Инвестиционная привлекательность региона это
Инвестиционная привлекательность
Что такое инвестиционная привлекательность? Это показатели инвестиционных проектов, которые затребованы конкретным инвестором. Оцениваются отдельные характеристики преимуществ и минусов инвестиционной политики и объектов инвестирования. Критерии задает конкретный субъект — инвестор.
Инвестиционная привлекательность региона напрямую зависит от инвестиционного климата конкретной страны или региона, а также отрасли. При анализе различных факторов (оценке ВВП, уровня инфляции и процентных ставок, оборота капитала) инвестор делает выводы о благоприятной ситуации для инвестирования.
Также инвестиционный климат оценивается по следующим факторам:
- Природные ресурсы, экологическая обстановка
- Развитие инфраструктуры
- Качество и количество рабочей силы
- Принципы государственного управления и политическая и экономическая стабильность
- Налогообложение и упорядоченность в сфере законодательства
- Социальные условия и другое.
В России регионами с высокой инвестиционной привлекательностью считаются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Свердловская, Тюменская, Тульская, Калужская, Ростовская, Ярославская, челябинская области, Якутия, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.
Именно в этих регионах фиксируется более 85% всех инвестиций в экономику страны. К регионам со средней инвестиционной привлекательностью относятся практически все оставшиеся территории страны. К самым неперспективным регионам относят Адыгею, Туву, Ингушетию, Чукотку, Алтайский край, Еврейскую автономную область, Калмыкию.
Методы оценки инвестиционной привлекательности в России
Рейтинг привлекательности регионов составляется на основе данных Росстата и ведомств по анализу статистических данных: Минфина, Минсвязи, Минприроды, Банка России и Минфина.
Оцениваются в первую очередь инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Благодаря первому показателю можно понять, какое место в рейтинге занимает тот или иной регион. Второй фактор помогает проанализировать уровень потенциальных сложностей для инвестора в регионе.
Суммарный инвестиционный потенциал включает:
- Природно-ресурсный
- Туристический
- Инновационный
- Потребительский
- Инфраструктурный
- Производственный
- Трудовой
- Финансовый
- Институциональный.
Суммарный инвестиционный риск включает:
- Финансовый
- Управленческий
- Частный
- Экологический
- Экономический
- Криминальный.
Для оценки инвестиционного климата в России важно принимать во внимание приток не только российских, но и иностранных инвестиций. Привлечение зарубежных капиталовложений позволяет получать более высокую прибыль в конкретных отраслях производства.
Россия в качестве страны как региона для инвестирования занимала в 2012-м 120-е место из 183 стран рейтинга. В 2013-м году ООН отметила, что рост притока иностранных инвестиций в страну составил 28%.
Для сравнения уровня инвестиционной привлекательности страны приведем пример в табличном варианте за 2013–2014 гг. Мы видим, что лишь три параметра снизились, все прочие отчетливо демонстрируют динамику роста.
Получение разрешения на строительство
Обеспечение исполнения контрактов
В течение 2014–2016 гг. в России наблюдался инвестиционный коллапс, однако уже в 2017-м инвестиции в экономику выросли на 4,4%, а в 2018-м — на 4,1%.
При общей положительной динамике доля регионов с резким падением уровня инвестиций очень высока: в конце 2018-го она составляла 40% от общего числа регионов страны. Регионы, экономика которых базируется на добыче сырья из-за нестабильности цен на мировом рынке, понизились в рейтинге, это касается, например, Томской области, Ненецкого АО, Алтайского края. Сохраняют свои позиции на уровне стагнации или незначительного роста лишь те области, где развитая оборонная или военная промышленность (Иркутская область, например).
Значительно диверсифицировала риски инвестирования политическая ситуация в стране, масштабное снятие с должностей глав регионов, а также влияние федеральных программ на территорию Крыма и Севастополя.
Централизованная власть стремится к политике унификации управления регионами, что напрямую влияет на уровень распределения субвенций и субсидий. А они, в свою очередь на фоне нестабильной экономики, являются основной поддержкой для крупных инвесторов.
В 2018-м топ-10 регионов с максимальной инвестиционной привлекательностью частично изменился. Новосибирская область потеряла в позициях суммарной привлекательности, зато снизились инвестиционные риски. Топ-лидер инвестиционной привлекательности — Москва — продвинулась на уровень верх по сумме рисков и занимает теперь в рейтинге 12-е место. Это произошло из-за резкого сокращения бюджетирования энергетического, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства города. Но при этом в текущее время доля ВВП столицы в России составляет 25%, доля в сфере обрабатывающей промышленности — 18%.
Отрицательное влияние на экономику оказали инвестиции, связанные с недавно прошедшим мундиалем. Вместо планируемого повышения инвестиционной привлекательности регионов на выходе большая часть областей получила практическую стагнацию и даже упадок отдельных отраслей производства.
Развитие инвестиционной привлекательности
Чтобы выправить ситуацию в стране, Минфин разработал инновационную реформу «модельного» бюджета. Регионы будут получать субсидии, определенные по специальному общероссийскому нормативу с корректировкой на особенности региональной специфики. Для каждого региона модель финансирования будет сопоставляться с реальным бюджетом. Данная модель позволит отследить, в каком регионе неэффективно используются и расходуются средства, и где из областей планировать повышение трансфертов.
Модель частично применена в 2017-м году: примерно 20% всех субсидий распределено по модельному принципу. В 2018-м — уже 30% бюджета было распределено в формате модельного финансирования. Результаты уже есть: более половина регионов, которая дотировалась из бюджета, распределяла бюджетные дотации нерационально, вследствие чего финансирование было урезано. В неблагоприятные с точки зрения рисков регионы вошли Калининградская область, Чукотка, Ингушетия, Севастополь и другие области.
Итоговый рейтинг топ-10 инвестиционной привлекательности регионов на 2018–2019 гг. выглядит следующим образом.
Составляющие инвестиционной привлекательности регионов
Тема 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
Инвестиционная привлекательность регионов
Инвестиционная привлекательность региона— это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций в регион или отток капитала.
Инвестиционная привлекательность (климат) региона определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.
Инвестиционный потенциал региона— это потенциальные возможности региона кразвитию экономики.
Инвестиционный потенциал учитывает готовность региона к приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами. Он включает следующие составляющие — частные потенциалы:
· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
· трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
· производственный (валовой региональный продукт);
· инновационный (уровень развития фундаментальной, вузовской и прикладной науки с упором на внедрение ее результатов в регионе);
· институциональный (степень развития институтов рыночной экономики);
· инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
· финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
· потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).
Инвестиционный риск— это вероятность (возможность) потери капитала.
Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, социальными, экологическими, криминальными и законодательными рисками.
Интегральный риск или просто инвестиционный риск рассчитывают по составляющим:
— экономический риск (тенденции в экономическом развитии региона);
— финансовый риск (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятия);
— политический риск (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);
— социальный риск (уровень социальной напряженности);
— экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационный);
— криминальный риск (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
— законодательный риск (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска используется совокупность федеральных и региональных законов и нормативных актов относительно инвестиций.
Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма частных видов потенциала и частных рисков.
Потенциал региона— это доля региона в общем потенциале России.
Относительный уровень риска региона определяется по отношению к усредненному российскому риску. Неточности анализа интегрального потенциала и интегрального риска регионов по данной методике связаны в основном с определением весов (долей) составляющих потенциала и риска.
Авторы методики наибольший вес присваивали потребительскому, трудовому, производственному потенциалам, законодательному, политическому и экономическому рискам, наименьший вес — природно-ресурсному, финансовому и институциональному потенциалам, экологическому риску.
Инвесторы особое значение придают трудовому и потребительскому потенциалам (это показали опросы), то есть их интересует в первую очередь качество местного труда ивозможность расширения производства и продаж товаров.
Из региональных рисков инвесторы опасаются больше всего законодательных и политических рисков, связанных между собой.
Составляющие инвестиционной привлекательности регионов
В настоящее время ведущей теорией развития, базирующейся на практике, стала теория конкурентных преимуществ региона. Последний должен максимально использовать свои природные, производственные, интеллектуальные, технологические или иные преимущества при составлении и реализации инвестиционной стратегии и программ своего развития. Именно теория конкурентных преимуществ лежит в основе разработки стратегий, концепций и программ развития регионов РФ.
Ведущее положение в экономике РФ занимают регионы-доноры. Первое место по экономическому потенциалу занимает Москва. Главное конкурентное преимущество столицы страны — статус ее финансового центра. Банкам Москвы принадлежат более 80% активов всей банковской системы страны, на московских фондовых биржах обращается около 90% ценных бумаг.
Регионы можно разделить на группы по следующим показателям и признакам:
— по инвестиционной привлекательности;
— по инвестиционному потенциалу;
— по инвестиционному интегральному риску;
— по частным инвестиционным потенциалам;
— по частным инвестиционным рискам;
— по суммарным инвестициям и инвестициям на душу населения;
— по величине ВРП региона и по его величине на душу населения;
— по темпам развития экономики (темпам прироста ВРП, инвестиций, доходов населения и др.);
— по типу экономики (сырьевая, индустриальная, постиндустриальная) ;
— по уровню развития человеческого потенциала и человеческого капитала;
— по соотношению средней заработной платы и прожиточного минимума;
— по обеспеченности региона бюджетными доходами на душу населения;
— по торговому потенциалу, а также по другим показателям.
В таблице 4.2.1 приведены валовой региональный продукт на душу населения, а также доля машиностроения и совокупная доля сырьевых отраслей, металлургии и электроэнергетики в структуре промышленности экономически сильных и некоторых средних и отсталых регионов Российской Федерации за 2002 г.
В число экономически сильных регионов входят:
— финансовый, экономический, научный, образовательный и культурный центр страны — г. Москва;
— Северная столица — развитый (на уровне России) во всех отношениях г. Санкт-Петербург, с высокой долей предприятий машиностроения и высоких технологий, с развитыми наукой, системой образования, высокой культурой;
— Самарская область — с диверсифицированной и конкурентоспособной промышленностью (машиностроение и металлообработка — 58,9%, химическая и нефтехимическая промышленность.— 10,8%, электроэнергетика — 7,5%);
— Татарстан, имеющий развитую и диверсифицированную промышленность;
— регионы с повышенной долей предприятий топливной и металлургической промышленностей и энергетики.
В состав средних по ВРП регионов (17000-8000 руб. на душу населения) входят регионы с разнообразными укладами экономики: от Липецкой области, где доля металлургической промышленности составляет 60%, до Воронежской области — с ее разнообразной, но в основном неэффективной промышленностью с высокой добавленной стоимостью. От Кемеровской области, основу экономики которой составляют металлургические производства и угольная промышленность, до Новосибирской и Нижегородской областей — с высокими долями предприятий машиностроения, высокоразвитыми системами образования и науки.
Если в качестве эталонного субъекта РФ со средним уровнем экономического развития выбрать Воронежскую область, то ВРПна душу населения в регионах-донорах окажется в 6,5-2 раза выше, чем в данной области (дотационной).
В число наиболее бедных республик (по официальным данным) входят в основном северокавказские и другие окраинные национальные республики. В то же время почти каждая из этих республик имеет дорогостоящие футбольные команды в высшей или первой лигах первенства РФ.
Для сравнительной оценки уровня жизни населения разных стран используют ВВП или ВРП на душу населения, рассчитанные по паритету покупательной способности.
ВВП на душу населения в международной валюте (обычно в долларах США) определяется как отношение стоимости ВВП страны к количеству населения.
ВРП в Тюменской области примерно такой же, как ВВП в Австралии, Японии, Нидерландах. ВРП Москвы сравним с ВВП Греции и Португалии. Остальные регионы значительно уступают по этому показателю.
В долгосрочном периоде должны иметь преимущество в конкуренции за приток капитала регионы со значительной долей обрабатывающей промышленности. Однако пока лидирующее положение занимают регионы с сырьевой экономикой в силу стагнации обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности.
Градация регионов по типу экономики носит условный характер. Так, например, Тюменская область основные доходы получает от предприятий топливной промышленности. В то же время в самом городе Тюмени имеет место индустриальный уклад экономики, под которым понимаются производства с достаточно высокой добавленной стоимостью.
К регионам с сырьевой экономикой можно условно отнести Республику Саха (Якутия), Республику Коми, Тюменскую область и некоторые др. Экономика этих регионов определяется мировыми ценами на сырьевые ресурсы. ВРП в этих регионах пока наиболее высокий в стране.
К регионам со смешанными экономиками (высокие доли как сырьевых отраслей, так и машиностроения) относятся большинство южных областей и краев Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сюда входят Свердловская, Пермская, Челябинская области, Удмуртская Республика, Башкортостан, Оренбургская, Омская области, Красноярский край, Томская, Кемеровская области, Алтайский край, Иркутская область, Приморский, Хабаровский края и др. Экономики некоторых из этих регионов достаточно стабильны и диверсифицированы. ВРП близок по величине к ведущим регионам (Свердловская, Кемеровская области, Башкортостан и др.). Они периодически или постоянно входят в число регионов-доноров.
К регионам с индустриальной экономикой относятся субъекты Федерации: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Волго-Вятский, Уральский, Поволжский, Ростовская область.
Экономики Краснодарского и Ставропольского краев ориентированы из-за благоприятных природных условий на сельскохозяйственные производства. Это их несомненные конкурентные преимущества в сравнении с другими регионами.
К очагам роста постиндустриальной экономики можно отнести Москву с ближним Подмосковьем с его фундаментальной и прикладной наукой, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Томск и некоторые другие крупные города с академическими центрами и развитыми системами науки и образования. Именно эти регионы и города представили в Правительство РФ крупные и перспективные проекты и в них создаются технопарки и особые экономические зоны (ОЭЗ).
Инновационный потенциал, в рамках использованной методики, оценивался по уровню развития фундаментальной, вузовской и прикладной наук с учетом внедрения их результатов в регионе. В целом он коррелирует с инвестиционным потенциалом регионов.
На инвестиционную привлекательность региона существенно влияют политические риски. Они зависят: от политической стабильности; стабильности местного законодательства; взглядов и менталитета его элиты; политических симпатий и менталитета населения; авторитета региональной власти; отношений между властями региона и крупнейшими муниципальными образованиями региона, между регионом и федеральным центром.
Методика, использованная агентством «Эксперт» для оценки рейтинга политического риска, базируется на показателе стабильности в регионе политической обстановки, стабильности местных законов и правил для бизнеса. Поэтому высокий ранг имеют республики и национальные автономные округа зачастую с авторитарными режимами власти. В то же время субъекты РФ с высоким уровнем и высоким качеством ЧК, высоким инновационным потенциалом, высоким ВРП на душу населения занимают низкие места (Москва — 35, Самарская область — 76, Санкт-Петербург — 80). Подобная методика оценки политического риска учитывает роль политических пристрастий губернаторов и мэров этих регионов, которые существенно и субъективно влияют на инвестиционный процесс. В общем рейтинге по инвестиционному риску политический риск для сильных регионов компенсируется за счет других составляющих интегрального риска.
Понятие инвестиционной привлекательности регионов
Факультет управления и социально-гуманитарного образования
Кафедра управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Инвестиционный менеджмент»
«Оценка инвестиционной привлекательности регионов»
студентка группы ГО-12/2
Чеботарева Юлия Витальевна
к.э.н., доц. Шутова Т.В.
Содержание
Введение. 3
Инвестиционная привлекательность регионов. 5
Понятие инвестиционной привлекательности регионов. 5
Факторы инвестиционной привлекательности регионов. 10
Управление инвестиционной привлекательностью регионов 11
Привлечение инвестиций в регионы России. 15
Различные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов 18
Определение инвестиционной привлекательности на основе интегрального показателя 18
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 22
Введение
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.
Целью данной работы является раскрытие понятия инвестиционной привлекательности регионов России, определение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, изучение процесса управления инвестиционной привлекательности регионов.
Для достижения цели контрольной работы нужно выполнить следующие задачи,а именно рассмотреть:
1. Сущность инвестиционной привлекательности регионов
2. Оценку эффективности инвестиционного проекта.
Предмет контрольной работы – инвестиционная привлекательность регионов.
Объект контрольной работы – регион, куда привлекаются инвестиции.
Контрольная работа выполнена в соответствии с методическими рекомендациями, содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
Инвестиционная привлекательность регионов
Понятие инвестиционной привлекательности регионов
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой [2,c.121].
Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.
Инвестиционная привлекательность является характеристикой, которая может применяться и к региону, и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Этот параметр отражает факт соответствия данного инвестиционного объекта конкретным целям определенного инвестора.
В международной практике обычно под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом объекта (территории, региона, организации) понимается лишь совокупность некоммерческих рисков `вхождения` инвестора в данный регион (некоммерческие риски непосредственно связаны с прямыми или косвенными действиями принимающего государства, которые причиняют ущерб иностранным инвесторам, осуществившим капиталовложения в экономику страны-реципиента. Такие действия принимающего государства могут заключаться в принятии нормативных правовых актов, ущемляющих имущественные интересы иностранных инвесторов, в осуществлении экономической политики или в проведении в жизнь определенных политических решений, таких как начало боевых действий или провоцирование гражданских беспорядков), или предприятие и осуществления им инвестиционного проекта. Рассматривая понятие шире, так как, по мнению автора одних ли некоммерческих рисков недостаточно для объективной оценки, можно использовать следующее определение, инвестиционная привлекательность региона – это совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью.
В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала.
Интегральная инвестиционная привлекательность региона –это сводный уровень объективных социально-экономических, природно-географических и экологических показателей, характеризующих условия хозяйственного развития региона и оказывающие позитивное либо негативное влияние на формирование инвестиционной активности в нем.
Категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. При этом следует отметить, что некоторые экономисты под «инвестиционным потенциалом» понимают «определенным образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма при их использовании».
Заслуживают внимания подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона, предложенные Ф. С. Тумусовым. Он рассматривает «инвестиционный потенциал» как совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.
В целом, инвестиционный потенциал региона можно определить как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона [11, с. 39].
Зенченко С.В., Шемёткина М.А. в своей работе выделяют ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы:
· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
· производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
· потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
· инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
· интеллектуальный (образовательный уровень населения);
· институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
· инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Отметим, что на инвестиционный потенциал является одним из возможных критериев классификации регионов.
Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.
Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия.
Определение инвестиционной привлекательности региона разбивается на следующие основные этапы:
— определяется доля основных фондов каждой отрасли, существующей в рассматриваемом регионе, в общероссийском объеме основных фондов данной отрасли;
— исходя из объема капиталовложений в данную отрасль по всей России рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данную отрасль данного региона (произведение доли основных фондов данной отрасли, приходящейся на рассматриваемый регион, в общероссийском объеме основных фондов этой отрасли, на общероссийский объем капиталовложений, осуществленных в данную отрасль);
— суммированием нормативных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данный регион;
— суммированием реальных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается реальная величина капиталовложений в данный регион;
— осуществляется группировка и сопоставление регионов по величине реальных и нормативных капиталовложений.
Во многих методиках интегральная оценка инвестиционной привлекательности определяется сравнением эффективности вложений. В этом случае позиция России близка позициям Ирака, Нигерии, Венесуэлы. К этой же группе можно отнести и тех, кто предлагает определять инвестиционную привлекательность через уровень прибыли от вложения капиталов или через мультипликаторы макроэкономических процессов. Такой подход отличается узкой сферой применения, поскольку для получения адекватных результатов требуется, чтобы инвестиции осуществлялись только в виде финансовых вложений и с одинаковой степенью риска. Поскольку инвестиции в регион должны носить преимущественно реальный характер, то применение такого подхода представляется невозможным.
Очень необычной представляется методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, основанная на инвестиционном имидже регионов. Здесь предлагается создание желаемого уровня привлекательности путем творческого подхода, взятого, прежде всего, из психологии. Для этих целей рекомендуется использовать опыт известных имиджмейкеров. Такой подход базируется только на социально-психологическом восприятии инвестора. Однако инвестора, прежде всего, интересует результат вложений, а не «престижность» объекта инвестирования. Учитывая это, использование данного подхода для оценки инвестиционной привлекательности считается невозможным; его применение возможно при управлении инвестиционной привлекательностью региона в целях создания желаемого мнения о региональном развитии. Однако даже это применение невозможно без мероприятий экономического характера.
Инвестиционная привлекательность регионов России
Инвестирование стало достаточно часто встречаться в нашей стране как род финансовой деятельности человека.
Благодаря переходу Российской Федерации от плановой модели экономики к рыночной, каждый обычный человек теперь может осуществлять вложения и зарабатывать на финансовых биржах. Единственный критерий, который важен скорее для самого инвестора, так как определяет его уровень дохода, это определенные знания и умения, необходимые для инвестиционной деятельности.
Что такое инвестиционная привлекательность региона
Заработок посредством вложений может обеспечить достаточно высокий и постоянный уровень дохода для инвестора, если правильно выбрать проект для инвестирования. Критерии выбора разнообразны: нужно оценить риски, связанные с инвестированием в эту отрасль или конкретный объект, осведомиться о доходе от операции и тому подобное. Главное, что нужно сделать грамотному инвестору – это в первую очередь оценить инвестиционную привлекательность региона России.
Данный показатель отображает степень экономического, законодательного, политического, социального и финансового развития области инвестирования. Эту привлекательность определяет направление потоков инвестиций (куда больше идет вкладов – в регион или из него), движения интеллектуальных ресурсов (то есть обмен человеческими ресурсами, которые обладают нужными знаниями для какой-то отрасли), уровень инфляции, а также многие другие экономические факторы инвестиционной привлекательности.
То есть, проще говоря, этот показатель отображает выгодность или невыгодность вложения денежных средств в данный экономический район, сопровождающие этот процесс риски и возможные перспективы развития того объекта, чью инвестиционную привлекательность оценивают. Ее можно определять, как для конкретного объекта, так и для разных масштабов территории – области, региона, страны.
Составляющие инвестиционной привлекательности
Данное понятие является комплексным, собирательным, поэтому логично, что его можно разделить на составляющие. Такими составными частями являются инвестиционный потенциал и риск вложения денег в регион. Потенциал края – это возможность его развития при наличии достаточного объема инвестиций. Он показывает, готов ли регион принять инвестиции, сохраняться эти денежные средства и принесут ли доход инвестору. Включает в себя различные виды потенциалов, которые отражают его уровень развития.Риск при вложении финансов – это возможность утраты денежных средств, вложенных в какой-то объект в пределах территориального образования. Также является совокупностью многих видов рисков, в том числе законодательного, политического, социального, экологического и прочих.
Инвестиционная политика
Регион уже стал практически самостоятельной экономической частью страны, что определяется ее федеративным укладом. Такой уклад дает некоторую автономность отдельно взятым экономическим районам.
Инвестиционная политика региона направлена на улучшение его развития в экономической сфере, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, проведение модернизации. На государственном уровне формируется перспективная региональная инвестиционная политика, которая бы адекватно отвечала состоянию финансовых рынков, потребностям национального хозяйства, уровню спроса на ту или иную продукцию, а также структуре рыночной экономики в целом.
Разработка поэтапной реализации политики по инвестированию именуется инвестиционной стратегией региона. Именно этот параметр отвечает за воплощение всех тех экономических, финансовых и социальных преобразований, запланированных во время формирования политики вкладов.
Инвестиционный климат
Инвестиционный климат – это условия для денежных вложений в области региона, прежде всего иностранных. Этот показатель как раз оценивает риски, связанные с вложениями.
Важная составляющая климата региона – предоставление вкладчикам гарантий относительно их сбережений и капиталовложений. При современном положении вещей этот фактор является крайне важным. Все инвесторы хотят обезопасить себя и свои деньги.
Также одним из факторов, который помогает создать благоприятный климат для вложений в пределах экономического района, является законодательная база (налоговая). Этот пункт обеспечивает честность и прозрачность всех финансовых операций региона.
Привлекательность муниципального образования для вложения в него денег инвесторами
Стоит начать с того, что инвестиционная политика муниципального образования может несколько отличаться от таковой для большего территориального образования.
Само по себе муниципальное образование – это часть территории нашей страны, где наблюдается местное самоуправление для решения локальных вопросов. Их инвестиционная привлекательность рассчитывается так же, как и для края. Чтобы лучше понять, что это такое, представьте матрешку – меньшие муниципальные образования входят в большие, и так до государственного уровня.
Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности
Все регионы России можно разделить в зависимости от их привлекательности для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности региона особенно важна, если вы хотите сделать крупное вложение, которое имеет национальное значение.
При оценивании привлекательности края используются показатели ВРП – валового регионального продукта. Он является локальным аналогом ВНП.
На основании этого показателя составляется инвестиционный рейтинг регионов России, который в 2015 году возглавил Татарстан. Также в тройку вошли Калужская область и Белгородская.
19 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Петербуржском Международном форуме в экономической сфере был представлен ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Было отмечено, что она выросла по сравнению с прошлым годом.
Показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов.
Виды финансирования, разработка и инструкции по составлению.
Инвестиционная привлекательность предприятия, методы оценки и привлечения инвесторов.
Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.