что указывать в дефектной ведомости?
Учитывая, что цель дефектной ведомости – подтвердить наличие дефектов в объекте основных средств и обосновать необходимость его ремонта, соответствующая информация и должна быть указана в дефектной ведомости. Так, в ведомости, в частности, отражается следующая информация:
- наименование объекта основных средств и его инвентарный №;
- виды выявленных дефектов, их характеристика;
- объем предполагаемых ремонтных работ и их стоимость (при возможности оценки).
Дефектная ведомость обычно составляется комиссией. Эта комиссия может быть создана специально для выявления дефектов основных средств. А может этими вопросами заниматься и та комиссия, которая была назначена для проведения инвентаризации объектов основных средств.
Осмотр объектов основных средств на предмет дефектов может производиться как в плановом порядке (например, ежеквартально), так и на основании отдельного распоряжения руководителя. В последнем случае это происходит, скажем, когда дефект был выявлен лицом, ответственным за конкретный объект основных средств или использующим его в работе, и такой сотрудник инициировал проверку качества основного средства. Ссылка на приказ руководителя в таком случае обычно приводится в дефектной ведомости. При необходимости к дефектной ведомости прикладываются эскизы, фотографии дефектов, иные сведения.
Утверждает дефектную ведомость руководитель организации или иное уполномоченное лицо. Составленная и утвержденная дефектная ведомость – основание для последующего проведения ремонта объекта основных средств.
О бухгалтерском учете ремонта основных средств мы рассказывали здесь.
Приведем для дефектной ведомости образец ее заполнения.
Дефектная ведомость
Дефектная ведомость относится к первичной документации и фиксирует изъяны, поломки, всевозможный брак оборудования, устройств, материалов, используемых в деятельности предприятия. Для того, чтобы провести их ремонт и восстановление по всем правилам нужно соблюсти определенную процедуру, частью которой является составление дефектной ведомости. Следует отметить, что дефектный акт, также оформляемый при обнаружении недостатков в товарно-материальных ценностях не является точной копией ведомости и служит лишь приложением к данному документу.
Роль ведомости
Документ носит сопроводительный характер при выявлении различного рода дефектов. В него вписываются:
- наименование и тип оборудования или материалов,
- найденные повреждения,
- пути их устранения.
Далее данный документ служит основанием для написания сметы и выделения средств на ремонтные работы.
Своевременное устранение поломок и дефектов позволяет увеличить производительность труда в организации, избежать нештатных случаев и ситуаций, способных привести к угрозе жизни и здоровью сотрудников.
Надо сказать, что данный документ не является повсеместно распространенным. Как правило, он применяется только на крупных предприятиях, где большое количество структурных подразделений, различного рода товарно-материальных ценностей, сложного оборудования и технических устройств.
Порядок проведения процедуры
Большие компании периодически проводят специальные обследования на предмет осмотра и проверки числящегося на балансе оборудования. Для этого отдельным приказом от лица руководителя компании создается комиссия в количестве от двух человек. Члены комиссии должны обладать определенным уровнем квалификации, знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы точно определить тип поломки и те действия, которые необходимо предпринять, чтобы исправить оборудование, устройство или какую-либо иную товарно-материальную ценность.
Как правило, членами комиссии становятся специалисты технического отдела, сотрудники бухгалтерии и представители того структурного подразделения, к которому относится поврежденный объект.
Исследование является визуальным и достаточно поверхностным, никаких особых экспертиз и глубоких проверок в процессе него не проводится, более тщательный контроль осуществляется только при необходимости.
Правила составления дефектной ведомости
На сегодня нет унифицированного образца дефектной ведомости, обязательного к применению, поэтому составляться она может по шаблону, разработанному внутри предприятия и утвержденному в учетной политике фирмы или в свободной форме. Тем не менее, есть ряд значений, которые отразить в ней необходимо. Это:
- название компании,
- дата и номер составления ведомости,
- всё, что касается самого объекта.
К параметрам последнего относится его наименование (оно должно совпадать с тем названием, под которым объект числиться на балансе предприятия), выявленные дефекты или поломки, желательно с указанием причин их появления – это входит в компетенцию обслуживающего специалиста, а также работы, которые требуется провести для их устранения – это часть функционала сотрудника ремонтного цеха (если таковой имеется на предприятии). Данный раздел ведомости должен быть оформлен в виде таблицы.
При необходимости в документ следует внести ссылки на всевозможные приложения (фото и видео свидетельства, дефектный акт и т.п.).
Ошибки, допущенные в ведомости, можно исправлять, аккуратно зачеркнув их и сверху написав корректную информацию, заверенную подписью ответственного лица и поставив дату исправления. Однако, наиболее предпочтительный способ – при возможности заново составить и подписать документ.
Правила оформления документа
Ведомость может быть оформлена на стандартном листе формата А4 или на фирменном бланке организации – это роли не играет, при этом она может быть написана как от руки, так и в печатном виде. Составляется она обычно в нескольких экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон. Все копии должны быть подписаны членами комиссии, а также утверждены подписью руководителя компании.
Проштамповывать ведомость не обязательно, т.к. она относится к внутренней документации фирмы, кроме того, с 2016 года юридические лица законодательно освобождены от обязанности использовать в своей деятельности печати и штампы.
После утраты актуальности, ведомость передается на хранение в архив предприятия, где содержится на протяжении времени, требуемого по закону или установленного внутренними правилами организации.
Образец составления дефектной ведомости
- Вверху слева или справа (это значения не имеет) отводится несколько строк под утверждение руководителем предприятия. Сюда вписываются:
- его должность (директор, генеральный директор),
- фамилия, имя, отчество,
- полное название компании.
- Затем посередине строки пишется наименование документа и его номер по внутреннему документообороту, ниже – населенный пункт, в котором зарегистрирована фирма, и дата составления ведомости.
- Далее идет основная часть. Она формируется в виде таблицы,
- в первый столбик которой вносится порядковый номер,
- во второй – дефекты и повреждения, обнаруженные в ходе обследования,
- в третий – требуемые меры по их устранению,
- в четвертый – сроки, в которые повреждения должны быть исправлены.
- В завершение документ подписывают члены комиссии, участвовавшие в осмотре оборудования, устройства или товарно-материальной ценности, с указанием их должностей и расшифровкой автографов.
Дефектная ведомость на ремонт автомобиля
Кем составляется
Автомобиль, подлежащий ремонту или модернизации, должен быть осмотрен специалистом для констатации и определения дефектов, подлежащих устранению. Документ, в котором будет зафиксирован факт и результаты осмотра и представляет собой дефектную ведомость.
Составить этот акт в компании, которая будет ремонтировать или модернизировать транспортное средство, уполномочено специальное лицо, имеющее приемлемую для этой цели квалификацию. Он заверяет «дефектовку» своей подписью, тем самым фиксируя свою ответственность перед собственным начальством, владельцем авто а также налоговой инспекцией.
Когда составляется
Составление дефектной ведомости может быть вызвано одним из следующих поводов:
- хозяйственный – необходимость зафиксировать дефекты и спланировать необходимые действия для ремонта (модернизации) и профилактики;
- налоговый – на основании ведомости просчитывается эффективность инвестиций в ремонт и списание соответствующих расходов, что жестко контролируется налоговыми органами;
- уточняющий – данный документ является определяющим при установлении типа необходимых работ (ремонт, модернизация, усовершенствование, восстановление), а значит, их ценовой категории.
На что обратить внимание при составлении ведомости
Поскольку «дефектовка» является важным документом, имеющим значение для контролирующих органов и для юристов в случае возникновения споров, ее составлению нужно уделить особое внимание.
- Марка автомобиля, названия деталей, наименование ремонтной организации должны быть приведены без сокращений.
- Ведомость должна сопровождаться приложениями – документами на приобретение деталей, выполнение отдельных видов работ подрядчиками и т.п.
- Документ должен быть обязательно заверен подписью ответственного лица, а также руководителя или бухгалтера. Обязательна подпись владельца авто об ознакомлении.
- Исправления и ошибки не допускаются.
- Документ должен иметь номер, который регистрируется в реестре «первички».
- Заполнять ведомость следует от руки черной или синей пастой.
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «Автодоктор»
/А.П.Самосвалов/ Самосвалов А.П.
18.05.2017 г.
Дефектная ведомость № 12/16
по ремонту транспортного средства
Автобус, марка ТС КАВЗ 5683-22, госномер с 098 МК 78
Дефектировка трансформатора.
Прием трансформаторов в ремонт. Не все вышедшие из строя трансформаторы подвергаются ремонту [25]. Не ремонтируют трансформаторы с магнитной системой из горячекатаной стали, оклеенной бумагой (из-за повышенных потерь холостого хода), с практически полностью вышедшей из строя магнитной системой (оплавление пластин, «пожар в стали»), а также со значительным повреждением баков, так как для большого по объему ремонта баков необходимо специальное оборудование, которым нецелесообразно оснащать электроремонтное предприятие.
При сдаче трансформатора в ремонт заказчик составляет наряд-заказ, в котором указывает область применения трансформатора; условия, в которых он эксплуатировался (характер нагрузок, наличие толчков и перегрузок, загрязненность воздуха и т. п.); специальные требования; дефекты и неисправности, имевшие место при эксплуатации (течь масла; повышенные температура масла, потери и т. д.); виды и сроки ремонтов, которым подвергался трансформатор, с указанием выполнявшей ремонт организации.Представители ремонтного предприятия знакомятся с технической и эксплуатационной документацией трансформатора (паспорт, акты об авариях, журналы ремонтов, протоколы испытаний и т. п.), осматривают, проводят дефектировку трансформатора и все сведения заносят в соответствующие разделы «Ведомости осмотра и дефектировки», после чего окончательно определяют требуемый объем ремонта. При ремонте с заменой обмоток оформляется заказ на новые обмотки на предприятии- изготовителе, если ремонтное предприятие новые обмотки не изготовляет.
При осмотре активной части трансформатора, ее отдельных элементов и деталей измеряют размеры магнитной системы, обмоток, изоляционных расстояний и т. д. и составляют карту обмеров, в которой фиксируются также результаты промежуточных испытаний в процессе ремонта отдельных узлов трансформатора.
При ремонте ведут документацию по особо ответственным операциям. Например, для трансформаторов I—IV габаритов такой операцией является сушка активной части, в процессе которой ведут протокол (журнал сушки). После капитального ремонта выполняют полный комплекс приемо-сдаточных испытаний трансформатора, по которым составляют протокол испытаний, являющийся основным документом.
При сдаче отремонтированного трансформатора заказчику составляют приемо-сдаточный акт, в котором перечисляются все выполненные работы и даются рекомендации по использованию трансформатора в части специальных требований (параллельной работы, несимметричных режимов и др.).
Дефектировка в собранном виде. В объем капитального ремонта входят полная или частичная замена обмоток и главной изоляции, ремонт магнитной системы с полной или частичной переизолировкой пластин, реконструкция или замена отдельных устройств, системы охлаждения, устройств переключения ответвлений и т. п. При капитальном ремонте приходится разбирать активную часть трансформатора. До ее разборки трансформатор демонтируют в той же последовательности, что описана в гл. 11.
После расшихтовки верхнего ярма снимают обмотки и изоляцию. При необходимости переизолировки пластин магнитную систему разбирают. Полностью разобрав трансформатор, производят дефектировку его частей, ремонтируют узлы и детали или заменяют их новыми и затем производят сборку. При ремонтах с расшихтовкой верхнего ярма обязательными являются сушка активной части и очистка трансформаторного масла (см. гл. 11).
Каждый трансформатор, принятый в ремонт, имеет ремонтный номер; при разборке маркируют все части, вновь устанавливаемые на трансформатор после ремонта. До разборки устанавливается комплектность трансформатора; на все недостающие части составляют отдельный список, который прикладывают к ведомости осмотра и дефектировки.
Для выявления течей масла осматривают бак, отмечая места протечек мелом. Определяют состояние вводов. К дефектировке в собранном виде относятся и предварительные электрические испытания, необходимые для определения наличия повреждений и их характера: отбор пробы масла для испытания его электрической прочности и сокращенного химического анализа; измерение характеристик изоляции.
При разборке трансформатора каждый узел или деталь, демонтированные с него, дефектируют и сразу определяют объем ремонтных работ, который необходимо выполнить для последующей установки на трансформатор.
Рассмотрим последовательность работ и технологические операции с момента выемки активной части из бака (для трансформаторов II—III габаритов).
При осмотре активной части определяют состояние изоляции обмоток и отводов, качество прессовки обмоток, отсутствие деформаций и других повреждений обмоток.
Бумажную изоляцию проверяют на отсутствие повреждений и определяют ее механическую прочность, условно разделяя на эластичную (при сгибе вдвое не ломается, 1-й класс прочности), твердую (при сгибе вдвое образуются трещины, 2-й класс прочности), хрупкую (при сгибе вдвое изоляция ломается, 3-й класс прочности) и ветхую (при сгибе до прямого угла изоляция ломается, 4-й класс прочности).
Определяют также состояние главной изоляции, отсутствие деформаций обмоток и смещения витков. В зависимости от конструкции и причин возникновения дефектов может ставиться вопрос о полном изменении конструкции обмоток и главной изоляции.
Осматривают и фиксируют в ведомости дефектов состояние отводов, переключателя ответвлений, контактов и паек, стяжных шпилек и их изоляции, исправность заземления магнитопровода, отсутствие короткозамкнутого контура в магнитной системе и выполнение условий, исключающих его образование. Если активная часть подлежит разборке, то перед демонтажем отводов выполняют эскиз их размещения и крепления планками.
По результатам дефектировки активной части окончательно устанавливают объем ремонта трансформатора.
При хорошем состоянии обмоток и магнитопровода активную часть ремонтируют в объеме, рассмотренном в § 11.3; при необходимости (по состоянию изоляции) активная часть может подвергаться сушке.
При осмотре активной части определяют основные размеры магнитной системы, измеряя длину ярма и ширину средней ступени стержня, высоту окна (как расстояние между внутренними плоскостями верхнего и нижнего ярем в свету), а также ширину и толщину пакетов и охлаждающих каналов между ними. Во избежание ошибок при измерениях все замеры необходимо сопоставлять с общими размерами магнитной системы. По результатам замеров составляют эскиз магнитной системы.
Если объем ремонта требует полной дефектировки, определяют размеры обмоток и их частей, отдельные изоляционные расстояния, размеры изоляционных цилиндров, числа витков в отдельных катушках, конструкцию и состояние внутренних обмоток, а также конструкцию и состояние всей внутренней изоляции (от обмотки до стержня и между обмотками).
Весьма ответственными данными при дефектировке являются размеры провода, а также определение числа витков в обмотках. При отсутствии технического паспорта на трансформатор число витков в обмотке фазы можно определить при помощи контрольной обмотки, намотанной на изоляционный цилиндр из мягкого электрокартона поверх комплекта обмоток трансформатора.
Для исключения ошибок при дефектировке производятся расчетная проверка и сопоставление полученных данных ([32], гл. 15).
Демонтаж активной части трансформатора. Демонтаж крышки и отводов. Разборку активной части, связанной с крышкой подъемными шпильками, начинают с отсоединения от переключающего устройства и вводов регулировочных и линейных отводов. Перед отсоединением отводы маркируют (с обозначением вводов и зажимов переключателя) [25]. Вводы и переключатель ответвлений демонтируют до или после съема крышки с активной части.
При осмотре вводов определяют возможность их повторного использования. Если нет местных повреждений (прогары, растрескивания, сползание изоляции), отводы демонтируют (в месте соединения с обмоткой отвод очищают ножом от изоляции, при большом сечении отпаивают отвод с помощью специальных клещей с угольными электродами).
Если все отводы имеют хорошую изоляцию и не нуждаются в замене, их снимают вместе с несущей деревянной рамной конструкцией, что позволяет сократить объем работ при сборке.
Расшихтовка верхнего ярма, демонтаж обмоток и изоляции.
Разборку активной части начинают с распрессовки обмоток и верхнего ярма (рис. 3.22 где, 1 — уравнительная изоляция; 2 — ярмовая изоляция; 3, 4 — обмотки ВН и НН; 5 — изоляционные цилиндры; б — вертикальные стяжные шпильки; 7 — верхняя ярмовая балка (сторона НН); 8 — изоляционная прокладка).
Ярмовые балки со стороны ВН и НН не взаимозаменяемы, поэтому перед съемом их маркируют надписями. В процессе расшихтовки верхнего ярма по первым вынутым пластинам устанавливают качество изоляции пластин и необходимость ее восстановления.
Как правило, весь демонтированный комплект пластин верхнего ярма укладывают в контейнер, который отправляют к лакировальной установке.
Приступая к демонтажу обмоток и изоляции, уже можно оценить состояние обмоток и изоляции и решить вопрос об их использовании после устранения неисправностей. Если обмотки не заменяют, а только ремонтируют или снимают для устранения неисправностей в магнитной системе (стержне или нижнем ярме), то детали главной изоляции снимают, осматривают, устраняют небольшие дефекты и используют в дальнейшем. При повреждении хотя бы одной из обмоток в большинстве случаев демонтируют со стержней все обмотки, так как металлические оплавления и копоть, возникшие под действием электрической дуги, осаждаются на все обмотках и изоляции.
Рис. 3.22. Эскиз активной части тр-ра (боковая проекция).(а) и съемник обмоток трансформаторов I—II габаритов.(б)
Обмотки, имеющие большую массу, снимают специальным съемным приспособлением. При ремонте, например, трансформаторов I—II габаритов оно представляет собой двухлучевую траверсу, позволяющую не только снимать и насаживать обмотку, но и транспортировать ее (рис.3.22,б). Съемник имеет выдвижные лапы и держатели, обтянутые резиной. Лапы съемника заводят под обмотку так, чтобы они не задевали за соседнюю обмотку.
После демонтажа обмоток снимают со стержня нижнюю ярмовую и уравнительную изоляцию, электрокартонный цилиндр и буковые детали расклиновки внутренней обмотки. Если обмотки заменяют вследствие длительной работы и износа изоляции, то обычно заменяют и деревянные детали.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ТРАНСФОРМАТОРОВ
С РАЗБОРКОЙ АКТИВНОЙ ЧАСТИ
При капитальном ремонте с разборкой активной части документацию ведут по особо ответственным операциям. Например, для трансформаторов I —IV габаритов такой операцией является сушка активной части, в процессе которой ведут протокол (журнал) сушки. После капитального ремонта выполняют полный комплекс приемо-сдаточных испытаний, по которым составляют протокол испытаний, являющийся основным документом отремонтированного трансформатора.
Диагностика состояния и дефектация
Трансформатора
Опыт многолетней эксплуатации трансформаторов позволяет в определенной мере классифицировать типичные виды повреждений, их признаки, возможные причины и способы выявления. Для примера рассмотрим некоторые из повреждений.
Магнитопровод. При наличии дефекта в межлистовой изоляции возможны перегревы, вызываемые вихревыми токами или токами в короткозамкнутых контурах, образованных в результате нарушения изоляции массивных деталей остова от активной стали.В ряде случаев возможна конденсация влаги на поверхности масла. Попадая на верхнее ярмо, влага проникает между пластинами активной стали в виде водомасляной эмульсии, разрушает межлистовую изоляцию, вызывая коррозию стали.
Под воздействием указанных причин ухудшается состояние масла (понижается температура вспышки, повышается кислотность), увеличиваются потери холостого хода. Для выявления повреждений такого вида рекомендуется произвести внешний осмотр при вынутой активной части трансформатора, провести анализ масла, проверить измерениями изоляцию стальных деталей остова от активной стали и т.д.
Обмотки. Наиболее характерным видом повреждений в обмотках является витковое замыкание. Причиной его может быть разрушение изоляции из-за старения вследствие естественного износа или длительных перегрузок при недостаточном охлаждении. Нарушение изоляции витков может произойти, например, вследствие механических повреждений при коротких замыканиях.
Признаками повреждения являются работа газовой защиты, ненормальный нагрев, разные сопротивления фаз постоянному току и т. д. Выявление места повреждения также возможно при внешнем осмотре активной части, с помощью измерения сопротивления обмоток постоянному току, а также специальных измерений.
На трансформаторах мощностью от 1000 кВ-А устанавливается газовое реле, являющееся элементом защиты трансформатора, устанавливаемым непосредственно на трансформаторе. При повреждениях внутри трансформатора происходит выделение газов, в результате которого происходит срабатывание реле. О причинах действия газовой защиты и характере повреждения можно судить на основании анализа скопившегося в реле газа, определяя его количество, горючесть, цвет и химический состав. Контроль за работой газовой защиты, анализ ее позволяют выявить повреждения на ранней стадии их возникновения и в ряде случаев оперативно устранить определенные неполадки в работе трансформатора.
В связи с разработкой и установкой трансформаторов высокого класса напряжения и больших мощностей предъявляются повышенные требования к их эксплуатационной надежности, качеству и методам профилактического контроля состояния изоляции трансформаторов в процессе эксплуатации.
Описанные методы контроля состояния изоляции трансформаторов не позволяют обнаруживать частичные повреждения изоляции в начальной стадии их развития и не указывают на предполагаемый характер и степень имеющегося повреждения. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений в исследовании повреждений работающих трансформаторов является периодический анализ содержания растворенных в масле газов, определяемых хроматографическим методом.
Прием трансформаторов в ремонт. Не все вышедшие из строя трансформаторы подвергаются ремонту. Не ремонтируют трансформаторы с магнитной системой из горячекатаной стали, оклеенной бумагой (из-за повышенных потерь холостого хода), с практически полностью вышедшей из строя магнитной системой (оплавление пластин, «пожар в стали»), а также со значительным повреждением баков, так как для большого по объему ремонта баков необходимо специальное оборудование, которым нецелесообразно оснащать электроремонтное предприятие.
При сдаче трансформатора в ремонт заказчик составляет наряд-заказ, в котором указывает область применения трансформатора; условия, в которых он эксплуатировался (характер нагрузок, наличие толчков и перегрузок, загрязненность воздуха и т.п.); специальные требования; дефекты и неисправности, имевшие место при эксплуатации (течь масла; повышенные температура масла, потери и т.д.); виды и сроки ремонтов, которым подвергался трансформатор, с указанием выполнявшей ремонт организации.
Представители ремонтного предприятия знакомятся с технической и эксплуатационной документацией трансформатора (паспортом, актами об авариях, журналом ремонтов, протоколами испытаний и т. п.), осматривают, проводят дефектацию трансформатора и все сведения заносят в соответствующие разделы «Ведомости осмотра и дефектации», после чего окончательно определяют требуемый объем ремонта. При ремонте с заменой обмоток оформляется заказ на новые обмотки на предприятии-изготовителе, если ремонтное предприятие новые обмотки не изготовляет.
При осмотре активной части трансформатора, ее отдельных элементов и деталей измеряют магнитную систему, обмотки, изоляционные расстояния и т. д. и составляют карту обмеров, в которой фиксируются также результаты промежуточных испытаний в процессе ремонта отдельных узлов трансформатора.
При сдаче отремонтированного трансформатора заказчику составляют приемо-сдаточный акт, в котором перечисляются все выполненные работы и даются рекомендации по использованию трансформатора в части специальных требований (параллельной работы, несимметричных режимов и др.).
Дефектация в собранном виде. В объем капитального ремонта входят полная или частичная замена обмоток и главной изоляции, ремонт магнитной системы с полной или частичной переизолировкой пластин, реконструкция или замена отдельных устройств, системы охлаждения, устройств переключения ответвлений и т. п. При капитальном ремонте приходится разбирать активную часть трансформатора. До ее разборки трансформатор демонтируют в последовательности, описанной в гл. 11.
После расшихтовки верхнего ярма снимают обмотки и изоляцию. При необходимости переизолировки пластин магнитную систему разбирают. Полностью разобрав трансформатор, производят дефектацию его частей, ремонтируют узлы и детали или заменяют их новыми и затем производят сборку. При ремонтах с расшихтовкой верхнего ярма обязательными являются сушка активной части и очистка трансформаторного масла.
Каждый трансформатор, принятый в ремонт, имеет ремонтный номер; при разборке маркируют все части, вновь устанавливаемые на трансформатор после ремонта. До разборки устанавливается комплектность трансформатора; на все недостающие части составляют отдельный список, который прикладывают к ведомости осмотра и дефектации.
Для выявления течей масла осматривают бак, отмечая места протечек мелом. Определяют состояние вводов. К дефектации в собранном виде относятся и предварительные электрические испытания, необходимые для определения наличия повреждений и их характера: отбор пробы масла для испытания его электрической прочности и сокращенного химического анализа; измерение характеристик изоляции.
При разборке трансформатора каждый узел или деталь, демонтированные с него, дефектируют и сразу определяют объем ремонтных работ, который необходимо выполнить для их последующей установки на трансформатор.
Последовательность работ и технологические операции с момента выемки активной части из бака (для трансформаторов II —Ш габаритов). При осмотре активной части определяют состояние изоляции обмоток и отводов, качество прессовки обмоток, отсутствие деформаций и других повреждений обмоток. Бумажную изоляцию проверяют на отсутствие повреждений и определяют ее механическую прочность, условно разделяя на эластичную (1-й класс прочности, при сгибе вдвое не ломается), твердую (2-й класс прочности, при сгибе вдвое образуются трещины), хрупкую (3-й класс прочности, при сгибе вдвое изоляция ломается) и ветхую (4-й класс прочности, при сгибе до прямого угла изоляция ломается). Определяют также состояние главной изоляции, отсутствие деформаций обмоток и смещения витков. В зависимости от конструкции и причин возникновения дефектов может ставиться вопрос о полном изменении конструкции обмоток и главной изоляции.
Осматривают и фиксируют в ведомости дефектов состояние отводов, переключателя ответвлений, контактов и паек, стяжных шпилек и их изоляции, исправность заземления магнитопровода, отсутствие короткозамкнутого контура в магнитной системе и выполнение условий, исключающих его образование. Если активная часть подлежит разборке, то перед демонтажем отводов выполняют эскиз их размещения и крепления планками.
По результатам дефектации активной части окончательно устанавливают объем ремонта трансформатора. При хорошем состоянии обмоток и магнитопровода активную часть ремонтируют в объеме, рассмотренном в гл. 11; при необходимости (по состоянию изоляции) активная часть может подвергаться сушке.
Рис. 12.1. Эскиз активной части трансформатора
При осмотре активной части определяют основные размеры магнитной системы, измеряя длину ярма и ширину средней ступени стержня, высоту окна (как расстояние между внутренними плоскостями верхнего и нижнего ярем в свету), а также ширину и толщину пакетов и охлаждающих каналов между ними. Во избежание ошибок при измерениях все замеры необходимо сопоставлять с общими размерами магнитной системы. По результатам замеров расстояния между стержнями С, высоты окна Н, диаметра стержня d и высоты ярма составляют эскиз магнитной системы.
Если объем ремонта требует полной дефектации, определяют размеры обмоток l, a1, a2 и их частей, отдельные изоляционные расстояния а01, а12, l0, размеры изоляционных цилиндров, число витков в отдельных катушках, конструкцию и состояние внутренних обмоток, а также конструкцию и состояние всей внутренней изоляции (от обмотки до стержня и между обмотками) (рис. 12.1).
Весьма ответственными данными при дефектировке являются размеры провода, а также число витков в обмотках. При отсутствии технического паспорта на трансформатор число витков в обмотке фазы можно определить при помощи контрольной обмотки, намотанной на изоляционный цилиндр из мягкого электрокартона поверх комплекта обмоток трансформатора. Для исключения ошибок при дефектации производятся расчетная проверка и сопоставление полученных данных.