Инвестиционная привлекательность российских регионов - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная привлекательность российских регионов

Инвестиционная привлекательность

Что такое инвестиционная привлекательность? Это показатели инвестиционных проектов, которые затребованы конкретным инвестором. Оцениваются отдельные характеристики преимуществ и минусов инвестиционной политики и объектов инвестирования. Критерии задает конкретный субъект — инвестор.

Инвестиционная привлекательность региона напрямую зависит от инвестиционного климата конкретной страны или региона, а также отрасли. При анализе различных факторов (оценке ВВП, уровня инфляции и процентных ставок, оборота капитала) инвестор делает выводы о благоприятной ситуации для инвестирования.

Также инвестиционный климат оценивается по следующим факторам:

  • Природные ресурсы, экологическая обстановка
  • Развитие инфраструктуры
  • Качество и количество рабочей силы
  • Принципы государственного управления и политическая и экономическая стабильность
  • Налогообложение и упорядоченность в сфере законодательства
  • Социальные условия и другое.

В России регионами с высокой инвестиционной привлекательностью считаются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Свердловская, Тюменская, Тульская, Калужская, Ростовская, Ярославская, челябинская области, Якутия, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.

Именно в этих регионах фиксируется более 85% всех инвестиций в экономику страны. К регионам со средней инвестиционной привлекательностью относятся практически все оставшиеся территории страны. К самым неперспективным регионам относят Адыгею, Туву, Ингушетию, Чукотку, Алтайский край, Еврейскую автономную область, Калмыкию.

Методы оценки инвестиционной привлекательности в России

Рейтинг привлекательности регионов составляется на основе данных Росстата и ведомств по анализу статистических данных: Минфина, Минсвязи, Минприроды, Банка России и Минфина.

Оцениваются в первую очередь инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Благодаря первому показателю можно понять, какое место в рейтинге занимает тот или иной регион. Второй фактор помогает проанализировать уровень потенциальных сложностей для инвестора в регионе.

Суммарный инвестиционный потенциал включает:

  • Природно-ресурсный
  • Туристический
  • Инновационный
  • Потребительский
  • Инфраструктурный
  • Производственный
  • Трудовой
  • Финансовый
  • Институциональный.

Суммарный инвестиционный риск включает:

  • Финансовый
  • Управленческий
  • Частный
  • Экологический
  • Экономический
  • Криминальный.

Для оценки инвестиционного климата в России важно принимать во внимание приток не только российских, но и иностранных инвестиций. Привлечение зарубежных капиталовложений позволяет получать более высокую прибыль в конкретных отраслях производства.

Россия в качестве страны как региона для инвестирования занимала в 2012-м 120-е место из 183 стран рейтинга. В 2013-м году ООН отметила, что рост притока иностранных инвестиций в страну составил 28%.

Для сравнения уровня инвестиционной привлекательности страны приведем пример в табличном варианте за 2013–2014 гг. Мы видим, что лишь три параметра снизились, все прочие отчетливо демонстрируют динамику роста.

Получение разрешения на строительство

Обеспечение исполнения контрактов

В течение 2014–2016 гг. в России наблюдался инвестиционный коллапс, однако уже в 2017-м инвестиции в экономику выросли на 4,4%, а в 2018-м — на 4,1%.

При общей положительной динамике доля регионов с резким падением уровня инвестиций очень высока: в конце 2018-го она составляла 40% от общего числа регионов страны. Регионы, экономика которых базируется на добыче сырья из-за нестабильности цен на мировом рынке, понизились в рейтинге, это касается, например, Томской области, Ненецкого АО, Алтайского края. Сохраняют свои позиции на уровне стагнации или незначительного роста лишь те области, где развитая оборонная или военная промышленность (Иркутская область, например).

Значительно диверсифицировала риски инвестирования политическая ситуация в стране, масштабное снятие с должностей глав регионов, а также влияние федеральных программ на территорию Крыма и Севастополя.

Централизованная власть стремится к политике унификации управления регионами, что напрямую влияет на уровень распределения субвенций и субсидий. А они, в свою очередь на фоне нестабильной экономики, являются основной поддержкой для крупных инвесторов.

В 2018-м топ-10 регионов с максимальной инвестиционной привлекательностью частично изменился. Новосибирская область потеряла в позициях суммарной привлекательности, зато снизились инвестиционные риски. Топ-лидер инвестиционной привлекательности — Москва — продвинулась на уровень верх по сумме рисков и занимает теперь в рейтинге 12-е место. Это произошло из-за резкого сокращения бюджетирования энергетического, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства города. Но при этом в текущее время доля ВВП столицы в России составляет 25%, доля в сфере обрабатывающей промышленности — 18%.

Отрицательное влияние на экономику оказали инвестиции, связанные с недавно прошедшим мундиалем. Вместо планируемого повышения инвестиционной привлекательности регионов на выходе большая часть областей получила практическую стагнацию и даже упадок отдельных отраслей производства.

Развитие инвестиционной привлекательности

Чтобы выправить ситуацию в стране, Минфин разработал инновационную реформу «модельного» бюджета. Регионы будут получать субсидии, определенные по специальному общероссийскому нормативу с корректировкой на особенности региональной специфики. Для каждого региона модель финансирования будет сопоставляться с реальным бюджетом. Данная модель позволит отследить, в каком регионе неэффективно используются и расходуются средства, и где из областей планировать повышение трансфертов.

Модель частично применена в 2017-м году: примерно 20% всех субсидий распределено по модельному принципу. В 2018-м — уже 30% бюджета было распределено в формате модельного финансирования. Результаты уже есть: более половина регионов, которая дотировалась из бюджета, распределяла бюджетные дотации нерационально, вследствие чего финансирование было урезано. В неблагоприятные с точки зрения рисков регионы вошли Калининградская область, Чукотка, Ингушетия, Севастополь и другие области.

Итоговый рейтинг топ-10 инвестиционной привлекательности регионов на 2018–2019 гг. выглядит следующим образом.

Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

  1. Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
  2. Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2018 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата (подробнеее здесь).

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Читать еще:  Программа инвестиционной деятельности

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность регионов России

Инвестирование стало достаточно часто встречаться в нашей стране как род финансовой деятельности человека.

Благодаря переходу Российской Федерации от плановой модели экономики к рыночной, каждый обычный человек теперь может осуществлять вложения и зарабатывать на финансовых биржах. Единственный критерий, который важен скорее для самого инвестора, так как определяет его уровень дохода, это определенные знания и умения, необходимые для инвестиционной деятельности.

Что такое инвестиционная привлекательность региона

Заработок посредством вложений может обеспечить достаточно высокий и постоянный уровень дохода для инвестора, если правильно выбрать проект для инвестирования. Критерии выбора разнообразны: нужно оценить риски, связанные с инвестированием в эту отрасль или конкретный объект, осведомиться о доходе от операции и тому подобное. Главное, что нужно сделать грамотному инвестору – это в первую очередь оценить инвестиционную привлекательность региона России.

Данный показатель отображает степень экономического, законодательного, политического, социального и финансового развития области инвестирования. Эту привлекательность определяет направление потоков инвестиций (куда больше идет вкладов – в регион или из него), движения интеллектуальных ресурсов (то есть обмен человеческими ресурсами, которые обладают нужными знаниями для какой-то отрасли), уровень инфляции, а также многие другие экономические факторы инвестиционной привлекательности.

То есть, проще говоря, этот показатель отображает выгодность или невыгодность вложения денежных средств в данный экономический район, сопровождающие этот процесс риски и возможные перспективы развития того объекта, чью инвестиционную привлекательность оценивают. Ее можно определять, как для конкретного объекта, так и для разных масштабов территории – области, региона, страны.

Составляющие инвестиционной привлекательности

Данное понятие является комплексным, собирательным, поэтому логично, что его можно разделить на составляющие. Такими составными частями являются инвестиционный потенциал и риск вложения денег в регион. Потенциал края – это возможность его развития при наличии достаточного объема инвестиций. Он показывает, готов ли регион принять инвестиции, сохраняться эти денежные средства и принесут ли доход инвестору. Включает в себя различные виды потенциалов, которые отражают его уровень развития.Риск при вложении финансов – это возможность утраты денежных средств, вложенных в какой-то объект в пределах территориального образования. Также является совокупностью многих видов рисков, в том числе законодательного, политического, социального, экологического и прочих.

Читать еще:  Объектом инвестиционных торгов не могут быть

Инвестиционная политика

Регион уже стал практически самостоятельной экономической частью страны, что определяется ее федеративным укладом. Такой уклад дает некоторую автономность отдельно взятым экономическим районам.

Инвестиционная политика региона направлена на улучшение его развития в экономической сфере, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, проведение модернизации. На государственном уровне формируется перспективная региональная инвестиционная политика, которая бы адекватно отвечала состоянию финансовых рынков, потребностям национального хозяйства, уровню спроса на ту или иную продукцию, а также структуре рыночной экономики в целом.

Разработка поэтапной реализации политики по инвестированию именуется инвестиционной стратегией региона. Именно этот параметр отвечает за воплощение всех тех экономических, финансовых и социальных преобразований, запланированных во время формирования политики вкладов.

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат – это условия для денежных вложений в области региона, прежде всего иностранных. Этот показатель как раз оценивает риски, связанные с вложениями.

Важная составляющая климата региона – предоставление вкладчикам гарантий относительно их сбережений и капиталовложений. При современном положении вещей этот фактор является крайне важным. Все инвесторы хотят обезопасить себя и свои деньги.

Также одним из факторов, который помогает создать благоприятный климат для вложений в пределах экономического района, является законодательная база (налоговая). Этот пункт обеспечивает честность и прозрачность всех финансовых операций региона.

Привлекательность муниципального образования для вложения в него денег инвесторами

Стоит начать с того, что инвестиционная политика муниципального образования может несколько отличаться от таковой для большего территориального образования.

Само по себе муниципальное образование – это часть территории нашей страны, где наблюдается местное самоуправление для решения локальных вопросов. Их инвестиционная привлекательность рассчитывается так же, как и для края. Чтобы лучше понять, что это такое, представьте матрешку – меньшие муниципальные образования входят в большие, и так до государственного уровня.

Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности

Все регионы России можно разделить в зависимости от их привлекательности для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности региона особенно важна, если вы хотите сделать крупное вложение, которое имеет национальное значение.

При оценивании привлекательности края используются показатели ВРП – валового регионального продукта. Он является локальным аналогом ВНП.

На основании этого показателя составляется инвестиционный рейтинг регионов России, который в 2015 году возглавил Татарстан. Также в тройку вошли Калужская область и Белгородская.

19 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Петербуржском Международном форуме в экономической сфере был представлен ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Было отмечено, что она выросла по сравнению с прошлым годом.

Показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов.

Виды финансирования, разработка и инструкции по составлению.

Инвестиционная привлекательность предприятия, методы оценки и привлечения инвесторов.

Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.

Инвестиционная привлекательность регионов РФ

Инвестиционная привлекательность отраслей с точки зрения привлечения ИИ

Сопоставление инвестиционной привлекательности отраслей может быть осуществлено в соответствии с методом «следования за лидером» на основе динамики капиталовложений в них: чем больше рост капиталовложений в рассматриваемую отрасль, тем выше ее инвестиционная привлекательность.

Наибольшей инвестиционной привлекательностью обладают естественные монополии и высокомонополизированные отрасли экспортной ориентации, имеющие гарантированный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках (см. таблица 8). Это электроэнергетика и топливная промышленность. На втором месте — черная металлургия, являющаяся «новым экспортером», активное проникновение которой на внешние рынки осуществилось в прошлом году и дало ей мощный стимул роста.

Цветная металлургия, только вышедшая из периода передела собственности и подорвавшая из-за неразумной маркетинговой политики свои экспортные рынки, занимает четвертое место. Отрасли, ориентирующиеся преимущественно на внутренний рынок, обладают существенно меньшей инвестиционной привлекательностью. Лидером среди них является пищевая промышленность, обладающая фактически гарантированным спросом. Остальные испытывают трудности либо из-за крайнего ограничения рынка сбыта (в основном машиностроение, промышленность строительных материалов), либо из-за неконкурентноспособности (в той или иной степени это касается всех отраслей), либо из-за сокращения поставок сырья (в первую очередь легкая промышленность). На низкую инвестиционную привлекательность химической и нефтехимической, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности определяющее влияние оказало реальное удорожание рубля, снизившее рентабельность их экспорта.

Однако рассмотрение отраслевого аспекта инвестиционной привлекательности на общероссийском уровне имеет лишь ограниченный смысл вследствие высокой региональной дифференциации экономических условий. Так, многие регионы резко повысили показатели своей инвестиционной привлекательности именно за счет значительных капиталовложений в предприятия малоперспективных в общероссийском масштабе, но необходимых в регионе отраслей.

Инвестиционная привлекательность отраслей промышленности (динамика капиталовложений за 2009-2010 годы в %% к среднероссийскому уровню):

Отрасль Динамика капвложений

Черная металлургия 118.85

Цветная металлургия 101.60

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 72.10

Строительных материалов 56.95

Химическая и нефтехимическая 34.57

Инвестиционная привлекательность регионов РФ

Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.

К числу основных относятся следующие направления:

1.Развитие регионального инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.

2.Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот..

3.Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

4.Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

5.Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т. д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

Выделим характерные типы регионов.

1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы — они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

Читать еще:  Финансирование инвестиционного проекта

2)Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов — Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

3)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

4) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов — Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

5)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

6)Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

7)Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

При анализе инвестиционного потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной «консервативностью». В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи.

Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей – нефтяной, угольной и других.

Инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответствует ни достаточно весомому местному инвестиционному потенциалу, ни относительно низкому риску.

Так, отечественные инвесторы недостаточно учитывают довольно благоприятное сочетание инвестиционного климата и потенциала в Центральной России (в Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской, Смоленской и Орловской областях, а также в Псковской, Мурманской областях и в Республике Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО

Выявленные межрегиональные инвестиционные диспропорции во многом обусловлены общим дефицитом как отечественных, так и иностранных инвестиционных ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие ее общей высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной рисковостью на фоне других стран мира. Существенным фактором недоинвестирования является также и слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона.

Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы.Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.

Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона — это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов — перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. И об этом нельзя забывать.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector