Expresspool.ru

Финансовый журнал
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что относится к капитальным экологическим затратам

Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Капитальные затраты экологического назначения.

Виды затрат: 1)издержки предотвращения (предзатратам)- затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения; на эколог. образование, разработку и внедрение новых эколог. технологий: организацию и совершенствование институтов управл. природоохранной деят-тью; разработку эколог-ой регламентации хоз-ной деят-ти. 2)экономический ущерб (постзатраты)-величина эконом-го ущерба от негативных воздействий антропогенной деят-ти на природную среду и затратами на его компенсацию. Капитальные вложения— материальные затраты общества, кот. в течение нескольких лет находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. КВ на охрану водных объектов — затраты на строительство сооружений для очистки вод, на устройство систем оборотного водоснабжения, на строительство установок по сбору нефти, мусора. КВ на охрану воздушного бассейна — затраты на строительство установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов. КВ на охрану земель –строительство берегоукрепительных сооружений, рекультивации земель, создания почвоза­щитных лесные полос. КВ на охрану растительного к животного мира- сохранение природных систем и заповедных территорий, для строительства сооружений по ис­кусственному рыборазведению.

Состав текущих экологических затрат, методика их расчета. Анализ затрат на охрану окружающей среды в РБ.

К текущим затратам (ТЗ) отн-ся расходы на содержание и обслуж-ие основных фондов Пзащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с ООС. В состав ТЗ на содерж. и обслуж. основных фондов входит ежегодные затраты на зарплату обслуж-го персонала, текущий и кап. ремонты, амортиз-ые отчисления, энерг-кие расходы, затраты на реагенты. Затраты на эксплуатацию локальных сооружений и приспособлений, включенных в состав основного производства. Эколог-ие затраты как и любые другие затраты на производство, должны окупаться доходами. Окупаются они за срок в течение которого сумма приносимого этими затратами эффекта становится равной затратам. При расчете срока окупаемости необходимо учитывать, что эколог-ие издержки позволяют не только снизить загрязнение окруж. среды, но и повысить эффективность производства во многих отраслях. Так переход к замкнутой технологии, оборотным системам водоснабжения, с одной стороны, — это путь экономии водных ресурсов, сокращения сброса загрязнений в водную среду, с другой — снижение затрат на водозабор, а следовательно, и себестоимости продукции, рост эффективности производства. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окруж. среды, сокращая количество загрязнений, что позволяет получить дополнительную прибыль благодаря производству полезной продукции из отходов.

Электронная библиотека

6.4.1.1. Затраты экологического назначения, их классификации и группировки.

Часть проводимых мероприятий, связанных с производственной деятельностью, обеспечивает достижение не только экономического, но и экологического эффекта. Поэтому помимо затрат целевого экологического назначения достижение экологического результата обеспечивается и такими производственными затратами, как затраты на разработку безотходных и малоотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции, снижение материалоемкости производства и др.

Падение производства, замедление масштабов использования природных ресурсов объективно и довольно существенно уменьшает негативное воздействие на природу. Однако одновременно усиливается износ основных фондов, снижаются возможности финансирования развития природоохранной индустрии, замедляется замена устаревших и экологически вредных технологий, и снижается выпуск средозащитной техники; наблюдается уменьшение масштабов агротехнических и других мероприятий, имеющих природоохранный эффект; сохраняется и увеличивается высокий уровень аварийности, сопровождающейся залповыми сбросами и выбросами вредных веществ; увеличиваются попытки завоза из-за рубежа токсичных отходов и возникает ряд других негативных моментов, усугубляющих экологическую обстановку в регионах.

При определении потребностей в инвестициях экологического назначения следует учитывать, в первую очередь, имеющуюся высокую степень износа эксплуатируемого экологического оборудования, так уже 15…17 лет назад порядка половины всех воздухоохранных установок эксплуатировалось в течение 10 и более лет при сроке их полной амортизации в пределах 12 лет. Более 20 % водоочистных сооружений работало не эффективно из-за физического и морального износа.

Успешное решение проблемы охраны окружающей среды и рационализации природопользования требует учета и характеристики затрат экологического (средозащитного) назначения, называемых также затратами на природоохранные мероприятия (охрана окружающей среды).

Затраты на охрану окружающей среды общая сумма расходов государства, предприятий (организаций, учреждений), имеющих целевое или опосредованное природоохранное значение. К ним относятся как целевые капитальные вложения, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охранной окружающей среды. В состав затрат на охрану природы также могут входить расходы коммерческих, общественных и иных организаций по научно-техническому, рекламному, образовательному, просветительскому и иному обслуживанию природоохранной деятельности.

Все затраты на природоохранные мероприятия (затраты экологического назначения) подразделяются на следующие группы:

1. Затраты на мероприятия, направленные на снижение или полное предотвращение выбросов (сбросов) вредных веществ;

2. Затраты на мероприятия, ликвидирующие негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и нерационального природопользования;

3. Затраты, связанные со строительством и оборудованием пунктов контроля за состоянием окружающей среды;

4. Затраты на возведение объектов природоохранного назначения, создания природоохранной индустрии, улавливающих установок и т.п.;

5. Затраты на предохранение от загрязнения акустической среды;

1. Затраты на предупреждение воздействия загрязненных компонентов окружающей среды на реципиентов и на ликвидацию последствий этого влияния;

2. Затраты на предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среду, на их захоронение и уничтожение, включая затраты на отчуждение земель, на организацию мест захоронения и др.

Целью затрат экологического назначения является осуществление средозащитных мероприятий; целью разработки средозащитных мероприятий является достижение таких характеристик окружающей среды, которые находились бы в пределах действующих медико-санитарных норм.

Читать еще:  Товарищество на вере формирование капитала

Разный порядок финансирования установлен на одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия.

Общий объем затрат на осуществление природоохранных мероприятий (затрат экологического назначения) складывается как сумма единовременных затрат (капитальных вложений) и текущих затрат.

Затраты экологического назначения группируются по следующим признакам:

— на единовременные и текущие затраты;

— по направлению и назначению затрат;

— по источникам финансирования;

— по элементам окружающей среды (на охрану леса, водных ресурсов и пр.);

— по видам затрат, вызываемых отрицательным воздействием загрязнения окружающей среды на реципиентов и др.

По направлению капитальные вложения включают затраты экологического назначения:

— на создание новых и реконструкцию основных фондов, предотвращающих отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;

— на модификацию технологического процесса в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей, для снижения его отрицательного воздействия на окружающую среду;

— на модификацию технологии производства в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей.

По назначению экологические затраты подразделяются на следующие группы:

— затраты на мероприятия, предусматривающие и ликвидирующие негативные последствия нерационального природопользования;

— затраты, связанные со строительством и обслуживанием пунктов контроля за загрязнением, если эти затраты производятся предприятием-загрязнителем;

— затраты на предупреждение загрязнения окружающей среды отходами (захоронение, утилизация, сжигание т.п.);

— затраты на предохранение от загрязнения акустической среды, которые имеют место во всех случаях, когда между источниками шума и людьми возводятся шумозащитные и экранизирующие сооружения и насыпи, проводятся заглубления источников шума.

Загрязненная среда оказывает отрицательное воздействие на реципиентов (повышение заболеваемости людей, снижение их работоспособности, ухудшение условий жизни, снижение продуктивности природных ресурсов, ускоренный износ основных фондов) и вызывает необходимость двух видов затрат:

— затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда предупреждение возможно);

— затрат, вызываемых воздействием на реципиентов загрязненной среды, возникающих в тех случаях, когда полное или частичное предупреждение такого воздействия невозможно.

Сумма затрат этих двух типов называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Экономический ущерб (потери) от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и определяется суммой ущербов (потерь), наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. При этом проблемой является количественная оценка изменения состояния здоровья людей под воздействием загрязнения.

Сумма общих затрат по каждому компоненту природной среды состоит из:

— капитальных вложений из государственных средств и собственных средств предприятий;

— текущих (операционных) затрат;

— затрат на капитальный ремонт природоохранного оборудования;

— затрат на научно-исследовательские работы, связанные с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Виды природоохранных затрат;

Экологическая паспортизация и контроль

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического контроля согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г.) заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется на следующие уровни: государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль.

Государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изучению, рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов. Его функции возложены (в пределах своей компетенции) на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Ведомственный контроль осуществляется республиканскими органами государственного управления и объе-динениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки требований Закона «Об охране окружающей среды».

Осуществление природоохранной деятельности, направленной на поддержание качества среды обитания и защиту природы, требует все возрастающих общественных затрат. Все природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно подразделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты) (рис.13.1).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:

— на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду (совершенствование технологических процессов, изменение состава или улучшение качества используемых ресурсов, установку очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.;

— на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами (строительство высоких труб при атмосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков, рациональная планировка городской застройки с учетом “розы ветров”и др.).

К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также расходы на:

— экологическое образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деятельность экологической направленности;

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий;

— организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспечивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, экологическую экспертизу;

— разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т.п.;

— создание объектов экологической инфраструктуры;

— экологическую модернизацию сферы материального производства (рис.13.1).

Читать еще:  Долгосрочный заемный капитал в балансе

Экономическим результатом издержек предотвращения загрязнения можно считать снижение ущерба. Считается, что природоохранные затраты в 1–2% от ВНП предотвращают ущерб в 3-5% объема ВНП. Однако они вызывают и отрицательные экономические последствия, поскольку отвлекают значительную часть трудовых и финансовых ресурсов, влияют на рост себестоимости продукции.

Рис. 13.1. Структура экологических издержек общества

Экономисты ставят вопрос о разумной величине вложений в охрану природной среды и рационализацию природопользования, поскольку широко распространена точка зрения, что эти вложения тормозят темпы экономического и социального развития, так как вкладываемый в защиту природы капитал практически не дает отдачи с точки зрения производства и не ведет напрямую к повышению материального уровня жизни населения. Поэтому одной из актуальных проблем является установление экономически обоснованного уровня издержек предотвращения загрязнения. Производитель может выбирать: либо экономию на природоохранных затратах, но тогда создается высокий уровень выбросов и наносится значительный ущерб окружающей среде, либо сокращение ущерба путем увеличения природоохранных издержек. Существует некая оптимальная ситуация, когда экологические издержки достигают минимума. Это и есть экономический оптимум загрязнения окружающей среды.

При определении экономического оптимума загрязнения окружающей среды в расчет принимаются только экономические соображения, хотя приоритетное значение имеют, конечно, социальные и чисто экологические факторы, поэтому категорию “экономический оптимум загрязнения” ни в коем случае нельзя абсолютизировать. С общечеловеческих позиций разумными являются затраты, объем которых гарантирует стабилизацию качества среды обитания всего живого на планете. Экономия на экологических затратах сейчас, по прогнозам ученых, может обернуться необходимостью расходовать до 40-50% ВНП на оздоровление природной среды в будущем.

Другая инвестиционная проблема состоит в рациональном распределении средств между двумя направлениями экологических мероприятий, указанными выше, и совершенствованием структуры расходов внутри каждого из них. Так, если два десятилетия назад во многих отраслях (например, в металлургии, тепловой энергетике) предпочтение отдавалось более дешевым мероприятиям второго направления (в частности, строительству высотных труб), то в последние годы в результате исследований, доказавших низкую эколого-экономическую эффективность подобных мер, приоритет имеют мероприятия первой группы.

Следует отметить также, что функционально предназначение природоохранных затрат значительно шире, чем только предотвращение негативных экологических последствий, поскольку они служат удовлетворению и социально-экономических потребностей общества (расширение сферы образования, совершенствование технологий, внедрение достижений НТП, модернизация производства, улучшение условий жизнедеятельности людей и т. п.).

Другая составляющая экологических издержек общества определяется величиной экономического ущерба от негативных воздействий антропогенной деятельности на природную среду и затратами на его компенсацию (постзатратами) (рис.13.1).

По времени реализации различаются две категории природоохранных затрат: капитальные и текущие, или в современной «рыночной» терминологии — инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки.

К капитальным вложениям природоохранного назначения в общем виде относятся следующие единовременные затраты: на создание новых и реконструкцию действующих основных фондов природоохранной направленности, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.

Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (ОППФ).

ОППФ — это здания, сооружения, оборудование, используемое для целей охраны окружающей среды как на отдельных предприятиях, так и в государственном масштабе. Доля природоохранных фондов в общей стоимости основных производственных фондов Беларуси составляет примерно 2%.

Государственные капитальные вложения, направляемые на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов, и соответственно ОППФ анализируются по основным компонентам природы.

Капитальные вложения на охрану водных объектов включают в себя единовременные затраты на строительство сооружений для очистки вод, на устройство систем оборотного водоснабжения, на строительство установок по сбору нефти, мусора и других отходов с акваторий водоемов, на создание водоохранных зон, на сооружение систем канализации городов и другие мероприятия.

Капитальные вложения на охрану воздушного бассейна включают в себя единовременные затраты на строительство установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, а также контрольно-регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей.

Капитальные вложения на охрану земель направляются на строительство противоэрозионных, гидротехнических, противоселевых, берегоукрепительных сооружений, для террасирования крутых склонов, рекультивации земель, создания почвозащитных лесных полос и т. д.

Капитальные вложения на охрану растительного и животного мира предназначены для сохранения природных систем в заповедных территориях, для строительства сооружений по искусственному рыборазведению и т. п.

Для совершенствования использования минерального сырья и охраны недр предусматриваются капитальные вложения на строительство сооружений по увеличению полноты извлечения полезных ископаемых при разработке месторождений, объектов по комплексному использованию полезных ископаемых, комплексной переработке отходов производства и т.п.

В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение природоохранных текущих затрат. К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природозащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. В состав текущих затрат на содержание и обслуживание основных фондов входят ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетически расходы, затраты на реагенты.

Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3:1.

Как отмечается в ряде исследований, учет текущих затрат на природоохранную деятельность предприятиями, организациями и учреждениями осуществляется неудовлетворительно. В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью “растворяются” в показателе себестоимости продукции. Исключение составляют только затраты на эксплуатацию централизованных очистных сооружений на тех предприятиях, где они выделены в особые цехи. Затраты на эксплуатацию локальных сооружений и приспособлений, включенных в состав основного производства, практически учесть обособленно невозможно, поэтому учет их ведется в основном внесистемно, при помощи выборок из первичных документов, данных оперативного учета, статистических расчетов и экспертных оценок.

Читать еще:  Консервация объектов капитального строительства нормативные документы

Предприятия не в состоянии обоснованно заполнить формы статистической отчетности, так как основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому органы статистики были вынуждены допустить использование расчетного метода по следующей формуле:

(13.1)

где Зтек — текущие затраты предприятия на охрану окружающей среды; С ‑ производственная себестоимость всей товарной продукции; М ‑ стоимость потребленных в процессе производства продукции сырья и материалов; П — попенная плата (в лесной промышленности); Б — потери от брака; ОППФ — среднегодовая величина основных производственных природоохранных фондов; ОПФ — среднегодовая величина всех основных фондов предприятия.

Суммы текущих затрат, определенные на предприятиях расчетным путем, как правило, оказываются достаточно завышенными
(по данным исследований, на некоторых предприятиях до
25-30%).Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство товарной продукции колеблется в пределах 0,2-3%.

Экологические затраты, как и любые другие затраты на производство, должны окупаться доходами. Окупаются они за срок, в течение которого сумма приносимого этими затратами эффекта становится равной затратам. При расчете срока окупаемости необходимо учитывать, что экологические издержки позволяют не только снизить загрязнение окружающей среды, но и повысить эффективность производства во многих отраслях. Так, переход к замкнутой технологии, оборотным системам водоснабжения, с одной стороны, — это путь экономии водных ресурсов, сокращения сброса загрязнений в водную среду, с другой — снижение затрат на водозабор, а следовательно, и себестоимости продукции, рост эффективности производства. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окружающей среды, сокращая количество загрязнений, что позволяет получить дополнительную прибыль благодаря производству полезной продукции из отходов.

Природоохранные затраты

Природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно разделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:

· на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду, — совершенствование технологических процессов, изменение состава или улучшение качества используемых ресурсов, установку очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.;

· на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами, — строительство высоких труб при атмосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков.

К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также следующие расходы:

· на экологическое образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деятельность экологической направленности;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий;

· организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспечивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, экологическую экспертизу;

· разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т.п.;

· создание объектов экологической инфраструктуры;

· экологическую модернизацию сферы материального производства.

24. Система платежей при природопользовании

Платежи за природопользование — это обязательные взносы за пользование природными ресурсами и за экологические правонарушения, осуществляемые природопользователями, в бюджеты и внебюджетные фонды соответствующих уровней.

Основными целями введения платности природопользования являются:

— стимулирование рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

— накопление бюджета территории (обеспечение принципа возвратности).

При определении платы за пользование природными ресурсами необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. плата за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потребительским свойствам) должна быть выше, чем за худший;

2. величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости производства;

3. размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение);

4. способы изъятия и использования средств от платежей за природные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану и препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное природопользование и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции.

Классификация платежей за природопользование (по назначению):

Классификация платежей за природопользование (по экономическому содержанию):

1. РЕНТНЫЕ — это платежи за право пользования природными ресурсами, арендная плата. Фактически рентные платежи соответствуют размеру ренты природных ресурсов, т.о. чем лучше по своим качественным характеристикам природные ресурсы, тем больше рента при их использовании, тем больше рентный платеж.

2. ЗАТРАТНЫЕ (ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) — это платежи, предназначенные для сбора денежных средств, необходимых для выполнения работ по воспроизводству природных ресурсов (отчисления на воспроизводство природных ресурсов). Размер данных платежей определяется величиной затрат, необходимых для осуществления процесса воспроизводства.

3. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ — это платежи, необходимые для компенсации ущерба, связанного с использованием природных ресурсов или загрязнением окружающей среды (штрафные платежи, платежи в возмещение причинённого вреда).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector