Инвестиционная привлекательность нижегородской области
Инвестиционная привлекательность нижегородской области
Библиографическая ссылка на статью:
Ломовцева А.В., Асманкин С.М. Инвестиционная политика Нижегородской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16133 (дата обращения: 08.02.2019).
Инвестиционная политика является одним из основных направлений экономической политики любого государства, которая направлена на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основными конкурентными преимуществами Нижегородской области, влияющими на инвестиционную привлекательность региона являются: выгодное географическое положение, развитая транспортная система, наличие на территории региона крупных промышленных предприятий и научно-исследовательских центров федерального значения, мощная образовательная база и относительно низкий даже по российским меркам уровень оплаты труда.
Информационный портал «Волга Ньюс» совместно с порталом «Инвестиционные проекты» по итогам 2017 подготовили рейтинг инвестиционной активности регионов ПФО, в соответствии с которым Нижегородская область занимает 3 место (см. таблица 1). В основе рейтинга данные о реализуемых, запланированных и приостановленных проектах. [1].
Таблица 1 -Рейтинг инвестиционной активности регионов ПФО по итогам 2017 года
Инвестиционные проекты
Согласно данному исследованию, в Нижегородской области разрабатываются 107 инвестиционных проектов, при этом самые крупные из них связаны с подготовкой региона к Чемпионату мира по футболу-2018 и реализуются за счет бюджета. Что касается коммерческих проектов, то в регионе существует идея строительства инновационного центра по производству и переработке козьего молока, а также мясо-молочный товарный комплекс на 11,5 тыс. голов дойного стада. Инвестор «Молоко Холдинг Поволжье» подыскивает подходящий участок и готов вложить в реализацию проекта 12 млрд рублей. В числе приостановленных самый крупный проект— строительство парогазовой ТЭЦ «Верхне-Волжской генерирующей компании» стоимостью 40 млрд рублей.
Надо также отметить, что Нижегородская область получила 8 место в федеральном рейтинге «Эксперт РА» по инвестиционному потенциалу [2]. Первые десять позиций рейтинга представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Инвестиционный потенциал российских регионов в 2016 году
Доля в общероссийском потенциале в 2016 году, в %
Значительный импульс инвестиционному развитию Нижегородской области придала реализация крупнейших инфраструктурных проектов, таких как:
- строительство моста через р.Волгу на автомобильной дороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров.;
- строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке обхода Нижнего Новгорода;
- строительство нового международного терминала аэропорт «Нижний Новгород – Стригино».
- строительство спортивного стадиона мирового класса для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году и связанное с этим гостиничное строительство, развитие сферы услуг заложат основу для создания в последствие на данной территории не только спортивного, но и делового и культурного центра мирового класса;
- строительство новой станции Нижегородского метрополитена.[3].
Правительство Нижегородской области ведет работу по сокращению и упрощению реализации инвестиционных проектов, для этого Правительство Нижегородской области сотрудничает с инвесторами по принципу «одного окна», тем самым снижая административные барьеры. Благодаря этому, пришедший в регион инвестор, может получить весь спектр финансовой и нефинансовой поддержки.
Финансовые меры поддержки представляют собой такие мероприятия, как налоговые льготы, снижение процентной ставки по кредитам для инвестиционным проектам или компенсация её части, предоставление государственных гарантий, а также предоставление инвестиционного налогового кредита. В Нижегородской области действует закон, позволяющий масштабным проектам получение земельных участков без торгов и существует максимальная льгота по налогу на прибыль в 4,5%.
Нефинансовые меры господдержки предполагают ходатайство в федеральные органы государственной власти об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта, оказание помощи в создании инфраструктуры бизнеса, которая в том числе, предполагает подбор земельных участков для размещения производства в соответствии с требованиями инвестора. Для улучшения инвестиционной привлекательности Нижегородского региона успешно функционируют техно-парки (например, «Анкудиновка»), бизнес-инкубаторы например, «CLEVER»), функционируют каналы прямой связи органов государственной власти с инвесторами. Также на регулярной основе проводятся заседания Экспертной группы по вопросам мониторинга Инвестстандарта, состоящей из числа бизнесменов, представителей объединений промышленников и предпринимателей.
До 1 апреля 2018 года в Нижегородской области активно осуществлял свою деятельность инвестиционный совет при губернаторе. В ближайшее время планируется создание Совета по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области, который будет являться постоянно действующим коллегиальным совещательным органом для координации действий органов власти с различными организациями в целях формирования благоприятного инвестиционного климата, формирования экономического и инвестиционного потенциала, принятия решений по крупным инвестиционным проектам. В состав совета по стратегии развития и инвестициям войдут представители исполнительной, законодательной власти, бизнесмены и ученые.[4]
Успешно функционируют в регионе интерактивные электронные ресурсы, например, специализированный инвестиционный портал «Территория инвестиций Нижегородская область», где размещена оперативная информация для инвесторов и различные электронные сервисы [5]. Создана интерактивная инвестиционная карта, на которой размещена информация о свободных инвестиционных площадках, проектах, нуждающихся во внебюджетном финансировании.
Таким образом, инвестиционная политика Нижегородской области направлена на дальнейшее развитие региона, а именно на стимулирование инвестиционной активности, повышение конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики, развитие предпринимательства и туризма, роста уровня и качества жизни населения.
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области
Инвестиционный климат государства определяется совокупностью инвестиционной привлекательности всех его регионов. Каждая территория обладает уникальным деловым климатом, который имеет собственные плюсы и минусы.
Чем больше площадь государства, тем сложнее управлять инвестиционными проектами на уровне регионов. Это и обуславливает необходимость создания автономных регулирующих органов, которые отвечают за инвестиционную деятельность на отдельно взятой территории.
Инвестиционная деятельность в РФ, регулируется не только на уровне местной власти, но и на общегосударственном уровне. Вопросы, связанные с формированием оптимального делового климата, входят в компетенцию соответствующих административных и исполнительных органов.
Инвестиционный климат Нижегородской области
Нижегородская область РФ имеет уникальный инвестиционный потенциал и перспективы развития.
В регионе развиты такие отрасли народного хозяйства как:
- сельское хозяйство,
- торфодобывание,
- химическая промышленность,
- машиностроение,
- пищевая промышленность.
Ныне в области продолжается активный поиск нефти, однако ключевым ресурсом всё же остаётся торф. Он используется не только как топливный и энергетический ресурс, но и как ресурс для производства удобрений для аграрных предприятий.
К перечню конкурентоспособной продукции, которая производится в области, относят:
- стекольную продукцию,
- автобусы и автомобили,
- автодетали,
- продукты нефтеперерабатывающей промышленности,
- бумагу.
Нижегородская область активно сотрудничает с другими государствами. Это способствует усовершенствованию делового климата и налаживанию деловых связей.
В будущем предприятия всех отраслей области планируют активно работать над повышением конкурентоспособности продукции:
строительной промышленности,
В области имеется достаточно разветвлённая инфраструктура деловой сферы, к которой относят:
региональный центр наноиндустрии,
агентство наукоёмных технологий и прочие приоритетные организации.
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области
Регулирующим инвестиционную деятельность органом в регионе является Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, относящееся к органам исполнительной власти. Деятельность Министерства финансируется из бюджета области. В своей работе Министерство руководствуется общегосударственной и областной законодательной базой. Орган возглавляется министром, имеющим трёх заместителей. Каждый министр отвечает за деятельность совокупности департаментов.
Главной задачей Министерства является способствование формированию привлекательного делового климата в регионе, призванного обеспечить необходимые условия для вхождения инвесторов в регион.
Остальными, не менее важными задачами Министерства являются:
реализация на государственном уровне инвестиционной политики в регионе;
работа с иными органами исполнительной власти в области инвестирования;
аналитическая работа, направленная на оценку экономических показателей и деловой среды в регионе;
развитие инвестиционного потенциала предприятий региона, которые принадлежат приоритетным отраслям;
привлечение иностранных инвесторов;
контроль над инвестиционными проектами, реализующимися в области.
К перечню функций Министерства относят следующие:
Разработка методов привлечения прямых инвестиций в развитие области, в том числе и иностранных;
работа над законодательной базой в сфере инвестирования Нижегородской области;
постоянное отслеживание показателей инвестиционного климата в регионе;
организация выбора приоритетных для региона инвестиционных проектов;
обеспечение деятельности инвестиционного совета, входящего в состав Правительства области;
организация работы по сопровождению инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для экономики региона;
отслеживание целевого использования ресурсов, предназначенных для финансирования проектов региона;
разработка информационного и аналитического обеспечения деловой среды области.
Отдельно необходимо рассмотреть функции Министерства, касающиеся процесса инвестирования.
Анализ спроса на средства различных инвестиционных источников.
Разработка программ, в которые включаются как российские, так и зарубежные инвесторы.
Контроль реализации проектов на всех этапах.
Предоставление инвесторам консультаций по юридическим и финансовым аспектам бизнеса в области.
Организация выставок, бизнес-форумов, посвященных инвестиционной деятельности области.
Министерство активно предоставляет финансовую помощь экономическим субъектам, занимающимся приоритетными для области проектами. Может предоставляться субсидия, позволяющая возместить сумму процентов по банковским кредитам. Целью данного подхода является стимулирования деловой активности в области.
Ежегодно Министерство предоставляют публичную информацию, касающуюся результатов его работы.
Министерство имеет право запрашивать у федеральных органов предоставление данных по вопросам, входящим в его компетенцию. Также Министерство обладает правом координации действий областных органов исполнительной власти, если эти действия касаются инвестиционной политики. Министерство имеет право представления интересов региона в федеральных органах власти. В пределах своей компетенции орган формирует соответствующую законодательную базу.
Федеральная адресная инвестиционная программа: её суть и применение.
Политика России в сфере инвестирования и контроль над регионами.
Из чего состоит инвестиционный вычет и как его получить.
Охрану каких прав зарубежных инвесторов обеспечивает Российская Федерация.
Инвестиционную привлекательность Нижегородской области повысят с помощью магазина
Взаимодействие органов по развитию предпринимательства эксперты назвали «лебедью, раком и щукой»
Глава региона Глеб Никитин поставил перед кабинетом министром задачу подняться в национальном инвестиционном рейтинге минимум до 20 места. На протяжении последних трёх лет область стремительно теряет блеск в глазах большого бизнеса. В 2017 году, к примеру, по инвестициям она заняла 70-е место и стала лидером падения. Учитывая, что в России всего 85 субъектов, такое положение дел для региона с большим экономическим потенциалом наблюдатели называют позором. Функционеры «Деловой России» считают, что причинами неудач является дезорганизация ответственных за развитие бизнеса структур и тотальное непонимание чиновников, что от этого зависит наполняемость казны. Забавно, но факт: бюджет нижегородской программы комплексной поддержки развития предпринимательства на 90% состоит из затрат на снос киосков. Вот и получается, говорят эксперты, не поддержка бизнеса, а борьба с ним.
Исправлять ситуацию Глеб Никитин решил с размахом, заключив соглашение о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Федеральная структура в ближайшее время займется реализацией в регионе проекта под необычным названием «Магазин верных решений».
Глеб Никитин хочет в «большую двадцатку»
«В рамках проекта регионы конкурируют между собой, представляют в Агентство стратегических инициатив реализованные проекты, которые затем получают статус лучших практик и распространяются в другие регионы, – заявил врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин. – Надеюсь, что в будущем мы будем тиражировать как свои практики, так и использовать опыт других регионов. Кроме того, соглашение предполагает активное информационное взаимодействие по выявлению конкретных проблем предпринимателей».
«Агентство стратегических инициатив – это площадка, которая позволяет аккумулировать лучшие региональные практики в экономической деятельности. Вместе с предпринимательским сообществом и региональными органами власти мы обсудили план развития по улучшению инвестиционного климата. Говорили о том, какие меры поддержки нужны, как перезагрузить институты поддержки бизнеса. Есть уже понятные решения, которые в ближайшее время будут оформлены документально. В октябре этого года проведем повторное совещание вместе с бизнесом и обсудим первые результаты работы», – пообещала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. По итогам совещания она заявила, что Агентство будет участвовать в работе над итоговой версией стратегии развития Нижегородской области. «Мы готовы привлечь к процессу как федеральных экспертов, так и предпринимателей. Думаю, что это будет действительно работающий документ», – подчеркнула она.
Светлана Чупшева пообещала помочь разработать стратегию развития региона
Помимо этого, в Нижнем Новгороде прошло заседание штаба по внедрению практик национального рейтинга. В нём у региона незавидное положение — всего лишь 70 место. А когда -то он был в первой двадцатке. «Это неудовлетворительная оценка, которую нужно исправлять. Для этого мы будем работать над улучшением системы работы с инвесторами. Перед правительством региона ставлю задачу – регион должен войти в ТОП-20 рейтинга»,– заявил Глеб Никитин.
В региональном отделении общественной организации «Деловая Россия» приветствовали эти шаги и выразили надежду, что новое место Нижегородской области в рейтинге будет «занято по справедливости, а не потому что его нарисовали».
По мнению члена организации Дениса Лабузы, в регионе за последние 5 лет сформировалась парадоксальная ситуация, когда чиновники старательно работают над запуском программ поддержки промышленности и бизнеса, и в то же время представители нижегородского малого и среднего предпринимательства недоумевают от того, что у них нет обратной связи с властью и не могут разобраться, какие программы из огромного множества федеральных могут быть полезны именно для них.
«Предприниматели не представляют, что делает инвестиционный блок правительства области, инновационный блок, бизнес-инкубатор, технопарк, администрация кластерной политики. Наблюдается полное отсутствие взаимосвязи и взаимопонимания, хотя и те, и другие искренне хотят развития предпринимательства. Бизнесмены хотели бы при помощи программ увеличить прибыль и нести социальную ответственность, выполнять какие-то социальные проекты. Хотя само по себе предпринимательство – это уже социальная деятельность, потому что приносит в бюджет налоги, бизнесмены, образно говоря, не висят на шее у государства», – объяснил Лабуза.
Он также отметил, что ситуация в регионе находит своё гипертрофированное отражение и на городском уровне. Эксперт отметил, что областном центре бюджет «Программы комплексной поддержки развития предпринимательства» на 90% состоит из расходов на сноса нестанционарных объектов.
Денис Лабуза считает, что нижегородский бизнес брошен
«Ну, наверное, их надо сносить. Но не за счет программы развития предпринимательства. То есть по факту у нас городская программа развития предпринимательства состоит из борьбы с предпринимательством», – сделал вывод Денис Лабуза. – При этом советы есть практически при каждом министерстве. Может быть, стоит их сократить и сделать один, но четкий и системный в работе, чтобы через него все ведомства сохраняли свою мобильность. В свое время Столыпинский клуб предлагал на федеральном уровне ввести должность министра-координатора инвестпроектов – и в этом есть своя логика. В Нижегородской области есть все инструменты, все нормативные акты для работы с инвесторами, но то, как все функционирует, напоминает басню Крылова про лебедя, рака и щуку».
«Правда ПФО» продолжает следить за развитием событий.
Инвестиционная привлекательность области
Инвестиционная привлекательность Брянской области
Важнейшим направлением своей деятельности, способным обеспечить динамическое развитие муниципального образования, администрация города считает стимулирование процесса привлечения инвестиций, создания благоприятного инвестиционного климата.
Эффективность избранной стратегии подтвердила практика и возросшие рейтинговые оценки. В 2002 году область вошел в число лучших городов России по предпринимательскому климату, обойдя практически всех своих соседей по Центральному Федеральному Округу (Курск, Тула, Калуга, Смоленск, Орел), и занял 24-ую позицию. Этому во многом способствовал стабильный политический климат (13-ое место). Высок рейтинг транспортной доступности – 13-е место, обеспеченности связью – 17-е место.
В целях создания благоприятных условий для привлечений инвестиций в области приносят ряд законодательных актов и нормативных документов, защищающих и гарантирующих права инвесторов.
Основными конкурентными преимуществами области, которые создают предпосылки для успешного партнерства являются:
- выгодное географическое расположение в центральной части России на границе с Беларусью и Украиной;
- наличие крупных железнодорожных узлов;
- развитая сеть автомагистралей;
- разнообразные природные ресурсы, позволяющие в сочетании с высокой освоенностью территории минимизировать издержки при реализации инвестиционных проектов;
- высокая плотность населения, наличие высококвалифицированной рабочей силы, что позволяет развернуть сеть трудоемких производств;
- приверженность региональных органов власти курсу реформ.
Примером внимания федерального центра к региону является включение в федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)».
В целях достижения экономической и социальной стабилизации и создания условий долговременного экономического и социального развития отраслевыми Комитетами и управлениями городской администрации разработана программа социально-экономического развития города, основными подпрограммами которой являются:
- «Обновление парка подвижного состава пассажирского автомобильного (автобусы) и электрического (троллейбусы) транспорта Брянско области».
- «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Брянской области».
- «Экология».
- «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».
- «Развитие капитального строительства».
- «Энергосбережение».
Структура инвестиций в основной капитал за 2002 год
Из крупных инвесторов, вкладывающих собственные средства в строительство и реконструкцию своих предприятий следует отметить ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Брянский сталелитейный завод», ОАО «Брянконфи», ЗАО «Мелькрукк», ОАО «Брянсксвязьинформ», ОАО «Брянскнефтепродукт», ОАО МН «Дружба», ОАО «Птицефабрика Снежка».
Иностранные инвестиции
Объем поступивших иностранных инвестиций в 2002 г. составил около 411,5 тыс. долларов.
В структуре поступившего капитала преобладает портфельные инвестиции 165 тысяч долларов или 59,9%. Прямые инвестиции составили 246,5 тысяч долларов или 40,1%. Основными инвесторами в 2002 году выступали следующие страны: Люксембург (24,8% всего объема поступивших инвестиций), Германия21,3%), Кипр (20,8%), Сент-Китс и Невис (7,2%), Великобритания (6,3%), Польша (5,3%).
В промышленность было направленно 444 тысячи долларов иностранных инвестиций, что составило 76,8% в общем объеме иностранных инвестиций области.
Доля предприятий (организаций) материально-технического снабжения и сбыта, получивших иностранные инвестиции, составила 16,1%, предприятий торговли — 7,1%. В территориальной структуре инвестиций преобладает город — 87,3% всех поступлений).